Использование современных форм работы над диктантом на уроках сольфеджио в ДШИ

Бубнова Ольга Борисовна

В статье автор знакомит с разными сборниками диктантов. Использование разнообразных форм при работе над музыкальным диктантом стимулирует творческие способности учащихся.  Это работа с нотным редактором, использование ритмических и мелодических "заготовок" в пособиях. Видеосборники и мульфильмы сделают запись диктанта интересной, полезной и насыщенной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бубнова Ольга Борисовна

МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Урай

«Использование современных форм работы над диктантом на уроках сольфеджио в ДМШ»

Музыкальный диктант как одна из форм работы в курсе сольфеджио имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания музыкального слуха учеников. Диктант интенсивно развивает музыкальную память, музыкальное мышление и воображение, воспитывает навыки слухового анализа. Существует много различных интересных сборников диктантов. Преподаватель может помочь и заинтересовать учеников необычными формами и заданиями записи диктантов  

Один из первых видов работы над диктантом – запись выученной мелодии по памяти. Это могут быть как мелодии из сборника сольфеджио, так и пьесы по специальности. Важно, чтобы были действительно выучены наизусть.

Следующий этап – учащимся предлагается записать по памяти незнакомую мелодию т.е.  «фотодиктант». Если набрать фотодиктант с помощью нотного редактора, то можно менять мелодию и ритм. Преподаватель сможет давать группам разные варианты фотодиктанта, исходя из способностей конкретной группы учащихся. Рекомендуется как упрощать мелодию или ритмический рисунок, так и усложнять.

Для начального этапа самостоятельной работы учащихся над диктантом предназначен сборник Боровик Т.А. «Пружинки. Видео сборник инструктивных упражнений и диктантов для сольфеджио в ДМШ и ДШИ». Автор создала проекты, помогающие детям соединить «видимое и понятное с внутренним представлением. В такой наглядности участвуют ступеневая столбица, показ движения мелодии рукой, проигрывание на «немой» клавиатуре, графическое изображение мелодии на доске» [с. 1] Такие образно-наглядные графические варианты изображения мелодии становятся  начальными формами изучения  столбицы и клавиатуры учащимися разных отделений ДМШ. Сборник состоит из 4 разделов с Приложением.

1 – подготовительные упражнения (с демонстрацией мелодии)

2 – инструктивные диктанты (с мелодией на столбице)

3 - инструктивные диктанты (с мелодией на столбице и клавиатуре)

4 - инструктивные диктанты (без демонстрации мелодии)

В Приложении инструктивные диктанты даны в тональностях с 2-3 знаками, что подходит для 2-4 классов. Яркие и увлекательные иллюстрации помогают лишь заинтересовать учащихся. Поэтому автор предлагает 1-2 просмотра, а затем проводить работу над диктантом с использованием только картинки или только звука.

В конце дана методическая карта видео сборника с инструктивными разъяснениями и указанием тональности и размера диктанта.

Для перехода к самостоятельной записи учащимися диктанта помогают  сборники Фроловой Ю.В. и Калининой Г.Ф.

«Музыкальные диктанты: учимся писать легко, быстро и правильно» Фроловой Ю.В. – это рабочая тетрадь и диск с музыкальными примерами. В нотных примерах учащимся нужно дописать недостающие ноты, размер, ритм, найти и исправить ошибки. Автор пишет: «Дописывая звуки мелодий, дети обретут навыки мелодического мышления, корректируя размер или ритм - метрического и ритмического, обнаруживая повторы мотивов и фраз – научатся анализировать музыкальную форму» [с. 3].

Сборник для подготовительного и 1 классов можно использовать как только учащиеся освоят нотную запись. Работать с пособием дети могут и самостоятельно в домашних условиях. В Приложении предложены образцы мелодий. В сборник  для 2 и 3 класса автор добавила задание «диктант-пазл» - составить мелодию из предложенных фрагментов. Это задание очень помогает развивать навык анализа музыкальной формы.  

 «Музыкальные занимательные диктанты» Калининой Г.Ф. - интересное и необычное учебное пособие. Цель автора – сделать процесс написания  диктантов на уроках сольфеджио в музыкальных школах более разнообразными и увлекательными.

Особенность данного учебного пособия заключается в том, что оно состоит из двух сборников: один - для учеников с заданиями к разным видам диктантов,  второй – нотное приложение для преподавателя.

1 часть предназначена для учащихся младших классов, 2 - старших.

Материалом для издания послужили произведения зарубежных и отечественных композиторов, а также песни танцы разных народов. Все музыкальные примеры распределены по нескольким разделам с определенными заданиями и «заготовками».

I раздел - определить размер, разделить на такты, указать длительности нот; II - поставить необходимые знаки альтерации; III - найти и исправить ошибки; IV - вставить в мелодии пропущенные звуки; V- дописать мелодии в пустые такты; VI - дописать верхний голос; VII раздел - дописать нижний голос.

Диктанты в каждом разделе расположены от простого к более сложному, тональности соответствуют классам изучения. Преподаватель может выбрать диктант на свое усмотрение для каждой группы.

В 1 классе целесообразно начать работу в основном с заданий первого раздела. Ритмические диктанты удобно подобраны в разных тональностях, в основном это периоды повторного строения. Из остальных разделов можно взять по несколько примеров для ознакомления.

Со 2 класса можно дополнять ритмический диктант мелодическим, давать подряд диктанты из II и III разделов. Желательно, чтобы они были в одной тональности. Некоторые диктанты из V раздела можно давать на контрольных уроках в 3 классе. Например, № 155-159. Двухголосные примеры в младших классах трудны, лучше использовать их в продвинутых группах.

С 4 класса материал становится достаточно сложным, поэтому комбинировать сразу 2 диктанта трудно. Зато в двухголосных заданиях можно подобрать для верхнего и нижнего голоса одинаковое голосоведение (параллельное, противоположное, косвенное).  Например, диктанты № 116 и 136; 120-144; 124-140; 127-146; 131-136. Очень удобны задания № 134-135 для закрепления понятия «имитация». Диктанты № 150-155 представляют сложность для некоторых учащихся (домристов, гитаристов, балалаечников) из-за записи в басовом ключе.  

Систематическая работа с данным сборником диктантов будет способствовать развитию у учащихся слуха, музыкальной памяти и кругозора. Интересные и разнообразные задания помогут детям быстро и легко научиться записывать мелодии на уроках. Преподаватель сольфеджио сможет поработать над диктантом, не затрачивая много времени. Ведь чтобы записать полностью самостоятельно диктант нужно несколько этапов работы:

- настройка в тональности (1-2 минуты)

-  предварительный разбор (2-3 проигрывания 5-10 минут) - совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков;

 - самостоятельная  записи мелодии (6-7 проигрываний в течение 10-15 минут);

- анализ ошибок (1-2 минуты).

Используя «заготовки» Калининой Г.Ф., можно записать диктант за 5-7 минут, создав комфортные условия для слабых учащихся, которым трудно дается предварительная запись тактов.

Сборник «Мелодии кино и мультфильмов» составили  Борисевич Ж.В. и Кочарян М.В.  Данный сборник одноголосных музыкальных диктантов основан на материале популярной музыки для кино и мультфильмов. Обращение к доступному музыкальному материалу облегчает процессы восприятия, осмысления и записи диктанта учащимися. Так как мелодика песенного материала интонационно выразительна, ритмически разнообразна, то она легко запоминается учениками.

В сборнике представлены мелодии и песни: Н. Богословского, Г. Гладкова, И. Дунаевского, А. Зацепина, Е. Крылатова, А. Пахмутовой, А. Петрова, А. Рыбникова, В. Соловьёва-Седого, Т. Хренникова, Ю. Чичкова, В. Шаинского, И. Шварца, Б. Савельева и многих других. Также представлены популярные зарубежные композиторы: В. Косма, М. Легран, Р. Роджерс, Ч. Чаплин, Ф. Черчилль, Р. Шерман. Можно предложить ученикам просмотреть в Интернете фрагменты фильмов и мультфильмов, в которых звучат мелодии диктантов.

Диктанты систематизированы и сгруппированы по тематическим разделам в соответствии с программой. Для удобства записи в некоторые диктанты внесены изменения (тональные, регистровые, ритмические). В каждом разделе диктанты расположены по принципу постепенного усложнения материала.

Преподаватель может предложить учащимся следующие творческие задания: в младших классах - сочинить ритмический аккомпанемент (для инструментов шумового оркестра), подобрать простой аккомпанемент из трезвучий; для старших - подобрать второй голос, записать аккомпанемент в виде аккордовой цепочки и исполнять с разными вариантами ритмической и гармонической фигурации.

Использование разнообразных форм при работе над музыкальным диктантом стимулирует творческие способности детей. Запись диктанта становится интересной, полезной, насыщенной.

Литература

  1. Боровик Т.А. «Пружинки. Видео сборник инструктивных упражнений и диктантов для сольфеджио в ДМШ и ДШИ» Екатеринбург, 2013
  2. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. М., 2001.
  3. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. М., 2001
  4. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. М., 2001
  5. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. М., 2001
  6. Мелодии кино и мультфильмов.  Составители: Борисевич Ж.В. , Кочарян М.В. М.,  2012
  7. Фролова Ю.В. «Музыкальные диктанты: учимся писать легко, быстро и правильно» Подготовительный и 1 классы ДМШ. Ростов н/ Д: Феникс, 2013
  8. Фролова Ю.В. «Музыкальные диктанты: учимся писать легко, быстро и правильно» 2 и 3 классы ДМШ. Ростов н/ Д: Феникс, 2011