Общеразвивающая программа "Музыкальная планета"
Общеразвивающая программа "Музыкальная планета" направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формированию эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений. Программа основывается на знакомстве с различными музыкальными инструментами, жанрами, формами. На уроках используются презентации, видеофрагменты балетов, мультфильмов, сказок. А также кроссворды, игры и викторины.
Программа рассчитана на детей 7-9 лет, продолжительность образовательного процесса 1 год. Основная форма учебной работы - групповое занятие 1 раз в неделю по 40 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»
Урай 2017
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Оснащение занятий
2. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Распределение учебного материала по четвертям
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля
5. Список учебно-методической литературы
- Учебная литература,
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Данная образовательная программа разработана в соответствии со статьей 28, статьей 8 Закона «Об образовании» Российской Федерации основе, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта обучения в детских школах искусств.
Программа «Музыкальная планета» направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на знакомстве с различными музыкальными инструментами, жанрами, произведениями. На уроках используются презентации, видеофрагменты произведений, кроссворды, викторины.
Срок реализации учебного предмета
Программа «Музыкальная планета» рассчитана на детей 7-9 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 год. Основной формой учебной работы групповое занятие 1 раз в неделю 1 час.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов. Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Количество учащихся в группе – 9-12 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью образовательной программы является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.
На первоначальном этапе обучения и формирования культуры восприятия музыкального произведения необходимо решить следующие задачи:
- Создание условий для интеллектуального развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности.
- Познакомить детей с музыкальными инструментами, общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами.
- Создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний.
опираясь на долгосрочную память и эмоциональную отзывчивость детей. - Увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства. Так
музыкальные впечатления станут его личным слушательским опытом.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по четвертям;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Контрольные уроки проводятся в конце каждого полугодия. Знания учащихся оценивается «зачет» или «незачет».
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения МБУ ДО «ДШИ» соответствует санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда. Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебной программы «Музыкальная планета», оснащена фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, шкафами).
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный план
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||
Годы обучения | 1-й год | |||
Полугодия | 1 | 2 | ||
Количество недель | 16 | 18 | ||
Аудиторные занятия | 16 | 18 | 34 | |
Самостоятельная работа | 16 | 18 | 34 | |
Максимальная учебная нагрузка | 32 | 36 | 68 |
1четверть
Тема | Количество часов |
Введение. Место музыки в жизни человека | 1 |
Музыкальный язык | 2 |
Старинные музыкальные инструменты | 2 |
Инструменты симфонического оркестра | 2 |
Контрольный урок | 1 |
2 четверть | |
Тема | Количество часов |
Состав духового оркестра | 2 |
Инструменты народного оркестра | 2 |
Инструменты эстрадного и джазового оркестра | 1 |
Камерная музыка | 2 |
Контрольный урок | 1 |
3 четверть
Тема | Количество часов |
Музыкальный образ в сказках | 2 |
Программно-изобразительная музыка | 1 |
Музыка и природа | 2 |
Музыка и живопись | 1 |
Музыка и животные | 1 |
Повторение | 1 |
Контрольный урок | 1 |
4 четверть
Тема | Количество часов |
Сказка в балете | 1 |
Сказочные балеты П. Чайковского | 3 |
Сказка в опере. Детские оперы | 3 |
Повторение | 1 |
Контрольный урок | 1 |
Всего | 34 |
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Слушая музыкальные произведения, дети часто воспринимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов
музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой.
Первые уроки обучения посвящены изучению выразительных средств музыки, знакомству с музыкальными инструментами. Важным является знакомство с крупными театральными жанрами – оперой, балетом. Для занятий с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать различные методы и приемы, а также помнить о быстрой смене
видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок - беседа, урок - воспоминание, урок - сказка, урок - исследование. Особенно важно «физическое ощущение» музыки - различные движения, в том числе танцевальные, простукивание, игры.
Домашние задания должны быть нетрудными и увлекательными: нарисовать рисунок, найти музыкальный или литературный пример.
В качестве проверки на контрольных уроках можно использовать тесты, кроссворды, викторины.
Для достижения поставленных на уроке целей надо использовать весь жизненный опыт детей, опираясь на их чувственное восприятие и знание из других областей образования (русский язык, математика, природоведение). Возможные приемы: обращение к аналогиям с двигательными, речевыми, пространственными явлениями; вопросы-ловушки, ролевые установки.
Простейшей формой электронной поддержки учебного процесса является использование интерактивной доски для усвоения теоретического материала.
В младших классах объем письменной информации небольшой. Можно использовать для выведения на экран интерактивной доски названия произведений, имена композиторов, слова – определения.
Повышение эффективности методов наглядной иллюстрации на уроках – просмотр видеофрагментов изучаемых балетов, мультипликационных фильмов, концертов.
ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Беседа о предмете, место музыки в жизни человека. Характеристика музыкального языка: высота, длительность, окраска, громкость, регистр. Дети учатся внимательно слушать тишину, сосредотачиваться на звуке.
Осознание метроритмического своеобразия музыки посредством чувственного восприятия доли - пульса, музыкального шага, его тяжести, легкости, плавности.
Слушание музыки: Э.Григ «Пер Гюнт», Н.Римский - Корсаков «Три чуда»
Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.
Ритмические движения: изображение «шагов» героев произведения.
Домашние задания: разыграть сказку «Теремок», изобразить шаги героев
на инструменте.
РАЗДЕЛ 2
СТАРИННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(орган, лютня, виола, арфа, клавесин).
Музыкальный материал: И. Бах «Хоральная прелюдия»,
С. Прокофьев «Элеоноре»
Д. Доуленд «Павана», К. Каррозо «Паванилья»
Ж. Люлли «Менуэт»
Формы работы: рассказ, просмотр видеофрагментов
Письменные задания: нарисовать инструменты
Домашние задания: найти материал об инструментах и рассказать
РАЗДЕЛ 3
ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Музыкальный материал: Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру»,
С. Прокофьев «Петя и волк»
Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов по группам, игра «Узнай инструмент и изобрази приемы игры» (в фуге Бриттена), игра «Сочинение сочинённого – что должно произойти и как это лучше сделать».
Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.
Контрольный урок: решение кроссворда.
РАЗДЕЛ 4
СОСТАВ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
Музыкальный материал: В. Агапкин «Прощание славянки»
И. Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»
Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов по группам.
Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.
РАЗДЕЛ 5
ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Музыкальный материал: «Камаринская»
Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов по группам.
Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.
РАЗДЕЛ 6
ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО И ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА
Музыкальный материал: А. Хачатурян Танец с саблями из балета «Гаянэ»
Д. Эллингтон «Караван».
Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.
Домашние задания: выписать инструменты
РАЗДЕЛ 7
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА
Музыкальный материал: П. Чайковский Квартет № 1,
Ф. Шуберт Квинтет «Форель»
Терем-квартет «Барыня».
Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.
Домашние задания: выписать инструменты
РАЗДЕЛ 8
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СКАЗКАХ
Музыкальный материал: Э. Григ «Пер Гюнт»,
Н. Римский – Корсаков «Три чуда».
Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов сказок.
Домашние задания: выписать героев сказки и инструменты, исполняющие их темы, составить кроссворд .
Контрольный урок: решение сочиненных кроссвордов.
РАЗДЕЛ 9
ПРОГРАММНО – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА
Понятие о программности. Музык а и природа. Музыка и живопись. Музыка и животные.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года»
П. Чайковский «Времена года»,
М. Мусоргский «Картинки с выставки»,
К. Сен – Санс «Карнавал животных».
Формы работы: игры – «Какое время года?» «Отгадай животное»; анализ соотношения названия и содержания произведения, характеристика выразительных средств.
Иллюстрации: картины Н. Гартмана, презентации, видеофрагменты.
Домашние задания: нарисовать рисунок, составить кроссворд.
РАЗДЕЛ 9
СКАЗКА В БАЛЕТЕ
Балет. Сказочные балеты П. Чайковского и С. Прокофьева.
Музыкальный материал: П. Чайковский балет «Щелкунчик»
«Лебединое озеро»
«Спящая красавица»
С. Прокофьев «Золушка»
Формы работы: рассказ, просмотр видеофильма.
Иллюстрации: видеофильм «Щелкунчик», видеофрагменты из балетов «Лебединое озеро» и «Золушка», история создания балета «Спящая красавица».
Домашние задания: найти материал о танцорах балета.
СКАЗКА В ОПЕРЕ
Сказочный образ в детском театральном спектакле.
Слушание музыки: опера «Дюймовочка» (на музыку Э. Грига)
М. Красев Детская опера «Муха - Цокотуха»,
Ю. Левитин опера «Мойдодыр»
Формы работы: урок-сказка, урок-воспоминание, беседа, игра на шумовых инструментах, просмотр видеофрагментов.
Ритмические движения: изобразить характерные движения героев сказок.
Письменные задания: записать героев сказок.
Домашние задания: прочитать сказки, рассказать о герое, нарисовать.
КОНРОЛЬНЫЙ УРОК ЗА ГОД
Формы работы: решение кроссвордов, придуманных учениками.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ко времени окончания курса обучения по данной программе учащиеся должны:
- уметь слушать, воспринимать и эмоционально реагировать на музыку,
- выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтоб охарактеризовать содержание произведения,
- знать названия инструментов,
- знать героев сказок.
На итоговом уроке в конце года возможны следующие виды проверки:
- Отгадать кроссворд «Название нот в словах» (пособие Г. Калининой)
- Подготовить свой кроссворд или презентацию.
Формы и методы контроля, система оценок
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти. Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения в виде подготовки и решения кроссворда или презентации.
Знания учащихся оценивается «зачет» или «незачет».
Список учебно-методической литературы
Учебная литература
Н. Царева "Уроки госпожи мелодии» 1класс. - М.,2001-2003
Учебно-методическая литература
Видеофильмы «Щелкунчик» «Лебединое озеро» «Спящая красавица» «Золушка» «Петя и волк» «Муха-Цокотуха»
Видеофрагменты танцев, маршей, балетов
Г. Калинина "Игры на уроках музыкальной литературы",- М., 2003
Методическая литература
- Э. Великович «Додо - повелитель клавиш". - СПб., 2001
- Н. Тиунова "Программа послушанию музыки для начального обучения в ДМШ». – Тюмень, 1997
- Н. Царева Методическое пособие по «Слушанию музыки. - М.,2002