«Планирование процесса обучения, методика проведения урока и организация домашней работы ученика»

Преображенская Евгения Анатольевна

Можно задаться вопросом: что «главнее» для педагога – классная работа над пьесой (программой) или понимание своей роли воспитателя, учителя музыки (Г.Нейгауз), где должны быть сконцентрированы все помыслы музыканта-педагога? Всё «главнее». Эти две составляющие  плодотворного педагогического процесса неразделимы – одно зависит от другого как причина и следствие.

Для каждого учителя обязательна оценка результатов своей работы, да и самооценка. Без критического отношения к себе и своему труду вряд ли возможны какие-либо серьёзные достижения. Педагогу важно осознать общекультурную значимость своей работы, почувствовать себя социально ответственным за неё, за успехи и развитие своих учеников.

Размышляя о судьбе ученика, готовясь к уроку, да и в самом процессе занятий в классе преподавателю приходится решать множество проблем, выбирать из многих вариантов тот, который в данный момент представляется наиболее подходящим.

 О чём думать и что делать в первую очередь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад

Тема:

«Планирование процесса обучения, методика проведения урока

и организация домашней работы ученика»

                                              Докладчик:

преподаватель и концертмейстер

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Преображенская Евгения Анатольевна

2020 г.

                         

Содержание:

Введение…………………………………………………………3 стр.

Теоретическая часть……………………………………………. 4 стр.

Заключительная часть………………………………………….11 стр.

Список использованной методической литературы……… ..  12 стр.

                                                                                               «Хочу остаться одним из многих    

жизненных двигателей ученика…»

Г.Г.Нейгауз.

Введение.

Главная задача, стоящая перед учителем, - всесторонне развивать ученика духовно и профессионально. Сюда входят три составляющие или, точнее, «три слоя»:

• всесторонние и разнообразные формы занятий на инструменте;

• осмысление индивидуальных качеств (черт) ученика как личности,

характера и уровня развития его способностей и задатков, его

творческих возможностей;

• социальный аспект: раздумья о дальнейшем – в том числе

профессиональной – судьбе ученика.

Можно задаться вопросом: что «главнее» для педагога – классная работа над пьесой (программой) или понимание своей роли воспитателя, учителя музыки (Г.Нейгауз), где должны быть сконцентрированы все помыслы музыканта-педагога? Всё «главнее». Эти две составляющие  плодотворного педагогического процесса неразделимы – одно зависит от другого как причина и следствие.

Для каждого учителя обязательна оценка результатов своей работы, да и самооценка. Без критического отношения к себе и своему труду вряд ли возможны какие-либо серьёзные достижения. Педагогу важно осознать общекультурную значимость своей работы, почувствовать себя социально ответственным за неё, за успехи и развитие своих учеников.

Размышляя о судьбе ученика, готовясь к уроку, да и в самом процессе занятий в классе преподавателю приходится решать множество проблем, выбирать из многих вариантов тот, который в данный момент представляется наиболее подходящим.

 О чём думать и что делать в первую очередь?

Теоретическая часть

Начнем с центрального «слоя» - с работы в классе. План на полугодие – программа по специальности, которую придется исполнять публично. Это главная часть работы, наиболее трудоемкая, наиболее интересная для обоих – и для учителя, и для ученика. Эта работа по «внешним признакам» и наиболее ответственная, так как ее нужно будет показать на эстраде. А ведь по эстрадному выступлению (на экзамене, зачете, академическом концерте) судят о работе как ученика, так и учителя. Далее, эта работа и наиболее результативна, поскольку именно в процессе изучения программы ученик вырастает музыкально и технически. Это видно по исполнению программы:  в случае успешных занятий ее сложность и качество исполнения возрастают. И, что важнее всего, именно здесь – в исполнении – наиболее заметно проявляется личностное и музыкальное развитие ученика. Следует добавить, что работа над программой и наиболее увлекательна для ученика, ведь самое приятное – играть, да еще (если удается) играть хорошо!

Таким образом, именно работа над сольной программой и есть самое приятное и самое полезное занятие. Но дальше начинаются сложности.      Во-первых, это перегруженный учебный план музыкальных учебных заведений. Сложность заключается в том, что дисциплины учебного плана все важны и обязательны, но времени для занятий всеми предметами почти нет. И получается, что ученики-инструменталисты в большинстве случаев заниматься всерьез могут не всегда, а если занимаются, то чаще всего только специальностью в ее наиболее чистом виде, то есть готовят программу к показу на экзамене, на концерте, на конкурсе. На чтение с листа, транспонирование времени совсем не остается.

Чтобы у моих учеников не было пробелов в этой области, я задаю им на дом раз в неделю произведение на класс или два класса ниже, или какие-нибудь несложные популярные произведения (сейчас существует множество нотных сборников для домашнего музицирования и т.п.), которое они дома должны грамотно разобрать и сыграть на следующем уроке. На уроке мы на ходу, во время исполнения, исправляем имеющиеся неточности исполнения. В следующий раз ученик более внимательно отнесется к текстовым указаниям и более грамотно разберет пьесу. Детям это задание очень нравится.  Они с интересом дома читают с листа заданные им несложные произведения. Это дает много плюсов – они учатся ориентироваться в нотном тексте, на разбор новых произведений у нас уходит гораздо меньше времени, т.к. есть навык чтения с листа, развивается внимание; а также, многие  мои  учащиеся скачивают из Интернета различные популярные произведения и дома музицируют. Все это пробуждает у детей любовь к специальности и, конечно, дает хорошие результаты в обучении и воспитании.

Как мы видим, планирование работы ученика приобретает в самом полном понимании этого слова первостепенную важность. Для педагога оно формально выражается в составлении индивидуального плана по специальности, основанного, с одной стороны, на требованиях данного учебного заведения соответственно классу, на котором числится ученик. С другой стороны, и это главное, на четком представлении того, что ученик может, что ему нужно и полезно для полноценного развития.

Составление индивидуального плана очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика и, и наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия.

Одна из частых ошибок – завышение трудностей сочинений. Это приводит к недостаточно высокому качеству исполнения и, в конце концов, может вызвать привычку играть небрежно. Уместно давать трудное сочинение в том случае, когда пьеса очень нравится ученику и преподаватель уверен в том, что ученик с нею справится.

Репертуар следует подбирать интересный, разнообразный, охватывающий различные стили. Хотя вся пианистическая база создается, в основном, на классическом репертуаре и основной работой является классика, ученика надо знакомить и с сочинениями современных композиторов, расширять его слуховые представления. Изучая пьесы современных композиторов, ученик знакомится с различными ладовыми особенностями, необычным ритмом, гармоническими красками и т.д.

Планы представляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику учеников, где отмечает успеваемость за протекший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует также сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

Вся эта документация – составная часть широкого всестороннего плана воспитания и обучения ученика, нигде не фиксируемого, но постепенно складывающегося у педагога в процессе работы.

Реализацию плана воспитания ученика хороший педагог умеет органично сочетать с выполнением ближайших задач, непосредственно связанных с текущей работой.

Эти задачи кратко заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над исполненными произведениями и дать задание к следующему уроку.

В работе с учениками младших классов важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут. Следовательно, надо начинать урок с того, что важно данному ученику на данном этапе, что ему сложно в данный момент. Если проверяется разбор, то нужно дать ученику доиграть пьесу, не перебивая его и не хватаясь тут же за карандаш. Можно спросить – не заметил ли ошибок в своем исполнении? Затем, уяснив неточности, сыграть несколько раз с исправленными ошибками.

Если по плану проходится новая пьеса, необходимо начать урок с нее.

После напряжения (проверка разбора или разбор новой пьесы) надо дать возможность «отдохнуть». Ученик может сыграть выученную пьесу, которую педагог слушает целиком, не прерывая исполнения. Затем, отметив сначала даже самые маленькие результаты работы, педагог делает свои замечания, останавливаясь на недостатках и отдельных деталях, показывает ученику как поработать дома над трудными местами, на что обратить внимание. На уроке, конечно, с учеником надо проработать все трудные места, чтобы ребенок знал, как самостоятельно дома заниматься.

Именно с работой на уроке тесно связана домашняя работа: если ученика не научить работать самостоятельно, все педагогические усилия сойдут на нет.

Целый комплекс задач, возникающих перед педагогом во время проведения урока, требует максимальной концентрации его внимания на самом важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка к уроку. Прежде всего важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его хорошо играть, просмотреть различные редакции, продумать в нужных местах аппликатуру, педаль.

Основные формы педагогического воздействия, как всегда – объяснение и показ.

Объяснение. Здесь естественно стремление педагога рассказать о музыке, поставить перед учеником цели работы, проанализировать пути их достижения, рассмотреть формы технической тренировки.

Показ – это единственная возможность передачи подлинного смысла музыкального произведения. Существуют различные формы показа. Можно показать, как должно звучать, - это динамика и тембр, темп и ритмические особенности, фразировка, туше и пр. Это основная, буквальная форма воздействия на ученика, возможность дать ему точное представление, «как надо». Можно показать и формы движения, правильные приемы игры, а также продемонстрировать, «как не надо».

        Наряду с исполнением произведения целиком, педагоги часто играют его в отрывках. Это особенно полезно в процессе работы с учеником на срединном этапе изучения произведения.

           Хотелось бы напомнить, что педагоги, ежедневно играющие на своем инструменте, добьются несравненно более высоких результатов в работе с учениками, чем педагоги не играющие. Надо постоянно работать над собой и не забрасывать собственных музыкальных занятий. Ведь многие педагоги сами после окончания того или иного музыкального учебного заведения постепенно сами перестают играть, поэтому часто педагогами бывают музыканты, которые сами играть разучились. А ведь педагогическая деятельность – это живое, художественное дело, которое тогда лишь может быть плодотворным и может приносить хорошие результаты, когда педагог  сам в той или иной степени является исполнителем. Например, чтобы показать и объяснить ученику как справиться с трудностями в пьесе (а тем более если это старшие классы), педагог сам должен уметь это исполнить. Поэтому очень важно, еще раз повторюсь, тщательное изучение репертуара ученика, умение его исполнять хорошо.

Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. В это время у педагога наблюдается повышенно острое ощущение достоинств и недостатков исполнения ученика и ясное осознание путей для достижения цели.

Интенсивность и характер влияния на ученика на уроке (в классе) в большой степени зависят от эмоционального состояния педагога. Сидя рядом с учеником или за вторым фортепиано, он должен «делать то же», что и ученик–исполнитель: слушать, реагировать эмоционально, играть, то есть находиться в процессе исполнительского творчества, в процессе переживания – актуализации музыки, все равно, будет ли это большой фрагмент сочинения или отдельная интонация. Такое состояние «включенности» в движение музыки, если оно достигнуто, заразительно. Именно отсюда тянутся нити к методике обучения, к роли музыкального переживания, к эмоции. Поэтому лучшими оказываются не те педагоги, которые умеют хорошо сказать, объяснить, а те, которые на уроке более полно существуют в музыке, захвачены ею. Именно в этих случаях от учителя исходит некий магнетизм, именно тогда он обладает наибольшей силой воздействия на учеников, и это в равной мере относится к педагогам детской музыкальной школы и профессорам консерватории.

Вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему учиться, обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством.

Огромную роль играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано – не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир, и механически учить этому нельзя. В обучении музыке есть элементы воспитания, а воспитывать другого можно только, воспитывая самого себя.

«Если ты не любишь ученика, ты не будешь хорошим педагогом. Все мы, занимающиеся этим трудным, раздражающим нервы делом, иногда кричим, нервничаем, но дети на это редко обижаются. Но есть то, чего учащийся никогда не может простить педагогу: если, когда вы занимаетесь и у вас уже было десять учеников, в это время открывается дверь и входит одиннадцатый и у вас на лице написано: какая досада, еще один идет! – этого ученик вам никогда не простит. Как бы вы ни устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только учащийся почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет».        (А.Гольденвейзер)

Умение овладеть вниманием ребенка – дело опыта и таланта педагога. Надо уметь заинтересовать детей. Педагогическая работа в значительной мере – искусство.

Педагог специального класса должен обратить особое внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропадала зря. В увеличении производительности работы за инструментом у каждого ученика всегда можно найти большие неиспользованные резервы. Реализация их – одна из важнейших задач правильной организации домашних занятий ученика.

Успешность домашней работы, как и успешность всякой работы, зависит от следующих условий:

1) заинтересованности учащегося;

2) его работоспособности и дисциплинированности, то есть воли и внимания;

3) правильно намеченного плана развития и обучения (в соответствии с индивидуальными свойствами учащегося);

4) правильного выбора заданий;

5) четкости поставленных перед учеником задач;

6) диагноза причин встретившихся трудностей;

7) точности указаний на способы работы;

8) контроль за выполнением домашнего здания со стороны родителей.

В своей практике я своим ученикам всегда подробно записываю домашнее задание в дневнике. Как учить то или иное трудное место, пассаж, как проработать басы в левой руке, где необходимо обратить внимание на аппликатуру и т.п. Вплоть до указания в каком такте что надо выучить. В начале разучивания нового произведения мы вместе с учеником проставляем карандашом на полях нумерацию тактов, даже если это объемное произведение. Дети, а также их родители или бабушки, которые дома контролируют выполнение домашнего задания, должны четко знать над чем надо работать. Ученик, придя домой, может забыть то место, где он, к примеру, постоянно играет неверные штрихи, но прочитав в дневнике, что в таком-то такте неточности, он на следующий урок придет и исполнит пьесу с верными штрихами.

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога – рекомендуемая им аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.п.

Важно систематически использовать широкие обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Обобщения эти должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями, и основных принципов искусства музыканта-интерпретатора, и стилистических особенностей сочинения. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами, которые могли бы более глубоко и наглядно разъяснить его смысл.

Обобщения педагога значительно лучше усваиваются, если ученику на этой основе предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными. Например, впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении прием связи звуков путем скольжения пальцев с клавиши на клавишу, педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Или – другой пример: объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения, педагог задает ученику к следующему уроку расшифровать еще несколько мелизмов в других пьесах. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов, изложенных педагогом, но и приучают использовать их на практике. Этот метод работы приносит отличные результаты.

Заключительная часть

Описать все уроки, предусмотреть все случаи, которые могут встретиться на практике, просто невозможно. Ведь построение урока всегда решается в зависимости от подготовки ученика, его одаренности, характера и общего музыкального развития.

Но, исходя  из вышесказанного, можно выделить основные методы и рекомендации в организации процесса обучения и методике проведения урока. Итак:

1. Уходя с урока, ученик должен четко знать, как будет работать дома.

2. Педагог не придерживается определенной последовательности – упражнения, этюды, пьесы. Начинать надо с того, что важно данному ученику.

3. Домашние занятия должны быть четко организованы.

4. Тон, интонация должны быть бодрыми, оживленными, ибо любой, самый содержательный урок, проведенный в раздражительных интонациях, значительно снижает его ценность (лаской можно добиться больше, чем угрозой).

5. Не спешить! Вести, сообразуясь со способностями! Помнить, что все то, что хорошо для способного ученика, неприемлемо для обычного ребенка. Не завышать программу! Трудные произведения увеличивают нагрузки, разучивание репертуара затягивается на месяцы – ребенку скучно, интерес к занятиям падает. Помнить! Ребенку интересно тогда, когда одно произведение сменяется другим, когда преодоление трудностей идет постепенно, без особого напряжения – только это создает интерес и двигает учеников.

Постепенность, последовательность – вот девиз для обучения детей в ДМШ.

Список использованной методической литературы:

1. Б. Кременштейн. Постскриптум. Записки педагога.

    КЛАССИКА-XXI.  М., 2009

2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. М.,1979

    Г.М.Коган. О работе музыканта-педагога.

3. А.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.  М., 1961

4. Уроки Гольденвейзера.      КЛАССИКА-XXI,  М., 2009

5. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2. М.,1967

    С.Савшинский. Детская фортепианная педагогика.

6. Методические материалы в помощь педагогам-пианистам

    музыкальных школ. М.,1970

     Е. Калантарова. Начальное обучение пианистов.

7. А.Щапов. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.

     КЛАССИКА-XXI, М.,2016

8. Генрих Нейгауз и его ученики.

     КЛАССИКА-XXI,  М.,2007