Методический доклад "Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина"

galaeva julia sergeevna

Изложение педагогического опыта автора в процессе удаленной работы в классе фортепиано с детьми-обучающимися МХС "ВИТА" г. Новокузнецка. Вывод: дистанционное обучение неполноценно, не может заменить очного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_distante_may_2020.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина»

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

Галаева Ю.С.

Новокузнецк

2020

Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина

        Данная работа является попыткой найти ответ на следующие вопросы:

  1. Какие плюсы и минусы по сравнению с традиционным, очным обучением детей школьного возраста игре на фортепиано выявились в ходе проведения дистанционных уроков?
  2. Может ли дистанционное обучение в полной мере заменить очное?

Время написания данной работы – май 2020 года. Известные события (распространение коронавирусной инфекции, введение режима повышенной готовности и отмена очных занятий с детьми согласно рекомендациям Роспотребнадзора РФ) явились причиной перевода занятий на дистанционный, удаленный режим. В связи с этим изменились буквально все аспекты проведения уроков.

Начать можно с элементарных бытовых аспектов. Сюда относится прежде всего доступность электронных каналов связи между учеником и учителем и такие характеристики этих каналов, как скорость, устойчивость связи, качество видео- и аудиоряда в процессе проведения уроков. Учеников, которым посчастливилось иметь хорошее качество связи (имеется в виду качество, позволившее минимизировать временнУю задержку в ходе передачи собственно игры на фортепиано), автор этих строк может пересчитать по пальцам одной руки. Занятия с этими учениками можно считать максимально приближенными к «живым» урокам. В остальных случаях, увы, задержка (отклик) между игрой педагога и ученика составляла, по ощущениям, от 1 до 3 секунд. Излишне говорить, что для игры на музыкальном инструменте такие «темпоральные дыры» неприемлемы. Мышление и слух музыканта во временнОм отношении настраиваются максимально точно, и полноценный показ или игра ученика становятся невозможными. К этой же проблеме относится и явление сбоев непосредственно ВО ВРЕМЯ исполнения произведения: даже если ученик играет все верно, часто бывают сбои связи, при которых целые куски музыки «наслаиваются» друг на друга, то задерживаясь на паузе, то потом резко догоняя друг друга. Очевидно, что данные явления связаны с разной пропускной способностью в сетях различных провайдеров услуг предоставления интернета, разными тарифами оплаты в разных семьях, а также разным местоположением этих точек доступа в интернет у учеников. Причем эти недостатки не зависели от платформы, на которых проводились уроки – WhatsApp, Viber, Zoom, Skype – по большому, профессиональному счету ВЕЗДЕ существует эта пресловутая задержка звука. У автора сложилось такое впечатление, что для профессиональных дистанционных занятий музыкой как исполнительским искусством необходима отдельная платформа с максимально возможной, моментальной скоростью отклика. Российская действительность показала, что до этого, видимо, еще очень и очень далеко. Все существующие каналы связи при одновременном нахождении в них сотен тысяч людей неизбежно «зависают», и говорить о качестве обучения игре на музыкальном инструменте в таком контексте можно лишь с огромной натяжкой.

Добавим сюда разные условия для занятий у разных детей. Большинству учеников автора родители обеспечили приемлемые условия для занятий – отдельную комнату, тишину. Некоторые уроки проходили с вмешательством членов семьи, как то, например, снующая через комнату мама с тазом белья, младшие братья и сестры, которых не могли или не хотели убрать взрослые. Такие помехи не добавляют оптимизма ни у ребенка, ни у педагога в условиях, и так приближенных к «боевым». Зато здесь всеобщая изоляция неожиданно сослужила хорошую службу: педагог может воочию увидеть, в каких условиях ученик занимается игрой на фортепиано, то есть: правильна ли посадка ребенка за инструментом, какого качества этот самый инструмент и так далее. Наконец-то все рассказы ребенка и родителей об этих аспектах занятий обретают зримую форму, здесь уже ничего не скроешь – ни качества звучания инструмента, который подчас расстроен, ни неправильной посадки на крутящихся офисных стульях… Хорошо, что посадку, по крайней мере, удалось исправить и больше не беспокоиться об этом. Родители получили точное представление о правильной посадке ребенка. Отдельно стоит сказать об электронных фортепиано, которые сейчас массово покупаются детям для домашних занятий. Практически все они НЕ ПОЗВОЛЯЮТ сформировать полноценный игровой аппарат детей, так как не дают ни правильного нажатия на клавишу пальцев, ни динамических оттенков звука. Кстати, звук электронного инструмента в передаче по интернет-каналу общего пользования оставляет желать много, много лучшего; часто это нельзя назвать музыкальным звуком…Те же фортепиано, которые позволяют, имеют высокую стоимость, что резко сужает круг потребителей таких инструментов, по крайней мере, в Кузбассе. Это огромная проблема, которая лишний раз во всей красе предстала во время вынужденных дистанционных занятий.

Некоторые детали домашних занятий оказались весьма неожиданными. Так, выяснилось, что у одной из учениц автора в ее комнате живет попугайчик, маленький, но очень голосистый. Птице не прикажешь, и она резко и очень звонко кричит именно тогда, когда маленькая хозяйка приступает к занятиям. (Видимо, и птицам нравится фортепианная музыка!) Проблема заключалась в том, что эти трели сбивали девочку с метра и ритма при исполнении. Эти сбои проявлялись и раньше при занятиях в классе с педагогом, и не могли быть объяснены: ребенок с абсолютно нормальным развитием не мог ритмично сыграть пьесу от начала до конца! Оказалось, что причина не в ребенке! После того, как договорились убирать птичку вместе с клеткой из комнаты на время занятий, метроритмическая сторона исполнения заметно улучшилась.

Отметим, что подобным образом удалось устранить некоторые «неправильности» в исполнении учеников. Но, к сожалению, кардинально на ситуацию это не влияет…

Перейдем к самому главному (и решающему, к сожалению!) недостатку дистанционных уроков. Он связан с абсолютной невозможностью показать ученику, как технически правильно он должен играть то или иное место или вообще произведение. Музыкальное исполнительство – это вид музыкального искусства, в котором двигательный, физический аспект является неотъемлемой составной частью. Эта часть, как выяснилось предельно быстро при дистанте, не может быть передана маленькому исполнителю никакими ухищрениями педагога. В такой ситуации ребенок может опираться только на тот технический багаж, который был им приобретен ранее на «живых» занятиях. И обучение приобретает однобокий характер, по ощущениям, от него остается примерно половина… Показать какой-то прием исполнения, оказывается, намного проще, понятнее и быстрее, чем объяснять его на расстоянии! И это еще не касаясь тонкостей исполнительского искусства, из которых, собственно, и состоит нормальный «живой» урок. Степень опоры в клавишу, требуемый характер прикосновения к ней, нюансы звукоизвлечения – все становится недоступным. «Лепка руки» маленького пианиста в таких условиях невозможна. Автору вспоминаются в этой связи кадры съемок того, как человекоподобные роботы играют иногда на выставках на электронных фортепиано. Металлические пальцы шевелятся, клавиши опускаются и поднимаются, но музыкой это назвать трудно…

На дистанционных занятиях можно заниматься ограниченным набором действий. Например, учить музыкальный текст (выгрываться, что называется, в него) по нотам и наизусть. Можно расширять свой музыкальный кругозор, в этом, конечно, всемирная сеть неоценима. Однако здесь появляется проблема количества времени, затрачиваемого на поиски нужного контента. При обращении к интернету выяснилось, что примеры для иллюстрации того или иного ДЕТСКОГО произведения еще нужно очень сильно поискать! Некоторых детских пьес в интернете в исполнении музыкантов, а тем более детей, просто не найти! Распространены лишь очень известные вещи, которые уже «заиграны» поколениями. И хорошо еще, если это достойное исполнение, а если это нечто неграмотное, неприемлемое? И здесь оказывается, что для педагога сыграть ученику в классе пьесу, передать все нужные аспекты исполнения, наконец, почувствовать ответную реакцию ученика намного проще и естественнее, чем на расстоянии.

Конечно, педагог может и должен записывать видеоролики для учеников. Но процесс видеозаписи отнимает огромное время и усилия именно потому, что нужно высокое качество таких записей, которое в итоге все равно не заменяет живого, непосредственного общения ученика и учителя. Ведь когда мы проигрываем ученику произведение, новое ли или то, над которым он уже работает, возникает множество нюансов, еле уловимых, тех, ради которых люди и ходят на концерты. Видеоролик не может передать всего этого.

Нельзя не сказать с благодарностью о мужестве и стойкости российских родителей и детей, конечно. Несмотря на всю неразбериху в процессе дистанционной работы, на всяческие ограничения, на крайне негативный и выхолощенный информационный фон вокруг, их желание продолжить обучение, готовность приспосабливаться, чтобы не потерять наработанное, проявилось явно. И это заслуживает безусловного уважения и желания работать и дальше.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать: полноценное дистанционное обучение игре на музыкальном инструменте, в частности, на фортепиано – это утопия, которая показала свою полную несостоятельность. Образованием такое явление назвать нельзя, поскольку из такого процесса вырывается огромная часть неотъемлемых сторон игры на инструменте. В качестве вспомогательного такое образование вполне оправданно, в своих рамках оно может быть удобным для использования, расширяющим возможности. Но в качестве основы, базиса, на котором держится успешность обучения ребенка – безусловно, нет. Разница между очным и дистанционным образованием может быть сравнима с разницей между живым человеком и роботом. И музыканты как люди тонко ощущающие мир, конечно, остро это ощущают. Тем более маленькие музыканты, дети!