Очерк о знакомстве с классической музыкой

Гильванова Ирина Витальевна

Статья для родителей в рамках проекта по музыкальному воспитанию и пропаганде классической музыки в семьях воспитанников детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocherk.docx19.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Очерк о знакомстве с классикой.

«Классика? Да ну, это что-то старое, антикварное! То, что никто не слушает, как старый бабушкин чайник, которым никто не пользуется, и он почетно пылится на самой дальней полке», - так сказал мне когда-то один знакомый музыкант, вокалист в группе, и даже автор песен, которые сам он же и пел! И почему-то слова эти так глубоко засели мне в душу, что до сих пор я думаю: как же может быть так, что классика непонятна и скучна? Ведь до нас дошли только самые лучшие образцы музыки, испытанные временем! И значит, они никак скучными быть не могут! Я часто размышляю, в чем может быть причина.

Так получилось, что я сама в детстве на уроках музыкальной литературы часто скучала, музыка программы музыкальной школы совсем не интересовала меня, и учила ее только ради хорошей оценки. Любовь к классической музыке пришла гораздо позже, когда, уже в музыкальном колледже, моему слуху открылись шедевры Равеля, Дебюсси с их картинами фантастического прошлого или пейзажными зарисовками. Я познакомилась с причудливой фантастикой Грига, волнующей красотой чувств Шопена и Листа, по-новому услышала отчаянный призыв к жизни Бетховена, потерявшего надежду на будущее и через музыку нашедшего силы жить и творить! И я всегда думала: почему в школе нам не показывали это! Но дело в том, что программа музыкальной школы узка и знакомит детей с основными произведениями, знаковыми для развития музыки. А сколько всего интересного остается за пределами этих канонических постулатов!

 Оказалось, что музыка – это даже лучше чем книги! И уж точно лучше чем кино! Шире, масштабнее поле для фантазии! Если в фильме воображать совсем негде: ты уже видишь трактовку режиссера, видишь какими он представил персонажей и показал нам, как выглядит то или иное место и т.д. То книга дает нам возможность самим представить героя, страну, где он живет,  представить его голос, чувства и помыслы, сподвигшие его на те или иные поступки.

Музыка же дает нам безграничное поле для воображения! Узнав название произведения, мы можем сами себе представить  целую историю, как писатель или поэт, нарисовать картину, как художник!

Тогда почему же мой приятель, к слову музыкант, - не слышит этой красоты? Почему я сама не сразу услышала ее?

Долгие размышления навели меня на мысль, что, скорее всего, музыка школьной программы (а это прежде всего И.С. Бах, с его строгими полифоническими произведениями, концентрирующими в себе столь глубокие идеи, что постичь их мне пока до сих пор до конца не удалось, музыка Баха только сейчас становится близка мне; Моцарт, Гайдн, Бетховен, - композиторы – классики, создававшие классически стройные произведения, где все подчинено строгим правилам, основанным на модели мировосприятия итд.), - в общем, слишком серьезная оказалась эта музыка для меня, подростка, подавляющую роль для которого играли чувства!

Размышления о миропонимании пришли гораздо позднее, и вместе с ними пришла любовь к Баху и Гайдну, и Моцарту, конечно!

Поэтому музыкальный язык стал мне понятен далеко не сразу.  А ведь действительно, музыка имеет свой язык, и научиться понимать его означает выучить его, так, как будто ты выучил китайский или испанский!

Я хотела поделиться своим опытом слушания музыки, и музыкальными произведениями, которые мне открыли любовь к этому прекрасному и волшебному миру звуков! Я не настаиваю, что дальнейший текст не должен подвергаться критике и сомнениям! Наоборот, если у читателей возникнет желание возразить или предложить что-то свое, буду ждать Ваших комментариев.

И так. Как говорилось выше, на мой взгляд ( а это, как Вы успели убедиться, взгляд человека, у которого чувства явно преобладают над разумом), с произведений, ориентированных на чувство и воображение, они на интуитивном уровне будут более понятны детям, и нам с Вами. Так же всем известно, что у детей дошкольного (да и начального школьного) возраста сензитивность является преобладающей.

 Во-первых предлагаю начать знакомство с классикой с музыки программной. То есть имеющей название, или даже аннотацию, описание, эпиграф. Пояснение наводит на слух. Для детей будут интересны сказочные образы в музыке. Например, «Кикимора» А.Лядова имеет эпиграф, рассказывающий сказание о кикиморе, живущей в глубокой чаще леса, где ее баюкает Кот-баюн своими колыбельными. Но когда Кикимора просыпается, она кричит, людей пугает. После прочтения этого сказания мы, слушая произведение сразу понимаем, что первые звуки его отправляют нас в самый глубокий лес, где тишина и никогда не ступала нога человека! Дальше из тишины возникает тихая колыбельная – это Кот- Баюн поет свои песни Кикиморе, чтобы она спала спокойно и подрастала. Но вот тихая мелодия резко прерывается громкими неприятными звуками! это Кикимора проснулась!

А.К. Лядов в этом плане уникальный композитор! У него очень много сказочных сюжетов в музыке. Так же у него есть обработки русских народных песен в таком же сказочном стиле.

Очень любили сказочные образы прошлых и фантастических миров, например, композиторы-импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель (Вы наверное слышали о художниках-импрессионистах, но этот стиль был перенят у художников писателями, и в конце концов пришел и в музыку).

Для примера приведу мою любимую «Игру воды» или «Ундину» (это русалка Мориса Равеля, где музыка настолько причудлива, что воображение рисует самые фантастические картины! А его «Павана умершей Инфанте»! Нет, не думайте, это не погребальное произведение, и не мрачное. Павана жила в 15 веке и музыка как бы окунает нас в далекое прошлое, настолько далекое, что и не понятно, а была ли эта инфанта (так называли испанских принцесс), И грустно от того, что времена эти канули в вечность….

Или прелюдии Дебюсси. Композитор специально дает названия им не в начале, а в конце нотного текста, чтобы исполнитель, и слушатель, смогли сначала представить или угадать, что за образ несет в себе пьеса, а потом ДОПОЛНИТЬ свою картину тем, что предлагает автор! И мы представляем себе таинственный огромный собор, затонувший вместе со своими секретами, или прекрасную «Девушку с волосами цвета льна», которые развиваются на ветру! А вот на солнце развиваются паруса то спокойно, то ветер рябью проходит по ним, и тогда они трепещут…

На занятиях я показываю детям отрывки из сюиты Камиля Сен Санса «Карнавал животных». Вообще сюита (так называют цикл из нескольких небольших произведений, объединенных общей темой или сюжетом), носила метафорический и гротескный характер, изобличала пороки современного композитору общества. Но можно смело отбросить эту скрытую мета-идею, и просто наблюдать как ярким парадом животных! Вот, самый первый, вышагивает важный лев, мы слышим его грозный царский рык! За ним бежит веселая вереница рогатых веселых газелей, маленьких птичек, важных, но глуповатых куриц и петухов, даже червей! Под такую музыку можно изображать разных животных, и даже их действия!

О французских композиторах конца 19-начала 20 века можно говорить бесконечно. Музыка эта волшебная и ни на кого не похожая! И не только сказочная, тут можно найти музыку машин (например «Парад» Эрика Сати, или «Пасифик 231» А. Онеггера, изображающий начало движения паровоза)

 Часто мы с детьми слушаем «Времена года» А.Вивальди и П.И. Чайковского. Произведения всем знакомые. И оба цикла имеют стихотворные предисловия к каждому произведению!  Из них мы узнаем, что в первой части «Весны» Вивальди природа ликует, а во второй – небо затянуло серыми тучами и в дали грустно поет жаворонок. А лето и вовсе мрачное, грустное, и в последней части разражается буря и гроза!

Это далеко не весь список ярких и красочных произведений, которыми хотелось бы поделиться!

Музыка, где чувства преобладают над формой, слушать легко, ведь они затрагивают наши чувства! И когда образуется эта волшебная связь твоей души с музыкой, эмпатия, сопереживание образам, появляется волшебное чувство! О том, что поднимается настроение и чувствешь себя лучше я и не говорю, это само собой! Музыка уводит от проблем мелких и насущных в мир сказочный, как в далеком детстве мы, играя попадали в свой выдуманный мир! И как дети могут попадать в него и сейчас. И музыка может им в этом помочь! Музыкальный язык – это язык чувства! И Знакомство с ним надо начинать именно с понимания музыки на сензитивном уровне! А дальше приходит понимание семантики интонаций и созвучий, таких как вздохи из Реквиема Моцарта или стук злого рока из Пятой симфонии Бетховена, которым он изображал удар, нанесенный ему судьбой (потеря слуха в самом расцвете карьеры композитора). Но это уже другая история…

Хочу поделиться своим любимым произведением -  это Концерт №2 Сергея Рахманинова. Конечно, произведение не для детей. Но этот пример может показать насколько большой силой может обладать музыка, если уметь ее слушать и понимать. Музыка концерта всегда близка личным моим переживаниям: если грустно, она утешает, будто говорит «Я тебя понимаю». Потом сила, заключенная в мощных аккордах музыки дает силы преодолевать все неприятности! Поэтому концерт я для себя считаю лечебным!

Возвращаясь к утверждению моего приятеля, после долгих размышлений, я пришла к выводу, что ему не посчастливилось услышать музыку, которая затронула бы его душу, стала ему близка. И, к сожалению, так происходит со многими людьми. Очень надеюсь, что кому-нибудь этот очерк станет полезным, поможет понять и выбрать для себя и для своего ребенка красивую музыку, которая будет близка малышу, в которой он увидит свои образы и услышит свои собственные неповторимые сказочные истории!