Оперный вокал в детском коллективе.

Симонова Юлия Сергеевна
Эта программа, разработана на базе Детского Оперного Театра Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Программа расчитана на учащихся с 5 до 22 лет. Специфика, особенности детского вокала, индивидуальный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opernyy_vokal.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

ОПЕРНЫЙ ВОКАЛ

Возраст учащихся: 5-22 лет

Срок реализации программы: 7 лет

Разработчики:

Маркова Мария Викторовна,

Симонова Юлия Сергеевна,

педагоги дополнительного образования 


Задачи 1 года обучения:

  • дать основы работы в ансамбле;
  • способствовать выработке навыков правильной осанки;
  • развивать основы музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти;
  • обучить основам хорового сольфеджио, вокального ансамбля;
  • способствовать освоению упражнений на развитие диапазона голоса, дикции и артикуляции;
  • дать представление о классическом вокале;
  • научить «работать в команде»;
  • способствовать формированию художественного вкуса.

Планируемые результаты:

По окончанию 1 года обучения учащийся будет:

  • знать основы работы в ансамбле;
  • обладать навыком правильной осанки;
  • владеть основами музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти;
  • знать основы хорового сольфеджио, вокального ансамбля;
  • уметь выполнять упражнения на развитие диапазона голоса, дикции и артикуляции;
  • иметь представление о классическом вокале;
  • уметь «работать в команде»;
  • иметь сформированный художественный вкус.

Задачи 2 года обучения:

  • обучить основам дыхательной гимнастики;
  • обучить основам охраны певческого голоса;
  • способствовать овладению навыками чистого интонирования и естественности тембра голоса;
  • способствовать дальнейшему формированию сценических навыков;
  • научить дышать диафрагмой.

Планируемые результаты:

По окончанию 2 года обучения учащийся будет:

  • знать основы дыхательной гимнастики;
  • знать основы охраны певческого голоса;
  • обладать навыками чистого интонирования и естественности тембра голоса;
  • способен к развитию сценических навыков
  • уметь дышать диафрагмой;

Задачи 3 года обучения:

  • способствовать развитию навыка головного и грудного резонирования;
  • воспитывать культуру исполнительства и восприятия искусства;
  • воспитывать правильное отношение к голосовому аппарату и его гигиене;
  • научить снимать внутреннее напряжение при помощи педагога, уметь «не бояться сцены»;
  • способствовать развитию навыка быстрой настройки верхних резонаторов.

Планируемые результаты:

По окончанию 3 года обучения учащийся будет:

  • обладать навыком головного и грудного резонирования;
  • иметь культуру исполнительства и восприятия искусства;
  • обладать правильным отношением к голосовому аппарату и его гигиене;
  • уметь снимать внутреннее напряжение при помощи педагога, уметь «не бояться сцены»;
  • обладать навыком быстрой настройки верхних резонаторов.

Задачи 4 года обучения:

  • обучить основам академического вокала, и основам классического вокального ансамбля;
  • дать представление о регистре: верхний, грудной, смешанный;
  • научить чисто интонировать;
  • обучить музыкальной терминологии (итальянский язык), более сложным и редким музыкальным терминам;
  • развивать вокально-слуховую координацию, вокальные возможности, способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса).

Планируемые результаты:

По окончанию 4 года обучения учащийся будет:

  • знать основы академического вокала, и основы классического вокального ансамбля;
  • иметь представление о регистре: верхний, грудной, смешанный;
  • уметь чисто интонировать;
  • иметь представление о музыкальной терминологии (итальянский язык), более сложным и редким музыкальным терминам;
  • развить вокально-слуховую координацию, вокальные возможности, способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса).

Задачи 5 года обучения:

  • способствовать овладению навыками кантиленного пения;
  • обучить правильному исполнению произведений, с соблюдением всех компонентов;
  • дать представление о типах голоса в вокальном ансамбле;
  • способствовать развитию всех типов регистров и правильного их соединения;
  • развивать чистый тон, абсолютный слух.

Планируемые результаты:

По окончанию 5 года обучения учащийся будет:

  • обладать навыком кантиленного пения;
  • уметь правильно исполнять произведения, с соблюдением всех компонентов;
  • иметь представление о типах голоса в вокальном ансамбле;
  • иметь развитые все типы регистров и правильного их соединять;
  • стремиться овладеть чистым тоном, абсолютным слухом.

Задачи 6 года обучения:

  • обучить пению на дыхании;
  • способствовать развитию правильной артикуляции;
  • продолжать обучать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
  • совершенствовать профессиональное мастерство;
  • научить правильно подбирать произведения по типу голоса;
  • воспитывать общую музыкальную культуру: знакомство с записями известных оперных постановок девятнадцатого века.

Планируемые результаты:

По окончанию 6 года обучения учащийся будет:

  • уметь петь на дыхании;
  • уметь правильно артикулировать;
  • знать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
  • уметь правильно подбирать произведения по типу голоса;
  • иметь представление об известных оперных постановках девятнадцатого века.

Задачи 7 года обучения:

  • научить работать в дуэте, ансамбле;
  • способствовать овладению навыками держаться на сцене, владеть своими эмоциями;
  • научить существовать в сценическом пространстве в определенном темпоритме;
  • обучить музыкальной терминологии (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
  • воспитывать общую музыкальную культуру: знакомство с записями известных оперных постановок двадцатого века.

Планируемые результаты:

По окончанию 7 года обучения учащийся будет:

  • уметь работать в дуэте, ансамбле;
  • владеть навыками держаться на сцене, владеть своими эмоциями;
  • уметь существовать в сценическом пространстве в определенном темпоритме;
  • знать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
  • иметь представление об известных оперных постановках двадцатого века.


Содержание базовых тем первого годa обучения (первый этап)

  1. Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по технике безопасности Установление контакта с учащимися. Рассказ о пении. Разговор о перспективах обучения в театре.. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата. Рассказ об академической постановке голоса, ее отличие от фольклорной, джазовой, эстрадной.

  1. Певческое дыхание.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.

Практика:

Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.

Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, знакомство с понятием академической манеры пения.

  1. Работа с “вокальными” мышцами.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Вокальные мышцы. Мышцы ключичного и диафрагмального раздела.

Практика:

Упражнения на освобождение мышц лица, (челюсти), языка,  шеи, плеч, подвижность и свобода губ. Анализ (в игровой форме) работы мышц ключичного раздела и сравнение с работой мышц диафрагмального раздела. Упражнения и игры на данную тему.

  1. Основы головного резонирования.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.

Практика:

Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение.

  1. Формирование гласных.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Отличие речевых гласных от гласных в пении.

Практика:

Практические упражнения на гласные и согласные буквы к пении. Положение языка, губ и челюсти при пении гласных.

  1. Хоровое сольфеджио.

Теория:

Мажорные и минорные гаммы до 2 знаков при ключе. Интервалы.

Практика:

Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.

  1. Работа над репертуаром

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Подбор репертуара.

Практика:

Пение вокализов, одноголосных песен без слов.

  1. Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство с музыкальной и вокальной структурой стиля

Практика:

Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.

  1.  Контрольные занятия.

Практика:

Открытые уроки. Концерты для родителей.

Содержание базовых тем второго и третьего года обучения (первый этап)

Музыкальная подготовка

  1. Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по технике безопасности Знакомство группы с новичками. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата.

  1. Певческое дыхание. Голосовой аппарат.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.

Практика:

Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.

Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, продолжение знакомства с понятием академической манеры пения.

  1. Работа с “вокальными” мышцами 

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Вокальные мышцы. Мышцы ключичного и диафрагмального раздела.

Практика:

Упражнения на освобождение мышц лица, (челюсти), языка, шеи, плеч, подвижность и свобода губ. Анализ (в игровой форме) работы мышц ключичного раздела и сравнение с работой мышц диафрагмального раздела. Упражнения и игры на данную тему.

  1. Основы головного резонирования.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.

Практика:

Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение.

  1. Формирование гласных.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Отличие речевых гласных от гласных в пении. Атака звука (Мягкая, твердая).

Практика:

Сохранение положения гортани при пении арпеджио и поступательного движения мелодии. Упражнения на твердую и мягкую атаку звука.

  1. Артикуляция и орфоэпия. 

Теория: 

Техника выполнения и практика безопасности упражнений. Правила произнесения согласных при правильно сформированных певческих гласных. Правила орфографии в пении

Практика:

Свободное положение челюсти, языка. Упражнения на произнесение согласных. Учет орфографии при пении.

  1. Хоровое сольфеджио.

Теория:

Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков при ключе. Цепочки интервалов. Секвенции. Понятие ритма, пульса, метра.

Практика:

Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Цепочки интервалов.

  1. Работа над репертуаром

Теория:

Работа над текстом. Поиск действия. Разбор музыкального текста.

Практика:

Пение вокализов, одноголосных песен со словами. Участие в простых постановках (“Бременские музыканты” Г. Гладкова)

  1. Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.

Теория:

Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 18 в.

Практика:

Анализ прослушанных записей.

  1. Итоговое занятие.

Практика:

Открытые уроки. Концерты для родителей.

Содержание базовых тем второго этапа обучения (четвертый, пятый год)

  1. Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по технике безопасности Знакомство группы с новичками. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата.

  1. Развитие навыка певческого дыхания.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.

Практика:

Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, продолжение знакомства с понятием академической манеры пения.

Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.

  1. Развитие навыка головного резонирования.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.

Практика:

Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение. Упражнения на развитие головного резонирование: «мычание» и «нычание», упражнение на гласную «и»; активизация смыкания связок.

  1. Приобретение навыков грудного резонирования.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений.

Практика:

Нахождение нижней опоры. Профилактика деградации голоса, спровоцированной использованием грудного резонатора.

  1. Основы полного тона.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Полный тон.

Практика:

Освоение и продолжение работы с полным тоном. Соединение головного и грудного резонирования

  1. Хоровое сольфеджио.

Теория:

Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков при ключе. Цепочки интервалов. Секвенции. Метро-ритм. Аккорды и арпеджио.

Практика:

Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Цепочки интервалов.

  1. Музыкальная терминология.

Теория: Классическая музыкальная терминология (итальянский язык). Понятия Crescendo, diminuendo, accelerando, perdendosi  и других. Понятия более сложных и редких терминов.

Практика:

Использование терминологии в произведениях. Игры на быстроту реакции.

  1. Работа над репертуаром.

Теория:

Подбор репертуара. Разбор терминологии, темпоритмического характера.

Практика:

Подготовка к вхождению в концертный состав театра. Разучивание текущего программного материала. Подготовка к работе в старших спектаклях и вокальных концертах.

  1. Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.

Теория:

Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 19 в.

Практика:

Анализ прослушанных записей.

  1. Итоговое занятие.

Практика:

Открытые уроки. Концерты для родителей. Концертные выступления, спектакли.

Содержание базовых тем третьего этапа обучения (шестой и седьмой год)

  1. Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по технике безопасности Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.

  1. Хоровое сольфеджио.

Теория:

Мажорные и минорные гаммы до 2 знаков при ключе. Интервалы.

Практика:

Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.

  1. Головное и грудное резонирование.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Анатомическое расположение.

Практика:

Продолжение развития навыков головного и грудного резонирования.

Упражнения на развитие головного резонирование: «мычание» и «нычание», упражнение на гласную «и» ; активизация смыкания связок. Нахождение нижней опоры. Профилактика деградации голоса, спровоцированной использованием грудного резонатора.

  1. Продолжение работы с полным тоном.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Полный тон.

Практика:

Освоение и продолжение работы с полным тоном. Соединение головного и грудного резонирования

Соединение головного и грудного резонирования. Техники микстования или смешения голоса при опорном, пении и техники затемнения. Смешанное голосообразование.

  1. Совершенствование профессионального мастерства.

Теория:

Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений.  Мелизмы, фиоритуры, пассажи, тираты.

Практика:

Подробная работа над технической оснащенностью голоса, вокальная мелизматика, и другое.

  1. Работа над репертуаром.

Теория:

Подбор репертуара. Разбор терминологии, темпоритмического характера.

Практика:

Работа в старших спектаклях и вокальных концертах.

  1. Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов. Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 20 в.
  2. Подготовка к концертной деятельности

Теория:

Разводка. Настрой на выступление на сцене.

Практика:

Технические репетиции. Генеральные репетиции.

  1. Итоговое занятие

Практика:

Открытые уроки. Концерты для родителей. Концертные выступления, спектакли.