Концерт-лекция "В ритме времени"

Бодягина Людмила Васильевна

Эта работа посвящена популярному российскому композитору и исполнителю, работающему в жанре музыки для русских народных инструментов, Лауреату Международных и Всероссийских конкурсов, заслуженному деятелю искусств Евгению Дербенко. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста и аккордеониста, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений. Интересна музыка этого автора и для других инструментов и ансамблей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert-lektsiya._v_ritme_vremeni.docx34.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Аттестационное задание № 3

Тематическая разработка

Концерт – лекция

В ритме времени

Выполнил:

Бодягина Людмила Васильевна

Преподаватель МБОУ ДО  

«Нижнесортымская ДШИ»,

Пояснительная записка

Реализация  Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии, повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования.

На основании приказа Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г. №162  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе»,  плана мероприятий («Дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы, утвержденным Первым заместителем Министра культуры РФ от  24.01.2018г., Методических рекомендаций по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в  области искусств от 22.10.2019г.,  с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности необходимо создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Народные инструменты» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации.

Основной контингент обучающихся - это дети школьного возраста, их выбор художественной деятельности в целом, спонтанен. Движущая сила, которая приводит их в стены ДШИ – любопытство, возрастной интерес, родительские притязания. И общая задача формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению праздного детского любопытства в зрелую стойкую потребность общения с искусством.

Мотивация есть объективный показатель качества образовательных услуг и процесса обучения. Она зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации учебной и внеурочной деятельности.

Как известно, чтобы стать хорошим исполнителем, необходимо быть хорошим слушателем, чтобы стать композитором, надо стать и слушателем и исполнителем. Между тем, умение воспринимать художественный текст, навык общения с творцами через знаковую систему, через семантику и синтаксис языка искусства практически не сформирован у обучающихся и родителей.

Поэтому для нас важна задача формирования музыкальной грамотности детей и родителей, их слушательской, зрительской культуры.

В процессе многолетней воспитательной работы обозначились приоритетные идеи и задачи ДШИ:

1. Воспитание есть взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Оно направлено на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

2. Расширение эмоционально-чувственной сферы через приобретение опыта сострадания, сочувствия, сопричастности как основ духовности человека.

3. Становление корпоративной культуры между взрослыми и детьми. Сотрудничество и взаимодействие на всех этапах учебно - образовательной практики.

При реализации  дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты: аккордеон» ПО.01.УП.01. большое внимание, на протяжении всего периода обучения, уделяется изучению и исполнению оригинальных произведений.

В подготовке  данного мероприятия были привлечены родители, которые совместно с детьми участвовали в составлении сценария мероприятия; помогали в разучивании тематического репертуара, оформление зала, подготовке слайдовой презентации;

Подготовительная работа и практическое применение этого мероприятия получилось очень насыщенное, интересное, дети и родители делились своими впечатлениями, проблемами.  Многие дети поняли, что прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.

Цель: 

Знакомство обучающихся отделения народных инструментов с популярным российским композитором и исполнителем, работающим в жанре музыки для русских народных инструментов Евгением Петровичем Дербенко; укрепление взаиморасположения обучающихся, преподавателей и родителей; демонстрация творческих достижений обучающихся.

Задачи:

- показать многообразие жанров произведений Е.П. Дербенко;

-  способствовать популяризация инструментальной музыки;

- совершенствовать исполнительское мастерство и музыкальное мышление обучающихся;

- активизировать учебный процесс через интегрированный подход в проведении внеурочных мероприятий;

- вовлекать родителей в сотрудничество через совместные занятия искусством;

- создавать условия для творческой самореализации личности ребёнка;

- развивать коммуникативные навыки и совершенствовать умение вести себя на публике;

- продолжать воспитывать грамотного и активного слушателя.

Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:

- конструктивному - большое место принадлежит конструированию мероприятия, а также домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого обучающегося.

- организаторскому –   включает следующие направления: организация своего изложения; организация своего поведения в ходе проведения мероприятия; организация деятельности детей; организация деятельности родителей; постоянная активизация их познавательной сферы.

- коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.

Методы:

по классификации М.А.Данилова, Б.П.Есипова:

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков;

-методы использования  знаний;

- методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение:

- музыкальные инструменты -  аккордеоны, баяны, балалайка, домра, шумовые инструменты;

- компьютер (ноутбук);

- видеозаписи и аудизаписи;

- видеофайлы, презентация;

- видеопроектор, экран.

Репертуарный блок:

1. Е.Дербенко. Скомороший танец.

2. Е.Дербенко. Пингвины.  

3. Е Дербенко. Лирическое настроение.

4. Е Дербенко. Вечерний мотив.

5. Е.Дербенко. Ливенский ковбой.

6. Е Дербенко. Экспромт.

7.  Е.Дербенко. Золотая рожь.

8. Е.Дербенко. Край березовый.

9. Е Дербенко. Романтическая прелюдия.

10. Е.Дербенко. Русская миниатюра.

11. Казачок. Обработка Е.Дербенко.

12. Е.Дербенко. Пьеса в современных ритмах.

13. Е.Дербенко. В ритме времени.

Здравствуйте, уважаемые зрители, сегодня наш вечер мы посвящаем популярному российскому композитору и исполнителю, работающему в жанре музыки для русских народных инструментов, Лауреату Международных и Всероссийских конкурсов, заслуженному деятелю искусств Евгению Дербенко. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста и аккордеониста, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений. Интересна музыка этого автора и для других инструментов и ансамблей.

Деятельность музыканта Евгения Дербенко  многогранна. Он - автор более 3,5 тысяч музыкальных произведений, которые издаются и исполняются не только в России, но и за рубежом.

Родился Евгений Петрович 17 марта 1949 года.

Родина композитора — подмосковный город Павловский Посад. Первым музыкальным впечатлением детства, определившим дальнейшую судьбу Евгения Дербенко, была поразившая его воображение игра на гармони соседа-самоучки. Сам Евгений начал сочинять музыку в первом классе музыкальной школы. Строгий учитель по классу баяна, услышав его первый вальс, произнёс: «Ну что ж, ничего гениального». Начинающий автор, конечно, расстроился, но занятия сочинительством не бросил, хотя учителю свои опусы больше не показывал.

Давайте послушаем произведение Е.Дербенко «Скомороший танец»

1. Е.Дербенко. Скомороший танец.  Исполняет Рылова Таисия.

В 1964 году Евгений Дербенко поступил в Первое Московское областное музыкальное училище в городе Коломне. Учился молодой Евгений по классу баяна, но увлечение сочинением музыки постепенно превращалось для него в жизненную необходимость. Так, заканчивая училище, на государственном экзамене, он играл свою пятичастную Сонату для баяна.

Услышав произведение юного маэстро, экзаменационная комиссия дала Дербенко рекомендацию для поступления в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. В институте Евгений учился по классу баяна и по композиции.

Его пьесы для оркестра звучали в Молодёжном оркестре под управлением Н.Н.Калинина, в оркестре имени Осипова под управлением В.П.Дубровского, их стали включать в свой репертуар известные баянисты.

2. Е.Дербенко. Пингвины.  Исполняют Хакимов Исламбек, Мирзоян Рубен, Рылов Николай.

Многие современные композиторы в своих произведениях обращаются к народной мелодике, интонации, ритму. Народность в музыке выражается в правдивости чувств и образов, в создании музыкальных образов народа и народных героев.

3. Е Дербенко. Лирическое настроение.  Исполняют Рылова Нина и Лосевской Трофим.

По-настоящему развернулся талант композитора в городе Орле, куда в 1974 году Евгений Петрович приехал по распределению на работу в музыкальное училище.

В этот период произведения молодого композитора исполняет много различных коллективов.

Е.Дербенко известен не только как композитор, но и как замечательный, виртуозный баянист и гармонист. В составе организованного им ансамбля "Орловский сувенир" он объездил более 20 стран мира. С сольными концертами выступал на Украине, в Белоруссии, Франции, Германии, Швейцарии, Индии, странах Бенилюкса.

Каждое выступление коллектива ансамбля является уникальным и не похожим на другие. Сценический образ и постановочное мастерство руководителя ансамбля и каждого из его членов, делают выступления интересными и насыщенными. Поэтому, где бы ни выступал этот коллектив — в нашей стране или за рубежом,— ему сопутствует неизменный успех.

4 . Е Дербенко. Вечерний мотив.  Исполняют Файрузов Артем (балалайка), Карпов Данил (аккордеон).

Вы знаете, сколько видов гармошек существует в России?

 Сотни видов гармоник - саратовские, архангельские, осетинские, в каждой области своя. А звонкоголосые, одни из наиболее известных, ливенки делают в единственной на всю страну мастерской в орловском районном городе Ливны. Запели ливенки еще в конце XVIII века.

Известно, что сам блистательный граф Орлов развлекал императрицу Екатерину игрой на гармошке. Приезжал в Ливны слушать ярмарочных гармонистов Лев Толстой. Ливенка была постоянной спутницей в радостях и бедах простого люда: и свадьбы, и похороны, и праздники нельзя было представить без неё.

У ливенки самые длинные меха. Если у других гармошек рёбер-борин 13-14, то у ливенки - 40. Такую гармошку можно буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении мехов ее длина достигает двух метров.

Ливенская гармошка от тальянок отличается тем, что если на всех прочих требуется владение сложной техникой игры мехами, то на ливенках звук не меняется при смене меха. К тому же гармошки не имеют ремней, которые перекидываются через плечо гармониста. От объема, силы мехов зависит “вздох” - звук гармони. Поэтому не большая по размеру, но с длинными мехами ливенка, самая голосистая.

В 1975 году в одной из местных орловских газет появилась заметка: «В самих Ливнах на гармониках от больших - величиной с обувную коробку, до крохотных - со спичечный коробок, играют музыканты ансамбля «Ливенские гармоники». Специальный репертуар для них пишет орловский композитор Евгений Дербенко».

Сотрудничество композитора с ансамблем «Ливенские гармоники» привело к появлению новых оригинальных произведений.

В самих Ливнах в начале 2013 года установлен памятник великой ливенской гармошке – символу города Ливны.

5. Е.Дербенко.  Ливенский ковбой.  Исполняет Портянкина Юлия (домра), концертмейстер Рахматуллина Айгуль Зидыяровна (фортепиано).

Яркий музыкальный и педагогический талант, богатый исполнительский опыт позволили Евгению дербенко воспитать болеее 100 лайреатов международных и всероссийских конкурсов исполнителей на русских народных инструментах. Наиболее известные ученики Евгения Дербенко:

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, стипендиат Министерства культуры РФ, фонда “Русское исполнительское искусство” и Международного благотворительного фонда В.Спивакова, гармонист Павел Уханов;

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист ГУК “Москонцерт” - Михаил Коломыцев;

Лауреат первых премий различных международных конкурсов, солист Московской и Вологодской филармоний, участник сольных концертов певицы Марины Девятовой – Михаил Морозов;

Баянистка и гармонистка, лауреат международных и всероссийских конкурсов, стипендиат премии “Юные дарования России” при поддержке министерства культуры РФ - Лия Брагина; и многие другие ученики великого педагога.

С января 2012 года Дербенко – профессор кафедры народных инструментов Белгородского государственного института культуры и искусства.

6. Е.Дербенко. Экспромт. Испоняет Чепрасова Полина.

Его инструментальные сочинения требуют высокого исполнительского мастерства. В песенном творчестве композитор, считают критики, выступает сторонником ясной, чистой мелодии, как бы льющейся из глубины души. В этом он яркий продолжатель лучших традиций русской песни.

7.  Е Дербенко. Золотая рожь.  Исполняют Бодягина Людмила Васильевна, Рахматуллина Айгуль Зидыяровна.

Надо сказать ещё об одной заслуге Евгения Петровича Дербенко: он впервые в России разработал и внедрил в учебный процесс программу по классу гармони для музыкальных училищ. Она была одобрена Российской академией музыки имени Гнесиных и содержит трёхзвенную систему музыкального образования для гармонистов: «музыкальная школа – училище – ВУЗ». Ни один композитор фактически не писал для русской гармони. В основном гармонисты играли наигрыши, страдания, «Барыню». А это, как считает Дербенко, всё равно, что играть на фортепиано один только «Собачий вальс». Е.Дербенко стал первым профессиональным композитором, который создал огромный оригинальный репертуар для гармони - от небольших произведений-миниатюр до сонат, сюит, квартетов, концертов с оркестром. И тем самым способствовал тому, что теперь этот инструмент звучит не только на завалинках, но и в концертном зале имени Чайковского, да и в Большом зале консерватории.

8. Е.Дербенко. Край березовый. Исполняют Доломанжи Мария (аккордеон), Кулушева Камила (фортепиано).

9. Е Дербенко. Романтическая прелюдия. Исполняет квартет баянистов и аккордеонистов «Muzic time»

В качестве председателя и члена жюри Дербенко участвовал в работе нескольких десятков международных и всероссийских конкурсов. Ежегодно в городе Рязань проходит Национальный фестиваль - конкурс традиционного народного творчества молодежи «Есенинская Русь». Он собирает на одной сцене более 400 участников из разных городов России. Председателем жюри этого фестиваля – конкурса в номинации «инструментальное исполнительство» много лет подряд является заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, педагог Евгений Петрович Дербенко. Он даёт мастер-классы и сольные концерты. В одном из интервью Евгений Петрович сказал: «Когда ребенок играет дома или для себя – он музыкант, но, выходя на сцену, он уже артист и при помощи своего музыкального инструмента должен общаться с публикой. Труд музыканта очень тяжелый. Чтобы чего-то добиться, необходим талант и стремление к мастерству».

10. Е.Дербенко. Русская миниатюра. Исполняют Чепрасова Полина и Мусаева Гуримат.

С 2009 года в городе Сызрани проходит Всероссийский конкурс-фестиваль  исполнителей на народных инструментах «В ритме времени»  имени Евгения Дербенко, где  председателем жюри является сам автор многих произведений.

11. Казачок. Обработка Е.Дербенко. на сцене оркестр русских народных инструментов «Берендеи», руководитель Горшкова Екатерина Петровна.

С 1998 года Евгений Дербенко ведет активную концертную деятельность в дуэте с Заслуженным артистом России, руководителем Орловского трио баянистов, Анатолием Кочергиным. Репертуар ансамбля исключительно оригинален. Он состоит из обработок народных напевов, аранжировок популярных мелодий разных стран и оригинальных произведений Евгения Петровича. Дуэт принимал участие в Международных конкурсах и становился победителем, гастролировал в России и за рубежом, выпущены несколько компакт-дисков с записями. В исполнении дуэта привлекает яркая эмоциональность, импровизационность, свободное владение инструментами. Музыкантов справедливо называют «Виртуозами Орла». Они демонстрируют беспредельные возможности современных баянов и делают это артистично, легко, всегда встречая восторженный прием публики.

Предлагаем вашему вниманию  послушать произведения Евгения Дербенко в  квартет баянистов и аккордеонистов «Muzic time», которые не теряют своей яркости на протяжении многих лет.

12. Е.Дербенко. Пьеса в современных ритмах.

13. Е.Дербенко. В ритме времени.

Исполняет квартет баянистов и аккордеонистов «Muzic time»

В чём же секрет музыки Евгения Дербенко? Народный артист Украины, профессор В.В.Бесфамильнов так ответил на этот вопрос: «В каждом его произведении – своя «изюминка», нет повторов в технических и композиторских приёмах, почерк остаётся дербенковским. Музыка покоряет оптимизмом, содержательностью, страстью душевной и эмоциональной!»

Талант, трудолюбие, творчество, фантастическая преданность своему делу - вот слагаемые успеха этого музыканта, одного из ярких представителей российской музыкальной культуры.

Он призывает нас: «Давайте творить вместе, ибо творчество – это смысл жизни!»

А сейчас я попрошу родителей и ребят ответить на несколько вопросов:

Вопрос

Ответ

Ваши впечатления о данном мероприятии?

Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям?

Как Вы оцениваете выступление Вашего ребенка?

Устраивает ли Ваш ребенок «домашние концерты»?

Какие чувства Вы испытали во время и после мероприятия?

Ваше мнение о необходимости введения в практику проведения подобных мероприятий?

Ваши пожелания.

Дорогие друзья, наш концерт подошел к концу. Мы от всей души благодарим вас за внимание, душевную поддержку и творческую сопричастность. До новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Евгений Петрович Дербенко : к 60-летию композитора и педагога : библиографический указатель Орел, 2009.
  2. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации.
  3. Концепция о правах ребёнка, резолюция 44/25 Генеральной ассамблеи от 20.11.1989г.
  1. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999
  2. Музыкальный словарь в рассказах. М. 1987.
  1.  Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/авт.-сост. Н.П.Наволокова, В.Н.Андреева – Ростов н/Д : Феникс, 2014
  2. Приказ Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г. №162  «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе»
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Интернет-ресурсы.    

 

Итоги  проведенного мероприятия:

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь исполняя произведения для родителей, он ощущает себя настоящим артистом. Такой вид работы, расширяет творческие способности, способствует:

приобретению знаний и творческого опыта в неформальной обстановке; оптимальному психологическому комфорту у обучающихся;

созданию ситуации совместного успеха.

Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:

  • четкость и ясность поставленных задач перед обучающимися;
  • разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка;
  • создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации);
  • активизация слухового контроля;
  • развитие мышления (игра в различных составах ансамбля, оркестре);
  • подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
  • самоанализ обучающимися исполняемых произведений;
  • метод интеграции.

Все этапы мероприятия были взаимосвязаны между собой, являясь логическим продолжением одного к другому. Время распределено рационально.

Прослеживается  использование межпредметных связей: музыкальная литература, ансамбль, специальность, оркестровый класс.

Приобретаемые навыки:

-  вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;

- вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;

- умение работать над музыкальным произведением;

- умение использовать теоретические знания  и практически  их  применять.

Родители выступали в ходе мероприятия как «наблюдатели».

Анализ опроса показал, что и родителям и участникам интересно на данном мероприятии. Обучающиеся и родители были организованы и сосредоточены. С интересом принимали участие в мероприятии, с увлечением слушали рассказ преподавателя.

В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощённость и хорошее настроение, непосредственное участие ребят и родителей в роли слушателей и исполнителей, дают каждому возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Прозвучали пожелания родителей чаще организовывать такие мероприятия.

Представляя аттестационное задание гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.