Статья

Анчина Олеся Евгеньевна

Статья на тему: "Создание проекта "Французская мозаика" для развития кругозора школьников на уроке музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новую парадигму образования, в центре которой – формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к природе, людям, к себе самому, к собственной деятельности. Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора. Развитие кругозора – важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие.

Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Формирование кругозора — важный аспект развития человека, обеспечивающий быстрое самоопределение личности и ее социализацию. Необходимость формирования кругозора отмечают в своих исследовательских и методических работах Е.Е. Верховский, Е.С. Гершунский, Л.В. Кузнецова, А.К. Маркова, И.Б. Первин, Л.И. Поташник, Л.М. Фридман, Е.Е. Шикин. И.В. Бестужев-Лада считает формирование кругозора актуальной задачей образования и самообразования: «Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры» [1].

     Необходимость формирования музыкально-эстетического кругозора у школьников очевидна. Задача его формирования у обучающихся актуализирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования и соответствующих образовательных программах. В условиях дополнительного образования, согласно требованиям «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы», эта задача еще более важна[5]. Отсюда вытекает основная задача педагога музыкального образования - начинать формировать кругозор обучающихся с детства, со школьной скамьи, чтобы подростки, встретившись с легкой музыкой, уже понимали силу и красоту большого и серьезного искусства.

Одним из эффективных средств развития кругозора, на наш взгляд, может стать знакомство школьников с историческим и культурным наследием стран Европы. Мы обратились в своем исследовании к французской культуре, так как именно во Франции зародились многие течения мировой культуры, которые оказали существенное влияние на ход истории, развитие науки, искусства и литературы в целом. Вряд ли существует другая страна, оказавшая на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Версаль, Лувр, замки Луары, картины старых мастеров, творчество импрессионистов и многое другое-шедевры мирового уровня. Париж уже много веков считается культурной столицей мира. [7] Культурное наследие Франции поистине огромно, именно эта страна многие столетия была и остается центром мирового искусства, во Франции жили и творили многие художники со всего света, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи. Франция-родина современного абстракционизма, французская литература-одно из значительных явлений в мировой литературе. В мировой культуре очень популярное французское кино, искусство французских шансонье-особая страница-уникальная страница мировой музыкальной культуры[6].

Сегодня, центром задач школьного образования, является ребенок, его индивидуальность и неповторимость, умение найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Урок музыки - является частью целостного образовательного процесса, который включает в себя все его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, формы работы. Однако нужно отметить, что урок музыки обладает выраженным своеобразием, т.к. отличается от других учебных предметов своей деятельной основой. Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства, который направлен на расширение кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса. [3]

Музыкальный кругозор формируется в школе, в процессе всех видов деятельности: при слушании музыки и исполнительской деятельности. Восприятие произведений разных эпох, национальных стилей, разучивание и исполнение доступных учащимся песен, хоров способствует формированию музыкального кругозора. Даже лаконичный разговор о музыке может помогать познанию мира, формированию мировоззрения. Чтобы целенаправленно развивать музыкальный кругозор школьников, надо знать их музыкальные интересы, уровень подготовленности, степень эмоциональной отзывчивости. [2]

Формирование музыкального кругозора способно оказывать влияние на духовный мир учащихся, становление их высоких нравственных качеств. Необходим выбор ярких музыкальных произведений, которые будут доступны учащимся. Ставя задачу развития музыкального кругозора, необходимо отражать в ней современное состояние художественной культуры, которая входит в жизнь современного человека в следующих проявлениях: телевизионные передачи, кинофильмы, художественная фотография и т.д. Все это определяет характер формирующегося вкуса учащихся.

Все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем на уроках музыки, способен реализовать метод проектно-исследовательской деятельности, который входит в систему образования как метод современного обучения и воспитания подрастающего поколения. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем систему обучения, которая позволяет приобретать знания и умения, познавательный опыт в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся и получать свои, новые, оригинальные результаты. [4]

Библиографический список

  1. Бестужев-Лада, И.В. Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Эксмо, 2003. 512 с.
  2. Вейс, Д. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени  / – Д. Вейс. - Минск: Беларусь, 1986. – 637 с.
  3. Виноградова, О.А. Французская музыка / О.А. Виноградова // Belcanto.ru. - URL: http://www.belcanto.ru/france.html (дата обращения: 05.04.2018).
  4. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. - Москва: МУЗГИЗ, 1960. - 487 с.
  5. Критская, Е. Д., Сергеева Г. П. , Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская., Г.П. Сергеева., Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
  6. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации (утв. Министерством культуры РФ 29.12.2014 г.) [электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/ (дата обращения: 04.12.2019).
  7. Романюк, Е.А. Хоровая культура Родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук /  Е.А. Романюк. - 13.00.02. Тверь, 2004. 24 с.