Открытый урок по классу фортепиано на тему: « Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома П.И.Чайковского».

Преображенская Евгения Анатольевна

Методическая разработка

открытого урока по классу фортепиано

на тему:

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома  П.И.Чайковского».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

Методическая разработка

открытого урока по классу фортепиано

на тему:

« Работа над пьесами малой формы в младших классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома  П.И.Чайковского».

       Преподаватель: Преображенская Евгения Анатольевна

                                                    2019 год

Пояснительная записка

Тема урока:      « Работа над пьесами малой формы в младших

                             классах ДМШ на примере пьес из «Детского альбома            

                              П.И.Чайковского».      

 

Цель урока: Решение исполнительских задач и развитие музыкального мышления.

Тип урока:    Комбинированный урок.

 

Задачи урока:

   

   Образовательные:

- закрепление теоретических знаний (музыкальная терминология, аппликатурный принцип, штрихи, средства музыкальной выразительности) и практических навыков;

-   работа над достижением нужного характера звука, фразировкой, преодолением фактурных трудностей.

   Развивающие:

-    расширение объема исполнительских навыков;

-    развитие образного мышления, художественного воображения;

-    развитие творческой активности учащейся;

-  развитие слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к    исполнению изучаемых произведений.

   

  Воспитательные:

-   воспитание самостоятельности учащейся;

-   воспитание любви к музыке;

-   воспитание эстетического вкуса.

 Краткая характеристика учащейся:

    Урок проводится с ученицей 2-го класса Потаповой Софьей, возраст 8 лет.

Девочка обладает хорошими музыкальными данными.

Поступила в музыкальную школу без подготовки, обучается второй год.

Проявляет живой интерес к занятиям фортепиано, очень общительна,

регулярно готовит домашнее задание, очень ответственна.

   

  Репертуар, изучаемый на уроке:

    Две пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

  1.  «Новая кукла».
  2.  «Старинная французская песенка».

 Формы развивающего обучения, используемые на уроке:  

-   рассказ учащейся о музыке;

-   наполнение урока теоретическим и историческим материалом;

- использование информационных технологий (электронные ресурсы, возможности Интернет).

 

Материалы, используемые на уроке:

1. Фортепиано

2. Папка с нотами

3. Иллюстрированные нотные сборники

4. Дневник

5. Стул

6. Подставка для ног

7. Стол

8. Ноутбук

Структура и ход урока:

       Ι этап урока.   Организационный этап.

Задачи: создание благоприятной рабочей обстановки на уроке,

                 активизация внимания ученицы.

Наличие всего необходимого на уроке: дневник, ноты.

Действия:  Преподаватель и ученица взаимно приветствуют друг друга.

                     Ребенок готовится к уроку – достает ноты, дневник,

                     садится за инструмент.

Продолжительность организационного этапа: 2 мин.

     

     ΙΙ этап урока.  Проверка выполнения домашнего задания.

Цель:  проверить степень усвоения знаний, умений и навыков по итогам

            предыдущего занятия;

            контроль качества выполнения домашней работы;

            мониторинг эффективности самостоятельной работы ребенка.

Задачи: прослушать исполнение ученицы;

               дать ребенку возможность рассказать о том, как он занимался;

               дать возможность оценить свое исполнение;

               наметить пути дальнейшей работы над программой.

Действия преподавателя и ученицы:

  1.Я беседую с ребенком, Соня рассказывает о том,  какие ей были

    даны указания (сверяемся с дневником), что удалось выполнить, а

    что еще нет, в чем у нее были основные затруднения.

  2.Проверка выполненного задания по пьесе «Новая кукла»:

   Соня  исполняет по нотам всё произведение целиком.

    Я слушаю исполнение ученицы, не прерывая её игры. Запоминаю «про себя» все достоинства и недостатки. Отмечаю имеющиеся достижения, чтобы поощрить Соню и правильно ориентировать в дальнейшей работе.

      3. Идет проверка выполненного задания по второй пьесе: «Старинная французская песенка».

 Ученица рассказывает о том, что она попыталась сделать в этой пьеске и исполняет её.

     4. Я общаюсь с ребенком.  Мы выясняем, что было сделано хорошо, были  ли какие-нибудь недостатки, внимательно ли ученица слушала свою игру. Вместе мы оцениваем проделанную работу и я выставляю оценку за домашнее задание.

Обобщение результатов ΙΙ раздела урока:

-  качественное выполнение домашнего задания;

-  активное участие ученицы в диалоге;

-  исполнение произведений;

-  поощрение положительного результата;

-  оценивание;

-  интерес к дальнейшей работе;

-  ставлю задачи последующей работы.

Примерная продолжительность данного этапа: 10 мин.

ΙΙΙ этап урока. Работа над новым материалом.

Цель данного раздела: освоение нового материала урока, работа над исполнительскими трудностями.

Действия преподавателя и ученицы:

  1. Работа над пьесой «Новая кукла».

      «Новая кукла» - самый короткий по продолжительности номер «Детского альбома». Пьеса считается несложной, чаще всего проходится во втором классе. Музыка пьесы наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Атмосферу радостного трепета и волнения в первую очередь создает аккомпанемент, имитирующий взволнованное биение сердца: «тук-тук».    

          Эту пьесу я дала Соне разбирать на летних каникулах. Ей эта пьеса очень понравилась, мы распечатали для её папки с нотами красочные иллюстрации к этой пьесе,  дома она ещё раз послушала пьесу в интернете и загорелась её разбором и изучением. На уроке она исполнила всю пьеску по нотам  двумя руками.    

         Разбирая форму пьесы, намечаем «стыки» частей. Для того чтобы Соне было легче понять трехчастность этого произведения, я предлагаю ей познакомиться со стихотворением Ларисы Дацюк, написанное к этой пьесе. Мы с ней читаем это стихотворение, видим, что оно состоит из 3-х четверостиший, последнее немного длиннее по объему, с заключительной кодой. Соня очень обрадовалась, узнав, что к этой пьесе есть стихи и можно пьесу играть и петь. С самого начала обучения, с первого класса,  ко всем изучаемым пьесам мы с ней находим стихотворения, либо сочиняем их сами.  Слова помогают ребенку хорошо выдерживать ритм, развивают его воображение, фантазию.  

После того как мы прочитали стихотворение, я предлагаю Соне спеть эту песенку. Я исполняю пьесу и мы с Соней поем. Таким образом, ученица  поняла трехчастность пьесы, мы определили и отметили стыки частей. Далее я попросила Соню обратить внимание на 2ю часть пьесы. Если в начале пьесы штрихи в партиях правой и левой руки были согласованы на сильных долях, то в средней части они звучат как бы вразнобой: создается впечатление, будто одна интонация наскакивает на другую, напоминая речь «взахлеб». Сравнив нотный текст с текстом стихотворения, мы с ней отметили каждую строчку четверостишия и разделили 2ю часть на четыре маленькие фразы, где каждая фраза соответствует строчке 2го четверостишия.  Каждая фраза начинается с затактовой ноты и состоит из четырех залигованных парных восьмых, разделенных между собой паузами на второй доле. Первые две пары восьмых как бы перекликаются друг с другом и исполняются переносом руки в разные октавы, а вторая пара восьмых – это восходящий тетрахорд, звуки идут друг за другом по ступенькам, разделяясь паузой. Я показываю и объясняю Соне, что все четыре фразы построены по одинаковому принципу. Вторая часть представляет Соне некоторую сложность в исполнении. Из-за отсутствия плавной мелодической линии,  дробления мелодии, чередования движений и переноса руки Соня делает небольшие остановки. Чтобы избавиться от этих остановок, я прошу Соню поучить 2ю часть не всю целиком, а проигрывая каждую маленькую фразу по несколько раз, сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе,  доводя до автоматического исполнения. После того как первая фраза начала получаться хорошо, мы приступаем к повторению второй фразы. Затем, когда и вторая фраза освоена, мы соединяем первую и вторую фразы и Соня пробует без остановок исполнить две фразы и это у нее получается теперь легко. Цель достигнута. Точно таким же способом следующие две фразы Соня выучит дома самостоятельно.        

       После того как мы поработали над средним разделом, возвращаемся к 1й части. Сначала мы работаем над аккомпанементом. Я говорю Соне, что в басовом голосе нет указания staccato, мы проигрываем левую руку отдельно в медленном темпе легкой кистью, слегка подснимая нижний звук в терциях. Особое внимание я обращаю здесь на положение руки.  Добиваюсь, чтобы Соня играла собранной, компактной рукой, не делая лишних движений и ненужных поворотов. Рука должна находиться в естественно-собранном положении. Показываю ей наглядно, что если один палец находится на черной клавише, то другой палец ставится между черными клавишами, то есть пальцы должны находиться параллельно клавишам. Теперь, проиграв отдельно партию левой руки,  Соня играет первую фразу двумя руками вместе.

Вся первая фраза (1-8 такты) исполняется на едином дыхании. Восходящая интонация нагнетает напряженность к вершине фразы. Чтобы ученице было легче создать образ взволнованного порывистого движения, я обращаю её внимание на то, что пьеска начинается не с мелодии в правой руке, а с ритмической фигуры аккомпанемента, который, как мы уже говорили, имитирует взволнованное биение сердца: возбужденный ритм врывается раньше мелодии. Мы представляем себе, что маленькая девочка, героиня пьесы, с радостным ожиданием стремительно вбегает в комнату, кружится с новой куклой…

  2. Работа над «Старинной французской песенкой».

      Нежная и печальная «Старинная французская песенка» особенно популярна и любима детьми. Выразительная мелодия и очень прозрачное сопровождение, несколько напоминающее легкие детские пьески старинных композиторов, делают её чрезвычайно полезным материалом для приобретения первых навыков исполнения кантилены, различных штрихов и полифонии.

        В младших классах обязательная фаза в развитии пианиста  - это программность пьес. Фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу, ребенок учится просто выражать музыкальным языком все, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи. Все пьесы П.И.Чайковского из «Детского альбома» программны и ребёнку, исполняя их, очень просто представлять себе во время игры различные сюжеты, образы и передавать это в звуках.  Для того чтобы Соне при изучении и исполнении «Старинной французской песенки» было легче передать   художественный образ пьески, я рассказываю ей, что название этой пьесы говорит само за себя – это «песенка», а, как мы знаем, в любой песенке есть слова и, конечно, какой-то сюжет. И я показываю Соне отрывок из мультфильма «Детский альбом Чайковского» о принцессе, которая живет в большом и красивом замке. Она провожает в военный поход своего возлюбленного рыцаря. Сюжет сказки печальный и грустный – расставание и разлука. Мультфильм Соне очень понравился и пьеска стала интересна ей ещё больше. Мы решили, что дома в интернете она посмотрит весь мультфильм от начала до конца.

        Приступая к работе над этой пьесой, мы вначале обращаем внимание на левую руку. Я объясняю ученице, что в партии левой руки два голоса: звуки, написанные штилями вниз – это нижний голос, а штилями вверх – верхний голос. Чтобы понять эту двухголосность,  мы играем партию левой руки следующим образом: я исполняю нижний голос, ученица – верхний, и наоборот. Затем Соня играет двумя руками: левой рукой нижний голос, правой – верхний голос. После этого она исполняет левой рукой как написано и внимательно следит за двухголосием. У нее получается это отлично.

        Теперь я прошу Соню исполнить первое предложение двумя руками вместе.

    Чтобы добиться плавной филировки звуковой линии мы вновь обращаемся к подтекстовке. Для этой пьесы мы с Соней взяли стихотворение В.Лунина. Исполняя мелодию, она будет напевать слова. В первой части я прошу Соню обязательно дослушать все тянущиеся звуки. Начало каждого мотива исполнять осторожно, так как они начинаются с затакта, со слабой доли, опираться на вторую ноту, то есть на сильную долю. Чтобы Соня не дробила мелодическую линию, а довела музыкальную мысль до конца предложения (то есть до 8 такта), я прошу ее представить, что эту пьесу исполняет скрипач. Смычок в руках скрипача плавно движется по струнам, приостанавливаясь лишь  на долю секунды на каждом двутакте, перед исполнением затактовой ноты и только в 8 такте, в конце предложения, на короткое время останавливается, чтобы взять дыхание перед вторым предложением. Пианистам тянущиеся звуки сыграть протяжно почти невозможно, мы можем передать это только через свои внутренние ощущения и представления. Соня старается сыграть мелодию непрерывно, дослушивая все тянущиеся звуки, выразительно, нежно, объединяя мотивы в одну мелодическую линию. Я помогаю, напевая вслух песенку.

         Переходим к исполнению 2й части пьески. В средней части появляются стаккатированные восьмые в аккомпанементе. Здесь мы представляем себе медленно скачущую лошадку, на которой рыцарь скачет вдаль, постепенно исчезая из виду. Эти восьмые я прошу Соню играть мягко, не утяжеляя их: «Лошадка грациозно, медленно бежит рысью, цокая копытами». Эти звуки должны напоминать pizzicato струнных инструментов.

        Во второй части пьесы уделяю внимание точному исполнению штрихов.

    Также, требую от ученицы точного соблюдения аппликатуры. Для того, чтобы как следует запомнить точную аппликатуру и штрихи, мы прорабатываем отдельные кусочки пьесы в очень медленном темпе, чтобы Соня была более сосредоточена и внимательна.

   Использую иллюстративный метод: исполняю отрывки пьесы, показывая штрихи.

     

   Продолжительность ΙΙΙ этапа: 20 мин.                                              

IV этап урока. Закрепление знаний, полученных на уроке.

Цель:   мониторинг усвоения знаний.

Действия преподавателя и ученицы:

      Ученица исполняет произведения, пытаясь передать то, над чем сейчас работали. Я подсказываю и, если необходимо, делаю поправки.

      Использую прием аналитического интерактивного общения с ребенком:

  1. Ребенок исполняет пьесы.
  2. Ребенок оценивает и анализирует свою игру, отдает отчет в том, что удалось сделать, а что не удалось.

Продолжительность данного этапа: 5 мин.      

V этап урока.  Формулировка и запись домашнего задания.

Задача:  доступно объяснить ученице задание и выяснить, как она усвоила эту задачу. Знает ли она к чему конкретно следует стремиться, над чем ей в настоящий момент надо работать в каждом произведении.

            Я записываю Соне в дневник домашнее задание кратко и конкретно.

 

 

Продолжительность этого этапа урока: 3 мин.

Список литературы, используемой при подготовке урока и

                             нотные сборники.

1. Айзенштадт С. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М., 2013

2. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». -  М.,1978

     3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1992

4. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. М.,1991  

5. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4. Сборник статей под общей

редакцией В. Натансона.

6. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5.

Редакторы-составители: В.А.Натансон, Л.В.Рощина.

   

     7. Малинина И. «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского.

                                                                             М., 2003

     8. Монастыршина Ю.А. «Фортепианные циклы П.И.Чайковского»

     9. Нейгауз Г.  «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967

     10. Смирнова Т. «Из золотого фонда педагогического репертуара».

                                                                     СПб., 2009

11. Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М.,1984

12.  Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». – М.,1984

     13. Чайковский П.И. «Детский альбом», ст.П.Лунина, илл.В.Павловой.

                                                                     СПб., Вита-Нова, 2017

     14. Чайковский П.И. «Детский альбом». – Челябинск, 2005

   

     15. Чайковский П.И.  «Детский альбом» в четыре руки.

           Перелож.Л.Жульевой, стихи Л.Дацюк. Ростов-на-Дону, 2010

 

     16. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе                              

                     и училище». – М.,2001