Дипломная работа (1гл.)

Цветенко Анастасия Геннадьевна

Здесь вы можете познакомиться с 1 главой дипломной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дипломная работа (1 глава)64.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Цветенко Анастасия Геннадьевна

ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРА ЭТЮДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ВКР допущена к защите

Специальность: 53.02.01

«_____» июня 2020 г.

Музыкальное образование

Заместитель директора по НМР

Курс: 4, группа: 40

____________ / Анищенко И.Л.

Руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03

музыкально-инструментальный класс

ВКР защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

Рецензент: Седлецкая И.К.,

«_____» июня 2020 г.

преподаватель МДК 03.03

музыкально-инструментальный класс

Председатель ГЭК:

высшей квалификационной категории

_______________ /

Члены ГЭК:

_______________ /

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки и во внеклассных занятиях

6

1.2. Возможности изучения жанра «этюд» на уроках музыки

10

1.3. Методика организации различных видов музыкальной деятельности при изучении жанра этюда младшими школьниками

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

2.1. Задачи и практическая методика апробации

15

22

24

2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации

2.3. Характеристика базы апробации

2.4. Ход и результаты апробации

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИК)

26

30

34

40

43

45

47

49

50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современном российском обществе на данный момент произошли перемены, которые вызвали ускоренное совершенствование образовательного процесса и разработку новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. Кроме этого, на данный момент социологические опросы показали, что для современных родителей важно умственное развитие своих детей, а не духовно-нравственное воспитание и развитие личностных качеств. В результате этого произошла потеря интереса к учению у учащихся. Все это повлияло на изменения в системе общего образования [4].

В настоящее время для успешного обучения учащихся в начальном звене важным критерием представляются не знания, умения, навыки, а развитие способности самостоятельно анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, иметь навыки сбора необходимой информации. Выше сказанное объясняется тем, что жизнь требует от учащегося быть мобильным, социально-ориентированным, эмоционально-устойчивым и находить в проблемных ситуациях нестандартные решения.

Достижение данной цели станет возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными и генерируют мотивацию для обучения, позволяя младшим школьникам ориентироваться в различных предметных областях знаний.

Задачами проектирования УУД в системе образования занимались ведущие учёные-психологи: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А.  Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина.  В разработанной  концепции развития УУД раскрываются виды и возрастные особенности учебных действий у учащихся младших классов.

Исследования процесса формирования УУД младших школьников в музыкальной деятельности представлены в статьях педагогов-практиков: Н.А. Бабичевой, О.Ю. Шумской, Т.М. Суховой и других.

В настоящее время урок музыки нуждается в такой организации, где процесс обучения направлен не на передачу опыта музыкальной деятельности, а на то, как быть вовлеченным в этот опыт, овладеть им, преобразовывая и пополняя его.

При изучении музыкального наследия закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмы творческого мышления, основанные на восприятии и анализе музыкально-художественных образов, которые определяют развитие памяти и воображения учащихся.

На наш взгляд, возможности формирования познавательных действий на уроке музыки предоставляет этюд, который заслуживает особого внимания при изучении его в различных видах искусства. На сегодняшний день этот жанр воспринимается большинством людей только как упражнение для развития технических навыков при игре на различных музыкальных инструментах, хотя жанр этюда, по-мнению исследователей, может способствовать развитию у учащихся умению обобщать, правильно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Яркая образность жанра этюд помогает пробудить интерес, развить воображение и творческую инициативу у учащихся. К данной проблеме исследования обращались следующие музыковеды: C. Бэлза, Э. Казакова (фортепианный этюд как жанр искусства), Т.Ю. Маслова (становление жанра этюда), Т.В Надолинская (этюд в творчестве композиторов и художников).

Перечисленное выше указывает на актуальность данной проблемы и обусловливает выбор темы исследования: «Возможности жанра этюд для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках музыки и во внеклассных занятиях».

Цель исследования: разработать и апробировать блок конспектов уроков по музыки и внеклассных занятий с использованием жанра этюда, выявить их эффективность в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Гипотеза: если систематически включать обращаться на уроках музыки и во внеклассных занятиях изучение этюда в различных видах деятельности, то формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет успешнее. Если систематически обращаться к изучению этюда на уроках музыки и во внеклассных занятиях, то формирование познавательных универсальных учебных действий будет осуществляться более успешно.

Объект исследования:

- образовательный процесс на уроках музыки и во внеклассных занятиях.

Предмет исследования:

- формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников через обращение к жанру этюда в различных видах искусства.

Задачи исследования:

 - на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики УУД и особенности формирования познавательных УУД на уроках музыки и во внеклассных занятиях;

- осуществить художественный анализ жанра этюда для использования в начальных классах на уроках музыке и во внеклассных занятиях с целью формирования познавательных УУД младших школьников;

- раскрыть возможности формирования познавательных УУД в различных видах музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеклассных занятиях;

- апробировать разработанный блок конспектов для уроков музыки и внеклассных занятий и обобщить результат исследования и наметить перспективу дальнейшего исследования.

Методы исследования:

Теоретический:

 - отбор, изучение и анализ литературы;

- систематизация изученного материала;

- сравнение;

Эмпирический:

- апробация;        

- обобщение полученных сведений;

- анкетирование.

Практическая значимость заключается в разработке и апробации конспектов и внеклассных занятий по формированию познавательных ууд

Представленные конспекты уроков и внеклассных занятий могут применяться учителями начальной школы во внеклассной деятельности, учителями музыки.

База исследования: МБОУ «Школа-интернат №4 г. Челябинска»

Структура работы: введение, Глава 1, параграфы 1.1, 1.2, 1.3, выводы по I главе, Глава 2, параграфы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

  1. Особенности познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки и во внеклассных занятиях

В Российскую новую современную образовательную программу за последний период времени вошли нововведения, которые повлияли конкретно на изменения методов и технологий обучения. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее основную компетенцию – умение учиться. Универсализация содержания общего образования включила совокупность наиболее существенных идей науки, культуры и развитие универсальных учебных действий. Разработка концепции развития универсальных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим особенности российского информационного общества, основанного на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Как утверждают академик РАО А.Г. Асмолов и член президиума РАО А.М. Кондаков, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте главной задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1].  Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД (универсально-учебных действий), обеспечивающих учащимся умение самостоятельно учиться, развиваться и образовывать себя.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Данные действия формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями учащихся.  

Система развития универсальных учебных действий была разработана известными психологами-учеными: А.Г. Асмоловым. Г.В. Бурменской. И. А.  Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой. Учеными были определены следующие функции универсальных учебных действий, к которым относятся:

- способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания;

- способность формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

 Данные функции обеспечиваются тем, что универсальные учебные действия, открывают учащимся возможность не только широкой ориентации в различных предметных областях, но и в строении самой учебной деятельности, включающей в себя осознание её целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.

Учеными были сформулированы четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.          

Личностные универсальные учебные действия, в первую очередь, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также знание моральных норм. Во вторую очередь, личностные УУД направлены на ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В учебной деятельности различают три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Рассмотрим такие действия:

1) самоопределение - выбирает личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2) смыслообразование - устанавливает учащимися связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

3) нравственно-этическая ориентация - обеспечивает личностный моральный выбор учащихся на основе социальных и личностных ценностей, в том числе оценивание усваиваемого содержания.

Особым видом универсальных учебных действий являются регулятивные.  Они обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. Ученые-психологи относят к регулятивным действиям такие понятия как:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимся, и того, что неизвестно;
  • планирование – ориентация последовательности целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – прогнозируемый результат усвоения знаний;
  • контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, и осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Теперь обратимся к таким УУД, как коммуникативные действия. Они выполняют большой ряд задач.

Первая задача состоит их в том, чтобы обеспечить социальную компетентность и учет позиции учащихся по общению или деятельности.

Вторая задача заключается в следующем: с помощью коммуникативных действий учащиеся вступают в диалог с другими учащимися, происходит коллективное обсуждение проблем; учащиеся объединяются в группу со сверстниками, в результате чего происходит построение продуктивного взаимодействия.

К коммуникативным действиям, как полагает коллектив разработчиков, относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, распознание проблемы, поиск и оценка альтернативных способов, разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

В нашем исследовании особую роль выполняют познавательные УУД, включающие в себя несколько видов действий: общеучебные, логические, а также постановка и решение проблемы.

И.А. Зимняя характеризует познавательные учебные действия следующим образом: «С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяются преобразующие и исследовательские действия…1) учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале и 2) учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения» [100, с. 210]. «В соотнесении с психической деятельностью обучающегося выделяют… мыслительные, перцептивные, мнемические действия, т.е. интеллектуальные действия» [100, с. 211]. Здесь также идет речь о познавательных универсальных учебных действиях, которые обеспечивают процесс познания, получения и переработки информации. В свою очередь действия распадаются на более мелкие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и т.д. Понимая значение познавательных учебных действий, доказанное в работах И.А. Зимней, мы считаем важным отметить, что мышление – это сознательный процесс, который всегда сопровождается контролем и оценкой.

Руководители проекта отмечают возрастные особенности развития познавательных УУД у учащихся начальной школы общеучебных универсальных действий, которые направлены на:  

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск, выделение нужной и полезной информации, а также применение методов информационного поиска, включая компьютерные средства;

- структурирование знаний;

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных познавательных универсальных действий составляют знаково-символические действия, в которые включены моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих определенную предметную область.

Далее обратимся к логическим универсальным действиям, которые представляют собой несколько параметров:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез – составление целого и единого из частей, самостоятельное построение с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

По мнению авторов-разработчиков, в начальной школе возможно формирование всех 4 блоков универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Анализ взглядов ученых в области музыкального образования (Абдуллин Э.  Критская Е.Д, Сергеева Г.) показал, что предмет «Музыка» в общеобразовательной школе способен также как и другие дисциплины осуществлять выше представленную концепцию, через формирование 4 блоков УУД.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной создавать идеи и воплощать их в жизнь.

Музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника и развитие у него музыкально-творческих способностей.  Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности:

  • исполнение произведений;
  • слушание музыки, интонационно-образный анализ;
  • пластическое интонирование;
  • «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);
  • игра;
  • моделирование;
  • проектная деятельность;
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
  • Образовательный процесс на уроках музыки осуществляется на основе учебников, в которых отчётливо выражена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета.

В нашем исследовании свое внимание мы направили на изучение познавательных универсальных действий с целью формирования у учащихся таких действий на уроках музыки.

 Познавательные УУД на уроке музыки включают в себя несколько задач:

  1. приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству;
  2. формирование целостной художественной картины мира;
  3. воспитание патриотических чувств и толерантности ко всем культурным достояниям.

Решая поставленные выше задачи на уроке музыки, можно отметить, что вместе с их решением происходит постепенное развитие интеллектуальных, социальных и психомоторных способностей учащихся, а самое главное, постепенно формируется культура чувств. Результатами формирования познавательных УУД на уроке музыки являются: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей и выбор способов решения проблем поискового характера.

По-мнению учителя-практика Шумской О.В., при изучении музыки, закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов.

В свете нашего исследования мы подробно рассмотрели поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках музыки с 1 по 4 класс, что отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Характеристика познавательных УУД в начальной школе

Класс

Задачи формирования

1 класс

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

Импровизировать музыку в пении, игре, пластических этюдах;

Сравнивать разные музыкальные произведения;

Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций;

Выявлять выразительные возможности музыки;

Рассуждать о роли музыки в жизни человека.

2 класс

Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки;

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности;

Называть средства музыкальной выразительности;

Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием;

Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом.

3 класс

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций;

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;

Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений;

Распознавать художественный замысел; различных форм музыки.

4 класс

Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа;

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа;

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов

Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

  1. Возможности изучения жанра «этюд» на уроках музыки

Анализ энциклопедической литературы показал, что этюд в переводе с французского означает «упражнение». Жанр этюда встречается во многих областях деятельности и различных видах искусства – литературе, живописи, музыке, поэтому мы решили обратиться к раскрытию данного понятия к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля - русского писателя. Cловарь дает следующее определение понятия. «Этюд - это опыты, попытки, образчики для изучения» [9].

 Русский лингвист С.И. Ожегов в отличие от В.И. Даля представляет несколько толкований этого понятия:

1) Музыкальное произведение виртуозного характера;

2) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения;

3) Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу;

4)  Вид упражнения (в музыке, шахматной игре);

5) Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов [7].

Таким образом, этюд встречается и как техническое упражнение, и как дефиниция подготовительной работы, и как самостоятельное художественное произведение.

Значение этюда – как подготовительной работы – наиболее отчетливо проявляется в литературно-критической области. Многие книги об искусстве первой половины ХХ века есть не что иное, как сборники этюдов, возникшие в разное время и соединенные лишь впоследствии в одно целое. Яркими работами данного направления являются: работы А. Белого «Символизм» и В.  Брюсова «Далекие и близкие [2]»

Этюд в другом своем значении предстаёт как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность. Данное понимание встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования по своему внутреннему построению. В нем ставятся не столь широкие задачи, и охватывается менее обширный материал. Таковы работы русского писателя А.С. Пушкина «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при мне…».

В заключении можно отметить, что понятию этюд свойственно несколько толкований, в зависимости от области применения.

В нашем исследовании мы более подробно изучили такие виды этюдов в искусстве как: этюды в хореографии, этюды в театре, этюды в живописи, этюды в музыкальном искусстве.

Этюд в хореографии – это маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру. Этюд в хореографии бывает двух видов: учебный и танцевальный.

Учебным этюдом называется этюд, в который включены движения, манера и характер той или иной народности, которые будут включены в постановку.

Танцевальным этюдом называется маленькое танцевальное произведение, которое имеет законченную форму. В него включены лексика и композиционный рисунок.

Хореографы различают этюды на:

  •  развитие техники исполнения;
  •  композиционный рисунок;
  •  актерское мастерство;
  •  пластику.

В этюде на развитие техники исполнения хореографический материал исполняется уже в вариациях, в сочетаниях, от простого к более сложному. В таких этюдах обязательно используется характер и манера исполнения той народности, чьи движения использованы. В этюде на рисунок в основе лежит композиционный рисунок и его развитие. В этюде на актёрское мастерство показывается какой–либо персонаж, образ. В этюде на пластику включены работа рук, корпуса и головы.

Постановщики и хореографы, кроме этого разделяют этюды на орнаментальные и тематические:

- орнаментальные (не имеющие содержания), которые включают в себя большое количество хореографического материала;

- тематические, в которых заложена определённая тематика.

Этюд, как и любое хореографическое произведение, имеет своё композиционное построение. Каждый этюд состоит из 4 частей:

  1. Выход – в этой части происходит знакомство зрителя с исполнителями, с национальностью, эпохой, музыкальным аккомпанементом.
  2.  Проходка – в этой части завязываются взаимоотношения между исполнителями.
  3. Коленце – самая большая часть этюда, в которой используется большое   количество лексики, наиболее ярко раскрывается содержание этюда. 
  4. Уход или финал – в этой части идёт прощание исполнителей со зрителем, ставится точка мыслей балетмейстера. Уход подразумевает, что все исполнители уходят со сценической площадки, а в финале – исполнители остаются на сцене.

Рассмотрим следующий вид этюда в искусстве - театральный этюд. Изучение литературы показало, что главная цель в театральном этюде заключается в развитии актерской техники. Этюды являются необходимым элементом в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть различными по содержанию, стилистике, задачам, сложности.

С помощью этюдов в актерском мастерстве будущих артистов учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером.

Кроме этого, предназначение этюдов состоит в том, чтобы научить актёра работать на сцене, как в предлагаемых условиях, так и в неожиданных ситуациях. Особое место в театральном этюде занимает импровизация актеров, благодаря которой в ходе практики на сцене, артисты познают свои недостатки и способности игры. В этюде актёр учится ощущать пространство и видеть партнера.

Далее раскроем особенности жанра этюда в изобразительном искусстве.

В первую очередь, это произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого.

Во вторую очередь, этюд понимается как произведение, выполненное с натуры с целью ее наибольшего тщательного изучения, в качестве подготовительного материала для картины, гравюры, рисунка, скульптуры и прочее. Этюд, как правило, конкретизирует общий замысел произведения, по нему можно судить о процессе воплощения окончательного варианта. Представим работы некоторых художников, писавших в этом жанре.

Василий Иванович Суриков – русский живописец, написал этюд к картине «Утро стрелецкой казни» и этюд к картине «Меньшиков в Березове».

 Также этюд может быть и самостоятельным, самоценным произведением. К данному виду можно отнести творческие работы следующих великих русских художников: А.А. Иванова, К.К. Коровина, В.А. Серова.

Этюды являются необходимым условием в занятии для развития определенных навыков в творческой деятельности: пластики, актерского мастерства, воображения. Они могут быть различными по содержанию и задачам.

И последний вид этюдов, который является основным в нашем исследовании – это музыкальный этюд.

Понятие «этюда» музыковеды раскрывают следующим образом. Этюд - это музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. Жанр этюда известен с XVII века, но как самостоятельный жанр, этюд получил развитие в XIX века в связи с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано).

В истории развития западноевропейского этюда, по мнению Т.Ю. Масловой, можно выделить три этапа:

  1. эпоха барокко;
  2. эпоха классицизма;
  3. эпоха романтизма [10].

Эпоха барокко - время нераздельного существования процесса музицирования и упражнения. 

Начало следующего этапа в развитии жанра этюда было обусловлено интенсивным развитием литературы для фортепиано – новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов.

Основы методики воспитания, роста уровня технического мастерства молодежи были заложены усилиями виднейших педагогов лондонской и венской пианистических школ. Главами этих школ стали: М. Клементи, И. Крамер, И. Гуммель. В эпоху классицизма в этюдах отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, а также различные приемы звукоизвлечения.

Третий этап в развитии жанра открыла эпоха романтизма. В этот период начинается процесс дифференциации, то есть использование различных методов и приёмов, этюдного жанра: не теряя своего инструктивного назначения в качестве материала для совершенствования технического мастерства пианиста, этюд развивается в двух направлениях – как инструктивный и как концертный.

К середине XIX века в развитии жанра западноевропейского фортепианного этюда намечаются два вектора:

- выявление естественных качеств инструмента в жанре («шопеновская школа»);

- симфонизация жанра в русле симфонической трактовки фортепиано (листовская «фортепианная партитура»).

Обобщающей жанровой характеристикой их становится концертность. «Концертный этюд – этюд, предназначенный не для развития техники в учебном классе, а для демонстрации её в концертном зале. Это, как правило, «этюды высшего исполнительского мастерства»        

Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов, писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов, являются следующие: французская школа (Анри Бертини, Анри Лемуан, Феликс Лекуппе); немецкая (Корнелиус Гурлитт, Луи Геллер, Карл Альберт Лешгорн); шведский композитор и дирижер Герман Беренс; датский композитор-пианист Людвиг Шитте и австрийский композитор Карл Черни.

Итак, этюд развивает технику музыканта. Каждый вид рассчитан на освоение какого-то технического приема. Существуют этюды для многих музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, виолончели, гитары.  Пианисты играют этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Скрябина, C. Рахманинова и многих других композиторов. Скрипачи играют этюды Крейцера, Роде. Виолончелисты этюды Г. Литинского, Р. Сапожникова, а гитаристы А. Пичугина.

Рассмотрев три этапа становления жанра этюда, мы пришли к такому выводу, что этюд на протяжении долгого времени развивался постепенно и целенаправленно. На каждом этапе ставились различные задачи, которые были направлены на развитие определенной техники исполнителя.

Изучив этапы развития западно-европейского этюда в своем исследовании, мы решили выявить особенности инструктивного этюда в творчестве выдающихся композиторов.

Исследователь Н. А. Терентьева инструктивному этюду как разновидности жанра дала следующее определение: «Инструктивный этюд – законченное музыкальное произведение, предназначенное для совершенствования мастерства исполнителя и преследующее учебные цели. В основе этюда лежит, как правило, одна техническая задача (определенный вид исполнительской техники); он строится на материале одной фактурной формулы, которую композитор непрерывно использует на протяжении всего сочинения» [6, с. 5].

Инструктивные этюды очень близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармоническим развитием, иногда и определённостью выразительного характера.

Первые сборники инструктивных этюдов, поныне используемые в учебной практике, для фортепиано принадлежат:

  • И. Крамеру - "Большая практическая фортепианная школа";
  • M. Клементи - "Путь к Парнасу";
  • К. Черни- "Школа беглости" - op. 299; "Школа пальцевого мастерства" -  op.740, и др.

Первым музыкантом, который внёс большой вклад в развитие этого жанра, является Карл Черни - австрийский пианист, педагог и композитор. Черни создал одну из крупнейших пианистических школ 1 пол 19 века.

Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепиано, игры и способствующие беглости и укреплению пальцев.

Большое количество инструктивных этюдов написано К. Черни не случайно. Это было вызвано, прежде всего, необозримым количеством проблем, возникающих у его учеников при овладении фортепианной техникой и фактурой.

Для гармоничного целостного развития учеников, Черни ставил скромные задачи: его сочинения призваны помочь овладеть безотказной пианистической техникой. Очевидно, для Черни с его рациональным мышлением ближе был вид инструктивного этюда, имеющий чисто прикладное, тренировочное назначение. Его этюды ставят конкретные музыкально-звуковые задачи, дают возможность овладеть разнообразными динамическими градациями.

Трудность многих этюдов и упражнений Черни заключается не столько в самой фактуре, сколько в способах использования инструмента, а также поставленных автором исполнительских задачах, решение которых предполагает максимальную активацию слуха пианиста.

Этюды романтического типа, представляют собой фантастические пейзажи-абстракции, написанные «на одном дыхании» и построенные на гармоничных звуковых соотношениях.

Мы обратимся к одному из вышеперечисленных музыкантов -  Фредерику Шопену, потому что именно он сумел отодвинуть технические задачи этюда на второй план, а на первый выдвинуть элементы поэмности, образный смысл, картинность, богатство красок и виртуозность.

Фридерик Шопен – польский композитор, который оказал значительное влияние на мировую музыку. Характерной чертой «шопеновского» стиля является соединение камерной лирики, поэтической импровизационности с блестящей виртуозной техникой.

Шопеном написано 27 этюдов (ор.10 и ор.25), «Двенадцать больших этюдов» ор.10, посвященные Ференцу Листу. Вторая тетрадь посвящена Мари д'Агу.

Этюды Шопена чрезвычайно разнородны и по техническим заданиям, и по эмоциональному содержанию. Наряду с лирическими и изящно-грациозными этюдами (такими, как фа-минорный, до-диез-минорный и ми-бемольный-минорный) есть этюды, которые хочется назвать фортепианными драматическими поэмами. Среди них выделяются оба до-минорных этюда, созданных в 1831 году, и грандиозный ля-минорный этюд. Национальный же характер музыки Шопена особенно ярко выражен в медленном Ми-мажорном этюде. 

Исполнение этюдов Шопена требуют от пианиста подлинной артистической виртуозности, не случайно они и сегодня остаются «пробным камнем» пианистического мастерства. В каждом из этюдов поставлена конкретная педагогическая задача.

Но специфика шопеновских этюдов заключается не в виртуозных сложностях, а в их абсолютном подчинении творческим задачам. Виртуозная техника здесь выступает не как цель, а как средство раскрытия художественного образа. Каждый пассаж, каждая фактурная деталь «работает» на поэтическую идею.

Далее мы обратимся непосредственно к творчеству самого Ференца Листа (1811-1886гг.), сумевшего показать бескрайние возможности фортепианного искусства в жанре этюда.

Композитор начал работать над этюдами еще в ранней юности (15 лет), и продолжал писать их на протяжении всей жизни.

Уже в 1826 году (композитору 15 лет) этюды-упражнения были закончены и опубликованы под заглавием: «Этюды для фортепьяно в форме сорока восьми упражнений во всех мажорных и минорных тональностях юного Листа»

В первом своем опыте этюдов, Лист находится в традиционных условностях и старых представлений об инструменте. Здесь господствует дух «Школы беглости» Черни; красочность и полнозвучие едва принимаются в расчет, пассажная техника – преимущественно гаммообразная.

В 1838 году (композитору было 28 лет) Лист переработал 11 из 12 опубликованных в юности этюдов и издал их в 1839 году под названием «24 больших этюда для фортепьяно», которые были посвящены Карлу Черни. Через несколько лет Лист снова возвращался к своим этюдам и работал над ними до подлинного совершенства, в которых, выдвигается уже поэтическое содержание, красочность и совершенство звуковых построений.

Таким образом, этюды Ференца Листа заметно выделяются в огромной массе фортепианных произведений. Они необычайно многогранны, разнообразны по содержанию, ярки и широки по диапазону использованных технических средств. Ни в чем другом музыкант не достигал такого стилистического совершенства и пианистического богатства.

Охарактеризовав этюды Ф. Шопена и Ф. Листа, мы сделали заключение, что этюды данных композиторов сложны по исполнению, техническим возможностям и содержанию.

Отличительными чертами шопеновских этюдов является: поэмность, концертность, художественная завершенность.

Этюды Листа представляют собой вершину виртуозности, технических сложностей и носят программный характер.

Конец XIX – начало XX столетия связан с периодом расцвета этюдного жанра в России. Одним из первых к жанру этюда в России обратился Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894).

В его наследии – 18 этюдов для фортепиано. Одним из первых русских композиторов он объединил этюды в цикл. До Рубинштейна в русской фортепианной музыке не было примера цикла пьес, сама идея которого генетически связана с именем Роберта Шумана. Объединяющим принципом в данном случае у Рубинштейна выступает общность жанра, однако не всегда жанровая природа его этюдов сводится к виртуозному началу. Нередко в них содержатся специальные технические задачи, рассчитанные на развитие тех или иных сторон мастерства пианиста: развитие пластики, развитие свободы.

Жанр этюда стал для Рубинштейна своеобразной творческой лабораторией, где музыкант экспериментировал с фортепианной фактурой, типами фортепианного изложения, темброво-колористическими средствами выразительности, различными формами, нередко в его этюдах можно найти приемы, которые он позаимствовал у западноевропейских романтиков.

 В ранний период творчества в поисках «своей» фактуры Рубинштейн весьма часто опирался на фактурные приемы Шумана, почти не используя фортепианную «инструментовку» Листа. В зрелый период творчества фортепианное изложение русского композитора претерпевает значительные изменения: он обращается к листовским приемам – martellato, распределение пальцевых пассажей или аккордовых последований между двумя руками не только в обычной, но и в широкой «разреженной» фактуре. Эту своеобразную фактуру, вобравшую в себя компоненты шумановского и листовского фортепианного изложения, унаследовал впоследствии от Рубинштейна С. В. Рахманинов.

Динамический план этюдов Рубинштейна также связан с утверждением принципов певучей игры: фраза «пропевается» на большом дыхании, филируется в искусных cres, и dim. Этот принцип «крупного динамического штриха» выявляет концертность «фортепианного пения» Рубинштейна.

Этюды Рубинштейна намечают один из основных магистральных путей, по которому пойдет дальнейшее развитие жанра в России. Условно его можно обозначить как линию «оркестрового фортепиано» листовского типа с преобладанием героики, патетики и лирики. В этом направлении в развитии этюдного жанра будут работать А. К. Глазунов и С. М. Ляпунов.

Цикл «Двенадцать этюдов» С. М. Ляпунова (1851-1922) стал новой ступенью в развитии русской музыки. Прежде всего, мы находим здесь:

- яркие картины природы («Летняя ночь», «Буря»);

- мир сказочной фантастики («Хоровод призраков», «Хоровод сильфов»);

- обращение к образам Востока («Терек», «Лезгинка»);

- сцены народного быта («Колыбельная», «Былина»).

Глубокий смысл имеет помещение в конце цикла этюда № 12 «Элегия памяти Ф.Листа» – дань признательности и высокого уважения русского мастера к гениальному реформатору фортепиано.

Позднее начал писать этюды Александр Николаевич Скрябин.
В возрасте 22 лет в 1894 году, А.Скрябин создал цикл этюдов (ор.8). Все этюды— зрелые, полноценные произведения.

Несравненный талант композитора успел сказаться во многом — в изысканности гармонии, изяществе голосоведения, логике развертывания мысли. Из них особенно выделяются тематической яркостью и своеобразием пианистического замысла; среди них — и рассматриваемое произведение

Цикл состоит из 12 этюдов включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе.

Наиболее примечательны в этом цикле:

  • лирически взволнованный - этюд №2;
  • тревожно мятущийся - №7;
  • сумрачно драматический - №9;
  • блестящий виртуозный - №10;
  • глубоко скорбный -№11, посвященный юной возлюбленной композитора Наталье Секериной;
  • заключительный - №12.

Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина.

Таким образом, этюды Скрябина - это создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. [16 ]

По-мнению музыкального критика Б.В.Асафьева огромный вклад внес в развитие этюдов Сергей Васильевич Рахманинов.

Этюды-картины Рахманинова, во многом - последние великие этюды романтической музыки. Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Они открывают новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый почерк. Свободные, порой несимметричные ритмические построения мотивов и фраз, отсылают нас к «колокольности» и практике церковного русского пения «цветами радуги». Колоссальная сила звука, требуемая в некоторых «картинах», кажется, превосходит сами возможности инструмента. И вместе с тем не последнюю роль играет отстраненная, «ретроспективная» лирика.

Все семнадцать пьес наполнены ярчайшей по своей силе образностью. Монументальные по своему характеру, они ни в коем разе не теряют тонкого, так присущего Рахманинову, лирико-психологического начала.

        Этюд-картина № 6 ля вдохновлён сказкой о Красной шапочке и Сером волке. Конечно, Рахманинов лишь мастерски воспользовался внешним типажом детской сказки, чтоб воплотить многозначительное содержание - напряжённую коллизию, рождённую мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную жертву, она в страхе убегает, а тот преследует её, убыстряя и расширяя страшные прыжки (аккордовые скачки басов с эпизодическими короткими рыканиями).

Этюд-картина № 7 до минор - похоронный марш. Начальная тема изображает, по словам композитора, «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадёжный. Судорожные обрывки музыкальных фраз этюда насыщены стонами и рыданиями, которые оттеняет отрешённое заупокойное пение хора».

После этой трагической, ночной по колориту пьесы следует этюд-картина № 8 ре минор - утренняя баркарола. Представляется пасмурное, хмурое утро на озере, по глади которого время от времени пробегает тревожная мелкая зыбь. Основная мелодия, затушёванная мягкими аккордовыми созвучиями, распевается из характерно-русской раскачивающейся запевки – «всплеска».

Финальный этюд-картина № 9 ре мажор - самое многокрасочное полотно цикла. Стихия колокольного звона пронизывает всю звуковую атмосферу, обрушиваясь громогласными набатами в начале, середине и конце пьесы.

Стиль этюдов-картин как и все его творчество отражено в цитате великого музыканта: «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.» [8, стр.20]

  1. Методика организации различных видов музыкальной деятельности при изучении жанра этюда младшими школьниками

На уроке музыке осуществляются различные виды музыкальной деятельности. Нами были изучены классификации видов деятельности на уроках музыки у ведущих методистов: Г. П. Сергеевой, Э. Абдуллина, Е.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр. В федеральных стандартах второго поколения разработаны основные виды учебной деятельности школьников, предусматривающие собой: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений. В свете нашей темы исследования наибольший интерес для нас представляют следующие виды учебной музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическая деятельность и драматизация музыкальных произведений.

Рассмотрим первый вид музыкальной деятельности на уроках музыки – слушание музыки. В.Н. Шацкая определила следующим образом роль данного вида деятельности: «Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ [5]» 

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды и жанры музыкального искусства. К крупным жанрам музыкального искусства мы можем отнести, например, оперу, концерт, балет, симфонию, а к более мелким   прелюдию, пьесу, этюд.

Слушание как вид деятельности обогащает музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки во всем ее многообразии.

Слушанию музыки как виду деятельности уделяли свое внимание музыканты начала XX века (Б.А. Асафьев, И. Кюм, Б.Л. Яворский и др.).

Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения занимались педагоги-методисты: Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская, Н.А. Метлов и многие другие. В своих работах они наглядно показали, что для понимания учащимися музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем.

В процессе слушания музыки осуществляются следующие задачи всестороннего развития учащихся:

- формируются его умственные способности; 

- развивается музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический, тембровый);

- формируются первоначальные основы музыкальной культуры.

Мы решили представить примеры известных во всем мире фортепианных этюдов великих композиторов: Ф. Шопена, Ф. Листа и C.В. Рахманинова которые, на наш взгляд, можно использовать при слушивании на уроках музыки.

Фредерик Шопен (1810-1849гг.) – гениальный польский композитор-романтик, пианист-виртуоз и педагог. Крупнейший представитель польского музыкального искусства, который стал основоположником польской национальной композиторской школы.  

Родился музыкант в деревне Желязова-Воля возле Варшавы. В 7 лет Шопен сочинил первое свое музыкальное произведение – полонез. Образование Шопен получил в Высшей музыкальной школе (Варшава). Ф. Шопен сочинил огромное количество музыкальных произведений в различных жанрах (концерты, сонаты, баллады, ноктюрны, прелюдии, и в том числе этюды). Произведения Фредерика Шопена отличаются глубоким лиризмом, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен и танцевальных мотивов.

Особое внимание в нашей исследовательской работе мы уделили фортепианному этюду композитора «Революционный» и решили его рассмотреть, охарактеризовав в свете формирования познавательных УУД.

Этюд Ф. Шопена «Революционный» (c-moll). По программе Г. П. Критской и Е. Д. Сергеевой этюд № 12 Ф. Шопена изучается в 4 классе раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».  

Композитор сочинил это произведение, когда на его Родине, в Польше было восстание. В тот момент Шопен гастролировал, поэтому не мог участвовать в нем.  Из-за политических переживаний Шопен задумал свой этюд до-минор для фортепиано. 

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, учащимся следует привести фрагмент из письма композитора: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а, вернувшись домой, – бушую за фортепиано» [10, c. 34]. Примеры вопросов, которые задает учитель учащимся: «Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали для передачи такого состояния? (Громкая динамика, стремительный темп, непрерывность в движении). Какие образы предстают в вашем воображении?»

Учащиеся должны прослушать целиком «Революционный» этюд Ф. Шопена. После прослушивания учитель может нарисовать образную картину учащимся, например: «Мы с Вами как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев!»

 Задается вопрос учащимся: «А кто услышал – оратор закончил свою речь»? Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, аргументируют его.

Следует повторно прослушать финал, последние такты. Далее можно задать вопросы по финалу: «Что услышали?» Учащиеся дают свои ответы. Учитель должен охарактеризовать данный эпизод следующим примером: «Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась…»

Далее учителем задаются вопросы учащимся: «Чем заканчивается этюд? (Ответ: паузой) Пауза обычно бывает внутри произведения. А здесь? Почему?» Таким образом, каждый ученик выражает свою точку зрения и объясняет ее.

Продолжить беседу можно таким вопросом: «Ритм какого польского танца вы бы взяли в основу: мазурку, вальс, полонез?»

Ответ дополняется кратким пояснением: «Композитор использует в мелодии этюда ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. «Революционный» этюд Ф. Шопена стал музыкальным символом Польши. С огромной художественной силой отразились в этюде гневный протест и острая душевная боль композитора».

Таким образом, на данном примере у учащихся происходит процесс формирования познавательных УУД через усвоение терминов и понятий музыкального языка, а также познание приемов развития музыкального образа. Кроме этого, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания для логических операций.

В качестве дополнительного материала могут использоваться этюды Ф. Листа и С. В. Рахманинова.  Они отобраны в соответствии с содержанием программы по музыке (Е.Д Критская, Г. П. Сергеева и Т.С. Шмагина) 4 класс, раздел 6 «В концертном зале», для освоения сходства и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Ф. Лист (1811-1886гг.) – величайший австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, крупнейший представитель музыкального романтизма. Родился в венгерской деревне Доборьян. Учился игре на фортепиано у Карла Черни, чьи уроки открыли дорогу в мир многогранной фортепианной музыки. Композитор был знаком с Ф. Шопеном.

Лист за свою жизнь создал множество грандиозных произведений различных жанров: это симфонические поэмы, оратории и мессы, Венгерские рапсодии, фортепианные концерты с оркестром, а также труднейшие этюды «Высшего исполнительского мастерства».

 В своих этюдах Лист порождает и развивает новое отношение к инструменту, открывает новые технические возможности.

Композитор начал работать над этюдами еще в ранней юности (15 лет), и продолжал писать их на протяжении жизни.

Через несколько лет Лист снова возвращался к своим этюдам и работал над ними до подлинного совершенства, в которых, выдвигается уже поэтическое содержание, красочность и совершенство звуковых построений.

Позже он напишет своему учителю Карлу Черни следующие строки: «Мне кажется, что наконец-то я дошел до той точки, где стиль адекватен музыкальной мысли [20, с. 3]»

После краткой биографии о композиторе следует задать вопрос учащимся о высказывании Листа своему учителю: «Как вы понимаете данную мысль, написанную Ф. Листом в письме своему учителю Карлу Черни?» [4, с.13].

Рассмотрим 2 трансцендентных этюда Ф. Листа «Блуждающие огни» (B-dur) и «Метель» (b-moll).

Этюд Ф. Листа «Блуждающие огни» (B-dur). Эта пьеса фантастического орнаментально-колористического характера, с какими-то причудливыми миганиями и «обманами» звучности, напоминающие огоньки света.

Этюд Ф. Листа «Метель» (b-moll). В этой музыке звучит тема, полная неизбывной печали, постепенно развертываясь, все с большим и большим эмоциональным напряжением. Глухая сумрачность переходит в страстную патетику.

Прослушав этюды Ф. Листа, следует провести анализ по каждому этюду. По этюду «Блуждающие огни» можно задать ряд вопросов учащимся, таких как: «Где можно увидеть огни?», «Какие бывают огни?», «C помощью каких средств выразительности изобразил огни в своем этюде композитор?», «Как вы думаете, какими цветами в этом произведении обладают огни?», «Как бы вы изобразили огни в музыке?».

После ответов учащихся, объяснить, что в музыке композитор с помощью технических возможностей и идейно-художественного замысла передает образ разноцветных огоньков, как будто они незатейливо мигают и убегают.  

Анализируя этюд «Метель», можно начать беседу с вопросов о том: «Что это за явление?», «Каким оно бывает?», «Какую метель изобразил композитор в музыке?», «Какую вы представляете метель?». После этого дать краткую характеристику об этюде «Метель».

Ответ учителя: «В данном этюде композитор раскрывает образ метели: буйной, страстной, как будто она кружится сначала где-то вдалеке, а потом приближается, становится сильнее и мощнее. Затем на время успокаивается, но снова разворачивается с полной силой и до конца не утихает».

На данных примерах фортепианных этюдов дети знакомятся с творчеством композиторов, с историями создания этюдов, со средствами музыкальной выразительности и особенностями построения форм. Перечисленные примеры способствуют формированию познавательных УУД на уроках музыки: установление причинно-следственных связей, умение давать определение понятия этюд, осуществление выбора более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Возможно осуществление расширенного поиска информации с использованием библиотеки и сети интернет на примере биографии С.В. Рахманинова.

C.В. Рахманинов (1873-1943) – выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, учился сначала в Петербургской консерватории, позже учился в пансионе у Н.С. Зверева, а также в Москве. В период обучения Рахманинов написал несколько произведений, из которых выделялся концерт для ф-но с оркестром (18 лет), опера «Алеко» (19 лет) и симфоническая поэма «Князь Ростислав» (18 лет). С.В. отличался от других студентов не только своим талантом, но и огромным трудолюбием. Композитору присудили Большую золотую медаль, а его имя было выгравировано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории. За свою жизнь С.В. Рахманинов написал концерты для фортепиано, оперы, сонаты, симфонии, прелюдии, романсы, фантазии, русские песни.

Наше внимание привлекли этюды-картины С.В. Рахманинова, которые являются на наш взгляд, хорошим примером для слушания на уроке музыки. Они позволяют формировать следующие познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций.

Этюд-картина №6 С.В. Рахманинова «a-moll». Этюд вдохновлён сказкой о Красной шапочке и Сером волке. Рахманинов мастерски воспользовался внешним типажом детской сказки, чтобы воплотить многозначительное содержание - напряжённую коллизию, рождённую мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную жертву, она в страхе убегает, а тот преследует её, убыстряя и расширяя страшные прыжки. Общий холодный колорит музыки вызывает чувство глубокого скорбного оцепенения и трагической безнадежности.

Этюд-картина № 7 C. В. Рахманинова (Es-dur). Этюд связан с жанрово-эпическими образами опер Римского-Корсакова (торжищем из «Садко», началом 2-го действия «Китежа»). Этюд рисует праздничную атмосферу русской ярмарки.

Музыкальные впечатления учащихся при слушании на уроках музыки могут подкрепляться изобразительным творчеством, например, рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина. Исходя из этого, в слушании могут быть использованы изобразительные этюды.

Изобразительная деятельность направлена на развитие ассоциативного мышления учащегося, поиск им таких выразительных средств, которые помогли бы им понять содержание музыкальных образов. Разработчиками по методике музыкального воспитания в начальной школе были указаны следующие примеры музыкальных произведений, предполагающие при слушании изображение   рисунками:

- «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»;

- «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина»;

- «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского;

- «Дождь и радуга» из цикла «Времена года» П. Чайковского;

- «Весна» и «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель».

Учитель может предложить учащимся подобрать цветовые пятна, фон, раскрывающие разные состояния природы и души человека, нарисовать пейзаж, соответствующий музыкальному образу.

При использовании программных музыкальных сочинений в работе с изобразительным искусством, следует обращать внимание на изображения характерных персонажей, поиск выразительных линий, колорита, а также штрихов рисунка и композиции.  Темами такого рода картин могут быть следующие музыкальные пьесы для домашнего задания:

- Баба-Яга» из «Детского альбома» П.  Чайковского;

- «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;

- «Колдун» из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова;

- «Ежик» Д. Кабалевского;

- «Попрыгунья» из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова.

Также можно пользоваться приемом рисования композиций на темы игровых народных песен. К примеру: «Я с комариком плясала»; «Во поле береза стояла»; «Выходили красны девицы».

Класс 4 Раздел 6: «В концертном зале» возможно использование взаимодействия музыки и изобразительного искусства, что поможет учащимся лучше усвоить музыкальный материал, ассоциативно запомнить образы природы, героев.

Данные примеры способствуют формированию следующих познавательных УУД: нахождение общего и различного при создании художественного образа музыкального и цветового.

Особенности пластических этюдов нами были рассмотрены в 1.3. По-нашему мнению, на уроках музыки могут использоваться этюды 2-х видов с использованием импровизации:

- Орнаментальные (не имеющие содержания), которые включают в себя   хореографический материал;

- Тематические, в которых заложена определённая тематика.

Понятие «импровизация» (от лат.сл improvises) - неожиданный. Импровизация является древнейшим типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит в момент ее исполнения. Особое внимание уделяли импровизации, как виду творческой деятельности, следующие педагоги-исследователи – Э. Дункан, Э. Жак-Далькроз, Э. З. Кодай, К. Орф и другие педагоги.

Как писал советский музыковед и композитор Б.В. Асафьев в статьях, посвященных вопросам музыкального образования, необходимо развивать способность к импровизации у школьников: «Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении…самим участвовать и вносить свое в процесс познания музыки… Вызвать музыкальное творчество - это обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал…»

В исследованиях другого советского педагога Б.Л. Яворского выражено мнение о том, что развитию творческих способностей свойственны следующие этапы:

  • накопление впечатлений;

cамопроизвольное выражение творческого потенциала  в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

  • двигательные, речевые, музыкальные импровизации;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением определенного художественного впечатления: музыкального, изобразительного, пластического и другие;
  • музыкальное творчество.

Борис Яворский считал, что в творческой деятельности ребенка необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства: ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), динамику развития образа, штрихи, жанровые связи, фактуру изложения.

Большое внимание развитию навыков импровизации (ритмических, мелодических, инструментальных, пластических) уделяется в современных методиках по развитию музыкального слуха, разработанными: П. Вейсом, И. Микитой, Н. Долматовым, М. Котляревской-Крафт.

Сюжеты импровизаций связаны с созданием на уроке образно-игровых ситуаций, в воплощение которых включаются учащиеся.

Импровизация, по-мнению Д.Б. Кабалевского, может решать две взаимосвязанные друг с другом задачи. Первая состоит в выработке интонационного и ладового слуха, а вторая в развитии творческой фантазии ребенка.

В работе с детьми используют такие виды как театральные, пластические, инструментальные (чаще всего ритмические), изобразительные (лепка, рисование на темы музыкальных произведений), вокальные этюды.

Мы решили заострить наше внимание на пластических этюдах. Пластические этюды уникальны тем, что они проводят линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Для пластических этюдов используются музыкальные произведения, имеющие программное содержание и такие произведения, в которых ярко раскрывается художественный образ.

Учитель музыки должен правильно решить следующие задачи:

- правильно определить какой образ по своему эмоциональному строю уместен для пластического воплощения на данном уроке;

- точно и кратко объяснить задание для учащихся по поводу сочинения пластической импровизации;

- выбрать форму импровизации для конкретного произведения – индивидуальную, групповую, коллективную.

Рассмотрим возможности формирования УУД с помощью создания пластического этюда на примере пьесы из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса - «Лебедь». Перед тем как начать работать c данным музыкальным произведением и использовать пластические движения, с учащимися следует провести обсуждение по теме «Лебедь». Можно задать вопросы: «Что за животное – лебедь?», «Как ведет себя Лебедь?», «Как вы думаете, какой инструмент может передать характер Лебедя, его поведения?», «Вспомните, как играют на этом инструменте?» Учащиеся должны обосновать свой выбор ответа и самостоятельно назвать правильный инструмент (виолончель). После этого узнать у учащихся как они считают, почему композитор Сен-Санс выбрал именно этот инструмент? Далее, учащиеся могут на данном примере показывать игру на воображаемой виолончели,

Формируемые УУД:

- сравнение;

- выбор основания для классификации объектов;

- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Для подробного анализа использования пластических этюдов в музыке, мы отобрали конкретные примеры музыкальных произведений, которые можно использовать в работе над пластическими движениями.

  • Опера Н. Римского-Корсакова «Садко» - фрагмент из симфонического вступления «Океан – море синее». Здесь учащиеся могут изображать картину моря с помощью волнообразных движений рук, покачиванием корпуса, которые передадут образ моря – то умиротворенного и спокойного, то взволнованного и бушующего.
  • Пьеса «Галоп» И. Дунаевского. Такой вид пластической импровизации представляет собой образность, то есть, учащиеся могут продемонстрировать как они скачут на лошадях.

- Русская народная плясовая «Камаринская» П.И. Чайковского. На данном музыкальном примере можно учащихся попросить сделать прихлопы, притопы, полуприсядки, что характерно для русских плясовых.

- «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Здесь можно покружиться вокруг себя, показать плавные движения руками и т.д.

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Учащимся можно предложить постепенно раскрывать ладони рук, поднимая их вверх, тем самым показывая образно раскрывающийся бутон цветка.

Перечисленные музыкальные произведения знакомят учащихся с разнообразными жанрами музыкального искусства: балет, опера, с различными видами танцев: галоп, вальс, творчеством русских (И. Дунаевского, Н. Римского-Корсакого, П. Чайковского) и зарубежных композиторов (Э.Грига). 

Следующий вид музыкальной деятельности – драматизация музыкальных произведений, подразумевающая собой индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через театральные этюды.

Мы определили главную цель использования театральных этюдов на уроках музыки, заключающуюся в развитии актерского мастерства у учащихся и содействия социально-нравственного развития в театрализованной деятельности. Поставленными задачами в театрализованной деятельности являются для учащихся:

- Умение импровизировать музыку в пении, игре, пластических этюдах;

- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки;

- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности;

- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом.

Более подробно этот вид деятельности представлен через театрализованные этюды, характеристика которых обозначена в главе I стр. 12.

 Театрализованные этюды в музыкально-исполнительской деятельности у младших школьников можно разделить на музыкально-театральные этюды и этюды на основе образных стихов. Некоторые из них мы решили более подробно рассмотреть и охарактеризовать примеры.

Таблица 2.1.

Виды театрализованных этюдов

Содержание

Музыкально-театральные этюды

  1. Этюд «Дождик» на муз. Н. Косенко «Дождик»

Летний день. Пошел теплый дождь. Во двор поиграть под дождем выбежала девочка, она сняла туфли и прыгнула в лужи.

  1. Этюд «Сказка» на муз. C. Прокофьева «Сказки старой бабушки»

Через дремучий лес пробирается девочка. Она заметила венок из цветов и надела его на голову. Мгновенно все в лесу преобразилось, показались звери: медведь еж и белка. Играя, девочка надевает на медведя венок. Все исчезает. Девочка опять одна.  

  1. Этюд «Художник» на муз. русской народной песни «Я на камушке сижу»

Весна. Окраина деревни. Мальчик рисует - картина не удается. У колодца появляется девочка, художник просит ее позировать. Вначале она сидит терпеливо, а затем, улучив момент, тихонько убегает.

  1.  «Козочки и волки» муз. В. Витлина

I часть – дети, гуляя по лесу, выполняют любые движения, соответствующие воображаемым обстоятельствам: собирают грибы, ягоды, цветы, наблюдают за насекомыми, птицами.

II часть – дети понимают, что заблудились. Импровизируют ситуацию и свое поведение. Настроение тревожное.

III часть – вновь отдых в лесу.

  1. «Белочки» муз. В. Гаврилина

Белочки держат в каждой лапке по орешку. Они свободно группируются на лесной полянке. Легко прыгают на правой лапке, наклоняясь вправо, показывая свои орешки. Легко прыгают на левой лапке. Легко бегут, стуча орешками перед собой.

Идут пружинным шагом, оглядываясь по сторонам, спрятав орешки за спину. Выполняют два прыжка вперед на обеих ногах. Подняв орешки, вращают ими, любуются добычей.

Этюды с использованием  образных стихов

  1. Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон

  1. Аты-баты, аты-баты,

Приближаются солдаты!

Все слышней труба поет,

Барабан все громче бьет.

  1. В лесу на опушке

Стрекозы – подружки

Знакомых позвали на бал,

В траве под сурдинку

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.