Методическая разработка "Использование Интернет ресурсов в самостоятельной работе учащихся на уроках слушания музыки и музыкальной литературы"

Бубнова Ольга Борисовна

Использование мультимедийных технологий на уроках позволяет сделать его интересным, приблизить к восприятию современного ребенка. Создание презентаций, выполнение заданий в нотном редакторе, отбор материалов и фотографий в Интернете, работа с тестами, кроссвордами, викторинами разнообразит самостоятельную работу учащихся. В разработке даны рекомендации, планы презентаций, ссылки на необходимые сайты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_bubnovoy_ispolzovanie_tehnologiy.docx30.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Бубнова Ольга Борисовна

МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Урай     

Использование Интернет ресурсов в самостоятельной работе учащихся на уроках слушания музыки и музыкальной литературы 

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе «Слушание музыки».

Согласно образовательным стандартам образования информационно – образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.

Использование мультимедийных образовательных ресурсов в ДШИ и ДМШ обеспечивает значительный рост, успешность и результативность обучения на уроках теоретических дисциплин. Медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, помогает усовершенствовать традиционную музыкальную педагогику, способствует появлению новых форм работы с учениками на уроках:

- создание учащимися совместно с учителем тематических презентаций;

- разработка с преподавателем музыкально-художественных проектов;

- введение творческих домашних заданий для учащихся -  тесты, викторины, кроссворды и т.д.

Использование информационных технологий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы позволяет сделать его современным, приблизить к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит.

Научиться найти и отобрать материал в Интернете учащиеся должны уже в 1 классе. Во 2 четверти дается задание найти определение таких понятий как «кульминация», «речитатив», «кантилена». Чтобы не загружать лишней сложной информацией детей, преподаватель может ограничить количество слов – три или четыре. Это облегчает работу и способствует лучшему запоминанию терминологии.

На уроках слушания музыки учащиеся показывают знание героев русских народных сказок и былин, произведений А. Пушкина, Э. Гофмана. Домашнее задание – дописать героев, нарисовать рисунки или подобрать иллюстрации – активизирует поиск материала не только в библиотеке, но и в Интернете.

Отбор фотографий композиторов можно начать во 2 классе в теме «Соната». Предложить учащимся найти изображение Д. Скарлатти в детстве и зрелом возрасте. Очень интересно детям искать картины природы к таким темам как «Кульминация», «Консонанс и диссонанс».

Презентация (англ. presentation) – в компьютерной технологии способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. В музыкальной педагогике это представление текстовой информации с мультимедийными иллюстрациями. Презентация имеет сюжет, сценарий, структуру, организованные для удобства восприятия [1, с. 121].

Во время просмотра презентации в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится более сосредоточенным. Процесс запоминания требует определенной интенсивности внимания. Таким образом, непроизвольное внимание переходит в произвольное. Использование различных каналов поступления информации (слухового и зрительного), положительно влияет на прочность запечатления содержания презентации.

Многие педагоги практикуют мультимедийный проект как форму самостоятельной работы учащихся над той или иной темой.

Создание презентации начинается не с компьютера, а с накопления материала, который должен быть внесен в презентацию. Учащиеся должны  уметь отобрать наиболее значимые факты из большого количества собранного, соблюсти логику представления материалов. Сконструировать и распределить информацию по слайдам можно научиться постепенно, разумно используя в каждой конкретной ситуации текст, рисунок, аудио и видео.

Выполняя проект, учащиеся осваивают сразу несколько новых задач:

- учатся ориентироваться в различных ресурсах Интернет,

- работают с иллюстрациями разных размеров,

- осваивают работу со звуковыми файлами,

- отбирают видео отрывки,  

- учатся грамотно компоновать, монтировать элементы проекта,

- знакомятся с основами драматургии и формообразования и т.д.

Учащимся даются рекомендации по содержанию и оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске (см. Приложение 1, 3). Чтобы родители могли помочь детям подготовиться, вся нужная информация размещается на официальном сайте школы.

 Начинать вводить презентации как форму самостоятельной работы учащихся возможно уже с 3 класса на уроках слушания музыки. В теме «Народное творчество» учащиеся могут подготовить презентацию о традициях народов ханты и манси: «Медвежий праздник», «Вороний праздник». В конце учебного года большинство учащихся готовят презентацию на тему: «Музыкальный инструмент». Преподаватель озвучивает план: история создания, устройство, композиторы и исполнители. Обязательно создание около 8 слайдов и включение как минимум двух музыкальных примеров (см. Приложение 2, 3).

Курс «Музыкальной литературы» дает возможность выбрать много интересных тем. В 4 классе в 1 четверти в презентации «Музыкальный инструмент» учащиеся могут исправить ошибки предыдущей работы, включить видео отрывок. Интересны темы «Опера» и «Балет», которые дают возможность попробовать свои силы в отборе материала, его компоновке, использовании видео.

Конечно, существует возможность того, что учащиеся воспользуются уже готовыми презентациями в сети Интернет. Однако определенные ограничения по количеству слайдов, включение звуковых иллюстраций подтолкнут ребят к самостоятельному творчеству.

В 5 классе по темам «Музыка эпохи Возрождения» и  «Музыка эпохи барокко» преподаватель может предложить подготовить презентации о художниках этого времени. В конце учебного года все учащиеся выполняют работу на тему: «Творческий путь композитора-романтика XIX века». Количество слайдов 8-12. В презентации необходимо придерживаться плана: место рождения, образование, современники, самые яркие произведения.

Учащиеся 6 класса готовят презентацию не менее 15 слайдов на тему «Художники и композиторы первой половины XIX века». Важно нацелить учащихся на правильный  и качественный подбор иллюстраций.

В I полугодии четвертого года обучения учащиеся должны подготовить презентацию на тему, требующую подбора конкретного биографического и музыкального материала. Презентацию на тему:  «Русская музыка начала ХХ века» готовит каждый индивидуально с включением видеоотрывка.

  1. Русские сезоны Дягилева  в Париже.
  2. Частный оперный театр в России.
  3. Хоровая музыка Танеева.
  4. Сказка в творчестве А. Лядова.
  5. Глазунов – продолжатель традиций русского балета.
  6. Новое в фортепианном творчестве Скрябина.
  7. Светомузыка в творчестве Скрябина.
  8. Образы Родины в творчестве Рахманинова.
  9. Своеобразие романсов Рахманинова.
  10. Русские балеты Стравинского.

В конце обучения выпускники выполняют реферат и презентацию на тему: «Творческий путь композитора XX века». В реферате учащиеся должны показать: умение выделять главное в найденном материале, последовательно и логично изложить тему по плану, охватить все стороны творчества. На основе реферата учащиеся готовят презентацию со звуковыми и видео иллюстрациями. На предзащите проверяется включение всех звуковых и видео иллюстраций, а также логика представления материала. На зачете - защите выпускник должен кратко и увлекательно рассказать о композиторе и его произведениях не выходя за рамки 5 минутного выступления. Также обязательно ответить на вопросы преподавателя, связанные с темой и показывающие качество владения материалом. В заключение выступления ученик должен проиллюстрировать тему, исполнив какое-либо произведение композитора  - сыграть на своем инструменте или спеть под аккомпанемент. Возможно исполнение в ансамбле с преподавателем и учащимися, если произведение входит в программу «Ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Коллективное музицирование».

Таким образом, учащиеся постепенно накапливают опыт создания презентаций, публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся. Поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок, делает его ярким, способствует развитию коммуникабельных навыков учащихся. Такая форма работы помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а, следовательно, ребенок будет воспринимать предмет с активно-познавательной позиции.

Список литературы

  1. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике книга 2: Технология презентации / Г.Р. Тараева. – М., Классика-XXI, 2007
  2. Лифановский , Б.И. Интернет для музыкантов / Б.И. Лифановский. – М., Классика-XXI, 2006

Приложение 1

Памятка для ученика: «Как подготовить презентацию к уроку»

  1. Создать папку с названием презентации и фамилией учащегося.
  2. Найти материал по теме на нескольких сайтах и вставить в документ Word.
  3. Применять один шрифт на всех слайдах Times New Roman.
  4. Для разных типов объектов следует использовать разные размеры шрифта. Заголовок слайда - размер шрифта 22-28 пт., подзаголовок – 18-20 пт., текст – 14-16 пт.
  5. Подобрать фото и иллюстрации на сайтах и вставить в папку.
  6. Выбрать музыкальные иллюстрации и вставить в папку.
  7. Нажав на правую кнопку мышки, создать Презентацию Microsoft Power Point.
  8. При помощи функции "Создать слайд", выбрать макет нового слайда: 1- титульный, 2- заголовок и объект, некоторые – пустой слайд (для большой иллюстрации).
  9. Размещение различных схем, фотографий и рисунков доступно во вкладке "Вставка".
  10. Для вставки музыки на вкладке "Вставка", выберите функцию "Звук" - "Звук из файла". Появится список звуковых файлов, из которого нужно выбрать по названию. После этого устанавливаем вариант воспроизведения звука: автоматически или по щелчку.
  11. Знак музыкальной вставки лучше располагать по одному на слайд в правом нижнем углу
  12. Для вставки видео также используем «Вставка» - «Видео из файла» и выбираем из подготовленной папки.

Необходимо помнить следующее:

  • Выбирая фон для слайдов, учитывать яркость и связь с музыкой.
  • Смена слайдов должна осуществляться по щелчку.
  • Лучше воспринимается и усваивается текст с иллюстрацией. 
  • Не увлекайтесь чрезмерным выделением жирностью, курсивом и

цветным текстом;

  • На каждом слайде лучше размещать не более 6 объектов.
  • Для усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегружено малосущественными деталями.
  • Иллюстрации на слайдах должны быть чёткие и не выходить за границы слайда.
  • Изображения предметов должны быть достаточно крупными, позволяющими  видеть их с любого места в классе.
  • Общее количество слайдов для учеников начальных классов количество не должно превышать 8, в средних 8-12, в старших 15-25.
  • Не рекомендуется использовать на одном слайде фото и рисунки
  •  Использовать анимацию лучше только когда демонстрируются несколько картин или фото - идет перечисление фамилий или названий

Приложение 2

План презентации на тему: «Музыкальный инструмент»

1 слайд - Титульный слайд (тема презентации, фамилия, класс в ДШИ)

2-3 слайд - История создания инструмента

4 слайд - Устройство инструмента

5-6 слайды - Композиторы, которые создавали музыку для этого инструмента (возможно звучание музыки)

7 слайд - Исполнители (желательно разных веков + современные) – музыка

8 слайд – список источников

План презентации на тему: «Творческий путь композитора-романтика»

1 слайд - Титульный слайд (тема презентации, фамилия, класс в ДШИ)

2 слайд – характеристика творчества (годы жизни, национальность, виды деятельности  - дирижер, педагог, пианист, критик)

3 слайд – место рождения, в каком учебном заведении учился, учителя.

4 слайд – основные этапы жизни, города, страны

5 слайд – современники (композиторы, поэты, художники, критики)

6-7 слайды -  самые яркие произведения (возможно звучание музыки)

8 слайд – список произведений по жанрам

9 слайд – список источников

План презентации на тему: «Творческий путь художника»

1 слайд - Титульный слайд (тема презентации, фамилия, класс в ДШИ)

2 слайд – характеристика творчества (годы жизни, национальность, основные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.)

3 слайд – место рождения, в каком учебном заведении учился, учителя.

4 слайд – основные этапы жизни, города, страны

5 слайд – современники (композиторы, поэты, актеры)

6-8 слайды -  самые яркие произведения (возможно включение видео)

9 слайд – список самых ярких картин

10 слайд – список источников

План презентации на тему: «Творческий путь композитора ХХ века»

1 слайд - Титульный слайд (тема презентации, фамилия, класс в ДШИ, фамилия преподавателя)

2 слайд – характеристика творчества (годы жизни, национальность, виды деятельности  - дирижер, педагог, пианист, критик)

3 слайд – место рождения, в каком учебном заведении учился, учителя.

4 слайд – какое высшее учебное заведение окончил, учителя

5-7 слайд – основные этапы жизни, города

7 слайд – семья 

8 слайд - современники (композиторы, поэты, художники, критики)

9-12 слайды -  самые яркие произведения (звучание музыки, не менее 2)

13-14 слайды – интересная информация на усмотрение учащегося – возможно включение видеоотрывков

15 слайд – список произведений по жанрам

16 слайд – список источников

Приложение 3

Список сайтов:

Детская электронная библиотека

http://www.deti-book.info//  

Русская история и живопись

http://bibliotekar.ru/

Словарь в рассказах Л. Михеевой:

http://bookz.ru/authors/ludmila-miheeva/music_diction/1-music_diction.html 

Фотографии музыкальных инструментов

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=11192&noreask=1&source=wiz&redircnt=1444804522.1 

 Фотографии зарубежных композиторов https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=11192&noreask=1&source=wiz&redircnt=1444804271.1   

Фотографии русских композиторов

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=11192&noreask=1&source=wiz&redircnt=1444804408.1 

Изобразительное искусство по историческим периодам: Древняя Греция, Средневековье, Возрождение и т.д.

art.rin.ru

Википедия – статьи обо всем

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 

Музыкальные примеры:

supermuzlo.co.url

muz-color (прослушивание)