Методическая разработка на тему: «Альбом для юношества» Р.Шумана в репертуаре ДМШ и ДШИ.

Сергеенкова Инна Сергеевна

Индивидуально подобранный репертуар для каждого ученика - это одна из главных и важных задач преподавателя в классе индивидуального обучения ДМШ и ДШИ. Произведения, которые выбираются для юных музыкантов д.б. разнообразны, образны, понятны, удобны и развивать их технически и музыкально. Они должны развивать музыкальное мышление учащегося, побуждать его к творческим поискам, знакомить с музыкой разных времен и стилей. Немаловажную роль в становлении и развитии юного пианиста играют произведения малых форм. 

Объектом данного учебно - методического проекта, являются фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества» Р. Шумана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл final.docx69.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

          Методическая разработка на тему:

«Альбом для юношества» Р.Шумана в репертуаре ДМШ и ДШИ.

                                                                                       Преподаватель:

                                                                                 Сергеенкова Инна Сергеевна

                                               Сафоново

                                                    2019г.

                                    СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.  «Произведения малой формы в репертуаре ДМШ и ДШИ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА Ⅰ. Р. Шуман - композитор-новеллист, непревзойденный мастер миниатюр………………………………………………………3

1.1. Фортепианное творчество в жизни композитора……………….4

1.2. Жизнь детей и их внутренний мир в творчестве Р.Шумана……4

ГЛАВА Ⅱ. Музыкально-критическая и композиторская деятельность……………………………………………………………5

2.1. Детство и первые уроки музыки…………………………………5

2.2. «Альбом для юношества» в двух редакциях…………………….7

2.3. По страницам «Альбома»……………………………………….11

2.4. Анализ музыкальных произведений из «Альбома для юношества Р. Шумана………..………………………………………12

ГЛАВА Ⅲ. Исполнительский и методический анализ музыкальных произведений Р.Шумана «Смелый наездник» и «Первая утрата» из «Альбома для юношества»…………..………………………………17

3.1. Технические приемы работы в пьесе «Смелый наездник…….17

3.2. Способы работы над кантиленой в пьесе «Первая утрата»…..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………20


  1. Введение.
  2. Цель и задачи.
  3. Р.Шумана - композитор-новеллист, непревзойденный мастер миниатюр.
  4. По страницам «Альбома для юношества».
  5. Заключение.

     Введение.

       Индивидуально подобранный репертуар для каждого ученика - это одна из главных и важных задач преподавателя в классе индивидуального обучения ДМШ и ДШИ. Произведения, которые выбираются для юных музыкантов д.б. разнообразны, образны, понятны, удобны и развивать их технически и музыкально. Они должны развивать музыкальное мышление учащегося, побуждать его к творческим поискам, знакомить с музыкой разных времен и стилей.

         Немаловажную роль в становлении и развитии юного пианиста играют произведения малых форм.  Всякая музыкальная пьеса, а тем более произведение великого композитора – это не просто мелодия, гармония, удобная аппликатура, внимательно прослушанные соотношения звуков, поданных в «характере», это еще и безграничная ментальность (глубина), в которой скрыты обстоятельства жизни композитора, особенности быта его народа, специфика национального характера и закономерности родного языка.

         В репертуаре ДШИ и ДМШ великое разнообразие музыки «легкого» жанра разных композиторов эпох и стилей. Объектом моего учебно - методического проекта, являются фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества» Р. Шумана.

         Цель проекта – исследовать, обобщить, изучить практический опыт, методические рекомендации использования в репертуаре ДШИ и ДМШ «Альбома для юношества» Р.Шумана.

         Задачи:

      Р.Шумана -композитор-новеллист, непревзойденный мастер миниатюр. Роберт Шуман - великий немецкий композитор-романтик.  Он предстает перед нами в своей музыке, как человек большой и светлой души, мечтатель и выдумщик, очень любивший и взрослых, и детей. Шумана можно сравнить с хорошо знакомым нам Гансом Христианом Андерсеном. Оба они обращались к самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и добро, видеть чудесное и необыкновенное в полевом цветке, в шелесте леса, прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца. По своей новизне и психологической тонкости творчество Шумана значительно раздвинуло границы музыкального искусства 19 века. Оно затронуло такие струны человеческой души, которых еще не коснулись его великие предшественники: Бетховен, Моцарт и.др. Роберт Шуман среди своих современников – романтиков занимает особенную нишу. Он – композитор-новеллист, непревзойденный мастер миниатюр.

         Большое место в творчестве композитора занимают произведения для фортепиано. Фортепиано оказалось идеальным инструментом в выражении главных черт стиля Шумана – яркой эмоциональности и импровизационности. Огромное значение для творчества Роберта Шумана, как впрочем, и для всех композиторов - романтиков, имеет мелодия. «Королевой музыки»  назвал ее Шуман. Мелодии Шумана насыщены речевыми интонациями. Самуил Евгеньевич Фейнберг отмечал в музыке Шумана «мелодии-слова». «Музыка снова возвратиться туда, откуда она произошла – к речи», - писал Шуман. Кроме мелодии, большую роль в творчестве Шумана играет тембровое звучание. Как написал Михаил Казиник (скрипач и искусствовед): «….и самое интересное, что Шуман всегда узнаваем. Шумановская музыка  всегда узнаваема, и даже не по аккордике, а по какому-то соотношению тембров. У рояля Шумана есть настолько свой тембр, что рояль начинает звучать по- другому, как будто кто-то поменял струны, поменял резонаторную систему… Но самое удивительное здесь – это гениальный шекспировский контраст…»

     Основное и определяющее свойство личности Шумана – глубочайшая противоречивость, конфликтность его внутреннего мира, повышенная импульсивность, своеобразный «эмоциональный максимализм». Недаром большинство произведений Шумана пестрят бесконечными указаниями штрихов, динамических оттенков, указаниями характера звучания. Вот как сам Р.Шуман высказывался о программных обозначениях музыкальных произведений «Говорят, что хорошая музыка не нуждается в таких указаниях, однако нисколько не теряет от них в своем достоинстве, для композитора же это – наиболее верный способ предотвратить явное искажение характера вещи…» Интересно высказывание по этому поводу замечательного русского пианиста Натана Перельмана: «Над текстами Шумана роятся такие тучи стаккато, что если их не разогнать, они искусают его музыку» или еще: «В фортепианном море Шопена плавается привольно, в волнах Шумана бывает страшновато, пучины Брамса – для аквалангистов». Данное высказывание как нельзя более красочно определяет саму сущность музыки Шумана – глубокое проникновение в духовный мир человека с его переживаниями и страстями, порывами отчаяния, мечтаниями и желаниями.   Основная тема творчества Шумана - современный  ему  человек, его радости, печали, сложный мир чувств, окружающая действительность, природа, быт. С огромной силой  и искренностью художника композитор воображал внутренний мир ребенка. Непосредственность,  доверчивость детей, их открытые сердца всегда привлекали Шумана. Наблюдая за ними, композитор подмечал характерные черточки детской натуры, их манеру вести себя, их игры, старался понять внутренний  мир детей". В каждом ребенке скрыта чудная глубина ", - писал Шуман. Шуман много писал о детях и для детей.

          Композитор родился в семье книгоиздателя 8 июня 1810 года в немецком городе Цвиккау. Мальчик с детства проявлял незаурядные музыкальные – пианистические и композиторские способности. Но мать не поддерживала его художественных устремлений, и по ее настоянию юноша поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Он страстно увлекался литературой, философией и одновременно занимался у прекрасного фортепианного педагога – Фридриха Вика.  В Лейпциге Шуман впервые слышит игру Паганини и Роберт решает посвятить себя музыке. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте. 

     Лишившись возможности выступать, композитор обратил свое внимание на музыкально-критическую деятельность и  стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана.

        У Роберта Шумана в жизни было много радостных моментов, которые ему доставляли родные дети. Их было пятеро: три девочки и два мальчика. Шуман очень любил своих малышей и не жалея сил заботился о них. Он читал им книги или рассказывал фантастические истории, при этом озвучивал их, импровизируя на фортепиано. «В доме сейчас очень оживленно. Пятеро детей всюду прыгают и уже начинают прислушиваться к Моцарту и Бетховену, - писал Шуман своему другу архитектору Э.Крюгеру.»

      Особыми событиями в жизни семьи Шуманов были дни рождения детей. Отец по этому поводу всегда старался придумать какой-нибудь особенный сюрприз-подарок. Так случилось и в тот день, когда старшей дочери композитора Марии исполнилось семь лет. Девочка получила в дар нотную тетрадь, на титульном листе которой красовалась надпись: «Пьески, сочинённые папой к 7-летию старшей дочери Марихен, 1 сентября 1848 год». Впоследствии одну  миниатюру, которая называлась «Для самых маленьких» девочка самостоятельно разучила и в качестве подарка исполнила своему отцу. Эта пьеса была включена в первоначальный вариант «Альбома для юношества», хотя в окончательный вариант не вошла.

   Эти пьески явились началом работы над «Альбомом для юношества».

 Но прежде, чем начать повествовании о самом альбоме, возникает вопрос, в чем причина того факта, что сама детская музыка, в привычной для нас форме программных пьес «из детской жизни», появилась по сути лишь вместе с ним - не раньше и не позже? Объяснить это лишь особыми свойствами личности Шумана, присущими ему своеобразными чертами «детскости» будет явной натяжкой.

       Дело в том, что как раз в это время между наполеоновскими войнами и революцией 1848 года, детство начинают понимать как особый и важный период в формировании человека, имеющий самостоятельную ценность. С 1820 года эти идеи стали достоянием широкого круга людей. Между прочим, именно в Германии возникло такое обыденное для нас теперь такое учреждение, как «детский сад».

Фридрих Фрёбель (1782-1852) дрезденский педагог утверждал - «детские души нужно терпеливо и заботливо взращивать, как прекрасные цветы в саду».

Но, разумеется, дети в первую очередь воспитываются в семье.

Любопытно, что в те времена меняется покрой одежды. Бурно развивается производство игрушек. Возникает специальная детская литература. Детские песни в народном духе сочиняют выдающиеся народные поэты Фридрих Рюккерт, Эдуард Мёрике. Начинают печататься иллюстрированные детские книги, забавные и назидательные истории в картинках. А специальная детская музыка? - Без нее тоже нельзя обойтись.

Жизненный уклад семьи того времени не мыслили без музицирования - множество картинок, рисунков, гравюр того времени запечатлели почетных отцов семейства, детей и юных девушек, играющих на фортепиано.

 Как известно, жизненный уклад народа прочно запечатлевается в языке: так утвердилось немецкое понятие. «Hausmusik» - музыка, предназначенная для исполнения дома, в непринужденной обстановке (знаменательно, что прямой русский перевод этого слова - «домашняя музыка» - звучит весьма неуклюже). В то время «домашней музыке» с увлечение придаются и стар и млад. Эту музыку даже не «играют» (spielen), ее просто «делают» (machine) - для собственного удовольствия, или же, «преподносят», «предлагают» (darbieten) - в этом случае, когда имеются слушатели.

Итак, «домашняя музыка» рождена бытом. Таков, собственно говоря, и «Альбом для юношества», возникший, по словам Шумана, «из самой сути семейной жизни».

Заслуга Р. Шумана состоит в том, что он первый из композиторов сумел раскрыть психологию ребенка, с большой любовью и художественной смог передать чувства и переживания детей.

         В конце августа начале сентября 1848года Шуман упоминал в письмах и дневнике не  об «идее «Альбома для юношества», а «Пьесах для Марии», которые, ему самому доставили величайшую радость».

Шуман берется за сочинение пьес для дочери. На протяжении двух дней, их появляется целых восемь (некоторые в печатном издании получили иные названия): «Колыбельная для Людвига»(№3), «Солдатский марш» (№2)

«Хорал» (№4), «Исполнять после школьных уроков»(№5)

«Пьеска Моцарта», «Медвежий танец», «Песенка бедного ребенка»(№6)

«Охотничья песенка» (№87).

          Вероятно, с самого начала у Шумана был замысел расширить этот маленький, «домашний» сборник. Запись в дневнике Клары, помеченная 1 сентября, гласит: «Пьесы, которые дети обычно учат на фортепианных уроках, столь дурны, что Роберту пришла идея сочинить и издать тетрадь нетрудных детских пьесок». Шуман работает с радостью и увлечением. «Не припомню, чтобы я когда-либо бывал в таком хорошем музыкальном настроение, как во время сочинения этих пьес. Все это прямо - таки нахлынуло на меня», - пишет он одному из друзей. 9 сентября композитор свидетельствует о завершении работы («Альбом в целом закончен»), однако, в последующие дни продолжают появляться все новые и новые пьесы. Охваченный вдохновением, Шуман не может остановиться. Сообщая позднее одному из своих корреспондентов о создании «43 пьес для юношества, он добавляет: «Я сочинял с таким подъемом, что мог бы сразу написать еще столько же».

    В наши дни авторы и составители располагают пьесы в детских музыкальных сборниках по принципу увеличения трудности. Но в первой половине 19 века такая традиция ещё не сформировалась. Нотный альбом в том виде, как он был задуман Шуманом, - не столько учебно-методическая литература, сколько домашняя музыкальная книга, которую можно открыть на любой странице.  При этом, разумеется, композитор осознавал, что пьесы сборника очень сильно различаются по уровню сложности.

В «Альбоме» многое определено его «адресом», а также педагогической направленностью: эти пьесы не только о детях, но, прежде всего для детей – для их восприятия, для их исполнительских возможностей и музыкального воспитания. Но, воспитательная задача не подавила и не обезличила художественно-творческую природу нового сборника пьес. Наоборот, Шуман хотел щедро одарить своих юных исполнителей яркой и образно увлекательной музыкой.  Но не только музыка должна была наполнять страницы «Альбома». О том, каков был замысел композитора, можно судить по редакционной статье в «Новой музыкальной газете», сопровождавшей первую, журнальную публикацию «Жизненных правил для музыкантов» (1850) - самого знаменитого шуманского литературного труда: «Афоризмы предназначались для первого издания «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Высказывание предполагалось поместить среди музыкальных пьес, вперемешку с иллюстрациями. С самого начала сборник пьес для юношества был задуман автором в духе популярного в те времена «альбомного» жанра. В своих произведения - музыкальных и литературных - композитор всегда стремился передать пестроту жизни, причудливое смешение чувств, характеров, впечатлений, житейской прозы и возвышенного искусства (музыки, поэзии, живописи). Поэтому столь ограниченной представляется шумановская идея «Альбома», в которой призваны соединиться музыка, слова и изобразительное искусство.

         Свою завершенность «Альбом для юношества» должен был обрести в типографском исполнении, воплощавшем представления Шумана о книге как таковой, о книге как произведении искусства. Шуман со знанием дела вникает во все подробности публикации своих произведений, обсуждал с издателями сорта бумаги,, формат, рисунок обложки.

         Композитор подумывал о том, чтобы разбить сборник на 4 части, соответствующие временам года. Следы этого замысла нашли отражении в рисунке титульного листа. Большие виньетки по углам символизируют: весну, лето, осень, зиму, - соответственно «Весенний напев», «Песенка жнецов», «Время сбора винограда – веселое время», «Зимняя пора».

Для Шумана внешний облик нот был чрезвычайно важен.

(Ведь он происходил из семьи издателя). Пьесы «Альбома» замышлялись Шуманом как картинки. Он даже обращался к своему другу Ж.Лорану с просьбой сделать для него иллюстрации-картинки (письмо 789, Ж.Ж.Б.Лорану). Однако потом он ограничился красочным титульным листом, который был выполнен к первому изданию «Альбома» художником Людвигом Рихтером (1868 году). На нем были изображены Санта-Клаус и Белсникель.

Много трудностей было с изданием «Альбома».   Но в середине декабря Шуману доставляют 15 авторских экземпляров только что вышедшего «Альбома для юношества». Как и было задумано, он подготовил прекрасный рождественский подарок для друзей и родных. А в начале января сборник появился в широкой продаже. Тираж его по тем временам очень большой - 1000 экземпляров. К концу’ следующего 1849года «Альбом» печатается в виде двух отдельных тетрадей, а так же в виде «роскошного» издания - с тисненым переплетом и золотым обрезом. Наконец, ещё через год появляется «второе исправленное издание», где к музыкальным пьесам добавляются в приложении «Жизненные правила для музыкантов». Так, в конце концов, Шуману удается приблизиться к осуществлению первоначального замысла.

   

 По страницам «Альбома для юношества».

     В окончательном варианте «Альбома» Шуман поделил его на 2 части – для младших и для старших. Первая часть написана в расчете на детей более младшего возраста. Об этом свидетельствует и название пьесок, и гармонический язык, и фактурные средства, к которым прибегает композитор.

Во второй части «Альбома» много пьес лирического романсового склада, которыми так богата вся фортепианная музыка 19 столетия. Мягких, задушевных и порывистых, взволнованных пьес, открывающих самые потаенные движения человеческого сердца, много в творчестве любого композитора этой эпохи: Глинки, Чайковского, Шопена, Листа, Шуберта, Мендельсона. Их роднит проникновенность и искренность мелодического языка, теплота, непосредственность лирических высказываний.

Содержание пьес, адресованных детям, отражает мир природы, сказок, игр, что для пьес этих характерно стремление проникнуть в психологию ребёнка. Ничего подобного не было в те годы, когда появился «Альбом для юношества» Шумана. Возрождение на новой основе принципов, которыми руководствовались в своих педагогических сочинениях великие мастера прошлого, прежде всего Бах и Бетховен, и явилось главной заслугой «Альбома» Шумана.

Программные и яркие по характеру пьесы сразу полюбились детям. И это было отнюдь не случайно. По тематике можно разделить пьесы Р.Шумана и  на тематические группы: народные, пейзажные,  портретные зарисовки, вокальные, театральные.

Шуман ведет своеобразный "музыкальный дневник", придает большое значение внутренней связи отдельных пьес. Иногда связь создается определенной сюжетной нитью. Пьесы первой тетради объединены до-мажором, почти во всех пьесах присутствует полная диатоника, интонационно и ритмически плавная мелодия. Во второй тетради лирическая сфера – это три пьесы без названий – они вводят в этот пестрый, многообразный мир самое сокровенное и неповторимое, что было в душе Шумана. Пьесы "Альбом для юношества"  образно конкретны, характерны,  собраны "зарисовки с натуры" из большого разнообразного мира, окружающего ребенка.

           Можно разделить пьесы 1 части «Альбома» и на три части. Первую часть «Альбома для юношества» Шумана можно назвать рондообразной, являющейся своеобразным вступлением. Это пьесы «Мелодия», «Солдатский марш», «Песенка», «Хорал», «Пьеска».

Пьесы «Бедный сиротка»,«Охотничья песенка», «Смелый наездник», «Народная песенка», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы», «Сицилийский танец», «Дед мороз», «Май, милый май, скоро ты вновь настанешь» составляют содержание второй части «Альбома».

Завершают третью часть «Альбома для юношества»: «Маленький этюд», «Весенняя песня», «Первая утрата», «Утренняя прогулка», «Песенка жнецов».

         В самом начале «Альбома» находятся три пьески, схожие между собой простотой мелодического рисунка, классической прозрачностью изложения, напоминающие мелодии Моцарта.

 Первые пьески альбома:  «Мелодия» (№1), «Песенка» (№3) и «Пьеска» (№5) похожи не только по мелодии, но и несут в себе одинаковые пианистические задачи: добиться плавного, певучего legato, причем нижний голос в левой руке идет параллельно верхнему в правой, что создает удобство в исполнении и быстрому запоминанию текста. Средний голос - постоянно повторяющийся звук, звучать должен легко и  тихо, как дополнительное украшение мелодии, фон. Также от Баха Шуман перенял ту разновидность скрытого двухголосия, где одна из линий представляет собой мнимый органный пункт.

В этих произведениях скрытый голос в аккомпанементе вторит мелодическому голосу, следует за ним «по пятам», создавая мелодическую линию второго плана. Первые три пьески «Альбома»  схожи между собой простотой мелодического рисунка, классической прозрачностью изложения, напоминающие мелодии Моцарта.

№1 МЕЛОДИЯ. Тепло и прозрачно должна звучать первая пьеса «Мелодия».

Она написана в характере маленького романса. Нюансировка в пьесе немногочисленна: Шуман выставил только общий оттенок piano и несколько вилок, обозначающих diminuendo. Над первой четвертной в тактах 5, 6 и 7 Шуман поставил маленькие вилочки. Этим композитор стремился выделить каждый первый звук фразы, сделав его более протяжным. В мелодии первые два-три звука играются громче остальных, а во второй половине фразы звучность ослабевает. Фразировка в пьесе строится по двум тактам. Партия левой руки не имеет самостоятельного значения, она построена на гармонической фигурации, динамика которой подчинена дыханию верхнего голоса.

       Для учащихся эта пьеса очень полезна: они осваивают исполнение широкой выпуклой мелодии, учатся извлекать разнообразные по силе и тембру звуки.

Точно найденная звуковая характеристика миниатюры, эпиграфа ко всему произведению, определит успех интерпретации всего первого подцикла как интригующего вступления. Миниатюре чужда эмоциональная насыщенность и яркие динамические нюансы. В звуковом отношении пьеса очень сложна, так как предполагает наличие у исполнителя развитого полифонического мышления. Каждый голос в ней имеет совершенно самостоятельный характер, законченную мелодическую линию, требующую соответствующего туше. При ведущей роли верхнего голоса на протяжении всей миниатюры, нижний голос бережно «окутывает» каждый «рожденный в тишине» звук незатейливой мелодии в гармонические образования, возникающие от движения интервалов сопровождения.

Мелодия прозвучит поэтично и просветленно, если ее сыграть приемом, который некоторые исследователи определили, как «пальцевую кантилену», когда каждый звук мелодии берется «мягко падающим» на клавиши пальцем. Собранный, активный палец, несколько освобожденный от веса руки, плавно нажимает на клавишу, без специальных усилий к тому, чтобы довести ее до самого дна.

     Мелодия прозвучит поэтично и просветленно, если ее сыграть приемом, который некоторые исследователи определили, как «пальцевую кантилену», когда каждый звук мелодии берется «мягко падающим» на клавиши пальцем. Собранный, активный палец, несколько освобожденный от веса руки, плавно нажимает на клавишу, без специальных усилий к тому, чтобы довести ее до самого дна.

Во второй половине пьесы исполнитель встретиться со знаком в виде акцента, выставленным над первым звуком коротких однотактных мотивов и последующего суммированного двутакта.

Обучающийся юный пианист должен усвоить, что это авторское обозначение отнюдь не предписывается акцентировать первую ноту. К такой фразировке Роберт Шуман прибегает для того, чтобы приблизиться к речевым интонациям. Располагая логический акцент на сильном звуке мотива или фразы, композитор заставляет мелодию говорить.

Для того чтобы облегчить ученику восприятие декламационной сущности музыки, полезно прибегнуть к методу постановки слов под звуки мотивов и фраз. Слова определяются подсказанным педагогом художественным образом с учетом возраста учащегося, его развития и эмоциональности.

Песенка №3.

      В ее первой части вся мелодия строится на одной пятипальцевой композиции. Эта миниатюра явно перекликается с популярными некогда четырехручными сонатинами А.Диабелли «на пяти звуках» ор. 163. первоначальное название пьески Шумана - «Колыбельная песенка для Людвига». Скорее всего, она звучала в доме из уст Клары или самого Роберта и попала в нотный сборник непосредственно «из быта». Младшему члену семейства, Людвигу, тогда не было и года, а Марихен, для которой сочинялись пьески - исполнялось семь. Ей, старшей, возможно, тоже поручалось ответственное дело - убаюкать младенца.

         Пластично и нежно звучит мелодия этого произведения. На первый взгляд кажется, что мелодия "Песенки" проходит в правой руке, а левая лишь аккомпанирует, но это не так, левая и первая должны исполнять дуэт.

Чтобы добиться этого, надо много учить отдельно, особенно левой рукой, добиваясь в ней, как и в правой, выразительного звучания мелодии: все движущиеся звуки в левой руке являются звуками мелодии. Необходимо в левой руке вести мелодическую линию, добиваясь плавного её исполнения, именно указанной аппликатурой. Очень полезно поучить левую руку, задержав первый палец на ноте "соль".

Средняя часть представляет собой аналогичный дуэт, только в сочетании с более низким голосом. Здесь руки как бы меняются местами: фактура левой переходит в правую, и , наоборот, правой - в левую.

В конце средней части надо мягко сыграть разрешение. Важно, прежде всего, уяснить развитие мелодии, её членение на построения большого и меньшего масштаба.

Полезно осознать  в отдельных построениях наиболее значительные звуки-"интонационные точки". "Интонационные точки",- говорил Игумнов, это как бы точки тяготения, влекущие в себе центральные узлы, на которых все строится..."В предложении, в периоде всегда есть центр, точка, в которой все тяготеет". Надо знакомить учащегося с членением музыкального произведения на мотивы, предложения, дать понятие о кадансах, об их выразительном значении. Фразировка мелодии "Песенки" естественна: динамика мелодической линии развивается к концу второго такта, третий такт является кульминационным, а четвертый играется diminuendo.  

Пьеса очень полезна юным музыкантам. Она всегда поможет научиться полным и глубоким звуком вести мелодическую линию, слышать полифоническую ткань, просто и непосредственно играть мелодию.

№5 Пьеска.

Миниатюра №5, обозначена в «Альбоме» нейтральным словом «Stuck hen» («Пьеска»), имела поначалу довольно красноречивое заглавие: («Nach vollbracher Schularbeit ruspielen») («Играть после выполненных школьных заданий»). После сидения за уроками, можно и подвигаться - так что ты же темповая ремарка «Nicht schnell»,- должна, толковаться несколько по-иному - (не скоро), а с большим движением.

     В этом произведении те же задачи, что и в предыдущем. Мелодия "Пьески"      немного веселее и чуть ласковее, чем в "Песенке"; здесь также, как и в предыдущем произведении необходимо добиться певучего звучания мелодии в левой руке.

Все три миниатюры написаны в одной тональности (до- мажор), выдержаны в одном и том же тактовом размере 4/4, построены на сходной фактуре:в правой руке мелодия четвертями, иногда с включением восьмых, на фоне единообразного аккомпанемента.

№2 Солдатский марш.

В "Солдатском марше" – Шуман использовал тему "Скерцо" из скрипичной сонаты Бетховена ("Весенняя соната"). Шуман почти не снабдил эту пьесу исполнительскими указаниями. Единственный динамический оттенок, выставленный автором – форте, которое неизменно сопровождает основной мотив пьесы. Тем не менее, градация силы исполнения «Марша» более разнообразна. Аккорды восьмыми играются отчётливым приёмом  staccato, близким к pizzicato струнных инструментов, требующим точного, собранного удара по клавише, а не вялого, инертного прикосновения. Во второй части пьесы отрывистым восьмым противопоставляются более протяжные четверти, исполняемые штрихом, близким к portamento. Методическое значение «Марша» ясно: фактура этой пьесы научит хорошо играть аккорды Радостный характер музыки «Солдатского марша» отлично передает штрих detache. Решительные интонации второй части «Солдатского марша» хорошо представить в исполнении симфонического оркестра, когда первые два такта играла бы духовая его группа, а ответ – струнная. Такое осмысление влечет изменение нюансировки в первой фразе; и она будет восприниматься, как сопоставление твердой звучности вопроса и несколько облегченного ответа. Заключительная фраза второй части «Солдатского марша» является мужественной кульминацией пьесы. Исполненная без малейшего diminuendo, со всё возрастающим crescendo мелодия гордо ворвется в воинственно звучащие заключительные аккорды. При правильном звукоизвлечении вторую часть лучше исполнять на одном дыхании, крепким, полным звуком. Характер музыки бодрый, энергичный, решительный, блестящий.

Не зная названия, можно легко определить жанр этого произведения, как марш. На него указывают размер 2/4, пунктирный ритм, равномерное выделение долей (шагов). Мелодия без скачков, в ней преобладает постепенное движение вверх и вниз, в нижнем голосе мелодия дублируется в дециму. Пьеса написана в простой трехчастной форме с повторением всех частей. Структура пьесы квадратная, что вполне отвечает жанру данной пьесы, полностью состоит из 4-х тактов. При анализе этой пьесы с обучающимися следует обратить особое внимание на то, что этот марш "не настоящий", "кукольный». Педагогу следует подвести учащихся к "правильным" ответам: высокий регистр, скерциозный, шутливый характер, частые паузы, размер 2/4, что создает более частые метрические акценты.

      Ученики не редко играют «Солдатский марш» словно он начинается из-за такта, поэтому надо подчеркнуть первую долю.

Авторская ремарка темпа «Munter und straff». Чаще всего ее переводят как «Бодро и определенно». Если первое слово «Munter» («бодро») не вызывает сомнений, то второму точно соответствует наречие «подтянуто» или выражение «с подтянутой выправкой», да и в образном выражение последние гораздо ярче.

      Пьеса «Солдатский марш» - это мир детских игр, счастливого и беззаботного детства. Мелодическая линия движется по кругу, как будто дети играют в солдатиков и маршируют по комнате. Здесь важно слушать аккорды, организовывать свод, – это воспитывает гармонический слух и способствует собранности и устойчивости пальцев. Шуман любит изображать музыкой определенные положения, предметы и фигуры. В данной пьесе он выстроил солдатиков, которые чеканят шаг под бодрые и четкие такты его мелодии. А в сущности солдатики - это детские пальчики, которые учатся смело и определенно ходить по клавишам. К маршам также можно отнести  «Военную песню» №31. «Песня» звучит чрезвычайно свежо, даже до известной степени «авангардно». Это связано с причудливой структурой пьесы - чередованием четырех и трехактных фраз, некоторые из которых начинаются «в долю», а другие «затактно». Композитор сознательно избегает прямолинейности, четкой квадратности, присущей маршам. Размер в «Военной песне» 6/8, Шуман опирается тут на особую разновидность жанра, получившей в немецкой литературе название Reitermarsch» то есть «кавалерийский марш», а таковой писался именно на 6/8. Для «кавалерийских маршей» характерна была ритмическая фигура, которая постоянно звучит и в «Военной песне».

       В маршевом ритме выдержана и пьеса №17 - «Kleiner Morgemvandere» (буквальны перевод «Маленький утренний путник», по-русски это звучит довольно неуклюже, потому слово «утренний» приходится отбросить). Смысл этой пьесы связан с конкретным событием в семье Шумана, описанном в «Пятой книжечке»: «Дрезден, 21 сентября ...Вчера (понедельник) бал важный день. Мария с грифельной доской под мышкой впервые отправилась в начальную школу мадам ***. Она вернулась счастливая и заявила, что хочет целый день быть в школе». Однако пьеса имеет более широкую подоплеку. Все же программное содержание пьесы Шумана едва ли будет исчерпываться словом «прогулка». Скорее это некий «уход», прощание, когда к радости примешивается сожаление о прошлом. Именно так, по словам Евгении, комментировала пьесу Клара Шуман: «В Маленьком путнике» она учила меня играть аккорды не совсем связанно - то есть так, как поднимаются при ходьбе ноги. И я тотчас почувствовала, что это придает пьесе верный характер. В начале второй части, - говорила она, - маленькому путнику становится немного грустно расставаться с родными местами, но затем он оглашает округу «йодлем» и смело шагает дальше, пока, наконец, его деревня не пропадает вдали, слышится лишь прощальный звон церковного колокола».

СЛАЙД 16.

№4 Хорал и Хорал с фигурацией №41.

     Обе пьесы способны затронуть самые глубокие струны в душе играющего. Всем известно, что хоралы звучали, звучат и  поныне в лютеранских храмах. Протестантский хорал издавна был в Германии музыкой не только церковной, но и домашней. Жизнь человека была более тесно связана с  церковным обрядом и праздниками. Суть - в самих мелодиях, их необычайной значительности, своего рода универсальности; они как бы напрямую обращаются к глубинным пластам сознания исполнителя и слушателя. Разумеется, для лютеранина они звучат несколько по-другому, нежели для нас, принадлежащих к иной духовной  культуре. Ведь для того, чьи предки из поколения в поколение каждое воскресенье слышали и пели эти хоралы в церкви, мелодии существуют в неразрывном единстве со словами. Чаще всего хорал излагается в  соль- или фа - мажоре, тональностях, которые выбрал для пьесы  композитор .

В «Альбом» композитор включил обработку хорала «Возликуй душа». Он должен был прозвучать, как напоминание об умершем брате. Гармонизация здесь не стилизована в духе старинного церковного пения. Шуман использует септаккорды, придающие Хоралу современное звучание. Наверняка композитор не рассматривал пьесу, как исключительно фортепианную, а имел в виду возможность использовать ее в качестве фортепианного аккомпанемента во время домашней молитвы. Соответственно, поющимися словами брался и темп, который в оригинале у Шумана не проставлен, - ведь он подразумевался тогда сам собою. Рассуждая о темпово-ритмическом решении хорала, нельзя обойти молчанием многочисленные ферматы, стоящие в конце фраз. Призванные обозначать цезуры в стихотворном тексте, они не должны приводить в замешательство современного исполнителя. Их можно трактовать по-разному,  главное, чтобы естественно прочитывался стихотворный текст. Фортепианная фактура пьесы выдержана в стиле, характерном для многих органных хоральных обработок: варьированью подвергается средний голос.

Это многоголосное церковное пение.

Появление того же хорала во второй части «Альбома» ( Хорал с фигурацией, №41) может быть истолкован как еще один призыв к ребенку, к тому времени уже подростку - помните своих близких, ушедших из жизни. Перед исполнителем встают довольно сложные звуковые аппликатурные и полифонические проблемы, к тому же сопряженные с требованием широкой растяжки руки. Фортепианная фактура пьесы выдержана в стиле, характерном для многих органных хоральных обработок: варьированью подвергается средний голос. В обоих примерах обращает на себя внимание национальное родство между средними голосами.

       С той же музыкальной идеей - подвижным средним голосом примерно шагающих верхним и нижнем - мы встретимся и в «Шехерезаде» (№32), по характерному очень близкому к «Фигурированному хоралу». Это подтверждает мысль А.Швейцера об изначальном родстве всей правдиво и глубоко-воспринимаемой музыке, не важно, духовной или светской.

 

СЛАЙД 17.

   Пьесы в народном стиле.

В «Альбоме для юношества» много пьес, написанных в народном духе инонационально близких немецкому фольклору. Их образный диапазон чрезвычайно широк и разнообразен.

В первой части это «Народная песня», «Весенняя», «Охотничья», во второй - «Деревенская песня», «Хороводная», «Урожайная». По своему национальному складу сюда примыкают и некоторые другие пьесы: «Бедная сиротка», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы». №18 "Песенка жнецов" решена в плане подражания игре на волынке, оптимистичная по настроению, однако достаточно сложная в плане художественных и педагогических задач.

      Разнообразен, остро характерен и индивидуален мелодический язык каждой пьески.

СЛАЙД 18.

Бедный сиротка №6.

     Пьеса проникнута единым лирическим настроением, но с множеством оттенков и нюансов. Основная трудность заключается в том, что чувство печали, грустного одиночества сохраняется в течение всей пьесы. Детям понятна характеристика образа – грусть, печаль, сострадание и жалость к бедному и одинокому сиротке. Характер музыки точно передает содержание произведения: рисует образ бедного, беспомощного ребенка, его горе, тоску, его просьбы.

       Пьеска рисует состояние детской души. Постоянно повторяющийся мотив создает впечатление жалобы, плача, просьбы. Пьеса исполняется мягким, глубоким и проникновенным звуком.

№7 Охотничья песенка.

    Строится на призывных квартовых интонациях охотничьего рога, сменяющихся смелыми стремительными ходами по ступеням мажорного трезвучья. Размер 6/8 и бодрый темп способствуют стремительности развертывания картин охоты и ликования по поводу ее удачного завершения. Но лучше всего предоставить слово Евгении Шуман. Она вспоминает следующий комментарий, который давала пьесе ее мать: («Я воочию вижу здесь охоту. Рога трубят, кони гарцуют, все несется мимо.» Второй части, в том месте, где звучит пьяно, ей представлялась как «бросаются в кусты вспугнутая дичь»).

        Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечение среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна переводится как « лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направлять фантазию.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии. В музыке это достигается за счет чередования ff и  P.

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчеркнута постоянным обновлением музыкального материала.

   

     №10 Веселый крестьянин.

         Пьеса «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» пользуется большой популярностью. Жизнерадостная, с широкими шагами мелодии, написанная в духе фольклорных песенно-танцевальных напевов, представляет героя пьесы в благодушном самодовольном настроение. Сольная партия помещена в низкий баритоновый регистр, ее широкое дыхание помогает приобретению пластичности и гибкости левой руки. Как говорила Клара Шуман дочери, «сперва поет один отец, во второй части ему подпевает и сынок». Правая рука играет аккордовый аккомпанемент. Нужно добиться собранности и легкости его звучания, не прерывающего, а дополняющего мелодическую линию.

    Сложной для детского исполнения бывает вторая половина пьесы, где мелодия идет в двух руках, а сопровождение исполняется правой в средних голосах.

    Слова Евгении Шуман, разучивавший «Альбом» под руководством матери:

«Эту пьесу, как и «Песенку жнецов» я должна была играть не слишком быстро. «Присмотрись внимательнее, и ты увидишь, что крестьянин все делают медленно и основательно, даже танцуют».

   

СЛАЙД 19. Интонация и ритмический рисунок немецких народных песен используется Шуманом в «Альбоме» во многих пьесах. Но и фольклор других народов и стран представлен широко.

№9 Народная песенка.

        "Народная песенка" начинается сольным запевом нежного женского голоса, который  сопровождает аккомпанемент по звучанию напоминающий гитару или лютню, а в контрастном среднем разделе  использована подлинная норвежская мелодия. В этой мелодии слышится мягкая грусть, задушевность и печаль (авторская ремарка «жалобно»). Середина - контрастна. Шаловливый пунктирный ритм, легкое острое стаккато придают музыке веселое игривое - лукавое настроение. В пьесе нет прямого указания на сдвиг темпа, однако авторская «Lestig» (весело) и дробление длительностей - появление шестнадцатых, острого пунктирного ритма - создают впечатление заметно ускоренного движения

Реприза - возвращение к первому образу, но как бы в хоровом исполнении. Основная мелодия, помещенная в более низкий густой регистр, звучит более наполнено, протяжно. Шуман предостерегает от слишком напористой кульминации и выставляет динамические указания, такие же, как в начале пьесы, тем самым указывая на сохранение характера пьесы до конца.

СЛАЙД 20.

   «В характере сицилианы», или «Сицилийская песенка», - так называется пьеса, идущая под №11.

       В основе ее лежит характерный ритмический рисунок одного из популярных итальянских танцев. Этот танцевальный ритм часто использовался в инструментальной музыке старых мастеров - И.С.Баха, его предшественников и современников. Для сицилиан характерно спокойное плавное движение, обычно в умеренном темпе в размере 6/8 и 12/8... характерными чертами сицилианы являются минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие ctaccato, трехчастное строение Da capo.

Но Шумановская пьеса имеет мало общего с сицилианами 18 столетия: единственное сходство - тактовый размер в крайних разделах. Дело не только в темпе (ремарка «плутовато» уже никак не предусматривает медленного движения). Весьма контрастна динамика пьесы «с нарастаниями от piano до forte в пределах одного такта» и артикуляции. Точки под лигой в данном случаи будут играться не «весомым» portamento, а легко, «на одном смычке», подобно staccato у струнных.

     Пьеса ставит много педагогических задач. Это знакомство с жанром сицилианы, разнообразие характеристик при сравнительно простом тексе, требующей большого разнообразя туше. Отношение к звуку, тонкие штрихи (мягкое non legato в начале периода, более плотное во второй его части). Это весьма сложное метроритмическое соотношение разделов (переход от триольного движения к квинтолям), требующее умения крупно фразировать и дирижерски мыслить.

       Лучше всего эту пьесу охарактеризует сам композитор (привожу цитату) : «В музыке, как в шахматной игре,- говорит Шуман - самую большую силу имеет королева (мелодия),но окончательно решает дело король (гармония). Поэтому он настаивает, в свою очередь, на крепкой, здоровой, хорошо и сильно звучащей гармонии, на чистоте музыкальной фразы».

Пьеса написана в трехчастной форме, начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего раздела, повторяется.

     Во второй части "Альбома" №36 "Песня итальянских моряков" выдержана в ритмическом рисунке итальянской жиги, с характерным акцентом на начальный звук мелодии, - это  сложная пьеса в техническом отношении.

СЛАЙД 21.

Мимо  пьесы(№8) не проходит, наверное, никто из начинающих играть на фортепиано. «Смелый наездник», - под таким названием она фигурирует обычно в русских изданиях. Известно, что первоначально, в том числе в чистовом автографе, Шуман озаглавил ее «Ездок на лошадке качалке», - именно такого малыша с кнутиком можно увидеть на титульном листе «Альбома», нарисованном

Л.Рихтором, однако, рассудив, видимо, что характер музыки не вполне согласуется с образом раскачивающейся на одном месте качалке, композитор перечеркнул заголовок и заменил его на «Wilder Reiter». Наиболее подходящим переводом заглавия представляется «Неистовый всадник». Это название позволит самым художественным образом определить темп пьесы - ведь в оригинале нет, не темповой ремарки, не указания характера. «Неистовый всадник» наверняка потребует более скорого движения чем «Смелый наездник».

Заслуживает внимание и такое любопытное совпадение: на музыку пьесы Шумана прекрасно ложится знаменитая баллада Гёте «Лесной царь» перевод В.А.Жуковского.

  Кто скачет, кто мчится под Хладною мглой?

  Ездок запоздалый с ним сын Молодой.

       Пьеса выдержана в очень стройной трехчастной форме с точной репризой. В среднем раздел мелодия и аккомпонемент «меняются этажами». Образ этой миниатюры - «портрет всадника».

      В пьесе стаккато восьмых требует точности и активности пальцевого удара. Рисунок мелодии способствует осознанию позиционного положения руки при игре арпеджио, закреплению аппликатурных навыков.

СЛАЙД 22.

№12 «Дед Мороз». 

В некоторых изданиях «альбом для юношества» есть не только русское заглавие «Дед Мороз», но и немецкое - «Kneht Ruprecht», в буквальном переводе «Слуга Рупрехт». Это мифическое лицо в немецких сказках, род «буки», которым пугают детей (прим. ) Кто же он этот слуга? Согласно поверью это персонаж отрицательный. Самым ярким «литературным портретом» Кнехта Рупрехта является знаменитое стихотворение немецкого поэта - романтика Теодора Шторма (1817-1888).

Слуга Рупрехт.

Я весть благую несу для вас:

Близок, близок торжественный час,

Повсюду, на ветках каждой елки

Огнями залитыми сверкаю иголки.

Я вижу: с неба, из райских врат

Младенец Христос устремляет взгляд,

И вот, пока я бреду сквозь чащи,

Ко мне летит его голос звенящий.

И речь такая с неба слышна:

«Вперед, мой Рупрехт, шагай старина!

Смотри: в окошках мерцают свечи,

Тих и благостен зимний вечер,

Пусть перед праздником стар и млад

Отдых и сладкий покой вкусят.

Завтра в дома к ним прейдет торжество.

Ибо настанет опять рождество! »

«Господи Боже - ответил я, -

К концу подходит дорога моя.

Один городок остается тут,

Где добрые дети подарков ждут».

-А где же с подарками твой мешок?

-Да вот он! В нём каждому есть пирожок,

Орехи, иль яблоки - сласти эти.

Любят благочестивые дети.

-А розгу надеюсь, ты взял с собою?

-Она всегда у меня над рукою.

Но лишь за дурные дела, как, ни прячь их,

Кому-то достанется пара горячих.

Младенец - Христос говорит:

«Ну, с Богом!

Ступай по снежным своим дорогам».

Я весть благую несу для вас:

Близок, близок торжественный час.

А ну-ка, скажите мои дорогие.

Какие здесь дети: добрые? злые?  

     Пьеса достаточно виртуозна, написана в трех частной форме. В 1-ом эпизоде движение в октаву - быстрое, энергичное, с напором и резким выделением сильных долей, на что указывает штрих V. Каждая фраза завершается утверждающимися аккордами с подчёркнутым f. Во втором эпизоде звучит лёгкое, но тревожное вьюжение или ворчание, которое перекликается с грозной темой в басу. В музыке очень разнообразные нюансовые краски.

       Пьесу «Дед Мороз» дети обычно играют с большим удовольствием и увлечением. Она богата исполнительскими и педагогическими задачами и развивает учеников, как в художественном плане, так и двигательном.

СЛАЙД 23.

Май, милый май… №13

          Уже в начале произведения заложен характер, настроение. Из всех времен года Шуман больше всего любил весну. Приход весны – первая зелень и пение птиц – приводили его в восторг. Знакомясь с лирикой природы, ученик убеждается, что в этой сфере образности на первый план выдвигаются не изобразительные моменты, а отражения настроений, которые возникают у композитора от встреч с природой. Тем самым композитор очивляет, очеловечивает образы природы. Здесь лучезарный весенний образ природы возникает, когда исполнителю удается передать настроение полное ожидания, трепетной одухотворенности, нежного лиризма. В центре внимания музыканта, при исполнении лирических пьес, стоит вопрос мелодического интонирования. Здесь тонко сочетается кантиленность, требующая слитного исполнения фразы, с деликатностью, основанной на расчлененном произнесении отдельных звуков, мотивов.

СЛАЙД 24.

Маленький этюд№14.

«Вообразите эолову арфу со всеми возможными звукорядами, которые рука художника сплетает в разные фантастические узоры» - эти слова Шуман о Шопене - пианисте могут пояснить для нас и характер «Маленького этюда». Шуман был первым, кто создал этюд для детей, обладающий такой же глубокой содержательностью, как и высшие образцы жанра.

Характерно, что композитор обозначил в нем не темп, а только динамику и особенности звучания «играть тихо и очень ровно».

Основная техническая идея этюда связана с педализацией - соответствующие указания проставлены Шуманом с педантической скрупулезностью на протяжении всего произведения (в других пьесах альбома они встречаются лишь эпизодически).

При вполне определенной квадратной структуре «Маленького этюда» с его четырехтактовыми фразами, педальные смены отнюдь не всегда с ними совпадают. Так, например, четвертый и пятый, двадцатый и двадцать первый такты, относящиеся к разным фразам, звучат на одной педали. Это показывает, что композитор хотел от исполнителя преодоления «квадратности»; музыка должна непринужденно литься, не прерываясь цезурами. Сам Шуман, по многочисленным рассказам современников, несравненно владел педальными эффектами.

Чтобы лучше проникнутся красотой, светлым, прозрачным колоритом, безоблачным настроением и мягкими арпеджированными гармониями, надо поиграть «Этюд», складывая арпеджио в аккорды.

   Это этюд служит своеобразным трамплином к изучению прелюдий .

СЛАЙД 25.

    Пьесы - портреты. В обеих частях сборника они весьма разнообразны.

В первой части – это шутливые зарисовки образов детства: №8  "Смелый наездник", №12 "Дед Мороз". Это и более серьёзные и глубокие психологические портреты: №6 "Бедный сиротка", №16"Первая утрата".

Во второй части сборника эти портреты гораздо сложнее, т.к. связаны с более серьёзными темами и более глубоким и разносторонним духовным миром юношества, тех, кому адресованы эти пьесы: №23 "Всадник", №28 "Воспоминание", №29 "Чужеземец", некоторые программные пьесы –   "Северная песня" и   №32 "Шехерезада", №35 "Миньона"- женские портреты. Миньона - девочка, танцующая на канате.

               «Первая утрата» - это глубокий психологический портрет. Она передает внутреннее чувства, состояние маленького человека при столкновении его с неординарными сторонами жизни. Вот сидит в уголке ребёнок. Он потерял что-то, что ему было очень дорого, и чувствует себя самым несчастным на свете).У этой пьесы изначально было название «Детское горе», затем «Смерть чижика». На самом деле речь в пьесе идет о действительно произошедшей истории с птичкой, которую накормили человеческой едой, и чижик умер. Боль души, тоска при расставании с кем-то горячо любимым переданы в этой пьесе простыми, лаконичными, но очень сильными по художественному воздействию средствами. Нисходящая мелодия, начинающаяся восклицательным знаком, как бы «истекает» из него. Эта затактовая нота очень выразительна. Ее можно чуть-чуть задержать, чтобы подчеркнуть переход в более тихую и мягкую долю (фа диез). Важно не потерять целостность мелодической линии, слышать «переливание» звука из длинных нот в следующие, и так до самого конца. Партия левой руки здесь не только гармоническое сопровождение. Она полна вторящих мелодии печальных интонаций, на которых надо обязательно остановить внимание ученика.

Середина заканчивается глубоко драматичной, взволнованной цепочкой секвенций, усиленного полифоническим наслоением голосов в этом месте важно сохранить интонационную ясность каждого тематического оборота. Кроме того, очень важна линия самого нижнего голоса, нисходящий ход которого создает драматический фон для развертывания канона верхних голосов.

Суровой скорбной печалью полны аккорды в последних четырех тактах. Детям не просто бывает добиться ясного звучания верхнего голоса в аккордах, цельности мелодической линии, прерывающейся паузой - вздохом.

Не просто найти темп для исполнения этой маленькой трагедии. Он должен передавать глубокую взволнованность, потрясение души, но не быть унылым и поникшим.  Эта пьеса написана в простой двух частной форме, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца.  

Работа над «Первой утратой» очень полезна во многих отношениях. Она приучает к передаче глубоких, значительных музыкальных переживаний, ярких эмоциональных контрастов, воспитывает навыки, необходимые для исполнения певучих пьес, развивает ритмическую гибкость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     «Альбом для юношества»- это музыка понятная и доступная детскому восприятию. Пьесы Шумана легко запоминаются, ясны в понимании и есть еще одно важное достоинство - они очень удобны пианистически, легко вживаются в пальцы. "Альбом для юношества" Р. Шумана положил начало воспитания через музыку. Каждая пьеса «Альбома»  приобщает юных музыкантов к извечным проблемам человеческого бытия, позволяет стать причастными тем душевным состояниям, какие испытывает человек и в минуты ликования, и в минуты потрясений. «Альбом для юношества» обогащает ум  детей знаниями, воспитывает способность эмоционально  и сердечно воспринимать действительность; развивает память сердца, столь важную для музыканта, стремящегося создавать свои «рассказы» о дружбе, любви, мечтах и первой душевной боли, учит верить в торжество светлого начала, бороться за счастье.

Все достигнутое мастерство, весь жизненный и композиторский опыт, все богатство своей души, вложил Р.Шуман в эти пьесы, бережно отбирая, а, не упрощая средства и способы перенесения на бумагу своих мыслей и чувств, с глубоким уважением и любовью относясь к будущим исполнителям этой музыки.

  «Альбом для юношества» по сей день служит непревзойдённым образцом педагогического репертуара.