Сценарий творческого проекта "Приглашение на бал"

Палеева Ольга Леонидовна

все мы любим танцевать. Танцев на свете существует великое множество! В данной работе  мы знакомим зрителей и  слушателей с некоторыми видами танцев, рассказываем об их истории создания и показываем музыкальные номера(иллюстрации к беседе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_nostr.docx36.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Творческий проект

        «Приглашение на бал» 

«Танцевальный жанр: от средних веков до     наших дней»

1.Р.Телепнев «Неторопливая полька» - исп.ансамбль скрипачей

                                                                   младших классов «Prima»

                               Рук.Слипецкая И.А., конц.-Параскевопулос Е.Х.

    Что такое танцевальная музыка? Определение этого понятия очень простое – это музыка, придуманная или исполняемая для того, чтобы под нее танцевали. Танцевальная музыка включает в себя множество вариаций от вальса до танго, от диско до рок-музыки.

Танец невозможно представить без музыки. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, где танцевали в сопровождении труб, виол, оркестра. Музыка и танец объединяли людей. Большинство старинных танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, и от того, кто и где их исполнял. Со временем на основе танцевальных ритмов появились музыкальные сочинения, созданные специально для слушания. Это инструментальные пьесы, отдельные части классических сонат и симфоний. Широко используется танцевальная музыка в опере, на ней основан балет.

История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Танец в давние времена был делом первостепенной важности. Первобытные люди под сопровождение простейших ударных инструментов выстраивали его с привычным порядком охоты или боя, обращаясь за помощью к духам и демонам. О ее широком распространении в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптурных и графических, а также немногих письменных музыкальных памятников.
 В средние века танец продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах. Танцу посвящали жизнь бродячие актеры, в каждой стране именовавшиеся по-своему. Во Франции – жонглерами, в Германии– шпильманами, на Руси – скоморохами. Они бродили по всей Европе, забавляя публику танцами, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При дворе Михаила Романова плясун
 Иван Лодыгин даже получал жалование за то, что учил «танцам и всяким потехам». Он был первым на Руси учителем танцев.
Благодатным временем для расцвета танца была эпоха Возрождения. С началом Ренессанса движения в танце постоянно соединялись по-новому, танцовщику приходилось не только выполнять их по отдельности, но и твердо помнить, как они следуют друг за другом.

В 1463 году виднейший учитель танцев Гульельмо Эбрео написал «Трактат об искусстве танца». В своей книге он подробно описывает празднества, завоевавшие широкую известность, подсказывает танцовщикам, как согласовывать движения с музыкой, и дает полезные советы музыкантам, которые хотели бы сочинять музыку для танцев. Он пишет о содружестве музыки и танца и о том, какие огромные возможности есть у этого содружества: оно помогает исполнять танцы любого народа в свойственной ему манере, а также «сочинять танцы согласно своей фантазии и таланту».

На нашем сегодняшнем мероприятии мы лишь слегка прикоснемся к этому разделу музыкальной культуры: на виртуальной машине времени попутешествуем по странам и эпохам.

Итак, первая часть концерта- старинные танцы!

Наиболее распространенными танцами в Европе в XVI веке были павана и гальярда. Павана – старинный танец испанского происхождения, бытовавший также в Италии и других европейских странах. В переводе с латинского означает «павлин», «пава», этот танец-шествие исполнялся торжественно и горделиво. Строгие движения – шаги, повороты, поклоны – гармонировали с великолепием костюмов. На дамах были длинные платья со шлейфами, высокие остроконечные шляпы. На кавалерах– плащи, шпаги и необыкновенные туфли с длинными, загнутыми наподобие птичьего клюва, носами. После паваны часто исполнялась гальярда (с итал. значит «бодрая») – трехдольный танец с легкими прыжками. Так появились старинные двухчастные сюиты, написанные для лютни – любимого европейского музыкального инструмента. В XVII веке павана и гальярда постепенно уступают место в сюите аллеманде и куранте, сарабанде и жиге Эти танцы образовали четырехчастный цикл старинной сюиты (сюита в переводе с фр. означает «последовательность»). Пьесы следовали друг за другом в определенном порядке и соединялись по принципу контраста: медленные и подвижные.

В начале сюиты звучала серьезная, строгая, неторопливая аллеменда. Как бытовой придворный танец она появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеменда из приветственных сигналов трубачей, звучащих при встрече высоких особ– князей, владетелей графств и герцогств. Войдя в сюиту, аллеменда стала вступительной пьесой торжественного характера.

Вторая часть сюиты – куранта, довольно оживленный французский танец, переводится как «бегущий», «текущий». Танцевали куранту плавным скользящим шагом. Размер трехдольный, сложные и прихотливые фигуры танца отразились в причудливом мелодическом рисунке.

Совсем иная сарабанда, медленная, величавая, несколько суровая, имеющая даже скорбный оттенок. Ее размер трехдольный, с акцентом на второй доле такта.

Финал сюиты – энергичная жига, быстрый, непринужденный танец английских моряков. Исполняли его обычно парами, а матросы – по одному. Музыка жиги льется безостановочно ровными триолями, как веселый ручеек.
Постепенно композиторы стали включать в сюиту и другие танцы:
менуэт, буре, гавот, ригодон. Иногда появлялись и нетанцевальные части: прелюдия, ария, каприччио, рондо.

Некоторые произведения мы сейчас и услышим:

2. Л.Обер «Тамбурин»              -    исп. Зограбян Гор,

преп. Слипецкая И.А., конц. –Холявкин М.И.

3. Л. Боккерини «Менуэт»         -     исп. Журавлева Вера,

преп. Слипецкая И.А., конц. –Холявкин М.И.

4.Э.даль Абакко «Жига»         -     исп. Волкова Мария,

преп. Слипецкая И.А., конц. –Холявкин М.И.

5.Дж. Перголези «Сицилиана»  -   исп. Зайцев Михаил,

преп. Мухачева Л.Ф. конц. – Реутова М.В.

6.Ж.Люлли «Гавот»                  -     исп. Железняков Никита,

преп. Слипецкая И.А., конц. –Холявкин М.И.

7. Ж.Люлли «Куранта»            -     исп. Александрова Виктория,

            преп. Палеева О.Л.

8.И.С.Бах «Менуэт»                   -    исп. ансамбль скрипачей «Камертон»

                                                  преп. Буданова О.В., конц. – Палеева О.Л.

Перейдем к следущей части нашего проекта_- бальные танцы!

Бал (от фр. balитал. balloнем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера – количество и последовательность танцев – варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону. 
Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись – как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения

Вальс.
Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими. 
Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па – более спокойный, и французский, более живой – в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Полька.
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец – полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца – полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка.
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы – стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином. 
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру – он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца. 
«Бравурный», или краковский, стиль – характерный для провинциальных балов – отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость. 
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм. 
Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка. 

________________________________________________

.Экосез.(Буданова О.В.)

Европейский бальный танец 1830-х годов Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполнялся в парах в коллективном построении. Кавалеры и дамы располагались в своих линиях или кругах и повторяли фигуры за ведущей пар 

 А сейчас на минутку перенесемся в 40-е годы XXвека.

Буги-вуги — социальный танец, появившийся в Европе во второй половине 1940-х на основе линди хопа. Знаменитый буги-вуги, столько лет остававшийся «запретным плодом» для советской молодежи является одним из самых веселых и беззаботных танцев. Относится к свинговым танцам, исполняется под рок-н-ролл и рокабилли. Наиболее близки к буги-вуги танцевальные стили линди хоп и имеющий распространение в США . 

Итак, продолжаем .

9. Ф Шуберт «Экосез»          -             исп. Бильдин Даниил,

Преп.- Буданова О.В., конц.- Палеева О.Л.

10.Кхель. «Вальс»              -              исп. Смирнова Екатерина

преп. Тощакова Л.Л., конц. -  Жиляева Е.А.

11.Н.Бакланова  «Вальс»    -           исп. Слобода Ольга

   преп. Тощакова Л.Л., конц. -  Холявкин М.И.

12.Н. Бакланова «Мазурка»  -       исп. Данишевская Софья

                                                   преп.Слипецкая И.А., конц.-Параскевопулос Е.Х

12.  В.Калинников  «Вальс»     -        исп. Паршикова Софья, Мурадян Адам

                    преп. Реутова М.В.

13.П.Ходжаев. «Вальс»        -          исп Бильдин Давид

                 преп. Руппель Н.Г.

14.И.Штраус «Полька»         -     исп. Зайцева Ангелина, Шитиков Михаил

                                преп. Кочинова В.Н, Руппель Н.Г.

15.М.Шмитц «Оранжевые буги» - исп Бильдин Илья, Бильдин Давид

               преп. Руппель Н.Г.

Есть еще одна разновидность танцев – народные. Именно народный танец является родоначальником всех остальных. Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками. Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушный зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.

И мы переходим к III части нашего музыкального путешествия.

16.А.Айвазян. «Армянский танец»            -           исп.ансамбль скрипачей

                                                                                          «Камертон-мини»,

   преп. Буданова , Палеева О.Л. конц. Александрова Виктория

17. Шентирмой. «Венгерская песня»    - исп. Бильдин Даниил, Брежнев Борис

преп. Буданова , конц.  Палеева О.Л.

18.Н.Соколовский  «Сельский танец»    -   исп. Коровкина  Екатерина,

преп. Мухачева Л.Ф., конц. Реутова М.В.

________________________________________________________________

(Палеева О.Л.)

19.Н.Леви «Тарантелла»               - исп. Савельева Виктория,

преп. Слипецкая И.А., конц. –Холявкин М.И.

20. Э.Дженкинсон «Танец»      -    исп. Самедов Самир

   преп. Тощакова Л.Л., конц. -  Холявкин М.И.

21. Э.Абреу «Румба»              -     исп. Полянская Антонина

                                                        преп. Мухачева Л.Ф., конц. Реутова М.В.

22.Л.Фейгин «Краковяк»      -     исп. Елизарова Вероника

                                                      преп. Мухачева Л.Ф., конц. Реутова М.В.

23.С.Прокофьев «Русский танец» - исп. Башмакова Софья

                                                     преп. Мухачева Л.Ф., конц. Реутова М.В.

24.К.Мострас «Хоровод»     -    исп. Зубарева Светлана

                                                     преп. Слипецкая И.А., конц. Реутова М.В.

25. Эллертон «Тарантелла»  -  исп. Мазалова Екатерина

                                                    преп. Тощакова Л.Л., конц. -  Холявкин М.И.

26. К.Караев «Вальс из балета «Семь красавиц»   - исп. группа камерного                                               оркестра «Гармония»

рук.. Мухачева Л.Ф., конц. Реутова М.В.

Наш концерт подошел к концу. Мы надеемся , что вам было интересно, вы узнали много нового для себя. Мы планируем наш проект проводить ежегодно, ждем новых участников! Спасибо за внимание! Всего доброго!