Семантика в музыке Иоганна Себастьяна Баха.

Преображенская Евгения Анатольевна

Чем же привлекает немецкий классик всех нас? Прежде всего, величественностью над мирностью своего творчества, то есть способностью не отождествлять себя с земной действительностью и земными страстями, а взглянуть на них как бы со стороны или сверху, глазами Бога. Многие исследователи размышляя о роли музыке Баха, говорят о её философской глубине и вселенском масштабе. При этом они забывают о том, что это музыка – богослужебная, и если и может рассматриваться в контексте философии, то исключительно философии религиозной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iogann_sebastya_bah_.docx21.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иоганн Себастьян Бах

Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все – и не знает никто. Бах – это великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств.

Длительное время считалось, что сам Бах увековечил себя, используя монограмму в собственном сочинении – в тройной фуге ре – минор. Монограмма использовалась Бахом в процессе композиции не один раз, и делалось это не в прямом сочетании букв – нот, а в зашифрованном виде, математически исчисленном, подчинённым законам композиции. Монограмма, растворённая в том или ином произведении  Баха, приобрела значение музыкального символа. Короткое слово Бах стало вместилищем сокровенных мыслей композитора. Нотная запись фамилии Баха в виде аккорда имеет форму креста – за этим видится не только особое музыкальное, но и религиозная миссия всех Бахов. Фамилия Bash – это музыкальная монограмма композитора: си бемоль – ля – до – си бекар.

Во времена Баха устойчивой традицией было группировать произведения одного жанра в циклы по 6. Делалось это по двум соображениям: во-первых, 6 – совершенное число, поскольку оно является суммой первых трёх натуральных чисел (1+2+3=6), а пропорция этих чисел поражает музыкальные консонансы (1:2 – октава,2:3 – квинта), во-вторых, сила библейского значения этого числа.

Творческое наследие Баха – самый яркий пример такой трактовки числа 6. Вспомним его 6 Французских и 6 Английских сюит, такое же количество виолончельных сюит, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат с клавесином и произведений для скрипки соло, его 6 партий для клавесина и ещё ряд других.

Неужели Бах производил математические расчеты? Ведь не осталось никаких доказательств этого.

Бах был музыкантом, а не математиком, но  в его музыке, которую он оставил человечеству в наследство, говорит всё. Его музыка является зашифрованным духовным мостом, перекинутым в наше время. Музыка Баха несёт духовное здоровье, гармонизует наше внутреннее состояние и углубляет понимание жизни.

Семантика – это раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка (от древн. гр. -  обозначающее). Семантика в музыке – это внутреннее, часто скрытое значение того или иного элемента музыкального языка (интонация, лад, тональность и т.д.).

Так вот в эпоху барокко, когда жил и творил Бах, семантическая трактовка тональности была очень распотранена. Так тональность ре – мажор, выражало «шумные эмоции, бравурность, героику, победное ликование», тональность си – минор, считалось «пассионной»,  связанной с образами страдания, распятия, креста. Наиболее печальные были «мягкие» тональности – это до - минор, фа – минор, соль - минор. Тональность до – мажор считалось самой чистой и светлой, его символы это невинность, простота, речь ребёнка, ре – минор, меланхолическая женственность и т.д. Таким образом изменение тональностей в одном произведении служило источником музыкального развития и обеспечивало игру аффектов, переходы из одного душевного состояния в другое.

У музыковедов – свой Бах: глубокий, гениальный, и как ни разбирай – остающийся непостижим. Некоторые разбирают его «по косточкам», находя символику даже в числовых соотношениях. Да, символика безусловно есть, в том числе и числовая, но попробовал бы кто-нибудь написать что-нибудь изощряясь только в числах.

У слушателей – свой Бах: возможно, каждый чувствует в нём что-то своё, отвечающее его личным мыслям и чувствам. Баха может слушать каждый человек. Не то, так другое: не кантаты, так органные произведения, не «Страсти», так «Бранденбургские концерты»  и т.д.

И как, и сколько не пиши – всё будет мало, но  писать и говорить нужно. И о стиле, и о той же символике, и об отдельных произведениях. Даже о семье– поскольку здесь всё необычно. Он был крайне скромным человеком, не стремился ник славе, ни к какому-то всеобщему мировому признанию, он даже не дал данных о себе, когда создавали «Музыкальный словарь», и попросили прислать автобиографию! Он делал своё дело, часто вступая в конфликт с властями, он заботился об огромной своей семье, учил детей, и сочинял гениальную музыку. Это конечно, главная загадка Баха. Непостижимая работоспособность в сочетании с непостижимой гениальностью. Такие загадки, кстати, и не разгадываются.

Бах – это целый род. Огромный немецкий род, давший более 50-ти музыкантов. Сам Иоганн насчитал 53-х родственников музыкантов, живших и работавших до него в Германии. Это целое и большое, и разветвлённое древо Бахов. Там были, например, и булочники, но все они больше известны более как музыканты.

Сыновья самого Баха, тоже стали композиторами, причём довольно долго они были знамениты, в то время как о самом Бахе в Европе забыли.

Огромный интерес к образу композитора вспыхнул уже в XIX веке, после исполнения «Страстей по Матфею», под руководством Феликса Мендельсона (основателя Лейпцигской консерватории), он нам больше известен по «свадебному маршу».

Так чем же привлекает немецкий классик всех нас? Прежде всего, величественностью над мирностью своего творчества, то есть способностью не отождествлять себя с земной действительностью и земными страстями, а взглянуть на них как бы со стороны или сверху, глазами Бога. Многие исследователи размышляя о роли музыке Баха, говорят о её философской глубине и вселенском масштабе. При этом они забывают о том, что это музыка – богослужебная, и если и может рассматриваться в контексте философии, то исключительно философии религиозной.

Бах – это океан, как сказал Бетховен, в который всё стекает, и из которого ничего не вытекает. Это очень хорошо понимали гениальные люди разных времён. Последним это понял и осознал Андрей Тарковский в своём фильме «Солярис», где солярис прощает человечеству все его грехи только за одну хоральную прелюдию Баха.  Кто знает и помнит этот фильм; где на станции все сходят с ума и ясно почему. Потому что солярис делает страшную вещь – он материалирует человеческую совесть. А этого нельзя делать, потому что пока она (совесть) растворяется в воздухе, её как бы нет, мы отбрасываем это всё, а если она материализована, всё время постоянно напоминает нам о себе, напоминает все наши грехи, то человеческая психика не выдерживает.  

Изменение тональности в одном произведении служило источником музыкального развития и обеспечивала игру аффектов, перехода из одного «душевного состояния» в другое.

Процесс высвобождения от монохромности  одной тональности занял 2 столетия истории в западноевропейской музыке. Венские классики ещё были в плену несовершенства духовых инструментов входящих в состав оркестра. Это определяло круг используемых тональностей с небольшим количеством ключевых знаков. Именно по этому у Гайдна и Моцарта большая часть симфоний написана в тональностях до, соль, ре, ля, ми бемоль, си бемоль мажорах и минорах – в них не больше трёх ключевых знаков.

Композиторы эпохи романтизма получили все возможности для далёких модуляций из одной тональности в другую. Усовершенствованная система молоточкового фортепиано открыла широкий путь фортепианной музыки. И хорошо темперированный строй клавиатуры как нельзя лучше подходил для любых самых неожиданных модуляций. Отсюда и красочность «звукописи» романтической музыки. Любимые тональности Шопена и Листа – ре бемоль - мажор, фа диез – мажор – тональности с пятью знаками – тональности уводящие нас в мир мечты, парящие над землёй в идеальном мире возвышенной любви.

Музыка эпохи барокко – это период в развитии европейской академической музыке приблизительно между 1600 и 1750 – ым годами. Она появилась в конце эпохи возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского языка, что означает жемчужину или морскую раковину причудливой формы. Изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризуется весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Следует заметить, что термин «барокко», как обозначение музыкальной эпохи используется относительно недавно. Впервые его применил музыковед Курт Загс (немецкий и американский музыковед, один из основателей современного инструментоведения), затем термин появился лишь в 40 – х годах ХХ столетия.  

Музыка барокко взяла от ренессанса практику использования полифонии и контрапункта (одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов (полифония).

В эпоху классицизма роль контрапункта уменьшилась, и на первое место вышла гомофонная фактура музыкального произведения (однозвучие, мелодия с аккомпанементом).

Бах родился 21 марта 1685 года в лютеранской семье и был крещён по лютеранским традициям. И в течение всей своей жизни оставался верным сыном  и приверженцем этого протестанского течения, необычайно сильного в восточной части Германии, где он родился и прожил большую часть жизни.  

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.

Он обладал уникальным слухом, мог исполнить один раз услышанное произведение без ошибок.

За свою жизнь 8 раз менял место жительство, переезжая из города в город.

Был очень вспыльчивым человек, принципиальным, часто срывался на своих коллег и учеников. Мог кричать на них, рвать ноты, ломать инструменты.