Основные аспекты творческого взаимодействия на уроках аккомпанемента.

Пешкова Ирина Юрьевна
С.Савшинский писал: «Залог успеха учеников - их интерес к занятиям. Этот интерес нужно поддерживать всегда ...настоящий педагог исходит не из своих приёмов и привычек, а приспосабливается к данным каждого ученика и раскрывает его индивидуальность.» Что и происходит на уроках аккомпанемента.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_metod_rab_2020.docx37.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные аспекты творческого взаимодействия на уроках аккомпанемента.

Методическая разработка

Пешкова Ирина Юрьевна

Преподаватель фортепиано, концертмейстер

МБУ ДО НДМШ №1 им. С.В.Рахманинова

Великий Новгород

2020г.

Основные аспекты творческого взаимодействия

 на уроках аккомпанемента.

В современном музыкальном образовании очень актуальна проблема разностороннего развития личности, а музыка, как известно, является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир человека. Обучение музицированию, таким формам, как ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа, особенно востребованы в настоящее время. 

Целью обучения детей в музыкальной школе является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, аккомпанировать.

Уроки аккомпанемента необходимо рассматривать как составную часть и общего, и профессионального развития обучающихся.

Практика аккомпанемента различным музыкальным инструментам, в смешанных ансамблях способствует расширению музыкального кругозора, содействует воспитанию творческих и исполнительских навыков будущих концертмейстеров – умение услышать в деталях и в целом солирующий голос, поддерживать мелодию ритмически и гармонически, подчинять свою партию единому характеру с солистом. Обучающиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой и особенностями их звучания, приёмами звукоизвлечения, техническими возможностями,  учатся различать тембры голосов.

Аккомпанемент - (в пер. с франц.) означает музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля.

При работе над аккомпанементом инструментального произведения, целью является научить обучающегося слушать общее звучание обеих партий (партии солиста и партии ф-но).

На уроке ставятся такие задачи:

  1. синхронность исполнения при взятии и снятии звука
  2. равновесие в звучании, сбалансированное соотношение нескольких голосов
  3. согласование приёмов звукоизвлечения
  4. соблюдение общности ритмического и динамического пульса
  5. воспитание темпового единства в ансамбле

Если в работу берется скрипичный репертуар, то необходимо указать на его особенности (высокий регистр, способы звукоизвлечения, штрихи), если  аккомпанемент с духовыми инструментами, то  поговорить об особенностях  дыхания, диапазона, о тембральных красках, виртуозных возможностях и силе звука. Духовые инструменты имеют некоторое преимущество перед струнными инструментами - драгоценная  способность выдерживать звук. Цель аккомпанемента - помочь раскрыть содержание мелодии, для этого используются специальные приёмы туше на фортепиано.

Часто встречаются такие трудности, как неумение вовремя вступить, отсчитать паузы, перевернуть страницу, выдержать темповое единство. Если игра начинается одновременно, то надо научиться показывать кивком головы или глазами.

На начальном этапе работы  допустимо сокращение сопровождения. Динамически мелодическая линия в этом случае исполняется более ярко, строго ритмически. Темп можно  брать медленнее, чем указан автором. Желательно во время такого исполнения подчеркнуть особо интересные интонации, гармонические ходы, передавая таким образам смысловое содержание мелодии.

Надо помнить, что аккомпанемент участвует в создании определённого художественного образа, усиливает его выразительность. Наиболее часто в сопровождении используются бас и аккорды. Роль баса особенно важна. Он должен звучать значительно громче строящихся на нём аккордов и в тоже время не заглушать мелодию (солиста). Очень важно найти звуковой колорит. Для этого сначала надо добиться одновременного и равномерного звучания всех звуков аккорда. Выравнивание звучности аккорда достигается путём слуховой тренировки.   Разложенные аккорды вызывают спокойное, равномерное движение. Учить подобный вид аккомпанемента можно, собирая разложенные аккорды вместе (так лучше усваивается аппликатура и гармония  становиться понятной).  Подвижные фигурации, элементы полифонии в аккомпанементе надо тщательно разбирать. Дополнительную трудность составляют паузы на сильной доле (например: П. Чайковский «Неаполитанская песенка»). Обучающийся должен чувствовать метр, как постоянную пульсацию, необходимую в совместной игре, а во время пауз петь про себя партию солиста.

Создание целостного ансамбля и музыкального образа произведения требует длительной работы с преподавателем и самостоятельного репетирования.

Большое значение имеет фортепианное вступление. Общность понимания характера произведения и чувство темпа - одно из первых условий ансамбля. Музыка начинается уже в ауфтакте и даже в короткое мгновение, ему предшествующее. Здесь также можно рекомендовать просчитать «пустой такт» перед началом игры, чтобы определить характер и темп. Необходимо знать, что пианист в своём вступлении задаёт определённое настроение, намечает рисунок, даёт направление произведению. Чтобы не получилось разного темпа, надо пропеть про себя партию  солиста, а затем начинать вступление.

Следует обратить особое внимание на динамику. Нужно разъяснить, что в ансамбле динамический диапазон никак не уже, а шире, чем при сольной игре. Наличие двух исполнителей позволяет полнее  использовать клавиатуру, строить объёмные, плотные аккорды. Для достижения яркого эффекта нужно равномерно использовать силы всех участников и отрабатывать в ансамблевом звучании все градации от ррр до fff.

Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, который должен быть коллективным. Воспитание чувства коллективного ритма - одна из важнейших задач, которая может быть решена только путём последовательного изучения разнохарактерных произведений и систематического  всестороннего развития партнёров. Работа начинается с устранения индивидуальных недочётов в исполнении. Следует подчеркнуть, что допустимая на первоначальном этапе обучения некоторая схематизация ритма в дальнейшем категорически неприемлема. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным. Таким образом, в условиях совместных занятий возникает благоприятнейшая возможность для исправления не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения. Руководитель должен умело этим воспользоваться.

Когда обучающийся получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе дали необходимый результат. Пусть исполнение при этом ещё далеко от совершенства, это не должно смущать педагога. Всё можно будет выправить дальнейшей работой. Ценно другое - преодолён рубеж, разделяющий участников ансамбля, которые  почувствовали своеобразие и интерес  совместного творчества.

Репертуарный список ансамблевой музыки огромен. Изучение  разнообразных произведений обогащает исполнителей и значительно совершенствует  их пианистическое мастерство.  

Для успешного формирования навыков  аккомпанирования необходимо планировать работу на уроках, учитывая  трудности аккомпанемента и  индивидуальные особенности обучающегося. Эта работа включает в себя следующие моменты:

  1. Знакомство с произведением (исполнение иллюстратора с преподавателем, прослушивание записей, разбор литературного текста, партии солиста, определение характера, динамики, выявление кульминации и т.д.)
  2. Самостоятельный или с помощью педагога  анализ нотного текста, проигрывание.
  3. Проучивание партии сопровождения (выявление стилистических особенностей сочинения, отработка эпизодов с различными элементами трудностей)
  4. Создание музыкально-художественного образа (правильное определение темпа, нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах. Необходимо помнить о выразительном значении цезур, ведь дыхание для солиста важно в его исполнительском мастерстве). Стоит обратить внимание, что роль аккомпанемента не ограничивается поддержкой сольной партии, а дополняет и углубляет её художественный смысл.

 Итогом проделанной работы является концерт. Выход на сцену требует более тщательной подготовки,  отшлифовки звука, углубленного осмысления формы, высокой степени владения инструментом. Во время выступлений обучающиеся видят результаты своей работы, получают заслуженное одобрение в виде аплодисментов слушателей. Это большой стимул для дальнейшего поддержания интереса к музыкальным занятиям.

Такая форма творчества как аккомпанемент вызывает большой интерес, активизирует  внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, стимулирует  обучающихся к  постоянному  познанию  и совершенствованию своего интеллектуального уровня и исполнительского мастерства, способствует дополнительной мотивацией к получению дальнейшего профессионального образования в сфере музыкального искусства.

Использованная литература

  1. Вицинский А. Процесс работы пианиста - исполнителя над музыкальным произведением. «Классика 21 века», 2008
  2. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. – М., 2002.
  3. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Музыка, 1972
  4. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. «Классика 21 века», 2003
  5. «Музыка и время» 12\2008 Калашникова Т. Первые уроки фортепианного ансамбля (Педагогическая мастерская)
  6. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. – М., 1987
  7. Сахарова С. Принципы подготовки концертмейстера в среднем учебном заведении. М.,1989
  8. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
  9. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище К., 2001