Урок по специальности в ДМШ. Структура и планирование.

Методы преподавания и планирование урока по специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_spetsialnosti_v_dmsh._struktura_i_planirovanie.docx30.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Урок в по специальности в ДМШ. Структура и планирование.  

    Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

    Урок по специальности занимает одно из главных мест во всем учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное развитие ученика, воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит его работать дома.

  Педагог должен быть предельно внимательным, активным, глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика. Для успешных занятий очень важно, чтобы на уроке устанавливался хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом. Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одаренности. Ученики чутко воспринимают различия в отношении к ним педагога.

   Задачей педагога является сделать урок живым, интересным, предельно четким и ясным. Он должен выделить первоочередные задачи, сконцентрировать на них свое внимание и внимание ученика.

   

                                                Задачи и содержание урока

    Каждый урок специальности имеет свои цели, которые ведут к достижению одной, более глобальной – научить играть самостоятельно, играть правильно, осмысленно передавать характер  исполняемого. Выполнение целей каждого урока в отдельности зависит от многих факторов: психические и физические особенности ученика, эмоциональное состояние на уроке, подготовленность ученика к уроку и др., в том числе и от правильного выбора вида и типа урока.
 В зависимости от поставленных задач, уроки делятся на несколько типов.
 Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. От постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы: Урок, посвященный изучение нового материала, урок – исправление ошибок, урок – закрепление пройденного, комбинированный урок. Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

    Музыкальные школы при индивидуальном характере занятий чаще всего используют комбинированные уроки, которые состоят из объяснения нового материала, закрепление предыдущего и  объяснения домашнего задания.   Урок также может предполагать конкретную цель и задачу: работа над техникой, над инструктивным материалом, работа над крупной формой, кантиленой, над совершенствованием какого-либо исполнительского приёма и т.д.

    Структура уроков  может быть разнообразной. Она зависит от задач урока и от индивидуальности ученика (учитывается его темперамент, умение сосредотачиваться и т.д.). В соответствии с этим, работа над произведением может быть поставлена как в начале урока, так и в конце, но обязательным моментом является проверка домашнего задания.

      Типовая структура урока: проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы), продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость), подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.
 

   Методика проведения урока целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач урока и основных задач по воспитанию ученика, а значит, она неразрывно связана с видами, типами и структурой уроков. В зависимости от того или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут зависеть и методы преподавания. Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний. На разных этапах обучения они могут быть разными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот). При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

     Очень важно уделить время проверке домашнего задания, в противном случае ученик начнёт уделять меньше внимания пьесе, которая была задана, но  не проверена  будет меньше заниматься дома.

     В задачи и содержание урока также должна входить работа над музыкальным материалом. При проверке домашнего задания и работе над музыкальным материалом должны использоваться замечания преподавателя, как поощряющие, так и порицающие, а также корректирующие. На уроке педагогом используются различные приёмы: пение, дирижирование, ритмические  движения и т.д., что способствует доступности изучения материала. Итоговая часть урока ориентирует ученика на дальнейшую самостоятельную работу.

      Одно из важных требований к педагогу – это его умение сконцентрировать всё внимание учащегося на самом главном. Педагог должен уметь диагностировать положительные качества и недостатки ученика. Своевременно использовать различные методы повышения продуктивной работы ученика.

       Очень важным средством в воспитании и обучении является оценка, выставляемая педагогом. Работа над произведением в классе, это не только прослушивание и высказывание замечаний. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал звук, тембр, поработал над там или иным неудавшимся местом. Это поможет ученику научиться практически основным принципам работы, поэтому педагогу необходимо являться на работу подготовленным.

 

                                    Подготовка преподавателя к уроку

           В целях рационального использование времени урока, педагогу необходимо готовиться к уроку, особенно на начальном этапе, в период разбора программы. Необходимо тщательно изучить весь репертуар ученика,  уметь его безукоризненно исполнять, продумать аппликатуру, штрихи, приёмы игры, наметить сложные для исполнения места, заранее продумать методы работы над ними (упражнения, этюды, гаммы).

     Но всего заранее предусмотреть невозможно, поэтому от педагога требуется использовать  элементы импровизации, это и будет творчеством педагога во время урока.

                            Последовательность работы с учеником

           Она зависит от задач урока и индивидуальности ученика. С одним учеником необходимо сразу начать работать над трудными местами; с другим – лучше начать с гамм и упражнений, для того, чтобы разогреть исполнительский аппарат; с третьим – с проверки домашнего задания и т.д. Работа с учеником должна проводиться последовательно. Вначале урока следует поработать над тем, что особенно важно на данном этапе, и что может занять относительно большее количество времени.

     Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведения, а на следующем уроке – остальным. В отношении остальных пьес надо ограничиться проверкой домашнего задания и несколькими самыми существенными замечаниями. Чтению с листа и работе над гаммами можно уделить внимание  в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

      Одно из важных средств работы с учеником является словесное пояснение. Педагог должен уметь говорить о музыке образно, поэтично, увлекательно. Словесные пояснения должны быть близки и понятны.

  Очень важным средством работы является показ преподавателем.  

                      Исполнение   произведения   преподавателем

       Очень важно, чтобы педагог мог сам сыграть произведение, разучиваемое учеником. Исполнение произведения целиком целесообразно либо в начальный период разучивания произведения для ознакомления с ним ученика; либо в конце работы над произведением, когда это поможет собрать его по форме, лучше почувствовать, глубже проникнуть в образ.

    Исполнять произведение перед началом работы над ним можно в младших классах, т.к. ребёнку трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях, и, изучение их без предварительного ознакомления может занять много времени и протекать довольно вяло и медленно. Кроме того, исполнение произведения педагогом, поможет заинтересовать ученика.  Но даже в младших классах нельзя всё время пользоваться методом собственного показа (приглушается самостоятельность, душиться инициатива). Показ отдельных отрывков произведения имеет место в середине работы над ним.

   Очень большое значение имеет эмоциональное воздействие на ученика: дирижирование, пропевание, выразительный жест, сольфеджирование, повышение интонации и т.д.

    Это третий метод работы, который используется на каждом уроке. Это воздействие также должно быть в меру, т.к. иначе можно заглушить инициативу ученика.

     Организованное использование всех этих методов создаёт предпосылки для успешного решения поставленных задач.

                                  Домашнее задание и оценка

            Как бы хорошо не занимался педагог в классе, одними этими уроками желаемые результаты не даются. Необходима ещё усердная длительная работа самого ученика дома.

     Домашняя работа – основное, главное в деле обучения.

     Именно поэтому все преподаватели испокон веков предавали такое большое значение тому, как протекает домашняя работа ученика: когда и сколько он занимается, достаточно ли и как работает, каков КПД его занятий.

    Куперен (композитор) занимался со своими учениками на дому, затем запирал рояль на ключ до следующего занятия, опасаясь, что, позанимавшись сами, без контроля, ученики испортят сделанное на уроке. Венский композитор, педагог Лешетитский совершал свои прогулки возле домов учеников, подолгу стоял и вслушивался в то, как они занимаются.

    Именно поэтому домашнему заданию особенно в начальный период обучения следует уделять очень большое внимание. Уходя с урока, ученик должен точно знать над чем, как и сколько ему работать. Поэтому домашнее задание в дневнике должно записываться самым подробнейшим образом, где должно указываться не только задача, но и пути, методы её достижения. Надо предварительно прорепетировать в классе, чтобы ученик понял, как необходимо работать над этим местом.

    Спрашивать выполнение домашнего задания необходимо. Домашнее задание ни в коем случае не должно быть завышено или занижено. Первое приведёт к невыполнению, а второе – к упадку интереса к занятиям.

    Оценка за урок – один из стимулов к занятию.

    К выставлению оценки необходимо относиться очень осторожно, особенно в начальный период. Неудовлетворительная оценка должна ставиться в самом крайнем случае, её должен предшествовать разговор с родителями. И всё-таки это не рецепт для всех.

    При выставлении оценок необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, т.к. для одного «2» -  крах всех его надежд, для другого – стимул к занятиям.

    Оценка должна выставляться не реже одного раза в неделю.

                                     Планирование учебного процесса.

 

    На каждого учащегося составляется индивидуальный план. Необходимо, при его составлении, обратить внимание на правильное соотношение инструктивного и художественного материала. Принцип составления плана требует учёта особенностей данного ученика (одарённость, музыкальные способности, физические особенности, подвинутость), а также последовательности и постоянности в его художественном и техническом развитии.

  При составлении индивидуально плана ученика начальных классов ДМШ, следует учитывать ограниченность объёма внимания и выдержки ребёнка, поэтому в репертуар должны входить пьесы малой формы и небольшого объёма.

 Удачно подобранный репертуар способствует быстрым успехам ученика и наоборот, неудачно составленный план может вызвать нежелательный результат.

   Составлять план нужно продуманно, он должен подготавливаться заранее, отвечать задачам воспитания каждого ученика. Необходимо выбрать такие произведения, которые бы нравились ученику и способствовали его развитию. Нельзя завышать программу, т.к. ученик может потерять веру в свои силы. При заниженной программе будет отсутствовать рост ученика, его движение вперёд.

  Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но  относиться к выбранным им пьесам очень внимательно. Следует исходить из полезности репертуара. Поощрение самостоятельности ученика пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работой над выбранными пьесами.

  Программа должна быть разнообразной и включать в себя произведения различных композиторов, стилей, эпох.

  При составлении индивидуального плана следует учитывать и то, что будет

исполняться на академическом концерте, экзамене, на конкурсе или фестивале, т.к. эти произведения необходимо довести до возможной степени отточенности.

  Индивидуальный план составляется к началу каждого полугодия. В начале плана пишется инструктивный материал (гаммы, этюды), затем – художественный. В конце года, к весеннему экзамену составляется характеристика на ученика, где должны быть отражены моменты:

1) музыкальные данные, возможности, их развитие;

2) что сделано за год (какие изучены штрихи, приёмы игры, приобретены умения и навыки (например, навык чтения с листа и т.д.);

3)  освоение  учеником всей программы;

4) какие моменты не получаются и требуют дальнейшей доработки;

5)  отношение к учёбе и занятиям дома;

6)  восприятие музыки, эмоциональность, музыкальность.

 Характеристика должна быть очень подробной, педагог   отмечает успеваемость за прошедший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана. Также следует отметить успехи ученика и имеющиеся недостатки, написать о развитии музыкальных способностей ученика в процессе учёбы. Далее указываются  цели и задачи работы с учеником на следующий год.

 Корректировка индивидуальных планов, изменение программы в процессе работы может быть вызвано только методической необходимостью или конкурсом, фестивалем, концертом, или какими-либо непредвиденными обстоятельствами.

  Большую роль в организации самостоятельной работы ученика и контроля со стороны родителей имеет ведение дневника, где должно указываться домашнее задание.

  Важную роль в становлении каждого педагога имеет педагогический коллектив, где не следует игнорировать обмен опытом.