Сценарий концерта-лекции "Путешествие в мир танцев"

Преображенская Евгения Анатольевна

Данный методический материал можно использовать для проведения тематических вечеров. Репертуар для концерта очень обширен и подбирается с учетом уровня класса и подготовленности учащихся и преподавателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kontserta-lektsii_puteshestvie_v_mir_tantsev.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Дорогие наши гости! Вы любите путешествовать? Я хочу предложить вам сегодня отправиться в одно из самых необычных путешествий на свете – музыкально-танцевальное. А чтобы его совершить, вам не нужно будет покупать никаких билетов, паковать чемоданы, от вас потребуется лишь немножко фантазии и внимания. Я думаю вы уже не новички в музыкальной школе и можете отличить музыку Баха и Моцарта от музыки Глинки и Чайковского, знаете что такое вальс и надеюсь неплохо знаете географию. Если всё это у вас есть, тогда вы вполне готовы к этому путешествию. Путь наш будет лежать в основном по европейским странам. И начнем мы его с Польши. Итак, Вперёд!!!

         Мы все сейчас с вами слышали торжественные звуки Полонеза из 2-й си минорной сюиты великого немецкого композитора И.С.Баха.      

   Полонез в буквальном переводе означает польский. Развился на основе народно-танцевального шествия, степенного, торжественного характера. В народном быту он был 4-хдольным и исполнялся на сельских праздниках, которые открывались медленным, пешим танцем.

         В шляхетской среде Полонез танцевали только мужчины, придававшие ему воинственный характер. Примерно с конца ХVІ века полонез становится в Польше бальным танцем. С этого времени в нем начинают принимать участие и женщины. Он становится 3-хдольным. Популярность его быстро растет, благодаря чему он постепенно вытесняет старинные танцы-шествия: павану и аллеманду. Уже в начале 19 века им открываются все европейские балы. А у себя на Родине он приобретает особую красочность и размах.

       В период романтизма полонез характеризуется чертами поэмности, которые расширили его эмоциональный диапазон. Выходя за рамки торжественного шествия, полонез приобретает элегические черты, насыщается лиризмом, драматизмом и даже трагизмом, обусловленные трудной судьбой польского народа.

      Полонезы пишут Шопен, Венявский. Также особую популярность приобретают полонезы М. Огиньского и один из его полонезов «Прощание с Родиной», посвященный памяти погибших повстанцев мы сейчас послушаем.

М.Огиньский. Полонез.

         Но Полонез популярен и в наше время. Наш современник, российский композитор, Владимир Коровицын подарил нам эту прекрасную музыку, которая сейчас прозвучит и  перенесет нас на пару столетий назад.

В.Коровицын. Полонез.

         Путешествуя по Польше мы с вами немножко перемещаемся к югу – к границе Чехии. Есть такой танец, всем вам хорошо известный – Полька, один из самых распространенных и популярных в мире. История его происхождения очень спорная. Одни считают его чешским народным танцем, другие – чисто польским. Но как бы там ни было, нас интересует совсем другое. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал. Это был один из самых любимых народных танцев в Чехии и Польше, который приобрел широкую популярность во всей Европе, а со ІІ половины 19 века – как бальный танец, утратив в значительной мере национальные черты.

     Русские композиторы тоже отдали дань этому жанру. Пьесы в ритме польки создавали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов, Балакирев.    М.Балакирев. Полька. 

М.Глинка. Полька.

С.В.Рахманинов. Итальянская  полька.

   Наше путешествие по Польше подходит к концу, но мы остановимся еще на одном польском народном танце – это Мазурка. Он характеризуется быстрым темпом, резкими и своеобразными акцентами. Сочетание в ней удали, стремительности и задушевности привлекало внимание композиторов и как сельский танец, мазурка стала любимой не только у себя на родине, но получила широкое распространение и за пределами Польши. Особую популярность приобрели мазурки Шопена, которые представляют собой поэмы-картины, в которых народно-бытовые сцены сочетаются с проникновенной лирикой.

   Н.Бакланова.Мазурка.

П.И.Чайковский. Мазурка.

Ф.Шопен. Мазурка. ор.50 №3

    Путешествие по Польше закончилось. Мы с вами перемещаемся в центральную Европу.

 Сейчас мы с вами остановились в небольшой французской деревушке Овернь и оказались на деревенском празднике. Один из любимых танец местных жителей – Гавот. Вначале он был хороводным танцем. Отличительные его черты – умеренный темп, четный размер. Музыка гавота всегда светлая, очень изящная, порой с наивно-пасторальным оттенком. Известен он был уже в 16 веке, а в конце 17 века стал придворным танцем и приобрел грациозный и жеманный характер. Но к середине 19 века как придворный бальный танец выходит из употребления и в основном сохранился в деревнях.

    Ж.Ф.Рамо. Гавот с вариациями.

            Другой танец, родной брат гавота, родом из этой же деревушки-  Бурре.      В буквальном переводе означает – делать неожиданные скачки. С 17 века стал также придворным танцем, обладающим быстрым темпом и очень четким ритмом. Часто использовался в инструментальной музыке Баха и французских клавесинистов.

   И.С.Бах «Бурре»

Л.Моцарт. «Бурре»

     Еще один танец, который очень популярен и который окончательно сформировался во Франции и получил там свое название это – Экоссез. Родился он в Шотландии. В конце 16 века он был придворным танцем в Англии. В конце 17 века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, весёлый, 2-дольный.

Ф.Шуберт. «Экоссез»

Л.Бетховен. «Экоссезы»

            Но наиболее известным и часто употребляемым в истории танцевальной и инструментальной музыки был Менуэт, что в переводе с французского означает «маленький шаг». Это старинный французский народный танец. Произошел от народного хороводного танца провинции Пуату. Около 1650 года при Людовике 14м стал придворным танцем, который исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в танец королей и стал «королем танцев». Из Франции менуэт распространился во все страны Европы и в Россию. Музыку менуэта сочиняли  все известные композиторы эпохи барокко и классицизма.

      В.А.Моцарт «Менуэт»

       Еще один старинный танец, про который хотелось бы сказать это – Сарабанда.  Для этого нам придется перенестись на немножко в Испанию 16 века. Этот танец скорбного характера сопровождал торжественные шествия и духовные процессии, а также погребальные церемонии. В инструментальной музыке пользовался огромной популярностью у композиторов эпохи барокко Баха и Генделя, где они использовали его в своих танцевальных сюитах. Для него характерны медленный темп, трехдольный метр.

И.С.Бах Сарабанда из французской сюиты до минор

  Павана 

           Сейчас в исполнении учащихся класса хореографии вы увидели старинный итальянский танец Павану и вместе с ним мы оказались в Италии.

Последней точкой нашего замечательного путешествия будут Австрия и Германия, куда мы в темпе вальса быстро сейчас переместимся.

Родиной вальса по праву считают Германию и Австрию. Многие народные танцы оспаривают честь быть родителями этого популярного танца. Но ближе всего к вальсу стоит австрийский лендлер – оживленный трехдольный крестьянский танец области Ландль, расположенный на границе южной Германии и Австрии. Его часто называют крестьянским вальсом.

          Известно , что Шуберт в тесном дружеском кругу, где собирались художники, актеры, музыканты, часами импровизировал вальсы и лендлеры.

  Ф.Шуберт «Лендлер»

       Постепенно на смену лендлеру приходит вальс. Его популярность растет из года в год и к концу 18 века он становится популярным в Вене, а затем распространяется и в другие европейские страны. Танец стал более легким, изящным, полетным и к тому же весьма разнообразным по мелодике и своему эмоциональному содержанию. Для всех композиторов он явился излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств.

Дварионас «Вальс»  

А.Гедике «Медленный вальс»

Ф.Шопен. Вальс.

       Возвращаясь к истокам танцевальной музыки хочется еще раз подчеркнуть его глубокую связь с народом. Крестьяне, ремесленники, небогатые горожане устраивали праздники, танцевальные вечеринки на открытом воздухе. Крестьяне и крестьянки то выступали плавным шагом, то подпрыгивали, кружились и жеманно кланялись друг другу. Однообразная, но приятная мелодия как будто кружится в прохладном вечернем воздухе; скрипка без конца поет одну и ту же музыкальную фразу, выводит ее тоненьким пронзительным голоском, а прочие инструменты скандируют ритм, придавая мелодии плясовую игривость.

Л.Бетховен. Два народных танца.

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Всё возвращается на круги своя. Вот и мы вернулись в свой дорогой и любимый поселок. И помогли нам в этом путешествии наши учащиеся. В заключение звучит Рондо И.С.Баха из 2-й оркестровой сюиты си минор. Рондо в буквальном переводе означает круг.