Инструментарий и исполнительство на деревянных духовых инструментах: исторический аспект

Филиппова Радмила Сергеевна

Методическая разработка  актуальна для исполнителей, потому что именно история исполнительства помогает постичь искусство владения инструментом, начиная от возникновения инструмента, его видоизменений и заканчивая современными техниками нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instr_i_ispolnitelstvo_na_der.duh_.docx33.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инструментарий и исполнительство на деревянных духовых инструментах: исторический аспект

Тема, охватывающая инструментарий и исполнительство в Древнем мире, в особенности важна для тех ученых и музыкантов, которые занимаются востоковедением, то есть углубленным изучением истории Древнего Востока.

Также эта тема актуальна для исполнителей на духовых и ударных инструментах, потому что именно история исполнительства помогает постичь искусство владения инструментом, начиная отвозникновения инструмента, его видоизменений и заканчивая современными техниками нашего времени. Так мы исследуем, как люди искусства пришли к определённым правилам, традициям исполнения и как эти правилавозникли.

В этой методической разработке предпринята попытка дать характеристику музыкальной культуры не только стран Древнего мира в целом, но и охарактеризовать культуры отдельных стран.

 Общие тенденции

Начиная свой рассказ об искусстве Древнего мира нужно упомянуть, что в первобытном обществе уже были инструменты, которые сейчас мы можем определить в 3 главные категории по звукоизвлечению:

флейтовые (лабиальные (от лат labium);

язычковые (или тростевые);

мундштучные.

В рассматриваемом промежутке времени духовые и ударные инструменты участвуют в культовой, придворной и народно-бытовой музыке.

Сама музыка имеет большое значение в государственной и общественной жизни. Происхождение музыкальных инструментов обожествлено. Соответственно, музыканты занимают привилегированное положение.

В культуре стран Древнего мира присутствовала синкретичность, то есть, характерна тесная связь музыки с пляской, жестом, словом.

Древний Египет

С. Я. Левин в своей книге «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры»  пишет, что музыкальное искусство Древнего Египта стало новой стадией развития по сравнению с первобытном миром. И характерным чертами этого этапа стали: проникновение музыки во все сферы жизни (государственная, бытовая, военная), и соответственно, возникновение новых форм, особое положение музыкантов, как привилегированных людей, ансамблевое музицирование с регламентированным управлением.

Если музыка проникала во все слои общественной жизни, то это значит, что она подразделялась на религиозную (или культовую) и на светскую.

С. Я. Левин подчёркивает, что ансамблевое музицирование, доказательство существования которого датируется периодом Древнего царства, регулировалось посредством людей, чью функцию сейчас в современности выполняет дирижёр. Это явление имеет свой термин –хейрономия(управление хором или вокально-инструментальным ансамблем с помощью жестов, мимики, при котором указывается метр, ритм и направление мелодии).

Египетские инструменты видоизменялись, некоторые из них выходили на первый план, некоторые были менее актуальными. Существование Древнего Египта как цивилизации можно разделить на три периода: эпоха Древнего Царства, Среднего царства и Нового Царства.

В зависимости от эпохи меняются приоритеты в музыкальном искусстве. По С.Я. Левину в Древнем Царстве преобладала культовая музыка, имеющая спокойный, холодный характер, как и подобает религиозной музыке. В приоритете, благодаря своему мягком тембру, были флейты мем и себи.

Среднее Царство – это эпоха, в которую популярными становятся народные темы. Одной из причин смены полярности в музыкальной культуре в пользу танцевальных напевов является увеличения влияния иноземных культур. Соответственно, инструменты, использовавшиеся в эпоху Раннего Царства вытесняются иноземными, например, популярность набирает двойной гобой из Сирии. Его звучание совсем другое по сравнению с мягкой флейтой. Теперь музыка становится ярче, с пронзительным тембром гобоя. Конструкции инструментов совершенствовались, появлялись новые разновидности уже известных инструментов.

В эпоху Нового Царства распространяется диатонико-хроматическая настройка, что повлияло на модификацию конструкции инструментов. Также стали забываться каноны Раннего Царства в связи с влиянием иноземных культур, это вызвало возмущение, в связи с которыми произошло возвращение к старым традициям и последовал запрет на иноземную музыку, а также на инструментальное музыку в целом. Исключением стала военная музыка, в которой широко использовались ударные инструменты и «прямая» труба.

Древний Китай

В Китае, также, как и в Египте, музыка проникала во все сферы жизни людей. Информация о музыкальном искусстве того времени дошла к нам через философские трактаты, легенды, мифы.

В отличие от культуры Древнего Египта в Китае музыке, помимо обычных задач –  увеселение, создание особого настроения для культовых процессий, поднятия боевого духа – предназначается также задача нравственного воспитания человека.

Такой вывод можно сделать, обратившись к философским трактатам того времени. Работа философа считалась неполной, если в ней не было места для размышлений о музыке. Для императора существовали особые градации тембров инструментов, с помощью которых создавалось определённое настроение, использовавшиеся для объявления приговоров, призыва солдат, народных собраний. Такой характер музыкальной культуры влияет и на инструментальную составляющую.

 Основную часть древнекитайского духового инструментария составляли флейтовые: сюань– глиняная флейта овальной формы с шестью игровыми отверстиями, пайсяо– разновидность флейты Пана из 12-16 бамбуковых стволов, сяо– бамбуковая флейта, поперечные флейты ди, чи, и короткая юэ.

Также существовали язычковые инструменты, предки гобоя –гуань и сона. Широко использовались мундштучные инструменты – бронзовые, деревянные: да-чун-ку и сяо-чун-ку – китайские), мын-гу-ку, хоу-ку, баламан– иностранного происхождения. Ударные и струнные инструменты были  также богато представлены в то время.

 Помимо сольного музицирования в Древнем Китае была практика и ансамблевого исполнительства, придворную музыку играли большими коллективами – оркестрами с большим количеством участников.

Особенностью культуры Древнего Китая можно считать то, что в ней было место для специальных учебных заведений, в которых можно было получить музыкальное образование.

Древняя Индия

Музыкальное искусство Индии во многом схоже с предыдущими рассматриваемыми странами. Например, оно также носило синкретичный характер.

Одной из особенностей  было четкое разделение между культовой и придворной музыкой, носившей официальный характер, и народно-бытовой

музыкой, которая имела свои оттенки, в зависимости от актуальности и применения. По С.Я. Левину пение и танцы в древнем государстве сопровождались инструментальной музыкой.

Еще одной особенностью является то, что в Индии считали музыку способной влиять на человека и природу, она являлась магической силой, с помощью которой можно было создавать природные катаклизмы. Такой вывод был сделан в связи с успокаивающим действием музыки на животных. Это придало музыке не только магическое значение, но и божественное происхождение. Теоретик XIII века Шарнгадева в своем трактате «Сангитаратнакара» («Океан музыки») также описывает волшебное воздействие музыки на человека.

Что касается инструментария в Древней Индии, то большее количество инструментов принадлежало струнной и ударной группам. Духовые были в меньшинстве, но тоже играли определенную роль. Например, поперечная флейта – ванша почиталась как инструмент, на котором играет божество Кришна – главное божество в кришнаизме.

К флейтовым также относятся инструменты: мурали (поперечная флейта) и лайю (продольная флейта со свистковым устройством, как у современной блокфлейты).

Мундштучные инструменты представляли: рана-сринга – рог с высоким диапазоном и шумящими свинцовыми шариками на обручах корпуса, шанкха – предок трубы, изготавливаемый из морской раковины, ниасата-ранга – труба маленького размера. Применение таких инструментов как шанкха и рана-сринга было обширным, то есть не только в военной музыке, но и в религиозной,  а также в бытовой.

Музыкальные теоретики того времени разделяли вокальную и инструментальную музыку, что отличает индийскую культуру. Также примечательна «система шрути», созданная для выразительности исполнения.  Система заключается в применении очень маленького интервала «шрути» в музыке и соответственное повышение или понижение диатонических ступеней, то есть придание музыки черт речевых интонаций.

ВышеупомянутыйШарнгадева создал свою классификацию инструментов по принципу исполнения на них: струнные и духовые, создающие музыку, барабаны с мембраной и металлические ударные, «размеряющие»  музыку.

Сольным исполнителям на музыкальных инструментах придавалось особенное значение, что выделяет культуру Древней Индии.

Древняя Греция и Рим

                Культура Древней Греции стоит особняком во всеобщей истории. В отличие от стран Древнего Востока данных об античных цивилизациях намного больше. С точки зрения музыкальных традиций и новшеств Греция имела наиболее значительную роль. Но также, древнегреческая культура вобрала в себя самое лучшее из культур соседних государств.

                Помимо важной общественной роли, музыка наделялась лечебными функциями. По мнению древнегреческого философаПлатона она даже могла влиять на политическое устройство, в соотношении: чем лучше музыка, тем лучше государство.

Первые философы того времени старались объяснить, почему мир такой, какой он есть. Поэтому некоторые из них, в качестве правил организации небесных тел использовали музыкальные законы.

Первыми, кто занялся учением о таких понятиях как: гамма, тон, интервал – были греки. Такая тяга к теории объясняется популярными в ту эпоху философскими школами. Пифагор, Платон, Аристотель – были теми, кто сделал свой вклад в музыкальную культуру.

Изобретение ведущих инструментов – авлоса и кифары приписывается Аполлону. На этих же инструментах соревнуются авлеты и кифареды во время Пифийских игр.

Кифара – струнный  инструмент, похожий на лиру, а авлос – предок гобоя, при игре на котором не было прямого контакта с тростью. Обычно играли на двойном авлосе или сразу на двух инструментов, издавая основной тон и мелодию одновременно.

Авлетика и кифаристика – так называлось мастерство исполнения на этих инструментах, а авлодия и кифародия – совместное музицирование исполнителя на авлосе или кифаре с певцом.

Еще один духовой инструмент – сиринкс – тростниковая флейта, которая могла быть продольной, а могла использоваться как флейта Пана и состоять из нескольких трубочек.

Сальпинкс, «мидийская» труба, керас, хнуе – язычковые и мундштучные инструменты, которые использовались в военной музыке.

Ансамблевой музыки, в нашем современном понимании тогда не было. Использовался прием гетерофонии, когда несколько музыкантов играют вариации одной и той же мелодии.

Большое значение имела музыка в театрально-драматическом искусстве Древней Греции. В ней предпочтение давалось авлосу.

В позднюю эпоху эллинизма вместе с влиянием иностранных культур стали распространяться оркестры с большим количеством инструментов, которые использовались в любых сколько-нибудь значащих событиях.

Древнеримское искусство перенимает опыт греков и этруссков. Например, уже известный авлос также актуален, но меняет свое имя на «тибий». Торжественные события сопровождались тубами – предками  трубы. Эти инструменты считались священными, к ним было особое отношение, как у этрусков. Помпезность и развлекательное значение музыки переняла древнеримская культура от культуры эллинизма. Что повлияло на некоторые перемены в инструментарии. Туба, литуус, корну, букцина – мундштучные инструменты, которые нашли широкое применение.

Также, существовало разделение инструментов по тембру на «женские» –авлос и «мужские» – туба.

В отличие от древнегреческого музицирования, в Риме было популярно ансамблевое музицирование. В ансамбле играли как на струнных, так и на духовых инструментах. Богатые, привилегированные люди могли иметь ансамбли и оркестры, состоящие из рабов. Популяризируются жанры застольных песен, стихотворного искусства тесно связанного с музицированием.

Музыкальная культура Древнего Рима примечательна концертной практикой. Большую известность имели сольные исполнители, особенно популярны авлеты. Также, имели место соревнования по типу греческих, на которых выступали и исполнители на духовых инструментах.

Заключение

Эта тема заинтересовала меня как исполнителя на деревянном духовом инструменте – флейте. Проанализировав литературу, я смогла увидеть не только развитие родственных инструментов с флейтовым механизмом звукообразования, но и развитие других инструментов, а также постараться проследить, как исторические события повлияли на культуру тех или иных стран, как это отразилось на музыкальных формах, стилях и инструментарии.

Источники

1.Античная музыкальная эстетика. - М.: Музыка, 1960

2. Караев Б. К. История исполнительства на духовых и ударных инструментах / Б.К.Караев. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2006.
3. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1. Л., 1973

4. ТолмачевЮ. А., Дубок В. Ю. «Духовые инструменты. История исполнительского искусства». Лань., 2015

5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание. М., 1989