Общеразвивающая программа "Музыкальная планета"

Бубнова Ольга Борисовна

Общеразвивающая программа "Музыкальная планета" направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формированию эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений. Программа основывается на знакомстве с различными музыкальными инструментами, жанрами, формами. На уроках используются презентации, видеофрагменты балетов, мультфильмов, сказок. А также кроссворды, игры и викторины.

Программа рассчитана на детей 7-9 лет, продолжительность образовательного процесса 1 год. Основная форма учебной работы - групповое занятие 1 раз в неделю по 40 минут

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

Урай 2017           

     

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Оснащение занятий

2. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план;
  • Распределение учебного материала по четвертям

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля

5.  Список учебно-методической литературы

  • Учебная литература,
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                      Характеристика учебного процесса, его место

                                 и роль в образовательном процессе

 Данная образовательная программа разработана в соответствии со статьей 28, статьей 8  Закона «Об образовании» Российской Федерации основе, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учётом многолетнего педагогического опыта обучения в детских школах искусств.

Программа «Музыкальная планета» направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на знакомстве с различными музыкальными инструментами, жанрами, произведениями. На уроках используются презентации, видеофрагменты произведений, кроссворды, викторины.

                                Срок реализации учебного предмета

Программа «Музыкальная планета» рассчитана на детей 7-9 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 год. Основной формой учебной работы групповое занятие 1 раз в неделю 1 час.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов.  Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

 Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Количество учащихся в группе – 9-12 человек.

Цель и задачи учебного предмета

Целью  образовательной программы является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.

На первоначальном этапе обучения и формирования культуры восприятия музыкального произведения необходимо решить следующие задачи:

  1. Создание условий для интеллектуального развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности.
  2. Познакомить детей с музыкальными инструментами, общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами.
  3. Создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний.
    опираясь на долгосрочную память и эмоциональную отзывчивость детей.
  4. Увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства. Так

музыкальные впечатления станут его личным слушательским опытом.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по четвертям;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Контрольные уроки проводятся в конце каждого полугодия. Знания учащихся оценивается «зачет» или «незачет».

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения МБУ ДО «ДШИ»  соответствует санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда. Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебной программы «Музыкальная планета», оснащена фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, шкафами).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный план

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

Количество недель

16

18

Аудиторные занятия

16

18

34

Самостоятельная работа

16

18

34

Максимальная учебная нагрузка

32

36

68

Тематический план

1четверть

Тема

Количество часов

Введение. Место музыки в жизни человека

1

Музыкальный язык

2

Старинные музыкальные инструменты

2

Инструменты симфонического оркестра

2

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема

Количество часов

Состав духового оркестра

2

Инструменты народного оркестра

2

Инструменты эстрадного и  джазового оркестра

1

Камерная музыка

2

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество часов

Музыкальный образ в сказках

2

Программно-изобразительная музыка

1

Музыка и природа

2

Музыка и живопись

1

Музыка и животные

1

Повторение

1

Контрольный урок

1

4 четверть

Тема

Количество часов

Сказка в балете

1

Сказочные балеты П. Чайковского

3

Сказка в опере. Детские оперы

3

Повторение

1

Контрольный урок

1

Всего

34

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Слушая музыкальные произведения, дети часто воспринимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов
музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой.

Первые уроки обучения посвящены изучению выразительных средств музыки, знакомству с музыкальными инструментами. Важным является знакомство с крупными театральными жанрами – оперой, балетом. Для занятий с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать различные методы и приемы, а также помнить о быстрой смене
видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок - беседа, урок - воспоминание, урок - сказка, урок - исследование. Особенно важно «физическое ощущение» музыки - различные движения, в том числе танцевальные, простукивание, игры.

 Домашние задания должны быть нетрудными и увлекательными: нарисовать рисунок, найти музыкальный или литературный пример.

В качестве проверки на контрольных уроках можно использовать тесты, кроссворды, викторины.

Для достижения поставленных на уроке целей надо использовать весь жизненный опыт детей, опираясь на их чувственное восприятие и знание из других областей образования (русский язык, математика, природоведение). Возможные приемы: обращение к аналогиям с двигательными, речевыми, пространственными явлениями; вопросы-ловушки, ролевые установки.

Простейшей формой электронной поддержки учебного процесса является использование интерактивной доски для усвоения теоретического материала.

В младших классах объем письменной информации небольшой. Можно использовать для выведения на экран интерактивной доски названия произведений, имена композиторов, слова – определения.

Повышение эффективности методов наглядной иллюстрации на уроках  – просмотр видеофрагментов изучаемых балетов, мультипликационных фильмов, концертов.

РАЗДЕЛ  1

ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Беседа о предмете, место музыки в жизни человека. Характеристика музыкального языка: высота, длительность, окраска, громкость, регистр. Дети учатся внимательно слушать тишину, сосредотачиваться на звуке.

Осознание метроритмического своеобразия музыки посредством чувственного восприятия доли - пульса, музыкального шага, его тяжести, легкости, плавности.

Слушание музыки: Э.Григ «Пер Гюнт», Н.Римский - Корсаков «Три чуда»

Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.

Ритмические движения: изображение «шагов» героев произведения.

Домашние задания: разыграть сказку «Теремок», изобразить шаги героев

на инструменте.

                                                            РАЗДЕЛ    2

СТАРИННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ   ИНСТРУМЕНТЫ

 (орган, лютня, виола, арфа, клавесин).

Музыкальный материал: И. Бах «Хоральная прелюдия»,

                                            С. Прокофьев «Элеоноре»

                                           Д. Доуленд «Павана», К. Каррозо «Паванилья»

                                            Ж. Люлли «Менуэт»
Формы работы: рассказ, просмотр видеофрагментов
Письменные задания: нарисовать инструменты
Домашние задания: найти материал об инструментах и рассказать

РАЗДЕЛ 3

ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

     Музыкальный материал:  Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру»,

                                                   С. Прокофьев «Петя и волк»

     Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов  по группам, игра «Узнай инструмент и изобрази приемы игры» (в фуге Бриттена),  игра «Сочинение сочинённого – что должно произойти и как это лучше сделать».

     Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.

     Контрольный урок: решение кроссворда.

РАЗДЕЛ 4

СОСТАВ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Музыкальный материал:  В. Агапкин «Прощание славянки»

                                             И. Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»

Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов  по группам.

     Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.

РАЗДЕЛ  5

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ                                                

Музыкальный материал:  «Камаринская»

Формы работы: беседа о возникновении инструментов, просмотр видеофрагментов, запись инструментов  по группам.

     Домашние задания: найти материал об истории и устройстве любого инструмента и подготовить презентацию по плану.

РАЗДЕЛ  6

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО И ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА

Музыкальный материал: А. Хачатурян Танец с саблями из балета «Гаянэ»

                                            Д. Эллингтон «Караван».

     Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.

     Домашние задания:  выписать инструменты

РАЗДЕЛ 7

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Музыкальный материал: П. Чайковский Квартет № 1,

                                            Ф. Шуберт Квинтет «Форель»

                                            Терем-квартет «Барыня».

     Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов.

     Домашние задания:  выписать инструменты

РАЗДЕЛ 8

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СКАЗКАХ

     Музыкальный материал: Э. Григ «Пер Гюнт»,

                                                 Н. Римский – Корсаков «Три чуда».

     Формы работы: беседа, просмотр видеофрагментов сказок.

     Домашние задания:  выписать героев сказки и инструменты, исполняющие их темы, составить кроссворд .

     Контрольный урок: решение сочиненных кроссвордов.

РАЗДЕЛ   9

ПРОГРАММНО – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА

Понятие о программности. Музык а и природа. Музыка и живопись. Музыка и животные.

     Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года»

                                                П. Чайковский «Времена года»,

                                                М. Мусоргский  «Картинки  с выставки»,

                                                К. Сен – Санс «Карнавал животных».

     Формы работы: игры – «Какое время года?» «Отгадай животное»; анализ соотношения названия и содержания произведения, характеристика выразительных средств.

     Иллюстрации:  картины Н. Гартмана, презентации, видеофрагменты.

     Домашние задания: нарисовать рисунок, составить кроссворд.  

РАЗДЕЛ   9

СКАЗКА В БАЛЕТЕ

Балет. Сказочные балеты П. Чайковского и С. Прокофьева.

    Музыкальный материал: П. Чайковский балет «Щелкунчик»

                                               «Лебединое озеро»

                                                «Спящая красавица»

                                               С. Прокофьев «Золушка»

    Формы работы: рассказ, просмотр видеофильма.

     Иллюстрации: видеофильм «Щелкунчик», видеофрагменты из балетов «Лебединое озеро» и «Золушка», история создания балета «Спящая красавица».

     Домашние задания: найти материал о танцорах балета.    

РАЗДЕЛ 10

СКАЗКА В ОПЕРЕ

Сказочный образ в детском театральном спектакле.

Слушание музыки: опера «Дюймовочка» (на музыку Э. Грига)

М. Красев Детская опера «Муха - Цокотуха»,

Ю. Левитин опера «Мойдодыр»

Формы работы: урок-сказка, урок-воспоминание, беседа, игра на шумовых инструментах, просмотр видеофрагментов.

Ритмические движения: изобразить характерные движения героев сказок.

Письменные задания: записать героев сказок.

Домашние задания: прочитать сказки, рассказать о герое, нарисовать.

КОНРОЛЬНЫЙ УРОК ЗА ГОД

Формы работы: решение кроссвордов, придуманных учениками.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ко времени окончания курса обучения по данной программе учащиеся должны:

  • уметь слушать, воспринимать и эмоционально реагировать на музыку,
  • выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтоб охарактеризовать содержание произведения,
  • знать названия инструментов,
  • знать героев сказок.

На итоговом уроке в конце года возможны следующие виды проверки:

  1. Отгадать кроссворд «Название нот в словах» (пособие Г. Калининой)
  2. Подготовить свой кроссворд  или презентацию.

Формы и методы контроля, система оценок

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти. Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года.  Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения в виде подготовки  и решения кроссворда или презентации.

 Знания учащихся оценивается «зачет» или «незачет».

Список учебно-методической литературы

Учебная литература

Н. Царева "Уроки госпожи мелодии» 1класс. - М.,2001-2003

Учебно-методическая литература

Видеофильмы «Щелкунчик» «Лебединое озеро»  «Спящая красавица»  «Золушка» «Петя и волк» «Муха-Цокотуха»

Видеофрагменты танцев, маршей, балетов

Г. Калинина        "Игры на уроках музыкальной литературы",- М., 2003

Методическая литература

  1. Э. Великович «Додо - повелитель клавиш". - СПб., 2001
  2. Н. Тиунова "Программа послушанию музыки для начального обучения в ДМШ». – Тюмень, 1997
  3. Н. Царева Методическое пособие по «Слушанию музыки. - М.,2002