Реферат

Цветенко Анастасия Геннадьевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат 55.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Цветенко Анастасия Геннадьевна

ЖАНР ЭТЮДА КАК СООТНОШЕНИЕ ТЕХНИКИ И ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________

Музыкальное образование

«5» июня 2018 года

Курс 2, группа: 20

Руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03. Музыкально-

инструментальный класс

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРА ЭТЮД

5

1.1. Общее понятие об этюде

5

1.2. Разнообразие видов этюда

6

1.3. Этюд в музыкальном искусстве

9

1.3.1. Конструктивные этюды

11

1.3.2. Романтические этюды

12

1.3.3. Развитие этюда в русской музыке

17

Выводы по I главе

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

24

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема воспитания активного слушателя - одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Программы музыкального воспитания в соответствии с федеральными стандартами (ФГОС) рекомендуют обогащение музыкально-слуховых представлений о природе музыки во всем ее многообразии видов, жанров и форм. Одним из интереснейших жанров является жанр этюда. На сегодняшний день этот жанр воспринимается большинством людей, только лишь как упражнение для развития технических навыков на различных музыкальных инструментах. Однако, жанр этюда, по-нашему мнению, недостаточно разработан в искусствоведческой литературе. К данной проблеме исследования обращались следующие музыковеды: C. Бэлза, Э. Казакова (фортепианный этюд как жанр искусства), Т.Ю. Маслова (становление жанра этюда), Т.В Надолинская.(этюд в творчестве композиторов и художников).

Известно, что в практике дошкольного музыкального образования этюды служат основой музыкального репертуара для разделов «музыкально-ритмические движения», музыкально-дидактические игры, так как они обладают структурной ясностью, завершенностью. По мнению педагогов-практиков, использование этюдов помогают развить у детей фантазию, мышление, память. Яркая образность помогает  пробудить у ребёнка интерес, а также активизировать его творческую инициативу.

Перечисленное выше указывает на актуальность данной проблемы и обусловливает выбор темы исследования: «Жанр этюда как соотношение техники и образа в искусстве».

Цель исследования: рассмотреть многообразие этюда в искусстве как сочетание техники и образа.

Задачи исследования:

- на основе изучения искусствоведческой литературы выявить основные характеристики жанра «этюд», проанализировать разнообразие видов этюда в различных видах искусств;

- рассмотреть становление и развитие этюда в творчестве композиторов -  зарубежных и отечественных;

- обобщить результаты исследования.

Методы теоретического исследования:

- отбор, изучение и анализ литературы;

- систематизация изученного материала;

- сравнение;

- обобщение полученных сведений.


Глава I. Искусствоведческие основы жанра «этюд»

  1. Общее понятие об этюде

Анализ энциклопедической литературы показал, что этюд в переводе с французского означает «упражнение». Жанр этюда встречается во многих областях деятельности и различных видах искусства – литературе, живописи, музыке, поэтому мы решили обратиться к раскрытию данного понятия к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля - русского писателя. Cловарь дает следующее определение понятия. «Этюд - это опыты, попытки, образчики для изучения» [9].

 Русский лингвист С.И. Ожегов в отличие от В.И. Даля представляет несколько толкований этого понятия:

1) Музыкальное произведение виртуозного характера;

2) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения;

3) Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу;

4)  Вид упражнения (в музыке, шахматной игре);

5) Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов [7].

Таким образом, этюд встречается и как техническое упражнение, и как дефиниция подготовительной работы, и как самостоятельное художественное произведение.

Значение этюда – как подготовительной работы – наиболее отчетливо проявляется в литературно-критической области. Многие книги об искусстве первой половины ХХ века есть не что иное, как сборники этюдов, возникшие в разное время и соединенные лишь впоследствии в одно целое. Яркими работами данного направления являются: работы А. Белого «Символизм» и В.  Брюсова «Далекие и близкие». [2]

Этюд в другом своем значении предстаёт как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность. Данное понимание встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования по своему внутреннему построению. В нем ставятся не столь широкие задачи, и охватывается менее обширный материал. Таковы работы русского писателя А.С. Пушкина «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при мне…».

В заключении можно отметить, что понятию этюд свойственно несколько толкований, в зависимости от области применения.

1.2. Разнообразие видов этюда

В данном параграфе исследования мы охарактеризуем более подробно виды этюда в искусстве: в хореографии, в театре, в живописи.

Этюд в хореографии – это маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру. Этюд в хореографии бывает двух видов: учебный и танцевальный.

Учебным этюдом называется этюд, в который включены движения, манера и характер той или иной народности, которые будут включены в постановку.

Танцевальным этюдом называется маленькое танцевальное произведение, которое имеет законченную форму. В него включены лексика и композиционный рисунок.

Хореографы различают этюды на:

  •  развитие техники исполнения;
  •  композиционный рисунок;
  •  актерское мастерство;
  •  пластику.

В этюде на развитие техники исполнения хореографический материал исполняется уже в вариациях, в сочетаниях, от простого к более сложному. В таких этюдах обязательно используется характер и манера исполнения той народности, чьи движения использованы. В этюде на рисунок в основе лежит композиционный рисунок и его развитие. В этюде на актёрское мастерство показывается какой–либо персонаж, образ. В этюд на пластику включены работа рук, корпуса и головы.

Постановщики и хореографы, кроме этого разделяют этюды на:

- Орнаментальные (не имеющие содержания), которые включают в себя большое количество хореографического материала;

- Тематические, в которых заложена определённая тематика.

Этюд, как и любое хореографическое произведение, имеет своё композиционное построение. Каждый этюд состоит из 4 частей:

  1. Выход – в этой части происходит знакомство зрителя с исполнителями, с национальностью, эпохой, музыкальным аккомпанементом.
  2.  Проходка – в этой части завязываются взаимоотношения между исполнителями.
  3. Коленце – самая большая часть этюда, в которой используется большое   количество лексики, наиболее ярко раскрывается содержание этюда. 
  4. Уход или финал – в этой части идёт прощание исполнителей со зрителем, ставится точка мыслей балетмейстера. Уход подразумевает, что все исполнители уходят со сценической площадки, а финал – исполнители остаются на сцене.

Рассмотрим следующий вид этюда в искусстве - театральный этюд. Изучение литературы показало, что главная цель в театральном этюде заключается в развитии актерской техники. Этюды являются необходимым элементом в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть различными по содержанию, стилистике, задачам, сложности.

С помощью этюдов в актерском мастерстве будущих артистов учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером.

Кроме этого, предназначение этюдов состоит в том, чтобы научить актёра работать на сцене, как в предлагаемых условиях, так и в неожиданных ситуациях. Особое место в театральном этюде занимает импровизация актеров, благодаря которой в ходе практики на сцене, артисты познают свои недостатки и способности игры. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера.

Далее раскроем особенности жанра этюда в изобразительном искусстве.

В первую очередь, это произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого.

Во вторую очередь, этюд понимается как произведение, выполненное с натуры с целью ее наибольшего тщательного изучения, в качестве подготовительного материала для картины, гравюры, рисунка, скульптуры и прочее. Этюд, как правило, конкретизирует общий замысел произведения, по нему можно судить о процессе воплощения окончательного варианта. Представим работы некоторых художников, писавших в этом жанре.

Василий Иванович Суриков – русский живописец, написал этюд к картине «Утро стрелецкой казни» и этюд к картине «Меньшиков в Березове».

 Также этюд может быть и самостоятельным, самоценным произведением. К данному виду можно отнести работы следующих великих русских художников: А.А. Иванова, К.К. Коровина, В.А. Серова.

Этюды являются необходимым условием в занятии для развития определенных навыков в творческой деятельности: пластики, актерского мастерства, воображения. Они могут быть различными по содержанию и задачам.

1.3. Жанр этюда в музыкальном искусстве

Понятие «этюда» музыковеды раскрывают следующим образом. Этюд - это музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. Жанр этюда известен с XVII века, но как самостоятельный этюд получил развитие в XIX века в связи с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано.).

В истории развития западноевропейского этюда, по мнению Т.Ю. Масловой, можно выделить три этапа:

  1. эпоха барокко;
  2. эпоха классицизма;
  3. эпоха романтизма. [цифра из литературы]

Эпоха барокко - время нераздельного существования процесса музицирования и упражнения. 

Начало следующего этапа в развитии жанра этюда было обусловлено интенсивным развитием литературы для фортепиано – новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов.

Основы методики воспитания, роста уровня технического мастерства молодежи были заложены усилиями виднейших педагогов лондонской и венской пианистических школ. Главы этих школ – М. Клементи, И. Крамер, И. Гуммель. В эпоху классицизма в  этюдах отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, а также различные приемы звукоизвлечения.

Третий этап в развитии жанра открыла эпоха романтизма. В этот период начинается процесс дифференциации этюдного жанра: не теряя своего инструктивного назначения в качестве материала для совершенствования технического мастерства пианиста, этюд развивается в двух направлениях – как инструктивный и как концертный.

К середине XIX века в развитии жанра западноевропейского фортепианного этюда намечаются два вектора:

- выявление естественных качеств инструмента в жанре (шопеновская школа);

- симфонизация жанра в русле симфонической трактовки фортепиано (листовская «фортепианная партитура»).

Обобщающей жанровой характеристикой их становится концертность. «Концертный этюд – этюд, предназначенный не для развития техники в учебном классе, а для демонстрации её в концертном зале. Это, как правило, «этюды высшего исполнительского мастерства»        

Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов, писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов, являются следующие: французская школа (Анри Бертини, Анри Лемуан, Феликс Лекуппе); немецкая (Корнелиус Гурлитт, Луи Геллер, Карл Альберт Лешгорн); шведский композитор и дирижер Герман Беренс; датский композитор-пианист Людвиг Шитте и австрийский композитор Карл Черни.

Итак, этюд развивает технику музыканта. Каждый вид рассчитан на освоение какого-то технического приема. Существуют этюды для многих музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, виолончели, гитары.  Пианисты играют этюды  Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Скрябина, C. Рахманинова и многих других композиторов. Скрипачи играют этюды Крейцера, Роде. Виолончелисты этюды Г. Литинского, Р. Сапожникова, а гитаристы А. Пичугина.

Рассмотрев три этапа становления жанра этюда, мы пришли к такому выводу, что этюд на протяжении долгого времени развивался постепенно и целенаправленно. На каждом этапе ставились различные задачи, которые были направлены на развитие определенной техники исполнителя.

1.3.1. Инструктивные этюды

В данном параграфе мы выявим особенности инструктивного этюда в творчестве выдающихся композиторов.

Исследователь Н. А. Терентьева инструктивному этюду как разновидности жанра дала следующее определение: «Инструктивный этюд – законченное музыкальное произведение, предназначенное для совершенствования мастерства исполнителя и преследующее учебные цели. В основе этюда лежит, как правило, одна техническая задача (определенный вид исполнительской техники); он строится на материале одной фактурной формулы, которую композитор непрерывно использует на протяжении всего сочинения» [6, с. 5].

Инструктивные этюды очень близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармоническим развитием, иногда и определённостью выразительного характера.

Первые сборники инструктивных этюдов, поныне используемые в учебной практике, для фортепиано принадлежат:

  • И. Крамеру - "Большая практическая фортепианная школа";
  • M. Клементи - "Путь к Парнасу";
  • К. Черни- "Школа беглости" - op. 299; "Школа пальцевого мастерства" -  op. 740, и др.

Первым музыкантом, который внёс большой вклад в развитие этого жанра, является Карл Черни - австрийский пианист, педагог и композитор. Черни создал одну из крупнейших пианистических школ 1 пол 19 века.

Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепиано, игры и способствующие беглости и укреплению пальцев.

Большое количество инструктивных этюдов написано К. Черни не случайно. Это было вызвано, прежде всего, необозримым количеством проблем, возникающих у его учеников при овладении фортепианной техникой и фактурой.

Композитор является автором инструктивных сочинений, в которых основные моторные трудности сосредоточены в партии левой руки («Фортепианная школа для левой руки» ор. 399, «24 этюда для левой руки» ор. 735).

Для гармоничного целостного развития учеников, Черни ставил скромные задачи: его сочинения призваны помочь овладеть безотказной пианистической техникой. Очевидно, для Черни с его рациональным мышлением ближе был вид инструктивного этюда, имеющий чисто прикладное, тренировочное назначение. Его этюды ставят конкретные музыкально-звуковые задачи, дают возможность овладеть разнообразными динамическими градациями.

Трудность многих этюдов и упражнений Черни заключается не столько в самой фактуре, сколько в способах использования инструмента, а также поставленных автором исполнительских задачах, решение которых предполагает максимальную активацию слуха пианиста.

1.3.2. Романтические этюды

Этюды романтического типа представляют собой фантастические пейзажи-абстракции, написанные «на одном дыхании» и построенные на гармоничных звуковых соотношениях.

Мы обратимся к одному из вышеперечисленных музыкантов -  Фредерику Шопену, потому что именно он сумел отодвинуть технические задачи этюда на второй план, а на первый выдвинуть элементы поэмности, образный смысл, картинность, богатство красок и виртуозность.

Фридерик Шопен – польский композитор, который оказал значительное влияние на мировую музыку.

Характерной чертой «шопеновского» стиля является соединение камерной лирики, поэтической импровизационности с блестящей виртуозной техникой.

Шопеном написано 27 этюдов (ор.10 и ор.25), «Двенадцать больших этюдов» ор.10, посвященные Ференцу Листу. Вторая тетрадь посвящена Мари д'Агу.

Этюды Шопена чрезвычайно разнородны и по техническим заданиям, и по эмоциональному содержанию. Наряду с лирическими и изящно-грациозными этюдами (такими, как фа-минорный, до-диез-минорный и ми-бемольный-минорный) есть этюды, которые хочется назвать фортепианными драматическими поэмами. Среди них выделяются оба до-минорных этюда, созданных в 1831 году, и грандиозный ля-минорный этюд. Национальный же характер музыки Шопена особенно ярко выражен в медленном Ми-мажорном этюде. 

Исполнение этюдов Шопена требуют от пианиста подлинной артистической виртуозности, не случайно они и сегодня остаются «пробным камнем» пианистического мастерства. В каждом из этюдов поставлена конкретная педагогическая задача.

Например, в «хроматическом» этюде a-moll (№2) – укрепление наиболее слабых четвертого и пятого пальцев правой руки в новой аппликатуре (перекладывание пальцев); в этюде Ges-dur (№5) – игра на черных клавишах (ими строго ограничена партия правой руки); в этюде H-dur (№18) – беглость правой руки в двойных терциях; в этюде h-moll (№22) – legato в двойных октавах.

Но специфика шопеновских этюдов заключается не в виртуозных сложностях, а в их абсолютном подчинении творческим задачам. Виртуозная техника здесь выступает не как цель, а как средство раскрытия художественного образа. Каждый пассаж, каждая фактурная деталь «работает» на поэтическую идею.

Почти все шопеновские этюды не заключают в себе резких контрастов. Общий характер пьесы выдерживается обычно от начала и до конца. Большинство композиций представляет собой ничем не осложненную простую трехчастную форму с единой тематической основой. Лишь в очень немногих этюдах основному музыкальному образу противопоставлен другой, контрастный по эмоциональному состоянию и фактурному изложению (этюды e-moll №17 и h-moll №22). В каждом этюде – единая фактура, построенная на разработке определенной мелодико-ритмической формулы. Подобный принцип развития идет от баховских прелюдий.

Во время польского восстания Шопена не было в Польше, композитор гастролировал (1829г.).

В Вене Шопен узнал о том, что в Варшаве вспыхнуло восстание. В своем дневнике он писал: «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!».[4] Композитор переживал за свою родину и мечтал вернуться на родину, а также принять участие в боях, но близкие ему люди настояли, чтобы Шопен остался в Варшаве. Из-за политических переживаний Шопен задумал свой этюд до-минор для фортепиано.

Этюд был написан в июне 1831 года в Париже и вошел в оp.10 под номером 12. Знаменитый пианист и композитор Ференц Лист, которому были посвящены все 12 этюдов, назвал этот этюд «революционным».

Шопен использует в мелодии этюда ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы.

Мотив и ритм мелодических отрезков схожи с первой частью «Патетической сонаты» (вступление) Л.В Бетховена. Оба произведения написаны в тональности до минор.

Впоследствии «революционный» этюд стал музыкальным символом Польши. С огромной художественной силой отразились в нем гневный протест и острая душевная боль.

Далее мы обратимся непосредственно к творчеству самого Ференца Листа, сумевшего показать бескрайние возможности фортепианного искусства в жанре этюда.

В этюдах Лист порождает и развивает новое отношение к инструменту, открывает новые возможности.

Композитор начал работать над этюдами еще в ранней юности (15 лет), и продолжал писать их на протяжении жизни.

Уже в 1826 году этюды-упражнения были закончены и опубликованы под заглавием: «Этюды для фортепьяно в форме сорока восьми упражнений во всех мажорных и минорных тональностях юного Листа»

В первом своем опыте этюдов, Лист находится в традиционных условностях и старых представлений об инструменте. Здесь господствует дух «Школы беглости» Черни; красочность и полнозвучие едва принимаются в расчет, пассажная техника – преимущественно гаммообразная. Фактура суховата, все укладывается в форму небольшого высотного и динамического диапазона.

В 1838 году Лист переработал 11 из 12 опубликованных в юности этюдов и издал их в 1839 году под названием «24 больших этюда для фортепьяно», которые были посвящены Карлу Черни. Через несколько лет Лист снова возвращался к своим этюдам и работал над ними до подлинного совершенства, в которых, выдвигается уже поэтическое содержание, красочность и совершенство звуковых построений.

Таблица 1.1

Музыкально-образное содержание этюдов Листа

Название /номер этюда

Характеристика этюда

Этюд №1, С-dur, «Прелюдия»

Этюд является не столько прелюдией, сколько своеобразной пробой инструмента при выходе артиста на эстраду.

Этюд №2, а-moll

Листом не озаглавлен, но по своему содержанию и изложению он напоминает этюды по каприсам Паганини.

Этюд №3, F-dur, «Пейзаж»

Светлый по колориту, поэтически-созерцательный , этюд служит образцом нового лирико-романтического типа этюда.

Этюд №4, d-moll, «Мазепа»

В основе этюда лежит одноименное стихотворение Виктора Гюго (из цикла «Восточное»).

Этюд №5, b-dur,

«Блуждающие огни»

Эта пьеса фантастического орнаментально-колористического характера, с какими-то причудливыми миганиями и «обманами» звучности.

Этюд №6, g-moll,

«Видение»

Медленно и тяжело, в патетическом  стиле развертывается действие; мрачно звучит тема (в низком регистре),

Этюд№ 7, Es-dur,

«Героика»

Он имеет ярко выраженный оркестровый характер.

Этюд №8, c-moll,

«Дикая охота»

Произведение навеяно образами французской романтической поэзии.

Этюд №9, As-dur,

«Воспоминание»

Этот этюд производит  приятное впечатление своей грациозной печалью, мягкостью и нежностью звука.

Этюд №10, f-moll

Характер этюда ясно выражен  в основном определении темпа: «Скоро, с большим возбуждением, встревоженно, беспокойно»

Этюд №11, Des-dur,

«Вечерние гармонии»

Представляет собой поэтическую картину.

Этюд №12, b-moll,

«Метель».

Тема, полная неизбывной печали, постепенно развертываясь, звучит все с большим и большим эмоциональным напряжением. Глухая сумрачность переходит в страстную патетику.

Таким образом, этюды Ференца Листа заметно выделяются в огромной массе фортепианных произведений. Они необычайно многогранны, разнообразны по содержанию, ярки и широки по диапазону использованных технических средств. Ни в чем музыкант не достигал такого стилистического совершенства и пианистического богатства.

Охарактеризовав этюды Ф. Шопена и Ф. Листа, мы сделали заключение, что этюды данных композиторов сложны по исполнению, техническим возможностям и содержанию.

Отличительными чертами шопеновских этюдов является: поэмность, концертность, художественная завершенность.

Этюды Листа представляют собой вершину виртуозности, технических сложностей и носят программный характер.

1.3.3. Этюд в творчестве русских композиторов - становление жанра

Конец XIX – начало XX столетия связан с периодом расцвета этюдного жанра в России. Одним из первых к жанру этюда в России обратился Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894).

В его наследии – 18 этюдов для фортепиано. Одним из первых русских композиторов он объединил этюды в цикл. До Рубинштейна в русской фортепианной музыке не было примера цикла пьес, сама идея которого генетически связана с именем Роберта Шумана. Объединяющим принципом в данном случае у Рубинштейна выступает общность жанра, однако не всегда жанровая природа его этюдов сводится к виртуозному началу. Нередко в них содержатся специальные технические задачи, рассчитанные на развитие тех или иных сторон мастерства пианиста: развитие пластики, развитие свободы.

Жанр этюда стал для Рубинштейна своеобразной творческой лабораторией, где музыкант экспериментировал с фортепианной фактурой, типами фортепианного изложения, темброво-колористическими средствами выразительности, различными формами, нередко в его этюдах можно найти приемы, которые он позаимствовал у западноевропейских романтиков. В ранний период творчества в поисках «своей» фактуры Рубинштейн весьма часто опирался на фактурные приемы Шумана, почти не используя фортепианную «инструментовку» Листа. В зрелый период творчества фортепианное изложение русского композитора претерпевает значительные изменения: он обращается к листовским приемам – martellato, распределение пальцевых пассажей или аккордовых последований между двумя руками не только в обычной, но и в широкой «разреженной» фактуре. Эту своеобразную фактуру, вобравшую в себя компоненты шумановского и листовского фортепианного изложения, унаследовал впоследствии от Рубинштейна С. В. Рахманинов.

Фортепианная техника этюдов Рубинштейна основана на ощущении legato, суховатое токкатное звучание инструмента для него менее свойственно. Даже блестящие каскады пассажей, аккордовых построений должны быть исполнены на legato, они мыслятся композитором скорее «спетыми», чем артикулированными в ударном стиле. Динамический план этюдов Рубинштейна также связан с утверждением принципов певучей игры: фраза «пропевается» на большом дыхании, филируется в искусных cres, и dim. Этот принцип «крупного динамического штриха» выявляет концертность «фортепианного пения» Рубинштейна.

Этюды Рубинштейна намечают один из основных магистральных путей, по которому пойдет дальнейшее развитие жанра в России. Условно его можно обозначить как линию «оркестрового фортепиано» листовского типа с преобладанием героики, патетики и лирики. В этом направлении в развитии этюдного жанра будут работать А. К. Глазунов и С. М. Ляпунов.

Цикл «Двенадцать этюдов» С. М. Ляпунова (1851-1922) стал новой ступенью в развитии русской музыки. Прежде всего, мы находим здесь:

- яркие картины природы («Летняя ночь», «Буря»);

- мир сказочной фантастики («Хоровод призраков», «Хоровод сильфов»);

- обращение к образам Востока («Терек», «Лезгинка»);

- сцены народного быта («Колыбельная», «Былина»).

Глубокий смысл имеет помещение в конце цикла этюда № 12 «Элегия памяти Ф.Листа» – дань признательности и высокого уважения русского мастера к гениальному реформатору фортепиано.

Позднее начал писать этюды Александр Николаевич Скрябин.
В возрасте 22 лет в 1894 году,  А.Скрябин создал цикл этюдов (ор.8). Все этюды— зрелые, полноценные произведения.

Несравненный талант композитора успел сказаться во многом — в изысканности гармонии, изяществе голосоведения, логике развертывания мысли. Из них особенно выделяются тематической яркостью и своеобразием пианистического замысла; среди них — и рассматриваемое произведение

Цикл состоит из 12 этюдов включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе.

Наиболее примечательны в этом цикле:

  • лирически взволнованный - этюд №2;
  • тревожно мятущийся - №7;
  • сумрачно драматический - №9;
  • блестящий виртуозный - №10;
  • глубоко скорбный -№11, посвященный юной возлюбленной композитора Наталье Секериной;
  • заключительный - №12.

Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина.

Таким образом, этюды Скрябина - это создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. [16 ]

По-мнению музыкального критика Б.В.Асафьева огромный вклад внес в развитие этюдов Сергей Васильевич Рахманинов.

Этюды-картины Рахманинова, во многом - последние великие этюды романтической музыки. Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Они открывают новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый почерк. Свободные, порой несимметричные ритмические построения мотивов и фраз, отсылают нас к «колокольности» и практике церковного русского пения «цветами радуги». Интонации знаменного распева вообще пронизывают всю ткань Этюдов.        Колоссальная сила звука, требуемая в некоторых «картинах», кажется, превосходит сами возможности инструмента. И вместе с тем не последнюю роль играет отстраненная, «ретроспективная» лирика.

Все семнадцать пьес наполнены ярчайшей по своей силе образностью. Монументальные по своему характеру, они ни в коем разе не теряют тонкого, так присущего Рахманинову, лирико-психологического начала.

        Этюд-картина № 6 ля вдохновлён сказкой о Красной шапочке и Сером волке. Конечно, Рахманинов лишь мастерски воспользовался внешним типажом детской сказки, чтоб воплотить многозначительное содержание - напряжённую коллизию, рождённую мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную жертву, она в страхе убегает, а тот преследует её, убыстряя и расширяя страшные прыжки (аккордовые скачки басов с эпизодическими короткими рыканиями).

Этюд-картина № 7 до минор - похоронный марш. Начальная тема изображает, по словам композитора, «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадёжный. Судорожные обрывки музыкальных фраз этюда насыщены стонами и рыданиями, которые оттеняет отрешённое заупокойное пение хора».

После этой трагической, ночной по колориту пьесы следует этюд-картина № 8 ре минор - утренняя баркарола. Представляется пасмурное, хмурое утро на озере, по глади которого время от времени пробегает тревожная мелкая зыбь. Основная мелодия, затушёванная мягкими аккордовыми созвучиями, распевается из характерно-русской раскачивающейся запевки – «всплеска».

Финальный этюд-картина № 9 ре мажор - самое многокрасочное полотно цикла. Стихия колокольного звона пронизывает всю звуковую атмосферу, обрушиваясь громогласными набатами в начале, середине и конце пьесы.

Стиль этюдов-картин как и все его творчество отражено в цитате великого музыканта: «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.» [8, стр.20]

Выводы по I главе

Исследуя проблему становления этюда как жанра в искусстве, мы пришли к следующим выводам:

В первом параграфе мы выявили понятие этюда в разнообразных толкованиях: этюд может подразумеваться как опыт, как музыкальное  произведение, зарисовка к картине, вид упражнения.

Во втором параграфе мы проследили эволюцию развития этого жанра в западно-европейской музыке, которая включает в себя 3 этапа (эпоха барокко, эпоха классицизма, эпоха романтизма) и в русской музыке начиная                               от С.В. Ляпунова и заканчивая С.В. Рахманиновым.

В третьем параграфе мы выявили три вида этюда в музыкальном искусстве: инструктивный, концертный и программный. Было проанализировано  музыкально-образное содержание этюдов у композиторов: Ф.Шопена, Ф.Листа, А. К. Глазунова С. М. Ляпунов. С.В. Рахманинова,


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования нами было раскрыто многообразие жанра этюда в искусстве, а именно: в хореографии, в театральном искусстве, в  живописи  и в музыке.

Более подробно мы обратили внимание на  жанр этюда в музыкальном искусстве, охарактеризовали  его виды и задачи. Нам было интересно узнать  по какой причине композиторы обращались к данному жанру. Мы выявили, что музыкантов привлекали в этом жанре, во-первых, технические возможности инструмента, во-вторых, способность владеть различными приёмами фортепиано, что о развитию беглости пальцев и их укреплению.

Мы выявили в этюдах cоотношение технических задач и художественно-музыкального образа анализ музыковедческой литераты позволил выявить что этюд рассматривается нами форма музыкального искусства  дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено в курсовой работе как по направоению роль этюда в развитии воббражения учащихся на уроках музыкикак

Нами было найдено следующее решение: с помощью музыкальных произведений, а именно, через этюды композиторов  (Шитте,  Анри Бертини, Луи Геллера, Рубинштейна, Ляпунова ,Шопена, Листа, Рахманинова)    умение оттачивать мастерство в музыке воображение постепенно формируются  перечислюу музыкальный вкус,  развивать технику исполнения движений, фантазию, актерское мастерство, пластику и композиционный рисунок. Под влиянием двух видов деятельности дети затрагиваются разебудут  фантазировать, развивать не только  художественную пластику, гибкость , подвижность, но и у них будут формироваться фантазия, художественные образы  и музыкальная память.

Цель нашего исследования достигнута, был прзадачи выполнены:

- на основе изучения искусствоведческой литературы выявлены основные характеристики жанра «этюд», проанализировано разнообразие видов этюда в различных видах искусств;

- рассмотрено становление и развитие этюда в творчестве композиторов -  зарубежных и отечественных;

- обобщены результаты исследования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века [Текст] / Б. В. Асафьев. – Ленинград: Музыка, 1968. – 324 с.
  2. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] / В. Н. Брянцев. – Москва: Музыка, 2003. – 149 с.
  3. Бэлза, И. Фредерик Шопен [Текст] / И. Бэлза. – Москва: Музыка, 1991. – 75 с.
  4. Джангирова, Н. Методико-исполнительский анализ этюдов. Методические рекомендации [Текст] / Н. Джангирова // Искусство в школе. – 2010.  - № 4. – С.33 – 35.
  5. Надолинская, Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве [Текст] / Т. В. Надолинская. – Москва: ВЛАДОC, 2005. – 191 с.
  6. Николаева, Е.Ф. Избранные упражнения и этюды для левой руки для фортепиано [Текст] / Е.Ф. Николаева. – Ленинград: Музыка, 1967. – 67 с.
  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 28-е изд., – Москва: Мир и образование, 1949. – 968 с.
  8. Рахманинов – этюды-картины ор. 33 и ор. 39. [Электронный ресурс] // Погружение в классику. – URL: http://intoclassics.net/news/2012-04-06-27817 (дата обращения: 15.04.2018).
  9. Терентьева, Н.А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано [Текст] / Н. А. Терентьева. – Ленинград: Композитор, 1974. – 24 с.
  10. Толковый словарь Даля онлайн [Электронный ресурс] // Толковый словарь живого великорусского языка. – URL: http://slovardalja.net (дата обращения: 15.01.2018).
  11. Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ушакова. – URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 12.03.2018).
  12. Фредерик Шопен [Электронный ресурс] // 24СМИ. – URL: https://24smi.org/celebrity/3992-frederik-shopen.html (дата обращения: 06.01.2018).
  13. Шифман, М.С. Двенадцать этюдов Ляпунова и некоторые вопросы их интерпретации [Текст] / М. С. Шифман // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. – 1958. - № 2. – С. 374-401.
  14. Шопен: Революционный этюд [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал. – URl: http://www.vevivi.ru/best/SHOPEN-REVOLYUTSIONNYI-YETYUD.html (дата обращения: 21.04.2018).
  15. Этюд [Электронный ресурс] // Belcanto.ru-классическая музыка, опера и балет. – URL: http://www.belcanto.ru/etude.html (дата обращения: 15.02.2018).
  16. Этюды Александра Скрябина [Электронный ресурс] // Дневник Музыкальная классика. –  URL: https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post389450994 (дата обращения: 20.02.2018).
  17. Этюды Шопена [Электронный ресурс] // Музыкальная литература зарубежных стран. – URL: http://musike.ru/index.php?id=64 (дата обращения: 11.02.2018).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1.2

 Характеристика этюдов в творчестве С.В. Рахманинов

Название /номер этюда

Характеристика этюда

Этюд-картина № 1 фа минор

Массовая народная сцена.

Этюд-картина № 2 до мажор

Звуковой пейзаж.

Этюд-картина №3 до минор

Произведение с контрастными разделами: траурная речь и возвышенное мажорное просветление.

Этюд-картина № 4 ля-минор

Вошел в переработанном виде в ор, 39 под номером шестым.

Этюд-картина №5 ре минор

Мечтательный этюд

Этюд-картина № 6 ми-бемоль минор - «Метель».

Слышатся звоны бубенцов, скорбные причитания и злорадный припляс мелькают сквозь недобрый, леденящий душу свист «вьюги легковейной» (

Этюд-картина № 7 ми-бемоль мажор

Cвязан с жанрово-эпическими образами опер Римского-Корсакова (торжищем из «Садко», началом 2-го действия «Китежа»). Этюд рисует праздничную атмосферу русской ярмарки.

Этюд-картина №8 соль минор

Скорбно-элегическое произведение

Этюд-картина №9 до-диез минор

Далекий отзвук юношеской знаменитой прелюдии в той же тональности.

Этюды-картины соч.9 характеристика

Название этюда /номер этюда

Художественно-образное содержаниеэтюда

Этюд-картина №1 до минор

Стремительный, напористый, содержит черты родства с «шопеновскими» пьесами.

Этюд-картина №2 ля минор

Общий холодный колорит музыки вызывает чувство глубокого скорбного оцепенения и трагической безнадежности.

Этюд-картина №3 фа-диез минор

Слышится смятенный порыв. Характерную выразительную окраску придают музыке беспокойный «перебойный» ритм и упорно повторяемая мелодическая интонация

Этюд-картина №4 си минор

Cлышится смятенный порыв. Характерную выразительную окраску придают музыке беспокойный «перебойный» ритм и упорно повторяемая мелодическая интонация,

Этюд-картина №5 ми-бемоль минор

Характерен своим острым, причудливым ритмом, напоминающим отчасти быстрый марш, отчасти танец.

Этюд-картина №6 ля минор

Этюд-картина №7 до минор

Этюд-картина №8 ре минор

Этюд-картина №9 ре мажор