Проблема запоминания музыкального текста

О наиболее эффективных приёмах и способах запоминания нотного текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_zapominania_muzykalnogo_texta.docx20.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Проблема запоминания музыкального текста

  Память - необходимое условие любой творческой деятельности. Решающим условием повышения производительности музыкальной памяти является исследование закономерностей, определяющих этот процесс. В современной музыкальной педагогике, пожалуй, нет более сложной и, вместе с тем, актуальной проблемы, чем проблема развития музыкальной памяти.

  В педагогической и исполнительской практике у музыканта нередко возникает множество вопросов, связанных с работой над музыкальным произведением, его заучиванием и исполнением по памяти.

 Целью работы над музыкальным произведением не должно быть лишь заучивание его наизусть. Это очень кропотливый, многоуровневый  творческий процесс, в котором каждый этап тесно переплетается друг с другом, и здесь невозможно выстроить какую-то определенную формулу. Каждый музыкант должен выбрать именно то, что подходит лично ему, его складу личности и психики. Следовательно, для этого нужно хорошо знать основные методики выдающихся пианистов-исполнителей и педагогов и уметь применить их в своей практике.

 Для того чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ребёнка (в педагогической деятельности), необходимо иметь представление о типах и видах памяти, о её природе.

Понятие музыкальной памяти. Виды и типы памяти

Музыкальная память – это умение быстро запоминать музыкальное произведение и способность максимально точно воспроизвести его спустя произвольный промежуток времени.

По продолжительности хранения память делится на три вида:

1. Непосредственную (по определению ряда исследователей  сенсорную), при которой информация сохраняется в течение нескольких секунд;

2. Кратковременную память, в которой информация сохраняется в течение нескольких минут;

3. Долговременную память, которая подразделяется:

а) на долговременную память с сознательным доступом;

б) закрытую память, к которой человек имеет доступ только в состоянии гипноза или при особых состояниях мозга.

Как уже было сказано выше, память состоит из трёх, связанных друг с другом, процессов:

Запоминание информации;

Сохранение;

Воспроизведение.

 Запоминание – это процесс «запечатления» в коре головного мозга воздействий внутренней и внешней среды. Оно бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном запоминании человек сознательно ставит перед собой цель – запомнить данный материал. В этом случае важна волевая установка. Она меняется в зависимости от того, на какой срок нужно запомнить материал. Следовательно – напряжение памяти при заучивании – важное условие для хорошего запоминания.

Сохранение – это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.

Воспроизведение – это актуализация в сознании ранее сформированного психологического содержания (мысли, образа, чувства). Различается:

  - непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечатление актуализируется без специальной задачи;

 - произвольное, обусловленное целями и задачами выполняемой деятельности.

  Воспроизведение носит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

узнавание;

собственно воспроизведение,

припоминание(направляемое волей извлечение из долговременной памяти образов прошлого);

воспоминание.

Узнавание – это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта.

Воспоминание – это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, то есть связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании – события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс. Забывание – активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забываются скорее, нежели значимые.

Выделяют так же  оперативную и промежуточную виды памяти. Оперативная память нужна для текущей деятельности. В ней используется как кратковременная, так и долговременная память. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, позволяет накопить её в течение дня, а во время ночного сна происходит переработка дневной информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки нарушается переработка дневной информации. Для музыканта-исполнителя, конечно же, наиболее значимой является долговременная память с сознательным доступом.

Существует ещё одна классификация памяти (по характеру психической активности), предложенная П.П. Блонским:

1)двигательная или моторная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;

2)эмоциональная память – чувственная память;

3) образная память, которая делится на:

 а) зрительную;

 б) слуховую;

 в) осязательную;

 г) обонятельную;

 д) вкусовую;

4) словесно-логическая память. Она состоит из запоминания и воспроизведения мыслей в словесной форме. Этот вид делится на два подвида:

а) запоминается и воспроизводится только смысл материала без точных выражений;

б) запоминается буквальное словесное выражение мыслей, то есть происходит механическое заучивание в том случае, если нет осмысления материала.

 Каждый исполнитель знает, что, играя музыку наизусть, он чувствует ее иначе, чем при исполнении по нотам. Выдающийся итальянский пианист Феруччо Бузони писал: «Я старый концертант, пришёл к убеждению, что игра на память придаёт несравненно большую свободу исполнению». Он так же подчёркивал, что «необходимо правильное заучивание музыкального произведения на память». «Играть на память необходимо для свободы исполнения», — вторит Гофман. Во времена Роберта Шумана исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций», «ненужный риск» и даже «шарлатанство».

  Известны музыканты с феноменальной слуховой, моторно-слуховой или зрительной памятью, такие как В.А.Моцарт, Д.Бортнянский, Ж.Бизе, А.Глазунов, С.Танеев, А.Рубинштейн, С.Рахманинов.

    Музыковеды и музыкальные психологи, писавшие о музыкальной памяти и методах заучивания произведений, делают акцент на различных видах памяти и предлагают подчас противоречивые друг другу способы.

  Английская пианистка и педагог Л.Маккиннон считает, что в процессе заучивания музыкального материала  наизусть должны сотрудничать слуховая, моторная и тесно связанная с ней тактильная память. Причем большое значение она придаёт моторной памяти, предлагая играть не глядя на клавиши или в темноте. Маккиннон использует теорию Зигмунда Фрейда о сознательном и бессознательном, сравнивает игру на музыкальных инструментах с речью – сложным двигательным актом, который протекает в нормальных условиях бессознательно, автоматически. Она убеждена, что активное вмешательство сознания в сложный двигательный процесс, доведённый до автоматизма, может навредить исполнению. Также важно, прежде чем начать работать, создать музыкальную концепцию произведения, наподобие того как художник представляет себе будущую картину.

  Н.И.Голубовская в своей статье «Работа пианиста»  напротив, подчёркивает, что нужно препятствовать тому, чтобы произведение заучивалось моторной памятью в первую очередь. Она предлагает сначала разобрать произведение по нотам, проиграть его и только потом заучивать его наизусть, используя логически-слуховую память. То есть, сначала нужно пропустить текст через сознание и только потом, в процессе работы, подключается моторная память и подсознание (естественным путём).

 Голубовская считает, что на память нужно учить медленно. В моторике не должно быть никаких препятствий. Технические трудности нужно стараться устранять, а увеличение темпа производить уже при хорошо выученном наизусть тексте. Она придаёт больше значение представлению образа произведения уже на начальном этапе изучения.

  Большинство исследователей музыкальной памяти склоняются к мнению, выраженному А.Стояновым: «На музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда запоминание осознанно, и кроме двигательной памяти в нём принимают участие такие виды, как зрительная, слуховая и аналитическая (следственно-логическая) память».

  «Для того чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание» (А.Стоянов). В тех случаях, когда такой установки нет, даже многократное исполнение произведения может не привести к прочному запоминанию. Так, например, аккомпаниатор, десятки раз репетировавший и аккомпанировавший в концертах одни и те же произведения, часто всё же не знает своей партии наизусть, если не ставил, себе задачей запомнить ее.

  Опыты психологов  дают понять, что большую роль играет поставленная задача запомнить изучаемое на короткий или на долгий срок. Различие сказывается не только в числе необходимых повторений или в методике работы, но в установке психики, которая может сказаться на преимущественном запоминании мелодии, гармонии, полифонии и других элементов музыки. Быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому и сосредоточенное на нём внимание. «Эмоциональная заинтересованность действует на память подобно тому, как яркое освещение действует на фотографическую пластинку, оставляет яркий след».

  Многие исполнители знают, что для успешных занятий необходимо пристальное внимание. Перенапряженное внимание утрачивает остроту восприимчивости, что может привести к искажению образа, воспринимаемого им. Исходя из мнения Л.Макиннон по этому поводу, заниматься слишком много времени подряд одной и той же пьесой нельзя. «Самое пылкое воображение утомляется, когда нет достаточного разнообразия». Полная сосредоточенность в течение очень долгого времени невозможна. Даже очень дисциплинированный ум время от времени должен отвлекаться. Работающий немного, но сосредоточенно – в итоге сделает больше того, кто никогда не позволяет своим мыслям отвлечься от дела. «Новые воодушевляющие идеи, вызревая в глубинах души, лучше всего постигаются в минуты покоя».

  Большинство известных музыкантов сходятся во мнении, что «освоение музыкальных произведений  предполагает полноценное их восприятие, то есть слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения. Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание: а) эмоциональной отзывчивости на музыку, б) сознательного отношения к содержанию и характеру произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности».

 Л.Николаев и Ф.Бузони сходятся во мнении, что «сколько-нибудь значительное сочинение скорее внедряется в память, чем в пальцы и в сознание. Исключения — очень редки». И. Гофман писал: «Некоторые известные пианисты ставят перед собою ноты, но, тем не менее, играют на память. Ноты они имеют перед собой лишь для того, чтобы усилить чувство уверенности и преодолеть недоверие к своей памяти — род нервозности».

 Концертное исполнение требует, чтобы у слушателя рождалась иллюзия того, что исполнитель играет не чужую музыку, а «свою», что её подсказывает не робкая память, а чувство. Игра по нотам нарушает такую иллюзию.

 Также Ф. Бузони пишет: «Есть и другой род памяти в отличие от зрительной памяти, — пальцевая память. Пальцы бегут по знакомой дороге,… и я могу сделать ошибку, если вмешается сознание».  Но в этом случае,  прозвучавшее под пальцами, как подсказка суфлера, восстанавливает порвавшуюся было нить музыкально-слухового запоминания и рука действует уже в единстве с музыкальным сознанием. Об этом говорят многие композиторы – Л. Николаев, С. Прокофьев, С. Рахманинов, А. Скрябин.

 Хотя, по мнению Голубовской, например, важно препятствовать тому, чтобы наша моторная память стала действовать раньше, чем логическая. Нужно препятствовать тому, чтобы запоминать руками раньше, чем слухом. Сначала следует  проиграть произведение, основательно его разобрать, знать, как оно звучит, но прежде, чем играть его в темпе, нужно учить его наизусть, учить с усилием, не ждать, пока оно запомнится само, потому что запоминается само в большинстве случаев моторной памятью.

  В своей книге «Пианист и его работа» он пишет: «Запоминание должно предшествовать заучиванию. Тщательно выгрывайтесь в произведение по нотам, пока не появится чувство уверенности в том, что произведение освоено, что вы знаете его. Обычно это наступает раньше, чем техническое владение пьесой. Тогда проверьте, что запечатлелось в памяти. Пробное исполнение: не обойдется без неточностей. Иногда может случиться, что кое-что придется подобрать по слуху, сыграть «своими словами», то есть не совсем точно. В этом надо отдать себе отчет: «Здесь я играл неверно! В свое время уточню». Так играйте до момента, когда память откажет настолько, что исполнительский процесс остановится. Не заглядывая в ноты, попытайтесь найти в памяти новую точку опоры и с нового места играйте опять до следующей остановки, и т.д. Такую пробу произведите несколько раз подряд. Обычно вторая, третья проверка обнаруживает, что память запечатлела куски музыки большие, чем удалось сыграть в первый раз. Установив, что удалось запомнить, а что требует дальнейшей работы, и обязательно уточнив по нотам то, что было сыграно «своими словами», вернитесь к внимательному изучению произведения по нотам, но не старайтесь, во что бы то ни стало «зазубрить» места, не поддавшиеся непосредственному запоминанию. (Гофман рекомендует делать это вдали от фортепиано. К проигрыванию приступить лишь через несколько часов).

  После нескольких дней занятий можно произвести новую проверку. Несомненно, что за это время запоминание сильно двинулось вперед (иногда даже в тех случаях, когда в промежутке пьеса не игралась). Если многое еще не запомнилось, то все же пока не к чему форсировать специальное заучивание. К этому надо будет перейти, когда вне памяти останутся лишь отдельные эпизоды и элементы фактуры.

 Заучивание от запоминания отличается тем, что оно – процесс, сознательно целенаправленный и специфически организованный. Правда, и здесь основным методом остается многократное повторение, но повторению подлежит не вся музыка и не все ее элементы, а лишь то, что не поддалось запоминанию. Такие куски музыки или отдельные ее элементы нужно выделить, проанализировать и связать ассоциациями с уже известными случаями. В каждое повторение пусть будет внесено новое осмысливание и новое в характере и технике исполнения. Не нужно бояться того, что не все испробованное окажется к лучшему». В том, что именно запоминается легче, быстрее, а что – медленнее и с трудом, по словам С. Савшинского, можно уловить некоторые закономерности. «Подобно тому, как при малой экспозиции на фотопластинке в первую очередь запечатлеваются наиболее ярко освещенные места, в памяти остаются места, наиболее нас заинтересовавшие, а также те, которым при работе было уделено больше внимания и времени. Это будут темы, наиболее выразительные и структур, но оформленные эпизоды, а также технически трудные моменты, потребовавшие большого напряжения сил в работе». Труднее запечатлевается связующая музыка, модуляции, переходы, подголоски и различные детали аккомпанемента.

 Следует учитывать, что особой работы требуют варьированные повторы музыки, схожие, но различно модулирующие секвенции и сонатные репризы, где темы, встречающиеся в экспозиции, излагаются в других тональностях, с другими модуляциями, деталями. «Такие случаи надо проанализировать и зафиксировать не только музыкальной, но и понятийной памятью, то есть рассказав их себе».

Итак, по мнению С.Савшинского, в случаях, когда работа ведется над заучиванием наизусть пьесы довольно большого объема и неравномерной по трудности для запоминания, следует сначала проигрывать ее целиком или, во всяком случае, крупными кусками и лишь затем доучивать неудавшиеся.

  Л. Николаев советовал «ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти. Когда он усвоен, то к нему прибавляется новый, столь же легко усваиваемый кусок, и т.д.». Этот метод так же, безусловно, оправдан. Надо прислушиваться к свойствам своей памяти и выбрать тот метод, который окажется более продуктивным в данный момент.

 Опыты психологов над запоминанием литературного текста говорят, что целесообразнее распределять повторение на несколько приемов работы в течение дня. Наиболее выгодным оказывается промежуток в 10 часов, дающий экономию требуемого числа повторений больше, чем в два раза. (Меньший промежуток времени делает повторение менее продуктивным). Следует учесть, что заучивание, распределенное на ряд дней, дает более длительное запоминание, чем упорное заучивание в один прием. В конце концов, оно оказывается более экономным: можно выучить произведение за один день, но оно забывается уже едва ли не назавтра.

  Самый лучший способ научиться запоминать – это запоминать. Если исполнитель хочет, чтобы его память не ослабевала, он должен постоянно выучивать что-то новое. Если хочется сохранить в памяти сколько-нибудь значительный репертуар, необходимо регулярно повторять ранее выученные пьесы. Это элементарные истины. Их все знают, но их приходится напоминать, потому что о них легко забывают.

 Способы заучивания музыкального материала

Известно много методов и способов заучивания нотного текста Исходя из собственного опыта – большинству исполнителей наиболее  близок следующий метод: заучиваемое на память произведение исполняется в медленном темпе с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.

Нельзя не отметить метод, предложенный И. Гофманом. Он пишет: «Существует четыре способа разучивания произведения:

за инструментом с нотами;

без инструмента с нотами;

за инструментом без нот;

  • без инструмента и без нот»

 Самый распространенный и часто применяемый в практике – первый способ. Целесообразно  разделить произведение на части или эпизоды и вести работу поэтапно, добиваясь качественного результата.  Также можно использовать следующие способы запоминания и выучивания  произведения наизусть:

1) учить отдельно партию каждого голоса или каждой руки наизусть (особенно это актуально для полифонии). Такой способ работы дает возможность лучше прослушать и запомнить каждый голос в отдельности и всю фактуру в целом;

2) начинать произведение с любого раздела, части или музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения;

3) использовать накопительный метод запоминания, то есть исполнять произведение на память с последнего предложения, затем с предпоследнего  и так прибавлять по одному предложению.

  Заучивание текста без инструмента

На этом этапе процесс ознакомления и заучивания произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию. Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано.

  Работа с текстом произведения за инструментом

 На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется – залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято», — вот золотое правило дидактики, которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть.

  Вот что пишет по этому поводу Маккиннон Л.: «Очевидно, когда предмет (или идея), на котором фиксируется мысль, связан с интересом или удовольствием, возникает «непроизвольное» внимание.  Взрослые, так же как и дети, сосредоточиваются на объекте на более длинный или более короткий срок в зависимости от привлекательности этого объекта. А вот высказывание И.Гофмана: «Каждому трудно удержать в памяти то, что не представляет для него интереса, тогда как-то, что интересует, запоминается легко…. Требуется, прежде всего, пробудить в вас интерес к пьесам, которые вам предстоит играть. Другими словами, нужно, чтоб вы не были равнодушны к пьесе, к данному месту в ней, чтоб она (или оно) была для вас «раздражающим предметом», вызывала в вас горячее чувство – тогда она (или оно) запомнится во время работы сама, без специальных усилий».

  Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно, и потом во время игры наизусть, представлять его мысленно перед глазами;

вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

«выгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно – двигательно;

включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении «вкус» и «запах» играемых фрагментов;

отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

 Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие фрагменты, ибо, как мы уже знаем, «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему этого материала». Поэтому разумная дозировка выучиваемого материала должна соблюдаться.

  Должны также делаться перерывы между напряженной мнемонической работой и другими видами деятельности,- требующими большого умственного или физического напряжения. После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов. Если же после мнемонической работы допустить какого-либо рода психологическую перегрузку, то выученный материал забудется в силу ретроактивного, т.е. «действующего назад», торможения.

  Итак, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них, слуховой и моторный, являются для неё самыми важными. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могут быть настойчиво рекомендованы молодым музыкантам, желающим продвинуться в этом направлении. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта-исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию, и известная формула И.Гофмана, относящаяся к способам разучивания музыкального произведения, может служить хорошим ориентиром в работе.

  Правильное распределение повторений в процессе заучивания, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствует успеху.

 Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, методисты рекомендуют не расставаться с нотным текстом. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть. Огромную пользу приносит игра в медленном темпе. Это помогает уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.

 Начиная с начального уровня музыкального образования, необходимо развивать свойства музыкальной памяти, обучать юных музыкантов эффективным методам заучивания нотного текста.  Важно создать благоприятную психологическую обстановку  на уроке, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ученикам с симпатией и теплотой.

 Музыкальная память человека  во многом зависит от внимания, целеустремленности и других свойств личности. Так сосредоточенность, интенсивность и устойчивость внимания очень влияют на результат запоминания. Чем лучше развиты эти качества, тем выше продуктивность музыкальной памяти. Между воспитанием необходимых каждому человеку черт характера, таким как упорство, настойчивость, сила воли и формированием памяти существует вполне определенная взаимосвязь. Эти качества необходимы каждому обучающемуся музыке для того, чтобы успешно преодолеть трудности, встречающиеся в ходе запоминания музыкального произведения.