Методическое пособие по вокалу для ДОУ

Николаева Татьяна Владимировна

Примерная программа по эстрадному вокалу на музыкальных занятиях в ДОУ, новые приемы и инновации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 275»

Методическое пособие

на тему

«Современные образовательные технологии  в воспитании и обучении для совершенствования форм и методов, направленных на реализацию творческих способностей детей

в работе музыкального руководителя и на занятиях по эстрадному вокалу »

                                                                                           Подготовила музыкальный

                                                                                           руководитель высшей категории

                                                                              Николаева Т.В.

                                       

                                                                   Самара

                                                            2020 учебный год

Использование

современных образовательных технологий в воспитании и обучении, для совершенствования форм и методов направленных на реализацию творческих способностей детей

на музыкальных занятиях и по эстрадному вокалу.

Компетентностно-ориентированный подход – это повышение эффективности современного образования.

Современный детский сад должен обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса , которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности.

Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Детский сад должен внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей детей: познавательной, самообразовательной, личностной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной, компетентностного

отношения к своему здоровью и др.

Развитие таких компетентностей предполагает выполнение детьми на занятиях определенных действий. Таких как:

– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;

– заниматься самообразованием;

– работать с различными базами данных;

– добывать информацию;

– иметь собственное мнение;

– понимать позицию других людей;

– оценивать жизненную ситуацию;

– оценивать поступки, вредные привычки;

– сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– принимать решения;

– уметь прийти к общему мнению;

– работать в группах;

– уметь организовать свою работу;

– нести ответственность за поступки;

– устоять перед трудностями и т.д.

Деятельность педагога при этом должна быть направлена на:

– использование в работе интерактивных технологий;

– проведение нестандартных занятий;

– организацию исследовательской работы;

– стимулирование самообразовательной деятельности детей;

– отслеживание динамики развития детей;

– пропаганду достижений науки и культуры;

– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;

– проведение консультаций по поиску необходимой информации;

– подготовку заданий творческого характера;

– стимулирование высказывания собственных мыслей;

– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;

– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.

Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях по эстрадному вокалу каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Вокал происходит от итальянского слова «воче» - голос. Понятие эстрадного вокала связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип хоп и другие направления эстрадной музыки.

Цель:

. приобщение ребят к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей при помощи современных образовательных технологий.

Задачи:

· выявлять, учитывать и развивать творческие способности детей;

· приобщать ребят к многообразной творческой деятельности с выходом на     конкретный продукт.

Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

В процессе обучения эстрадному вокалу дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый ребёнок есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Традиционные и современные образовательные технологии.

1. Личностно - ориентированный подход

2. Здоровьезберегающие технологии

3. Игровые технологии

4. Информационно – коммуникационные

  технологии (ИКТ)

5. Импровизация

6. Портфолио

Личностно - ориентированный подход.

§ Принятие ребёнка как данность;

§ Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

§ Оценивание роста конкретной личности;

§ Оценивание успеха ребёнка как успеха педагога;

Принятие Родины как предмета культурного творчества. (Родина- это мы сами в наших особенных дарах и талантах).

Здоровьесберегающие технологии.

1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

2. Развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение

аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

§ Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц

§ Подготовка дыхательной системы

§ Упражнения для ощущения интонации

§ Скороговорки

Игровые технологии.

Начиная с дошкольного возраста игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта детей.

Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации занятий, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

В играх ребёнок может представить себя кем угодно. Например, игровой проект «От маленькой певицы до народной артистки» позволяет воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся дети.

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Запись голоса (диктофон,звукозапись) - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства.

Использование фонограмм (-) и (+). Они с успехом применяются на занятиях по вокалу. Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера. А магнитофон или музыкальный центр есть и в музыкальном зале в детском саду. Во-вторых, как дети, очень любят петь под фонограмму, поэтому, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.

Привнести в учебной процесс аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей. Для плодотворной самостоятельной деятельности ребят привлекаются возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные сайты( Для родителей).

Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес детей к процессу обучения, понимание важности и необходимости собственной образованности.

Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования.

Кроме этого на занятиях эстрадного вокала используются синтезатор, микрофоны шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио колонки, музыкальный центр.

Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает сам процесс увлекательным, интересным и запоминающимся.

Импровизация

1) Голос, как музыкальный инструмент. Дети - «Композиторы» - сочиняют вокальную партию (песню).

2) Музыкальные ударные инструменты (треугольник, ложки, маракасы, барабан, трещотки). Дети - «Композиторы» - сочиняют музыкальное сопровождение к вокальной партии.

Портфолио

«Портфолио», помогает воспитанникам учитывать индивидуальные достижения.

В папку родители одарённых детей вкладывают свои творческие и письменные работы; индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений ребёнка, листы оценки и самооценки.

Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность ребят, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрытие индивидуальных творческих возможностей.

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность конкурсов.

Применение современных образовательных технологий актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.

Занятие по вокалу – это занятие искусства, урок творчества.

· Воспитание эмоциональной культуры ребёнка

· Расширение кругозора детей в области искусства

· Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности

· Привитие устойчивого слушательского внимания, как путь к становлению художественного вкуса

· Формирование исполнительской культуры, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.

Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности. Детский сад должен помочь детям и их родителям в овладении технологиями жизнедеятельности,

создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.

Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости ребят , компетентностного отношения

личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей творческой деятельности.