Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии

Борисова Елена Анатольевна

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта.

Как показывает практика, быть хорошим пианистом ещё не значит быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.

Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках танцевального класса, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно. В итоге, было выявлено, что работа начинающего концертмейстера хореографии состоит в освоении музыкального материала и освоении музыкальной специфики хореографического искусства.

От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование своего природного чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.

Очень важным в концертмейстерской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики.

Музыкант - концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической подготовки, преимущественно привык играть по нотам, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.

Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать фортепианное вступление».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kontsertmeystera.docx21.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа

концертмейстера МБУДО «Рузская ДШИ» Борисовой Елены Анатольевны

г. Руза, 2020г.

«Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии»

Концертмейстерская работа в любом учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, так же несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников.

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта.

Как показывает практика, быть хорошим пианистом ещё не значит быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.

Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках танцевального класса, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно. В итоге, было выявлено, что работа начинающего концертмейстера хореографии состоит в освоении музыкального материала и освоении музыкальной специфики хореографического искусства.

От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование своего природного чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.

Очень важным в концертмейстерской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики.

Музыкант - концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической подготовки, преимущественно привык играть по нотам, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.

Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать фортепианное вступление».

Поэтому одной из главных особенностей работы музыканта в хореографическом классе является:

• исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала;

• умение запоминать его большие фрагменты.

На мой взгляд, важно отметить ещё одну специфическую особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженная работа в ансамбле с преподавателем и учащимися.

В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

• импровизационный;

• приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки: умеет сочинять несложные мелодии; умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию; умеет сделать фактурные преобразования; умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения; провести смену размера (а может и темпа), не нарушая законов стиля и т. п.

Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом: ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.

Рассмотрим основные принципы подбора музыкального материала в хореографическом классе.

Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собирать свою репертуарную «копилку».

Предлагаемый репертуар может накапливаться годами и апробироваться на практике с детьми разных возрастных групп.

Классический экзерсис у станка обязательная часть урока классического танца.

Урок классического танца разделяется на две основные части:

1. Упражнения у станка;

2. Упражнения на середине зала.

Урок классического танца традиционно начинается с экзерсиса. Это ряд разнообразных движений, с помощью которых развивается мускулатура ног, их выворотность, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся. Концертмейстеру полезно знать основные движения не просто по названиям, но и то, как их нужно правильно выполнять.

Вот примерный репертуарный план:

Экзерсис у станка:

1. Поклон – Романс «Не растравляй моей души…»С. 2. Plie – Л. Минкус. Андантино

3. Battement tendu – Л. Минкус. Вариация четырех солистов из балета «Раймонда»

4. Battement tendu jete –Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

5. Rond de jambe par terre – Ревская Н. Е. Классический танец. Музыка на уроке.

6. Battement soutenu – Новицкая Г. П. Урок танца

7. Battement fraoppe - С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

8. Petit Battement - Л. Делиб. Пиццикато из балета «Сильвия»

9. Rond de jambe en l’air – С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографи

10. Adagio – С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

11. Grand battement jete – Ц. Пуни. Марш из балета «Конек –Горбунок»

12. Port de bras – С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

Экзерсис на середине зала:

1.Plie – Р. Дриго. Пробуждение Флоры

2. Battement tendu, battement tendu jete  - С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

3. Rond de jambe par terre – С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии

4. Battement fondu – Л. Делиб. Вальс из балета «Коппелия»

5. Temps lie - Новицкая Г. П. Урок танца

Аллегро – прыжки:1.Saute, echappe, assemble - С. Хазанова. Концертмейстер на уроках хореографии; 2. Tour – П. Чайковский. Полька.


С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель – хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной отечественной и зарубежной классики. Точно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма. «Понятия ритма и метра, мелодического и гармонического факторов, ясная ориентировка в простейших составных элементах музыкальной речи, и вот основное, что должно быть донесено до учащихся и усвоено ими так прочно, чтобы стать незыблемым фундаментом всего последующего восприятия и толкования музыки».

Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное.

В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно этому, в музыкальном оформлении желательно использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока, должны подчиняться музыкальной фразировке или говоря более простым языком тактовой квадратности, начинаться и заканчиваться вместе с нею. Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

В заключении скажем, что мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

Список литературы:

1. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1982

2. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2

3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Изд-во ЛОЛГК, 1986

4. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М., 1961

7. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2- е. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998

9. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпенемента с листа // О работе концертмейстера / М.: Музыка, 1974

10. Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и «аккомпаниатор» // Изд-во ТГУ, 1998

11. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // Изд-во ЛОЛГК, 1986

12. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.