Классный час на тему: "Фридерик Шопен"

Преображенская Евгения Анатольевна

В данном материале содержится краткая биография великого польского композитора Фридерика Шопена. Содежание представлено доступным языком для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл friderik_shopen.docx841.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             Фридерик Шопен

fullsize.jpgФридерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова Воля, что недалеко от Варшавы (Польша), в аристократической семье. Шопен – гордость польской и мировой культуры – был поляком по матери. Отец его был французом. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фридерика еще в раннем детстве. В пять лет  от роду будущий композитор к удивлению окружающих мог без труда по слуху подобрать на инструменте все услышанные мелодии. К шести годам мальчик сделал такие успехи, что с ним охотно стал заниматься профессиональный музыкант и педагог Войцех Живный. Юный пианист радовал родителей своими первыми композиторскими опытами: в 1817 году его полонез для фортепиано соль минор и марш были изданы одним из варшавских издательств.

5020113208_4.jpg

К 1818 году относятся первые публичные фортепианные выступления мальчика. Газеты писали о нём как о подлинном музыкальном гении и называли «польским Моцартом».

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его педагог – композитор Иосиф Эльснер – был очарован своим учеником. Среди его заметок сохранилась такая запись, характеризующая юного музыканта: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

1579683106_1.jpgШопен получил не только музыкальное, но и основательное общее образование. Он хорошо знал литературу, изобразительное искусство, эстетику.  Но особый и неподдельный интерес у него вызывала история Польши. Шопен зачитывался книгами о прошлом величии страны и уже с юности ощутил себя частью польской культуры. Своё призвание он видел в том, чтобы защищать эту традицию, возрождать и участвовать в становлении её великого будущего.

Другой составляющей художественного сознания Шопена был польский музыкальный фольклор. Летние месяцы семья обычно проводила в загородном имении. Здесь-то молодой музыкант и познакомился близко с народными песнями и танцами. Характерные черты народной музыки настолько проникли в его душу, что вскоре проявились в музыке – мазурках, полонезах, вальсах. В них композитору удалось соединить национальный фольклор и западно-европейские традиции.

Родители и друзья Шопена понимали, что для раскрытия его уникального дара необходимо обучение за границей. Всё-таки Польша находилась вдали от признанных музыкальных центров. Поэтому в 1830 году, блестяще окончив школу музыки, Шопен отправился в Вену.

Так закончился первый период его творчества. Ряд произведений начинающего автора вошли  в золотой фонд мировой классики. Это, в частности, 2 концерта для фортепиано с оркестром (1829 и 1830) и 12 этюдов для фортепиано (1828-1832).

Тяга композитора к сочинительству именно на фортепиано была феноменальной. Он буквально мыслил фортепиано, фортепианное исполнительство и сочинение были для него единым и неразделимым процессом. Из произведений для других инструментов можно отметить лишь трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1829) и сонату для виолончели и фортепиано (1846).

Итак, в 1830 году Шопен выехал в Вену, где неожиданно получил известие с родины: в Варшаве началось национальное восстание. Переживая своё отсутствие и стремясь поддержать соотечественников, он создаёт несколько музыкальных произведений, ставших шедеврами: Первое скерцо, Первую балладу для фортепиано, а также знаменитый «Революционный» этюд.

s1200.jpgВ 1831 году композитор отправляется из Вены на гастроли в Германию. Весть о подавлении восстания потрясла Шопена, сокрушила и раздавила. Дневниковые записи тех дней проникнуты болью, отчаянной тоской. Композитор оплакивал судьбу родины как величайшее, непоправимое горе. Глубина душевного потрясения была так велика, что с этого времени характер музыки Шопена резко меняется.

На родину Шопен больше не вернулся. Дальнейшая его жизнь оказалась целиком связанная с Парижем, куда композитор прибыл в сентябре 1831 года.

Первое публичное выступление в Париже состоялось в феврале 1832 году. Шопен показал столичной публике свой Второй фортепианный концерт и вариации на тему «Дон Жуана». Парижские меломаны сразу приняли его мелодичные и фортепианные произведения и исполнительский стиль.  После этого концерта критики написали, что игра Шопена знаменует собой едва ли не полное обновление фортепианной музыки.

Шопен отличался от прочих пианистов тем, что редко играл громким звуком, на форте. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из под его пера выходили произведения, полные драматической глубины. Такова Вторая соната ( с похоронным маршем).

118D579B-2E30-4DE7-901A-F57146C61500.jpegУдивительно, но при таком исполнительском таланте Шопен ощущал немалые внутренние проблемы и конфликты. Его особенностью был страх перед широкой публикой. Выступления в крупных концертных залах часто становились для него мучительными. Другое дело – игра в небольших салонах или в узком кругу друзей. Здесь композитор выступал свободно и ощущал психологический комфорт.  В 1835 году, в 25-летнем возрасте, величайший пианист практически отказался от концертной деятельности и стал играть лишь в небольших салонах.

1200px-die_junge_george_sand.jpgЖизнь Шопена стала чётко делиться на «творческие» и «педагогические» периоды.  Сочинению музыки отводились исключительно летние месяцы. Обычно композитор проводил их вдали от городской суеты и аристократических салонов. Зимой же начинался педагогический сезон. Шопен возвращался в Париж, включался в процесс преподавания и отдавался светским развлечениям. Фридерик вообще был человеком светским и являлся завсегдатаем многочисленных салонов.  Здесь он познакомился со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, в том числе с А.Мицкевичем, Г.Гейне, Э.Делакруа, В.Беллини, Г.Берлиозом, Ф.Мендельсоном и другими.

В 1838 году Шопен сблизился с писательницей Жорж Санд, и эта женщина сыграла важную роль в его творческой биографии. Именно на период их совместной жизни приходится блестящий композиторский расцвет в творчестве Шопена, изумительный по продуктивности и художественному совершенству период. Большинство его самых ярких произведений были созданы именно в это время. Разрыв отношений с писательницей в 1847 году был крайне болезнен для композитора. Расставание привело к падению творческой активности – в оставшиеся годы Шопен не сочинил почти ничего.

Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез)  и вскоре вернулся в Париж. В последние годы жизни рядом с угасающим Фридериком находилась его старшая сестра.

Шопен скончался 17 октября 1849 года в Париже в возрасте 39 лет. Хотя композитор и провёл большую часть жизни на чужбине, но в душе всегда оставался на родине, со своим народом. Поэтому в соответствии с завещанием сердце его было перевезено в Варшаву и захоронено в одной из колонн костела Святого Креста. Эту колонну можно определить по доске с надписью: «Фридерику Шопену – соотечественники».

7ZTtlyq_deg.jpg