«Развитие технических навыков учащихся к классе баяна и аккордеона в ДШИ»

Фомюк Татьяна Владимировна

Внеклассная работа в детской школе искусств является основным аспектом формирования детского коллектива,помогающим сплотить детей,лучше узнать их внутренний мир,круг их интересов.создать творческую атмосферу в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota_v_detskoy_shkole_iskusstv.docx23.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА УЧЕНИКА»

Автор: Фомюк Татьяна Владимировна –

преподаватель высшей категории

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

Внеклассная работа в детской школе искусств является основным аспектом формирования детского коллектива, помогающим сплотить детей, лучше узнать их внутренний мир, круг их интересов, создать творческую атмосферу в классе, поднять уровень заинтересованности учащихся в занятиях музыкой.

Одной из основных задач детской школы искусств является именно всестороннее развитие детей, умеющих самостоятельно мыслить и действовать, что требует от современных педагогов постоянных поисков новых форм и приемов работы, совершенствования своего педагогического мастерства, вдохновения, а также безграничной преданности своему делу.

Понятие «всестороннее развитие детей» – очень объемное понятие. Оно включает в себя формирование музыкального слуха и памяти, воспитание самостоятельных навыков (умение играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа и т.д.), воспитание артистизма, расширение общего музыкального кругозора и, самое главное, привитие интереса и любви к занятиям музыкой.

Внеклассная работа в детской школе искусств имеет ряд своих особенностей, основной из которых является индивидуальная форма обучения. Помимо работы с коллективом педагог получает широкие возможности индивидуального подхода к каждому ученику.  «Детский коллектив – это опора воспитателя» (В.А. Сухомлинский). В классе специальности тоже может быть создан крепкий, деятельный коллектив, несмотря на разницу учащихся в возрасте, характере и воспитании.

Всем известно, что увлечение – это залог успеха в любом деле. Приобретение навыков игры на баяне и аккордеоне, исполнительская практика требуют от детей большой затраты времени, сил, настойчивости, терпения, воли и желания, что невозможно без наличия интереса. Так от чего же зависит степень заинтересованности учащихся в занятиях музыкой? Прежде всего – это, конечно же, первая встреча с учеником, доброжелательная атмосфера на уроках, тщательно продуманный исполнительский репертуар. «Начало – это дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее» (И. Гофман). Залог успеха заключается в умении и желании учащегося трудиться, работать самостоятельно. Но, пожалуй, немаловажным фактором заинтересованности учащихся остаются хорошо продуманные и на высоком уровне проведенные внеклассные мероприятия.

Формы внеклассной работы очень разнообразны. Они зависят от опыта работы как всего педагогического коллектива школы, так и от личности и творческой фантазии педагога в целом. 

Важным условием совершенствования педагогического взаимодействия является правильный выбор форм внеурочной деятельности. Выбирая такие формы, следует оценить их воспитательное значение с позиций цели, задачи и функций. (Хапова Л. В., «Внеурочная деятельность в Детской школе искусств», Всероссийский журнал «Педагогический опыт».)

Например, заметив у некоторых детей педагогические наклонности,  можно предложить им позаниматься с младшими детьми: проверить выполнение ими домашнего задания. В дальнейшем таким ребятам можно доверить проведение небольшого фрагмента урока с любым из учеников класса.

Один раз в год, в конце 3 четверти, в классе проводится «День самоуправления», где в роли «педагога» выступают ученики старших классов. Такие занятия нравятся всем детям без исключения, так как уже проявляются и определенные природные наклонности ученика – педагога, и приобретенные им профессиональные навыки и умения.

Индивидуальными могут быть определенные поручения и обязанности для каждого ученика. Например: в классе есть ответственные за успеваемость класса по теоретическим дисциплинам, есть свои санитары, цветоводы и библиотекари. Это воспитывает в детях чувства ответственности и взаимопомощи. Конечно же, увлечение этих ребят передается и другим детям, и естественно, перекликается с еще большим интересом, любовью к занятиям музыкой.

В классе народных инструментов учащиеся всех возрастов: от начинающих до выпускников, поэтому условно они разделены на три группы - младшую, среднюю и старшую. Это подразделение весьма целесообразно, так как позволяет проводить не только общие внеклассные мероприятия, но и групповые, в соответствии с возрастными возможностями детей.

Основной формой учебно-воспитательной работы в детской школе искусств являются творческие мероприятия и конкурсы. Ежегодно проводится много интересных, ставших уже традиционными, мероприятий, в которых участвуют ученики всего класса. Это проведение различных тематических классных часов, праздников, конкурсов, развлечений, посещение концертов, совместные собрания родителей и учащихся и многое другое, наиболее интересные из них:

- классный конкурс на лучшее исполнение пьес, где членами жюри являются не только родители, но и бабушки с дедушками. К таким выступлениям учащиеся готовятся с большим желанием и вдохновением. Известно, что конкурсы повышают у учащихся требовательность к качеству исполнения, развивают сценические навыки;

- совместные собрания родителей и учащихся, на которых выступают все ученики, независимо от их способностей. На таких концертах всегда присутствует доброжелательная атмосфера, что помогает детям раскрепоститься и чувствовать себя свободно, а родители, в свою очередь, имеют возможность послушать всех детей и сравнить выступление своего ребёнка с выступлениями других учеников, сделать для себя вывод об уровне класса в целом. Такие концерты традиционно проводятся к Новому году, ко Дню Матери, к 8 Марта и к другим праздникам.

Одной из интересных и очень полезных форм внеклассной работы являются открытые уроки внутри класса для своих же учащихся. Они могут быть как тематическими, так и на свободную тему, которые придумывают совместно заранее. Например: «Как правильно играть гаммы, упражнения и этюды», «Работа над характером произведения» и др. Все учащиеся, присутствующие на уроках не только получают определенные навыки и знания, но и взвешивают свои возможности, критически оценивают свои недостатки, что мотивирует их заниматься еще лучше.

Создание наглядных пособий для класса самими учащимися (стенды, выставки рисунков, украшение помещений к мероприятиям и др.)  можно отнести как к индивидуальной форме внеклассной работы, так и к коллективной. Такая деятельность сближает ребят, делает их активнее и дружнее.

Очень нравится детям коллективный просмотр художественных фильмов к празднованию Дня Победы. После просмотра обязательна беседа с учащимися, которая затрагивает самые различные темы: «Пионеры - герои», «У войны не женское лицо», «Песни военных лет» и т.д. Все это способствует патриотическому воспитанию детей, их эмоциональному и творческому развитию.

Одним из любимых внеклассных мероприятий для детей и родителей является ежегодное празднование Масленицы и Святок - с концертами, играми, состязаниями, колядками, сжиганием чучела и чаепитием с вкусными блинами. Такие мероприятия воспитывают в детях ответственность за общее дело, улучшают контакт между ними, а родителей вовлекает в жизнь класса.                    

Поиски новых форм внеклассной работы должны идти постоянно в каждой школе, в каждом коллективе. Интересные находки в этом плане, такие как: темы мероприятий, формы проведения и др. необходимо выносить на обсуждение не только педагогических советов, но и рекомендовать для работы в других школах в рамках зонального методического объединения. Очень важно, чтобы каждый педагог, где бы он ни трудился, имел возможность ознакомиться с практической деятельностью своих коллег, преподавателей других музыкальных школ и школ искусств.

Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать следующий вывод: внеклассная работа в детской школе искусств является важной и значимой формой развития творческого потенциала ученика, где ведущим принципом является не только формирование его активной жизненной позиции, но и любовь к музыке, которая становится эмоциональной основой духовного становления личности каждого маленького человека.

                                     

                         

Список используемой литературы:

1.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. –М., 1989.

2.Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. – СПб., 1968.

3.Кирнарская Д. Музыкальные способности. –М., 2002.

4.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.-С-Петербург,2006. 

5. Ниязов А.А.. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.

6. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М, 2001.