Статья

Гарипова Элина Азатовна

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX –НАЧАЛА XXI ВВ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гарипова Элина

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX –НАЧАЛА XXI ВВ.

Ключевые слова: Патриотизм, чувство, патриотическое чувство, память

Челябинск 2019

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения патриотических, гражданских взглядов и убеждений. На сегодняшний день  большое значение уделяется патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, что прослеживается на законодательном уровне – в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016 – 2020 годы», и в « Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года»

- воспитание высоких духовно – нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;

- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;

- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.

Таким образом, образовательные учреждения  играют ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, поэтому поиск новых подходов к осуществлению патриотического воспитания школьников приобретает в современных условиях особую актуальность. Патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний. В связи с этим встает вопрос о   проблеме формирования патриотических чувств у школьников в общеобразовательной школе.

 Вопросом воспитания патриотических чувств и качеств личности школьников в учебной и внеучебной деятельности  занимаются И.Е. Белухин, Ю.В. Лазарев, А.Н. Любарский,  И.А. Андрюшин, Д.К. Алиева, М.Л. Афанасьева, В.И. Бичевский, Е.А. Леванова, B.П. Лукьянова, В.И. Рыбакова

 В результате  выявления  возможностей темы памяти о войне в песенном творчестве отечественных композиторов конца 20 начала 21 века  для  формирования патриотических чувств у школьников сделан вывод, что  в музыкально-педагогических исследованиях, методических разработках для учителей музыки этот вопрос не освещался.  Поэтому актуальность проблемы исследования, посвящена  проблеме  формирования патриотических чувств у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в песенном творчестве отечественных композиторов конца 20 начала 21 века.

Для определения понятия патриотическое чувство рассматриваются такие понятия как  «патриотизм» и «чувство», психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у школьников, тему памяти о войне как средство формирования патриотических чувств у школьников, а также рассматриваем  значение песенно-хорового искусства в формировании патриотических чувств у школьников.

 Анализируя психолого-педагогическую и культурологическую литературу по определению понятия «патриотические чувства» можно сказать, что однозначного определения не существует, но в результате аналитической работы было определено, что патриотическое чувство-это нравственное, эмоционально-чувственное  качество личности, относящееся к высшим духовным ценностям, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своего народа, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Также мы рассматривались психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у школьников на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, с учетом возрастных  особенностей школьников.

По определению психологов школьный возраст – время интенсивного развития личности и именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей и в частности формирования патриотического чувства.  

Патриотические чувства у детей возможно и необходимо формировать в условиях общеобразовательного учреждения  к такому выводу пришли такие ученые как И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев

По мнению ученых, память, прежде всего, является неотъемлемым и важнейшим атрибутом человеческого сознания, одним из инструментов познания, формирования самосознания и мировоззрения, представлений о прошлом и будущем. 

В связи с этим сделан вывод, что история обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и, способствует формированию чувства патриотизма у школьников.

К вопросу о значении песенно-хорового искусства в воспитании духовно богатой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, учёные (Д. Локшин, В. Соколов, А. Свешников и др.) .  Б.В. Асафьев писал, что музыкальное воспитание из-за специфически эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания молодёжи. Ученый отмечал, что хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания.

Нельзя не согласиться с такой точкой зрения, так как  песенно-хоровое искусство имеет огромное значение для развития эмоционально-чувственной сферы личности ребенка. А тема памяти о войне в песенном творчестве композиторов-песенников опирается на эмоциональное восприятие событий, тем самым способствует формированию патриотических чувств у учащихся.

Тема памяти о войне в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века имеет большое значение для воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения.

Песни, посвященные теме памяти о войне,  способны вызвать эмоциональный отклик и воздействовать на эстетическую сторону души, таким образом, могут быть средством формирования патриотических чувств у школьников. Следовательно, подбор полноценного идейно-художественного репертуара, состоящего из песен памяти о войне, является чрезвычайно важным делом, так как в значительной степени обеспечивает эффективность процесса формирования чувства патриотизма.

Процесс формирования патриотических чувств у школьников, может быть успешным, если во внеурочных мероприятиях использовать песенно-хоровой репертуар, состоящий из произведений отечественных композиторов, посвященных теме памяти о войне. Выяснив и изучив сущность содержания понятия «патриотизм» мы можем четко определить круг песенно-хоровых произведений отечественных композиторов конца XX-начала XXI вв., исполнение и восприятие которых, по нашему мнению, может способствовать формированию у школьников такого благородного чувства как чувство патриотизма, так как их педагогическая ценность огромна.  

 Ученые отмечают, что процесс формирования чувства патриотизма у  школьников должен быть системным, поэтому  учителю музыки необходимо выделить и реализовывать основные направления работы по формированию патриотических чувств , которые, по мнению А. Г. Вороненко, воплощаются в следующем:

  • в задачах и содержании патриотического аспекта воспитания;
  • в методиках, средствах, приемах, технологиях осуществляемого педагогического процесса;
  • в формах и способах организации урока музыки;
  • в организации педагогической деятельности и во взаимодействии с родителями и учителями школы .

Резюмируя вышеизложенное, можем констатировать, что учитель музыки в процессе организационной работы по формированию патриотических чувств должен учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности  школьников, их личностные возможности, интересы и склонности;

-  уровень сформированности чувства патриотизма индивидов;

- социальную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых песен памяти о войне в творчестве отечественных композиторов конца XX – начала XXI вв.

Тема интересна и актуальна, так имеет огромное значение для сохранения исторической памяти народа, способствующей, по мнению ученых, формированию гражданской идентичности. На наш взгляд, тема памяти в песенном творчестве отечественных композиторов поднята на недосягаемую высоту и могут служить  средством формирования патриотических чувств у подрастающего поколения, что на сегодняшний день является одной из приоритетных задач государства.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования [Текст] /Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова - Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. 38-41 с.

2. Баканов, Е.Н. Исследование генезиса волевого действия [Текст]/ Е.Н. Баканов. – Москва : МГУ, 1979. –  22 с.

3. Вежевич, Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дисс.  док.пед. наук: – Улан-Удэ, 2011. – 41с.

4.Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. – Волгоград, 2001. – 112 с.

5.Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. Монография [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 272 с.