Рабочая программа

Кузьминова Лариса Константиновна

Моя рабочая программа по предмету "Специальность. Скрипка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_po_klassu_skripki.docx113.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление по спорту, культуре и молодежной политике

администрации города Тулы

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г.Г. Галынина»

УТВЕРЖДАЮ

                          Директор ДШИ им. Г.Г. Галынина

                      __________________Е.В.Павлова

«___»______________20_____г.

ОДОБРЕНО

Заседанием педагогического совета

Протокол №_______

от «___»___________20_____г.

ПО.01.УП.01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА)»

Рабочая программа учебного предмета для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства

«Струнные инструменты»

для 1 –8(9) классов ДШИ, срок обучения 8 (9) лет

                           

                                   

Тула  2020 год

Разработчик: Кузьминова Лариса Константиновна, преподаватель ДШИ имени Г.Г.Галынина, артистка Тульского филармонического симфонического оркестра высшей категории;

Рецензенты:

        

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка                                                                

1.1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…………………………………………………………………     4 стр.

1.2. Цели и задачи учебного предмета……………………………….     5 стр.

1.3. Срок реализации учебного предмета……………………………     6 стр.

1.4.  Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Сведения о затратах учебного времени……………………………….        6 стр.

1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий……………..      9 стр.

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета……        9 стр.

1.7. Методы обучения…………………………………………………     10 стр.

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета…………………………………………………………………      10 стр.

2. Содержание учебного предмета                                        

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета…………    11стр.

2.2. Годовые требования по классам…………………………………    17 стр.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся……………...       38 стр.                

4. Формы и методы контроля, система оценок                                        

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………       39 стр.

4.2. Критерии оценки………………………………………………..        40 стр.

5. Методическое обеспечение учебного процесса                                

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам…        41 стр.

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся…………………………………………………………        43 стр.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы………………              46 стр.

6.2. Список рекомендуемой методической литературы………             48 стр.

7. Приложение. Музыкальные термины для изучения по классам…..   50 стр.

  1. Пояснительная записка

1.1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

         Программа  учебного предмета «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

        Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие.

        Обучаясь игре на скрипке, учащиеся не только приобретают навыки сольного исполнительства, читки с листа, самостоятельной работы, но и оказываются вовлечёнными в процесс коллективного музицирования на уроках ансамбля, получая возможность прикоснуться к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Следует отметить, что комплекс природных способностей у поступающих на струнное отделение не всегда соответствует необходимому уровню подготовки, в связи с чем, требуется дифференцированный подход к обучению с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.  Программа рассчитана на выявление и развитие личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для продолжения профессионального обучения, и на детей, которые не ставят перед собой такой цели.

1.2.      Цели и задачи учебного предмета.

        Цели:

       - обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства;

       -   выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

        Задачи:

       - развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

       -  освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для овладения инструментом в пределах программы учебного предмета;

        - развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

        - приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

        -  приобретение учащимися умений и навыков, необходимых для грамотного исполнения музыкальных произведений  соло и в ансамбле;

        - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

       -   формирование мотивации у наиболее одарённых выпускников к поступлению в профессиональные учреждения среднего образования.

  1.3. Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)».

  Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте  с шести  лет шести месяцев до девяти лет, срок реализации учебного предмета составляет 8 лет (9 лет).

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:

                                 Таблица 1

Срок обучения 8 (9) лет

Содержание

8 лет

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214.5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82.5

Количество часов на самостоятельные занятия (внеаудиторные)

757

132

При сроке обучения 8 лет объём максимальной учебной нагрузки составляет 1316 часов: аудиторной учебной нагрузки по данному предмету – 559 часов, самостоятельные занятия (внеаудиторные) – 757 часов. В дополнительный (9) год обучения объём максимальной учебной нагрузки составляет 214.5 часов: аудиторной учебной нагрузки – 82.5 часов, самостоятельные занятия – 132 часа.        

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение        учебного предмета «Специальность (скрипка)» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия (по классам):

                                                                                                                 Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2

2

2.5

2.5

2.5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82.5

641.5

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

889

Объём времени на консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объём времени на консультации

62

8

70

Вариативная часть

Таблица 3

Макс.уч.

нагрузка

Самост. работа

Индивид

занятия

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Специаль-ность

1023

693

330

1

1

1

2

2

1.5

1.5

Доп.инструмент

264

132

132

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

       

         Примечание к учебному плану:

По решению секции МО «Струнно-смычковые инструменты» выявляется группа одарённых детей. Для одарённых детей возможно использовать дополнительные 0,5 часа специальности (вариативная часть) за счёт резерва учебного времени.

          Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 6,5 до 17 (18) лет, поступающих в первый класс в возрасте 6,5 –9 лет. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели в год, со второго класса по восьмой (9) класс – 33 недели в год. Режим занятий –2 раза в неделю. Недельный объем аудиторной учебной нагрузки составляет: в 1-6 классах по 2 академических часа в неделю, в 7-8(9) классах – по 2,5 академических часа в неделю.

         Помимо аудиторных занятий программа предполагает наличие самостоятельной работы обучающегося по ознакомлению, изучению и закреплению имеющегося материала, как по учебной программе, так и за её границами. Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам обучения: 1 –3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы - по 3 часа в неделю, 7-8(9) классы – по 4 часов в неделю. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

         Виды внеаудиторной работы:

−выполнение домашнего задания;

−подготовка к концертным выступлениям;

−посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

−участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.                          Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, на основании утвержденных планов творческой и культурно-просветительской деятельности Школы.

1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, продолжительность урока составляет 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет лучше узнать способности обучающегося и дифференцированно подходить к подбору учебного материала, учитывая особенности его развития. Составление педагогом индивидуального плана обучения на учебный год позволяет отслеживать профессиональный рост, включающий также участие в конкурсах и  концертах,  и намечать перспективы его дальнейшего развития.

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

1.7. Методы обучения

В музыкальной педагогике для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или пианино, имеющие хороший строй. Необходимо наличие  1-2 пультов для нот, легко регулируемые по росту ученика. Желательно наличие наглядного пособия в виде доски объявлений для освещения результатов конкурсов, сроков проведения и результатов текущих академических прослушиваний, размещения фотографий выдающихся скрипачей и педагогов, таблицы итальянских музыкальных терминов.

2. Содержание учебного предмета        «Специальность (скрипка)»                                

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие музыкально-образного мышления

6

2.

Изучение нотной грамоты

6

3.

Основы целесообразной скрипичной постановки.

8

4.

Изучение штрихов: деташе, легато и их сочетаний в упражнениях, гаммах, пьесах, этюдах.

7

5.

Пьесы по открытым струнам

8

6.

Пьесы в первой позиции с постановкой пальцев

12

7.

Гаммы однооктавные в I позиции.

8

8.

Изучение этюдов

6

9.

Зачёты

2

10.

Переводной экзамен

1

Итого: 32 недели *2 часа

64

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие музыкально-образного мышления

8

2.

Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, комбинированные штрихи и их сочетания  (закрепление  в упражнениях, гаммах, пьесах, этюдах).

7

3.

Гаммы двухоктавные в I позиции

7

4.

Изучение двойных нот. Простейшие виды в I позиции.

5

5.

Изучение этюдов.

10

6.

Изучение пьес.

12

7.

Изучение крупной формы

13

8.

Зачёты

3

9.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2 часа

66

Третий год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие музыкально-образного мышления

7

2.

Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, сотийе,  комбинированные штрихи и их сочетаний в гаммах,     упражнениях, пьесах, этюдах.

7

3.

Гаммы в 2 октавы в позиции и с переходом в позицию

9

4.

Двойные ноты в гамме и простые этюды в I позиции. Первоначальные навыки аккордовой игры.

6

5.

Изучение этюдов. Развитие беглости.

10

6.

Изучение пьес. Навыки вибрации.

11

7.

Крупная форма.

12

8.

Зачёты

3

9.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2 часа

66

                                       

                                       Четвертый год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие музыкально-образного мышления

7

2.

Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, несимметричные штрихи и их сочетаний в гаммах,     упражнениях, пьесах, этюдах.

8

3.

Гаммы в 2-3 октавы в позиции и с переходом в позиции

Гамма двойными нотами.

10

4.

Изучение этюдов. Развитие беглости.

11

5.

Изучение пьес. Работа над вибрацией

13

6.

Изучение крупной формы. Подготовка к сценическому выступлению.

13

7.

Зачёты

3

8.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2 часа

66

                                              Пятый год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

8

2.

Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато,  несимметричные штрихи, «Виотти», и их сочетаний в гаммах, упражнениях, пьесах, этюдах.

9

3.

Гаммы в 3 октавы с переходом в позиции. Гамма двойными нотами

8

4.

Изучение этюдов. Развитие беглости. Двойные ноты.

11

5.

Изучение пьес. Совершенствование вибрации

12

6.

Изучение крупной формы.

14

7.

Зачёты

3

8.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2 часа

66

Шестой год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

8

2.

Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, спиккато, несимметричные штрихи, «Виотти», и их сочетаний в гаммах, упражнениях, пьесах, этюдах.

9

3.

Гаммы в 3 октавы с переходом в позиции. 6 арпеджио. Гаммы двойными нотами

8

4.

Изучение этюдов. Развитие беглости. Трели. Аккорды.

12

5.

Изучение пьес. Совершенствование вибрации

12

6.

Изучение крупной формы.

13

7.

Зачёты

3

8.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2 часа

66

Седьмой год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

Совершенствование стилей и жанров.

10

2.

Совершенствование штрихов: деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, спиккато, несимметричные штрихи, «Виотти», и их сочетаний в гаммах, упражнениях, пьесах, этюдах.

10

3.

Гаммы в 3-4 октавы с переходом в позиции. 6 арпеджио, септаккорды. Гаммы в хроматической последовательности и  двойными нотами (сексты, терции, октавы).

15

4.

Изучение этюдов. Развитие беглости.  Трели. Аккорды.

15

5.

Изучение пьес. Совершенствование вибрации

15,5

6.

Изучение крупной формы. Подготовка к сценическому выступлению.

13

7.

Зачёты

3

8.

Переводной экзамен

1

Итого: 33 недели*2,5 часа

82,5

Восьмой (девятый) год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Работа  над  стилистически  верным  исполнением музыкальных  произведений, знакомство с произведениями смежных искусств.

10

2.

Совершенствование штрихов; деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, спиккато, несимметричные штрихи, «Виотти»., и их сочетаний в гаммах, упражнениях, пьесах, этюдах.

12

3.

Гаммы в 3-4 октавы с переходом в позиции. 6 арпеджио, септаккорды. Гаммы в хроматической последовательности и двойными  нотами (сексты, терции, октавы, фингерированные октавы).

13

4.

Изучение этюдов. Трели.  Аккорды.

10

5

Изучение пьес. Совершенствование вибрации

12

6.

Изучение крупной формы

15

    7.

Подготовка к публичным выступлениям

8,5

8.

Зачёт

1

9.

Итоговая аттестация

1

Итого: 33 недель *2,5 часа

82.5

2.2. Годовые требования по классам

         Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и необходимый объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

         Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому учащемуся. В одном и том же классе экзаменационная программа может  отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. При освоении репертуара преподаватель выбирает, какие произведения будут исполняться на зачётах, какие пройдены в классном порядке для ознакомления, а какие взяты на перспективу, т.е. продолжения изучения в следующем классе. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

          1 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 2-х часов в неделю.

          Консультации 6 часов в год.

          Учебные задачи

       С первого урока предполагается знакомство с инструментом, работа над постановкой и  упражнениями, формирующими правильные игровые движения. В течение года ученик должен освоить игру в 1-й позиции на 2-3 смежных струнах. Штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании, мартле  (продвинутые дети, учащиеся с подготовкой). Обучающийся должен знать и играть гаммы до двух знаков, а также уметь исполнять разнохарактерную музыку (песня-танец). В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.

         Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Академический концерт: две разнохарактерные пьесы

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины.

Переводной  экзамен: две пьесы или крупная форма.

         Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

         

          Годовые требования

        В течение учебного года необходимо проработать с учеником:

4-5 гамм (мажор - минор) и арпеджио (тоническое трезвучие и обращения) в одну октаву и 1-2 гаммы в две октавы, 8-10 этюдов, 8-12 пьес, 1 крупная форма.

          Примерный репертуарный список:

1. Боковина Г.  Я на скрипочке играю. М., ФАИНА, 2013

2. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

3. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

4. Гуревич JI. - Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998

5. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

6. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

7. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

8. Турчанинова Г.. Маленький скрипач. М., Современная музыка, 2014

9. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

10. Шевцова Е.. Букварь для юных скрипачей. Москва, 2012

11. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

12. Якубовская В. Вверх по ступенькам. C-Пб «Композитор», 2003

           Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Моцарт В. «Аллегретто»

Бетховен Л. «Сурок»

Вариант 2

Гендель Г.Ф. «Гавот с вариациями ля мажор»

Вариант 3

Ридинг О. Концерт си минор, ч.1

          2 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 2-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

    Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений. Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора. Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах. Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала. Штрихи: деташе, легато, мартле и их сочетание. Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке. Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

       Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

        Годовые требования

4-5 гамм, 8-10 этюдов, 6-8 пьес различного характера, 1-2 произведения крупной формы

        Примерный репертуарный список:

1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

2. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

3. Гуревич JL, Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради,  М., «Композитор», 1998

4. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

5. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

6. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы) Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

8. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор»

9. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

          Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Бакланова Н. «Романс»

Ридинг О. Концерт си минор, ч.1

Вариант 2

Моцарт В. «Менуэт»

Бакланова Н. Вариации

Вариант 3

Вебер К. «Хор  охотников»

Ридинг О. Концерт си минор, ч.3

          3 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 2-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

      Дальнейшее техническое развитие. Изучение хроматических последовательностей. Навыки игры в позициях и игра 3-октавных гамм. Работа над интонированием. Элементарные навыки вибрации (вибрато). Работа над кантиленным звуком. Работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер штрихов. Изучение музыки разных стилей и эпох.  Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ. Навыки ансамблевого музицирования. Навыки самостоятельного разбора и чтения с листа коротких пьес и этюдов.

      Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

        Годовые требования

4-5 гамм, 8-10 этюдов, 6-8 пьес различного характера, 2 произведения крупной формы

        Примерный репертуарный список:

1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987

2.  Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор»,1992

3. Григорян А. Гаммы и арпеджио для скрипки. М, Музыка, 1980 

4. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

5. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

6 Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,2008

7. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1991

8. Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992

          Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Ридинг О. Концерт си минор, 2 и 3 части

Вариант 2

Леви Н. «Тарантелла»

Бакланова Н. «Сонатина», «Концертино» (на выбор)

Вариант 3

Богословский Н. «Грустный рассказ»

Комаровский А. Вариации «Вышли в поле косари»

          4 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

      Дальнейшее изучение грифа. Гаммы мажор и минор до 3-х знаков. Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, сотийе, спиккато). Пунктирный штрих. Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса. Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.

        Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

     

        Годовые требования

4-5 гамм, 8-10 этюдов, 6-8 пьес различного характера, 2 произведения крупной формы

        Примерный репертуарный список:

1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор»,1983

2. Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988

3. Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

4. Мазас  К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

6. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

7. Юный скрипач, вып.2 (Редактор К.Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992

          Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Дженкинсон Э. «Танец»

Бакланова Н. Вариации Соль мажор

Вариант 2

Обер Л. «Тамбурин»

Данкля Ш. Вариации на темы: Вейгля, Меркаденте, Паччини (на выбор)

Вариант 3

Чайковский П. «Неаполитанская песенка», «Колыбельная в бурю», «Вальс» (на выбор)

Губер А. Концертино Фа мажор

          5 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

     Изучение гамм в более сложных тональностях. Двойные ноты (терции, сексты, октавы). Развитие беглости. Трели. Пунктирный ритм. Продолжение работы над штрихами в более сложном их сочетании. Старинная соната. Пьесы и концерты виртуозно-романтического характера. Ансамблевое музицирование в разных составах. Чтение с листа более сложных произведений.

        Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

        Годовые требования

4-5 гамм, 8-10 этюдов, 6-8 пьес различного характера, 2 произведения крупной формы.

        Примерный репертуарный список:

1. Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1980

2. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

3. Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

4. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

5. Мазас Ж. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

6. Мазас Ж. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

7. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

9. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы. М., Музыка, 1987

10. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт № 3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

11. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт 1; Акколаи Ж. Концерт ля минор; Бах И.С. Концерт ля минор, часть 1; Крейцер Р. Концерт № 13, часть 1; Виотти Дж. Концерт № 23, часть 1; Берио Ш. Концерт № 9, часть 1; Шпор К. Концерт № 2, часть 1)

12. Юный скрипач. Вып. 2, 3. Сост. Фортунатов А., Гарлицкий Г.

          Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Обер Ж. «Престо»

Вивальди  А. Концерт  ля минор, Соль мажор, часть 1 (на выбор)

Вариант 2

Чайковский П. «Грустная песенка»

Акколаи Ж. Концерт ля минор

Вариант 3

Бом К. «Непрерывное движение»

Зейтц Ф. Концерт №3, часть 1

          6 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

    Гаммы 3-х и 4-октавные, двойные ноты для более продвинутых учеников. Продолжение развития техники левой руки, совершенствование различных видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах. Работа над более разнообразным звучанием инструмента, более эмоциональное и смысловое наполнение исполняемого произведения. Чтение с листа. Ансамблевое музицирование.

          Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

     

         Годовые требования

3-4 гаммы, 6-8 этюдов, 5-7 пьес различного характера, 2 произведения крупной формы.

        Примерный репертуарный список:

1. Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1980

2. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

3. Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

4. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

5. Мазас Ж. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

6. Мазас Ж. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

7. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы. М., Музыка, 1987

9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт № 3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

10. Юный скрипач. Вып. 2, 3. Сост. Фортунатов А., Гарлицкий Г.

           Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Обер Ж. «Жига»

Бах И.С. Концерт ля минор, ч.1

Вариант 2

Ипполитов - Иванов М. «Мелодия»

Роде П. Концерт №8, часть 1.

Вариант 3

Сен-Санс К. «Лебедь»

Холлендлер Г. Лёгкий концерт

          7 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2,5 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

    Активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности. Сонаты Корелли, Вивальди, Локателли, Генделя, Бенды. Романтическая кантилена и виртуозные пьесы. Крупная форма более сложной фактуры и содержания. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей.

         Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Технический зачёт: одна гамма, один этюд

Академический концерт: крупная форма и одна пьеса (или три пьесы)

Технический зачёт: одна гамма, два этюда, термины, чтение с листа

Переводной  экзамен: крупная форма и пьеса

       

          Годовые требования

3-4 гаммы (3-х, 4-х октавные), 6-8 этюдов, 4-6 пьес различного характера, 2 произведения крупной формы.

         Примерный репертуарный список:

1.  Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1.М., 1987                                          2.  Алексеев А. Гаммы и арпеджио. М. - Л., 1956                                                                                            3.  Виртуозные   пьесы.   Старшие   классы   ДМШ   и   муз.училища. М., 1987

4. Глинка М. Пьесы. Переложения для скрипки и ф-но.  (Сост. А.
  Ямпольский). М., 1979.

5.  Двойрин И. Этюды - каприсы. Л., 1986                                                                                                                        6.  Донт Я. Этюды соч. 37. М., 1988                                                                                                                      

7.  Классические пьесы для скрипки и ф-но. 5-7 кл. М., 1974

8.  Классические пьесы. Обработка для скрипки и ф-но. М., 1984

9. Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л., 1981

10. Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

11.  Крейцер Р. Этюды (Под ред. А. Ямпольского). М., 1973                                                                                              

12. Пьесы и произведения крупной формы. М., 1986                                                                        

13. Пьесы для скрипки. / Сост. С. Шальман. Старшие и средние классы.  ДМШ. М., 1986            

14. Пьесы крупной формы. Средние и старшие классы ДМШ. М., 1972                                          15. Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Л., 1986      

 16. Хрестоматия.   Концерты.   Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М., 1988                                                                                                                                               17. Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. 1. Тетр. 2-3. М.-Л.,  1946                                                

18. Юный скрипач.3 ч. М., 1966

           Примерные  программы  переводного экзамена:

Вариант 1

Мострас К. «Восточный танец»

Кабалевский Д. Концерт, часть 1

Вариант 2

Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

Виотти Д. Концерт №23

Вариант 3

Глюк Х. «Мелодия»

Шпор Л. Концерт №2, часть 1

          8 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2,5 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

          Учебные задачи

      Совершенствование музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато и сотийе. Аккорды. Работа над качеством и характером вибрации. Развитие техники левой руки: пальцевая беглость, трели, различные виды соединения позиций, двойные ноты. Изучение трехоктавных и четырёхоктавных гамм и арпеджио, двойных нот (терции, сексты, октавы), хроматическая гамма. Подготовка выпускной программы.

      Обучающийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом обучающиеся обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах. На выпускном экзамене исполняются четыре произведения: крупная форма (концерт, соната, вариации), две разнохарактерные пьесы, этюд.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Первое полугодие 

Второе полугодие 

Прослушивание: этюд, две пьесы (или крупная форма)

Выпускной экзамен: этюд, крупная форма, две разнохарактерные пьесы

          Примерный репертуарный список

   Этюды:

1.  Алексеев А. Гаммы и арпеджио. М. - Л., 1956                                                                                            2.  Двойрин И. Этюды-каприсы. Л., 1986                                                                                                                        3.  Донт Я. Этюды соч. 37. М., 1988                                                                                                                      4.  Коргуев С. Упражнения в двойных нотах. М., 1954          

5.  Крейцер Р. Этюды (Под ред. А. Ямпольского). М., 1973                                                                                              6.  Львов А. 24 каприса. М. - Л., 1947

7.  Мазас Ф. Эподы. М., 1971

8. Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. 1. Тетр. 2-3. М.-Л.,  1946                                                9. Шевчик О. Упражнения   в двойных  нотах, соч. 9. М.-Л., 1951                                          10. Шевчик О. Школа техники смычка, соч. 1. Тетр. 1. М.,                                                                              11. Шевчик О. Школа техники смычка, соч. 2. Тетр. 2-3. М.-Л., 1947                                                                         12. Этюды русских и советских композиторов. (Сост. С.Сапожников  и Т. Ямпольский). М., 1972.

    Пьесы:

13.  Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1.М., 1987                                        

14.  Виртуозные   пьесы.   Старшие   классы   ДМШ   и   музучилища. М., 1987

15.  Гершвин Сборник пьес. Л., - Музыка, 1971

16.  Гендель Г. Сонаты. М, 1972.

17. Глинка М. Пьесы. Переложения для скрипки и ф-но.  (Сост. А.
  Ямпольский). М., 1979.

18.  Классические пьесы для скрипки и ф-но. 5-7 кл. М., 1974

19.  Классические пьесы. Обработка для скрипки и ф-но. М., 1984

20. Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л., 1981

21. Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

22. Крейслер Ф. Избранные пьесы для скрипки. Вып. 3.
23. Моцарт В.  Пьесы для учащихся средних и старших классов ДМШ, М., 1988

24. Прокофьев С. Избранные  произведения (обработка для скрипки и ф-но).     Вып. 1. М., 1966

25. С.Прокофьев. Пять пьес из музыки  к балету «Золушка», обр. М.Фихтенгольца. М., 1958

26. Пьесы и произведения крупной формы. М., 1986                                                                         27. Пьесы и произведения крупной формы. М., 1985                                                                                               28. Пьесы   и произведения крупной формы для скрипки и ф-но. М., 1986                                           29. Раков Н. Пьесы для детей и юношества. М., 1988                                                                            30. Семь пьес для скрипки и ф-но. М., 1961                                                                                              31. Сборник этюдов и виртуозных пьес. Л., 1951                                                                                   32. Телеман Г. Фантазии и сонаты .М, 1969.

33. Транскрипции и пьесы   в стиле сов. Композиторов. Старшие классы. М., 1960

 34. Хрестоматия.   Концерты.   Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М., 1988

35.Чайковский П. Пьесы / переложения для скрипки и ф-но. М., 1987

36.Чайковский П. Пьесы / переложения для скрипки и ф-но. Старшие и средние классы ДМШ. М., 1974

37. Юный скрипач.3 ч. М., 1966

                     Примерные  экзаменационные программы:

Вариант 1

Бах И.С. Концерт ля минор

Чайковский П. «Осенняя песня»

Шер Г. «Бабочки»

Донт Я. Этюд №17 («Избранные этюды для скрипки» 5-7 классы)

Вариант 2

Виотти Дж. Концерт №22

Массне «Размышление»

Шуберт Ф. «Пчёлка»

Мазас Ж. Этюд №27 («Избранные этюды для скрипки» 5-7 классы)

Вариант 3

Шпор Л. Концерт №9

Венявский Г. «Мазурка»

Глюк Х. «Мелодия»

Крейцер Этюд №8

          9 класс

          Объем учебной нагрузки 

          Специальность 2,5 часа в неделю.

          Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.

          Консультации 8 часов в год.

 Учебные задачи

       Обучающиеся, продолжающие обучение после восьмого класса, сдают выпускной экзамен в 9 классе. Этот класс является подготовительным для поступления в среднее профессиональное образовательное учреждение. Программу обучения  необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, необходимые для дальнейшего обучения в ССУЗе.

       

Экзаменационные требования для поступающих в музыкальное ССУЗ. Трехоктавная гамма, штрихи,  арпеджио.

Гамма в двойных нотах (терции, сексты, октавы).

Два этюда на различные виды техники

Две разнохарактерные пьесы

Крупная форма (концерт, ч.1 или чч. 2 и 3; Старинная соната, две части).

          Примерный репертуарный список

   Этюды:

1.  Алексеев А. Гаммы и арпеджио. М. - Л., 1956                                                                                            2.  Двойрин И. Этюды-каприсы. Л., 1986                                                                                                                        3.  Донт Я. Этюды соч. 37. М., 1988                                                                                                                      4.  Коргуев С. Упражнения в двойных нотах. М., 1954          

5.  Крейцер Р. Этюды (Под ред. А. Ямпольского). М., 1973                                                                                              6.  Львов А. 24 каприса. М. - Л., 1947

7.  Мазас Ф. Эподы. М., 1971

8. Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. 1. Тетр. 2-3. М.-Л.,  1946                                                9. Шевчик О. Упражнения   в двойных  нотах, соч. 9. М.-Л., 1951                                          10. Шевчик О. Школа техники смычка, соч. 1. Тетр. 1. М.,                                                                              11. Шевчик О. Школа техники смычка, соч. 2. Тетр. 2-3. М.-Л., 1947                                                                         12. Этюды русских и советских композиторов. (Сост. С.Сапожников  и Т. Ямпольский). М., 1972.

    Пьесы:

13.  Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1.М., 1987                                        

14.  Виртуозные   пьесы.   Старшие   классы   ДМШ   и   музучилища. М., 1987

15.  Гершвин Сборник пьес. Л., - Музыка, 1971

16.  Гендель Г. Сонаты. М, 1972.

17. Глинка М. Пьесы. Переложения для скрипки и ф-но.  (Сост. А.
  Ямпольский). М., 1979.

18.  Классические пьесы для скрипки и ф-но. 5-7 кл. М., 1974

19.  Классические пьесы. Обработка для скрипки и ф-но. М., 1984

20. Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л., 1981

21. Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

22. Крейслер Ф. Избранные пьесы для скрипки. Вып.3
23. Моцарт В.  Пьесы для учащихся средних и старших классов ДМШ, М., 1988

24. Прокофьев С. Избранные  произведения (обработка для скрипки и ф-но).     Вып. 1. М., 1966

25. С.Прокофьев. Пять пьес из музыки  к балету «Золушка», обр. М.Фихтенгольца. М., 1958

26. Пьесы и произведения крупной формы. М., 1985                                                                                               27. Пьесы   и произведения крупной формы для скрипки и ф-но. М., 1986                                           28. Раков Н. Пьесы для детей и юношества. М., 1988                                                                            29. Семь пьес для скрипки и ф-но. М., 1961                                                                                              30. Сборник этюдов и виртуозных пьес. Л., 1951                                                                                   31. Телеман Г. Фантазии и сонаты .М, 1969.

32. Транскрипции и пьесы   в стиле сов. Композиторов. Старшие классы. М., 1960

 33. Хрестоматия.   Концерты.   Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М., 1988

34.Чайковский П. Пьесы / переложения для скрипки и ф-но. М., 1987

35.Чайковский П. Пьесы / переложения для скрипки и ф-но. Старшие и средние классы ДМШ. М., 1974

36. Юный скрипач.3 ч. М., 1966

                    Примерные экзаменационные программы 

Вариант 1

Гамма Ре мажор, трёхоктавная, арпеджио, двойные ноты

Крейцер Р. Этюд № 12

Крейцер Р. Этюд № 35

Виотти Дж. Концерт № 22, 1 часть с каденцией

Дакен Дж. «Кукушка»

Хачатурян А. «Ноктюрн»

Вариант 2 

Гамма Соль мажор трёхоктавная, арпеджио, двойные ноты

Данкля Ш. Этюд № 1

Роде П. Каприс № 2

Вьетан А. Баллада и Полонез

Рис А. «Вечное движение»

Массне Ж. «Размышление»

Вариант 3 

Гамма Си-бемоль мажор трёхоктавная, арпеджио, двойные ноты

Данкля Ш. Этюд № 13

Роде П. Каприс № 4

Шпор Л. Концерт № 9

Венявский Г. «Мазурка»

Рубинштейн А.- Ауэр Л. «Мелодия»

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

        

        Данный раздел включает в себя требования, выдвинутые в Федеральных Государственных требованиях.

         Программа учебной дисциплины «Специальность (скрипка)» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» предполагает формирование в процессе обучения детьми следующих знаний, умений и навыков:

         -наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

         -сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности скрипки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

         -знание репертуара для скрипки, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

         -знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;

         -знание профессиональной терминологии;

         -умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

         -навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

         -навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

         -наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

         -наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

         -наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

 4. Формы и методы контроля, система оценок                         

 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

    Оценка качества реализации программы «Специальность (скрипки)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      Способы проверки знаний:

      -контрольные уроки, зачёты по развитию технических навыков,

       -академические концерты(2 раза в год) с оценкой по 5-балльной системе,

      -конкурсы,

      -прослушивания,

      -по окончании 8 (9) класса обучающийся сдаёт итоговый экзамен.

      Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

      Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

      Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения скрипки для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

   

4.2. Критерии оценки выступления

     Для аттестации обучающихся используются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

     По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

                                                                                                           Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 «отлично»

Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу, иметь хорошую интонацию, качественное звукоизвлечение и достаточно развитый инструментализм.

4 «хорошо»

При всех вышеизложенных пунктах не достаточно музыкальной выразительности или исполнено с небольшими недочётами, как в техническом, так и в художественном плане.

3 «удовлетворительно»

Исполнение с большим количеством недочётов: недоученный текст, неточная интонация, слабая техническая подготовка, формальная, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата.

2 «неудовлетворительно»

Комплекс серьёзных недостатков: невыученный текст, бессмысленная игра, нечистая интонация, отсутствие инструментальных навыков.

«зачёт» (без оценки)

Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения.

         Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.

         Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

         При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

        -  оценка годовой работы ученика;

        -  оценка на академическом концерте или экзамене;

        -  другие выступления ученика в течение учебного года.

        Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»)

     

5. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам.

       Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,

совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

         В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.  Весь процесс обучения строится от простого к сложному, с учётом индивидуальных особенностей ученика, его интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки.

        Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

        Следуя лучшим традициям и достижениям русской скрипичной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

       Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

       Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма.

        В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

        Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

        В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

        Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

        Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.        

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 

        Регулярные домашние занятия обучающихся на струнно-смычковом отделении – залог успешного, планомерного и психологически комфортного развития детей. Несмотря на кажущуюся простоту, небольшие габариты и красивое звучание инструмента в руках мастера, скрипка считается самым сложным для изучения инструментом. Кроме комплекса природных музыкальных способностей для развития навыков игры на скрипке необходимы регулярные ежедневные домашние занятия и стремление к выполнению наставлений педагога. И конечно, помощь и контроль родителей играет не последнюю роль в становлении скрипача.

        Важное условие в усвоении нового материала - проводить первое домашнее занятие в день урока. Пусть это будут 10-15 минут, но они позволят оживить в памяти то, на что было обращено внимание во время урока: закрепить новую аппликатуру, распределение смычка, фразировку и т.д.

        В последующие дни занятиям необходимо уделить 20-30 минут в день для учащихся начальных классов, 45-60 минут для учащихся средних классов,  60-90 минут для учащихся старших классов до 120 минут в выпускном классе.  При этом, совсем не обязательно «упираться» и проводить занятия без перерыва в два часа. Наоборот, более продуктивными и менее утомительными будут репетиции с перерывами. Например: ученик пришёл из школы  в 16.00. Домашние занятия он может провести с 17.00 -17.30 и с  20.00-20.30.

         Не рекомендуется музицировать после приёма пищи, походов в магазины и развлекательные центры, т.к. внимание в этом случае притупляется.

         Перед началом занятия необходимо тщательно вымыть руки, подготовить рабочее место, обеспечить тишину в комнате  и освежить в памяти ход урока, изучив записи педагога в дневнике.

         Занятие начинать с проверки строя, проведя смычком по каждой открытой струне.  Очень хорошо, если строй будет не сильно искажён, и в наличии на струнодержателе имеются так называемые машинки, для более точной настройки. Учащиеся младших классов не умеют настраивать инструмент, т.к. ещё не приобрели способность внутреннего предслышания высоты нужного тона, и в случае сильно расстроенного инструмента рекомендовано занятие без смычка. На гриф ставить пальцы левой руки  согласно написанным нотным обозначениям; можно называть ноты и считать длительности. Также можно заниматься отдельно правой рукой без постановки пальцев на струну. Смычок вести на нужной струне, правильными  длительностями, называя при этом ноты. Таким образом,  отрабатываются игровые навыки обеих рук без отработки звуковысотности.

        Также, полезно петь сольфеджио отрывок произведения или целиком, простукивая при этом доли рукой или карандашом. Имеющееся дома фортепиано будет хорошим помощником в развитии слухового контроля.

В случае, если строй не нарушен или ученик старших классов справляется с настройкой самостоятельно, то желательно отработать наиболее сложные в техническом или интонационном плане эпизоды, не тратя время на проигрывание лёгких или уже получающихся отрывков музыкального произведения. На следующий день рекомендуется начать занятие именно с этих «трудных» мест, для понимания продуктивности предыдущего занятия, для закрепления материала и добавления нового эпизода для проработки. Эта кропотливая «неинтересная» работа требует большой концентрации внимания и поэтому рекомендуется проводить её в начале  занятия.

          Попутно необходимо обращать на нюансировку, штриховые обозначения, т.к. они указывает на часть смычка, в которой необходимо играть, на его количество. Так, например, нюанс «f» (форте) исполняется широким плотным нажатием на струну, преимущественно в нижней половине смычка, тогда как «p» (пиано) исполняется нежным прикосновением волоса к струне по всей его длине или в верхней его части.

Затакт, как правило, играется вверх смычком, и нужно также уделить этому внимание, и поставить смычок на струну в его середине.

         Для поддержания интереса к изучаемому произведению допускается проигрывание части произведения, наиболее понравившейся  ученику, или целиком, с замедленным, но ритмичным исполнением трудных отрезков.

         В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

      - игра технических упражнений, гамм и этюдов;

      - разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);

      - выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;

      - проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.

          Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель.

         Домашнее занятие в 45 минут можно выстроить по времени следующим образом:

Поставленная задача

Время исполнения

Подготовка к занятию, приготовление нот, чтение задания в дневнике, настройка инструмента

2-3 минуты

Игра упражнений, гамм

10-15 минут

Выявление трудных эпизодов и их изучение

15-20 минут

Исполнение части произведения или целиком

7-10 минут

Завершение занятия, приведение инструмента в порядок

2-3 минуты

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы:

1.Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983

2.Верачини Ф. Сонаты для скрипки. Elibron Classics, 2002

3.Вивальди А. Двенадцатьсонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

4.Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987

5.Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

6.Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992

7.Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

8.Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М., «Композитор», 1998

9. Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970

10. Двойрин А. Мелодические этюды-каприсы для скрипки соло, Т.1., СПб.,2003

11. Двойрин А. Мелодические этюды-каприсы для скрипки соло, Т.2., СПб.,2004

12. Домашний концерт. Любимые мелодии для скрипки. Составитель Т. Ямпольский., М., Музыка., 1996

13. Донт Я. Этюды соч. 35. М., Музыка, 1988

14.Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

15.Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

14.Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

16.Избранныеэтюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

17.Избранныеэтюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

18.Избранныеэтюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

19.Избранныеэтюды, вып.2. 5-7 классы. М., «Кифара», 1996

20.Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор»,2009

21.Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

22.Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

23.МазасК. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

24.Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2004

25.Роде П. 24 каприса. М., Музыка, 1988

26.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

27.Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая  Дидона»

28.ФиориллоФ. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

29.Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966

30.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

31.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

32.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

33.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

34.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

35.Хрестоматия для скрипки. Пьесы 6-7 классы. Составители: Т. Ямпольский, М., Музыка, 1998

36.Хрестоматия для скрипки. 5-7 классы. Составители: К. Михайлова, М., Музыка, 2008

37.Юный скрипач. Вып. 1. Составитель: К. Фортунатов, М.,1982

38.Юный скрипач. Вып. 2. Составитель: К. Фортунатов, М.,1997

39.Юный скрипач. Вып. 3. Составитель: К. Фортунатов, М.,1997

40.Якубовская В. Вверх по ступенькам. Л., Музыка., 1974

6.2 Список методической литературы

1.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – СПб, 2006, М., 1965.

2. Баринская А. Начальное обучение скрипача. – М., 2007.

3. Беленький Б. Педагогические принципы Цейтлина Л.М. –М., 1990.

4. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. –СПб., 2000.

5. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. –М., 1948.

6. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.

7. Готсдинер М.А. Краткие очерки о скрипичном искусстве. – М., 2002.

8. Готсдинер М.А. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки. – Л., 1963

9. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. – М., 2006.

10.Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л, 1988.

11. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. – М., 2006.

12. Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. – Л., 1961.

13. Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1964.

14. Либерман М., Берлянчик К. Культура звука скрипача. – М., 1984.

15. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке, СПб.,  2009

16. Мострас К. Динамика в скрипичном искусстве. – М., 1956.

17. Мострас К. Интонация на скрипке, изд. 2-е. – М., 1962г.

18. Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М., 1951.

19. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1960.

20. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. – М., 1966.

21. Раабен Л. История русского и скрипичного искусства. – Л., 1978.

22.Сапожников С. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. – М., 1968.

23. Семенцов-Огиевский К. Искусство скрипичных смен. – М., 1996

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       Термины по классам, необходимые для изучения и сдачи на техническом зачёте во втором полугодии.                                                      

   

Термины 1 класс

f (форте) – громко

p (пиано) – пиано

mf (мецце форте) – не очень громко

mp (мецце пиано) – не очень тихо

ff (фортиссимо) – очень громко

pp (пианиссимо) – очень тихо

>  (акцент) – с ударением

фермата - знак увеличения  длительности звука

sf (сфорцандо) – внезапное форте

crescendo  (крещендо) - увеличение громкости звука

diminuendo  (диминуэндо)         - уменьшение громкости звука

ritenuto (ритэнуто) – постепенно замедляя

                                                 Термины 2 класс

f (форте) – громко

p (пиано) – пиано

mf (мецце форте) – не очень громко

mp (мецце пиано) – не очень тихо

ff (фортиссимо) – очень громко

pp (пианиссимо) – очень тихо

>  (акцент) – с ударением

фермата - знак увеличения  длительности звука

sf (сфорцандо) – внезапное форте

crescendo  (крещендо) - увеличение громкости звука

diminuendo  (диминуэндо)         - уменьшение громкости звука

ritenuto (ритэнуто) – постепенно замедляя

allargando (алларгандо) – расширяя

accelerando (аччелерандо) - ускоряя

Adagio  (адажио) – медленно

Andante (анданте) - спокойно

Moderato (модерато) - умеренно

Allegro (аллегро) - скоро, весело

a tempo, tempo I (а темпо, темпо I) - в первоначальном темпе

Piu mosso (пиу моссо) - более подвижно

meno mosso (мено моссо) - менее подвижно

Термины 3 класс

Adagio  (адажио) – медленно

Andante (анданте) - спокойно

Moderato (модерато) - умеренно

Allegro (аллегро) - скоро, весело

a tempo, tempo I (а темпо, темпо I) - в первоначальном темпе

Piu mosso (пиу моссо) - более подвижно

Meno mosso (мено моссо) - менее подвижно

ritenuto (ритэнуто) – постепенно замедляя

allargando (алларгандо) – расширяя

accelerando (аччелерандо) - ускоряя

Espressivo  (эспрессиво) - выразительно

Cantabile  (кантабиле) - певуче

Dolce (дольче) –нежно

Markato (маркато) - подчёркивая

Sostenuto (состенуто) - сдержанно

Animato (анимато) – воодушевлённо

Термины 4 класс

Adagio  (адажио) – медленно

Largo (ларго) - широко

Andante (анданте) – не спеша, спокойно

Andantino (андантино) –несколько живее, чем Andante

Moderato (модерато) - умеренно

Allegro (аллегро) - скоро, весело

Allegretto (аллегретто) - несколько медленнее, чем Allegro

Dolce (дольче) –нежно

Cantabile  (кантабиле) - певуче

Espressivo  (эспрессиво) - выразительно

Markato (маркато) - подчёркивая

Sostenuto (состенуто) - сдержанно

Animato (анимато) – воодушевлённо

Morendo (морендо) - замираяя

Maestoso  (маэстозо) - торжественно, величественно

Risoluto (ризолюто) – решительно

Термины 5 класс

Grave (граве) - тяжеловесно, важно

Lento  (ленто) - медленно, протяжно

Andante (анданте) – не спеша, спокойно

Moderato (модерато) - умеренно

Allegro (аллегро) - скоро, весело

Vivo (виво) - живо

Presto (престо) – очень быстро

Agitato (ажитато) – взволнованно, возбуждённо

Molto  (мольто) – очень

Dolce (дольче) –нежно

Cantabile  (кантабиле) - певуче

Espressivo  (эспрессиво) – выразительно        

Maestoso  (маэстозо) - торжественно, величественно

Risoluto (ризолюто) – решительно

Graziozo (грациозо) - грациозно, изящно

Сon brio (кон брио) –возбуждённо,  живо, весело

        

                                             Термины 6 класс

Largo (ларго) - широко

Largetto (ларгетто) - скорее чем Largo, но медленнее Andante

Grave (граве) – тяжеловесно, важно

Graziozo (грациозо) - грациозно, изящно

Giocoso (джокозо) - радостно, весело, игриво

Energico (энерджико) - энергично

Smorzando (сморцандо) – замирая

Con anima (кон анима) - с душой, с чувством

Сon brio (кон брио) - возбужденно, живо, весело

Сon fuoco (кон фуоко) - с жаром, страстно

Dolce (дольче) –нежно

Cantabile  (кантабиле) - певуче

Espressivo  (эспрессиво) - выразительно

Markato (маркато) - подчёркивая

Sostenuto (состенуто) - сдержанно

Animato (анимато) – воодушевлённо

Morendo (морендо) - замираяя

Maestoso  (маэстозо) - торжественно, величественно

Risoluto (ризолюто) – решительно

Термины 7 класс

Appasionata (аппасьонато) - страстно

Brillante (брильянте) - блестяще

Maestoso  (маестозо) - торжественно, величественно

Pesante (пезантэ) - тяжело, грузно

Tranquillo (транкуилло) - спокойно, безмятежно

Calando (каляндо) - стихая

Assai (ассаи) - весьма, очень

Rubato (рубато) - ритмически свободное исполнение

ad libitum (ад либитум) - по желанию

Stringendo (стринджендо) - ускоряя

Non troppo (нон троппо) - не слишком

Subito (субито) - внезапно

Simile (симиле) – так же, как перед этим

Tutti (тутти) – все, весь оркестр в целом

Con moto (кон мото) – с движением

A tempo (а темпо) – в первоначальном темпе

Animato (анимато) - воодушевленно