Освоение первоначальных навыков игры на фортепиано

Шарова Елена Юрьевна
Освоение первоначальных навыков игры на фортепиано -первая фаза технической подготовки юного музыканта. Звуковой критерий по мере продвижения ученика становится определяющим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_pervonachalnyh_navykov_igry_na_fortepiano.docx22.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Освоение первоначальных навыков игры на фортепиано

           Освоение первоначальных навыков игры на фортепиано-первая существенная фаза технической подготовки юного музыканта. Простейшие навыки фортепианной игры, без которых невозможно представить техническое развитие ученика, формируются с первых шагов, с первого прикосновения к клавиатуре. В простых упражнениях на звукоизвлечение, в доступных маленькому ребенку попевках, в начальном ученическом репертуаре усваиваются основные формы пианистических движений, воспитываются цепкость и чуткость концов пальцев, прикосновение ко дну клавиши, организуются движения запястья, упругость свода кисти, формируются основные принципы весовой и пальцевой игры. Как отдельные навыки, так и их последовательность и сочетание должны быть представлены в инструктивно-техническом репертуаре ученика. Навык должен быть усвоен учеником не в простом его понимании, а в автоматическом режиме. Нужно не только получить, но и закрепить полученный навык игры. Это является центральной задачей технической работы обучающегося. Приобретенные первоначальные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Прежние навыки являются базой технического развития и усовершенствования для новых знаний. Первоначальные навыки игры на фортепиано усваиваются детьми чисто двигательно, но каждое пианистическое движение создает определенный звуковой результат. Правильные движения дают нужный звуковой результат и наоборот, добиваясь определенного звучания используются определенные движения. Звуковой критерий по мере продвижения ученика становится определяющим. На первых порах движение, дающее определенную звучность вырабатывается осознанно, затем уже становится автоматическим. Объяснение технических приемов начинающим должно соответствовать уровню их мышления и физического развития.

          Игра на фортепиано начинается с правильной посадки. Посадка за фортепиано формирует основу правильного положения рук и пальцев. Она предполагает непринужденность, отсутствие напряженности спины, и должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом слегка отодвинуты от корпуса, в плечевых суставах и шее удобные ощущения, ноги опираются в опору. Главным ощущением правильности посадки  должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины-одно из главных условий неутомляемости аппарата. Положение свода кисти обеспечивается выпуклостью суставов пястья, собранностью пальцев. Организовывая детскую кисть руки, можно представить ,что в ней лежит яблоко или теннисный мячик. Такая ассоциация помогает кисти руки приобрести необходимую форму. Наиболее удобным способом организации кисти руки Ф.Шопен считал  игру в последовательности e-fis-gis-ais-h. В такой позиции 2, 3, 4 пальцы руки попадают на черные клавиши, а 1 и 5 пальцы-на белые. Но далеко не с каждым пятилетним начинающим учеником можно использовать эту формулу по причине ограниченных физических возможностей очень маленькой детской руки. Кисть, свободно висящая вдоль корпуса (пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты) имеет пианистически правильную форму. Эту природную организацию кисти Л.Баренбойм рекомендовал использовать в упражнении на выстукивание ритма какого-нибудь стишка на столе всеми пятью пальцами попеременно каждой рукой, а далее каждой рукой  и разными пальцами. Именно барабанить по столу. Это упражнение создает у ученика зрительное представление о правильной форме кисти, а работа каждого пальца в паре с первым создает ощущение свода кисти, пружинистой арки. Еще одно упражнение на столе «Теремок». Ладони рук  лежат на столе. Пальцы вытянуты и свободно раздвинуты. Далее начинаем собирать их к центру ладони (строить Теремок с красивой треугольной крышей, а расстояния между пальцами - входы для зверей из аналогичной сказки; пять пальцев и пять обитателей Теремка). Плоская кисть дает яркий зрительный образ раздавленной Медведем крыши. Далее продолжать организацию кисти нужно на клавиатуре. В распространенном упражнении ,,Божья коровка,, достигается нужный результат. Рука выкладывается на пюпитр, пальцы свободно раскрыты. Затем рука плавно опускается на клавиатуру, третий палец ставится на черную клавишу, пальцы при этом собираются (божья коровка села на веточку, сложила крылышки), кисть принимает округлую форму.

           Первые приемы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Начинать игру лучше с приема нон легато, тренируя последовательно каждый палец, добиваясь мягкого, плотного, глубокого погружения пальца в клавиатуру. Опора пальцев - это осязание глубины клавиш, как будто пальцы поддерживают всю руку, кисть при этом выполняет роль рессоры. Наиболее удобны движения, совершаемые всей рукой «от плеча». Основную нагрузку при этом несут самые сильные мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют очень важную роль в работе пианиста, удерживают руку на нужном уровне, дают звуку проводимость от спины к кончику пальца. Основное внимание нужно уделить трем моментам: 1. Чтобы кисть в процессе движения сохраняла безупречную форму и в момент погружения в клавиатуру кисть и палец имели естественное положение 2. После взятия звука чувство покоя, отдыха двигательного аппарата(«отяжеление», кисть несет тяжесть всей руки от плеча) 3. Ощущение снятия или вертикального отталкивания руки(«облегчения» от нагрузки). Важнейшая задача педагога - научить  слушать звук до его  исчезновения и только тогда, когда он угаснет, плавно и легко снять руку с клавиатуры и опустить ее на колени. Дети часто заняты только движением, все их внимание сосредоточено только на этом. Педагог всегда должен заставлять ученика вслушиваться в ,,жизнь,, звука до его полного угасания.  В упражнениях на извлечение звука группой пальцев рука опирается всей своей тяжестью на фиксированные пальцы. Нужно пытаться сразу же приучить ребенка изменять степень этой тяжести от большой до малой нагрузки. Начинающий ученик с первых уроков знакомится с движениями запястья: горизонтальными, вертикальными, круговыми. Запястье является проводником разнообразных движений, идущих от пальцев к вышележащим частям руки и в обратном направлении. Оно изменяет, направляет, корректирует эти движения, выполняет и самостоятельные функции. Его можно назвать дыхательным органом руки. Фиксированное положение запястья приводит к зажатости. Освоение его основных форм движения помогает достигать ровности звучания в гаммах, пассажах, арпеджио. Большое внимание в работе нужно уделять положению первого и пятого пальцев как внешней опоры кисти. Лучше начинать игру не отдельно каждым, а одновременно, то есть с квинт. Вертикальное движение первого пальца требует особенно тщательной проработки, так как для большого пальца такой вид движения неестественен.

         В первоначальных упражнениях на  нон легато  задача пальцев состояла в том, чтобы принять на себя тяжесть руки (при разной нагрузке). При освоении навыка игры легато пальцы должны действовать самостоятельно и независимо друг от друга. Игра легато требует определенной организации движений пальцев. Легато-основной прием игры на фортепиано и ему следует уделять особое внимание.  Начинать игру легато можно только тогда, когда ученик овладел навыками игры нон легато и у него появился устойчивый звук, он научился свободно использовать всю массу руки, а главное-стал чутко прислушиваться к звуку (в какой-то мере развился слуховой контроль). В упражнениях на связывание двух звуков оба пальца несут нагрузку по -очереди. Перенос тяжести руки с пальца на палец заставляет тщательно следить за тем, чтобы другой в этот момент разгрузился и двигался самостоятельно. Неиграющие пальцы сохраняют естественное положение. Фиксация пальцев недопустима. Рука естественная, без лишних движений и специально поднятых пальцев. Необходимо следить, чтобы каждый последующий палец не поднимался бы слишком рано, так как это нарушит ощущение пластичности кисти, но и вялая задержка пальцев на клавишах , их недостаточный свободный подъем тоже создают помехи в игре легато. Помимо движений пальцев при игре легато ученик осваивает  и объединяющие движения кисти. Изучение приема игры легато основывается на слышании плавного звучания, возникающего в результате спокойно переступающих пальцев. Без умения слышать затухающий звук и слышать момент ,,перетекания,, одного звука в другой невозможно добиться певучей манеры  игры. Чтобы навык игры легато не носил формальный характер важно вооружить ученика не только приемами игры (соединение звуков), но главное, приучить его слышать интонированное осмысленное легато. Без динамического интонирования  пальцевое соединение звуков  слушателями не воспринимается как полноценное легато. В первоначальных мелодиях, попевках, исполняемых юным музыкантом, динамика задается акцентуацией слов, в последствии же она определяется степенью напряженности интервалов звукового состава интонации: высотной направленности интервалов, степенью диссонантности. При игре попевок нужно направить внимание на фразировку, характер,темп, определить, куда стремится мелодия и как она заканчивается поставить перед учеником задачу выразительрого исполнения. Особое внимание требуется к эмоционально-смысловой наполненности интонирования, и это переносит интонированное легато  из словесно-смысловой сферы в музыкально-смысловую. В процессе работы над фразировкой ученик постепенно осознает, что музыкальные фразы интонационно многосоставны и отмечаются динамической гибкостью. Анализ интонационного строения фразы превращает ее в живую музыкальную речь, поэтому очень важно с первых шагов приучать юного музыканта мыслить и слышать интонационно. Для начинающего музыканта легато сразу же должно иметь интонационно-смысловое значение.