Развитие навыков самостоятельной работы при обучении игре на фортепиано. Методические рекомендации.

Беляева Светлана Хакимовна

В методической работе рассматриваются вопросы формирования у ученика фортепианного класса навыков для самостоятельной работы над музыкальным произведением. Особое внимание уделено соотношению музыкальных и технических задач в процессе обучения, развитию верных приемов работы с музыкальным материалом, необходимости слухового контроля во время самостоятельных занятий, а также преодолению трудностей в период разбора нотного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_1.docx34.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования города Нижневартовска

«Детская школа искусств №1»

Развитие самостоятельности учащихся как фактор успешного обучения игре на фортепиано

преподаватель Беляева Светлана Хакимовна

г. Нижневартовск

2020 год

Оглавление:

Краткая аннотация                                                                                                                         стр. 2

Введение                                                                                                                                         стр. 3

  1. Формирование навыков самостоятельной работы при обучении

игре на фортепиано. Первоначальный этап обучения                                        стр. 4

  1. Соотношение музыкальных и технических задач                                стр. 5

  1. Навыки и привычки                                                                                                стр. 5

  1. Работа над произведением                                                                                        стр. 8

Заключение                                                                                                                                        стр. 9

Список литературы                                                                                                                        стр. 10

Краткая аннотация

В методической работе рассматриваются вопросы формирования у ученика фортепианного класса навыков для самостоятельной работы над музыкальным произведением. Особое внимание уделено соотношению музыкальных и технических задач в процессе обучения, развитию верных приемов работы с музыкальным материалом, необходимости слухового контроля во время самостоятельных занятий, а также преодолению трудностей в период разбора нотного текста.

Введение

Обучение игре на фортепиано невозможно без самостоятельных занятий ученика дома. Домашняя работа является важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Актуальность темы  очевидна для каждого педагога. Изучением проблемы формирования навыков самостоятельной работы ученика за роялем занимались великие музыканты прошлого и наши современники: Г.Нейгауз, И.Гофман, А.Гольденвейзер, С.Майкапар и многие другие. А.Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая, необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно проверять текст по нотам». Домашняя работа ученика подробно рассмотрена в современной «Школе игры на фортепиано» петербургского педагога, доцента кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования АРБ им. А.Я.Вагановой  С.Денисова. Им же записано на DVD «Практическое пособие для домашних занятий», которое дает в руки ученика готовые способы работы над музыкальным произведением дома. Но при этом не все имеющиеся вопросы самостоятельной работы ученика нашли своего полного разрешения. Поэтому дополнительные выводы, наблюдения, рекомендации не будут лишними и могут быть интересны преподавателям, а также использованы в их практической деятельности.

Следует отметить, что лишь немногие учащиеся занимаются дома музыкально, со смыслом. Большинство утомляет себя  монотонной игрой и бесконечными повторениями фрагментов из пьесы или этюда. В данном случае количество редко переходит в качество и выучка сводится к откровенной зубрежке. Обычно детям трудно бывает сосредоточиться, их музыкальные представления бывают неустойчивы, без участия преподавателя они занимаются на рояле без достаточного увлечения. Конечно, здесь содержится и косвенная оценка работы педагога, не сумевшего дать ученикам хорошую музыкальную основу.

Формирование навыков самостоятельной работы при обучении игре на фортепиано

Первоначальный этап обучения

Разлад с музыкой у ученика может возникнуть сразу после первых попыток приспособления к инструменту. Как часто мы безжалостно прерываем исполнение ученика или в это время громко разговариваем, давая советы: «не замедляй, следи за пальцами, тише левой, играй выразительнее» и т.п. Но ученик не может мгновенно переключиться из эмоциональной сферы в рациональную. В лучшем случае он будет выполнять эти советы формально, не чувствуя их необходимости. Так рождается пресловутый метод натаскивания, при котором ученика снабжают готовыми схемами технических приемов и исполнительских оттенков. Мало убедителен довод, говорящий о том, что ученик не опытен и им нужно руководить. Педагогическое руководство как раз и состоит в воспитании инициативы у ученика. Это сложная, но выполнимая задача. Показывает ли педагог аппликатуру, технический прием, динамический оттенок - все должно опираться на музыкальный образ и слуховое восприятие ученика.

Г.Нейгауз говорил, что вживание в художественный образ должно начинаться уже в период первоначального обучения. «Как можно раньше надо добиться от ребенка, чтобы он играл грустную мелодию - грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно и т.д. и доводил бы свое художественное музыкальное намерение до полной ясности». Для этого «надо детям изучать хотя бы простые, но художественно ценные произведения, где с большой легкостью можно внушить ребенку, каким звуком, в каком темпе и с какими нюансами надо исполнять эти произведения, чтобы они прозвучали ясно, осмысленно и выразительно, то есть адекватно своему содержанию».

Надо быть очень осторожным в работе с начинающим музыкантом, не выхолащивать музыку так называемой постановкой рук. Конечно, очень важно, чтобы исполнительские движения учащихся были свободны, не требовали концентрации внимания. Ученик, усвоивший правильные пианистические приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение, так как не нуждается в чрезмерной фиксации внимания на сугубо двигательной сфере, на изолированном решении технических задач.

Педагог, играя с учеником даже самые простые мелодии, песенки и пьесы, должен добиваться выразительности исполнения. Ученик никогда не должен играть безразлично.

Не перегружая внимания начинающих детальным теоретическим анализом, все же следует рассказать им о структурных особенностях данной пьесы, о модуляциях, кадансах, сильных и слабых окончаниях. Однако, такие объяснения должны преследовать лишь одну цель - чтобы ученики услышали и восприняли эмоционально - образное содержание пьесы.

Соотношение музыкальных и технических задач

Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного и звукового результата. Фортепианная литература ставит перед пианистом самые разнообразные требования: он должен владеть всеми градациями фортепианного звука в самой различной фактуре.

Всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием содержания произведения. «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это сделать» - говорил Г.Нейгауз.

Контуры исполнительского замысла указывают главное направление технической работы. Если музыкальный замысел отсутствует, техническая работа пианиста напоминает рисунок художника, выполненный вслепую. Соотношение музыкальных и технических задач можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем, в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки.

Стремление «добиться» заставляет размышлять. Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей. Приобретает технику тот, кто имеет в ней потребность.

Необходимые условия технического продвижения: не мириться с тем, что не получается, искать способы, облегчающие преодоление трудностей, не успокаиваться, пока не будут решены технические задачи. Техникой пианиста без специальной многолетней работы овладеть невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь.

Навыки и привычки

Более тщательного рассмотрения требует вопрос о навыках и привычках. Его подробно освещает в своей «Методической работе» преподаватель ДШИ №1 имени М.П.Мусоргского города Твери Ирина Ивановна Евдокименко.

Известно, что навык - это действие, которое путем повторения соответствующих упражнений становится автоматизированным, то есть может осуществляться  без особого контроля сознания. В навыке осуществляется единство сознательного и автоматического, так как навык может быть и осознанным. Привычка - это особый вид автоматизма, при котором действие протекает без активного участия воли. Навыки делают работу более точной и аккуратной.

Как же надо воспитывать навыки трудолюбия, трудовой дисциплины у учащихся, обучающихся музыке? На первых уроках  показывая тот или иной прием звукоизвлечения или объясняя нотную грамоту преподаватель должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику как надо работать над усвоением всех основ обучения музыке, как закреплять дома те навыки, которые прививаются на уроках. Педагог составляет ученику трудовой режим дня, исходя из его возрастных особенностей, музыкальных способностей, с учетом успеваемости в общеобразовательной школе и  домашних условий. Очень важно добиваться развития у ученика привычки играть в определенные часы и уделять музыкальным занятиям установленное преподавателем время. Точное соблюдение этих указаний приучает детей к систематическим занятиям и закладывает хорошую основу развития трудовых навыков.

В процессе  обучения музыке мы иногда встречаемся и с плохими привычками. Если преподаватель своевременно не устраняет их, они приобретают стойкий характер и не только мешают успешному продвижению учащихся, но могут привести к бесполезности дальнейшего обучения. Плохие привычки у учащихся - это несистематические занятия музыкой, небрежность в работе над нотным текстом, несобранность внимания, отсутствие слухового контроля, неправильные приемы звукоизвлечения.

Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Даже подчеркивание небольших успехов в усвоении правильного игрового приема, красиво сыгранной фразе, в решении отдельной технической задачи, безусловно, принесет пользу в будущем.

Если же ученику что-либо не удается, преподаватель должен внимательно разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она происходит от нежелания работать.

Сравнивая занятия по общеобразовательным предметам с уроками в классе фортепиано часто можно наблюдать, что учащиеся, которые усвоили какое-либо правило правописания, математическую формулу, правильно пишут и решают задачи, не делают ошибок. А вот в классе фортепиано педагогу часто бывает очень трудно добиться абсолютно точного разбора учащимися нотного текста музыкального произведения. Нередко ученики при разборе музыкальных произведений как бы «бродят в потемках»: не видят смены ключей, знаков альтерации, не обращают внимания на ритм, аппликатуру, штрихи. У таких учащихся урок обычно проходит в бесчисленных исправлениях нотного текста. Применение на уроках метода «попутных поправок» часто указывает на неумение учащихся самостоятельно работать, неумение использовать в практической работе навыки сознательного, не механического разбора нотного текста.

Удивительней всего то, что ученик, зачастую прекрасно зная ноты, знаки альтерации, ключи, разбираясь в динамике, основных принципах аппликатуры, умея просчитать ритм, все же постоянно ошибается. В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых примерах обучения игре на фортепиано, способствующих формированию навыков самостоятельных занятий.

Прежде всего целесообразно остановиться на умении ученика слушать себя. Практика показывает, что многие учащиеся плохо слышат свое исполнение. Из их слухового контроля выпадают не только отдельные детали музыкального произведения, но даже общие контуры, вследствие чего музыкальные образы остаются непонятными. Большей частью это происходит оттого, что учащиеся слишком заняты игровыми движениями, находятся в плену двигательных функций и поэтому музыки не слышат.

Очень важна для правильного развития учащихся методика изучения музыкальной грамоты. Преподаватель не должен отвлеченно объяснять ученику музыкальную «азбуку». Все, что объясняется, должно увязываться с конкретным музыкальным звучанием, подкрепляться показом музыкальных примеров.

Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, этюдом, сам умел правильно разобраться в ритме. Здесь, как и в других элементах музыкальной речи, важно добиться сознательного усвоения учеником ритма. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм - это не просто счет вслух, а то, что дает звукам жизнь.

В занятиях иногда приходится наблюдать безразличное отношение учащихся к динамике. В процессе обучения музыке динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами.

Часто ученики невнимательны к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся часто их сокращают, более короткие - не замечаются вовсе. Паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок не будет.

Изучение штрихов также сопровождается определенными трудностями. Знакомя учащихся со штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха legato для связной, певучей игры, на то, как, благодаря этому, красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой.

Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры прежде всего имеют значение художественные задачи. Необходимо добиваться от учащихся точного выполнения расставленной в нотах аппликатуры.

Для развития навыков самостоятельной работы учащихся огромное значение имеет умение свободно читать нотный        текст. Поэтому на протяжении всего времени обучения должно уделяться серьезное внимание чтению с листа.

Учащимся детских школ искусств, которые кроме того загружены в общеобразовательной школе, очень важно научиться экономить каждую минуту, добиваться того, чтобы все время домашних занятий было рационально использовано.

Работа над произведением

Работа над произведением строится в соответствии с традиционной логикой разучивания: cначала - работа над мелодией, затем над аккомпанементом, их соединение, построение целого произведения.

Существуют разумные, проверенные опытом методы работы над полифоническими произведениями. Обычно советуют проиграть отдельно каждый голос, членя его осмысленно на отдельные элементы фразы, а не по тактам.

Весьма эффективен и другой способ: в то время как одна рука воспроизводит нотный текст, пальцы другой - беззвучно прикасаются к клавишам, при чем ученик должен ясно слышать внутренним слухом каждый звук этой «беззвучной» партии. Для подобного упражнения целесообразно вначале использовать двухголосные изложения. Необходимо объяснить форму полифонической пьесы. Надо помочь ему разобраться в характере полифонического развития, указать на наиболее рельефные вступления голосов, на кульминацию и т.п. Главное же, чтобы дети научились вслушиваться в интонационное содержание каждого мелодического голоса, чтобы они проникались красотой полифонической музыки.

Большого внимания требует от педагога работа с учениками над техническим репертуаром (особенно этюдами). Не секрет, что дети обычно без всякой охоты играют инструктивные этюды, и что особенно плохо: привыкают «по-этюдному» работать над произведениями художественного плана. Основой в работе над этюдами должна быть художественная задача, которая поможет ученикам найти наиболее естественные и музыкальные методы работы на инструменте.

Заключение

Рабочее время пианиста, необходимое для достижения желаемых результатов, зависит во многом от его дарования, ума и восприимчивости, от особенностей его рук и пальцев. Оно зависит в значительной степени и от того. Как используется время, проведенное за фортепиано. Если работа сознательна и систематична, то и результаты будут лучшими, и времени для их достижения потребуется меньше.

Рабочее время нужно всегда делить на несколько частей. Когда оно длится два часа, можно играть два раза по часу: перед обедом и после обеда. Для детей, которые быстро утомляются, три или даже четыре раза. Учащимся младших классов не рекомендуется упражняться больше одного часа непрерывно. Играть лишь по 20 - 30 минут, после чего следует длительный перерыв. Чем больше работал ученик, тем дольше должен отдыхать. Разнообразие работы - одно из средств предотвратить утомление.

Первое условие правильного отношения к работе и ее результатам - уметь себя слушать. «Во время своей игры, - говорила великая русская пианистка и педагог А.Есипова, - все время к ней прислушивайтесь, как будто вы слушаете чужую игру и должны критиковать ее».

Правильная и систематическая работа над развитием навыков самостоятельной работы учащихся способствует качественным занятиям дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, мы достигнем положительных результатов. Умению заниматься дома нужно учить в классе и, быть может, целесообразно посвящать этой теме специальные уроки.

Список литературы

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.:Музыка, 1967.
  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка, 1961.
  3. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей / Ред.-сост. Д.Д.Благой. М.: Музыка, 1975.
  4. Майкапар, Самуил Моисеевич Как работать на рояле. Беседа с детьми.   Ленинград : Музгиз, 1963
  5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой М.: Классика-XXI,2003
  6. Денисов С. Школа игры на фортепиано. Практическое пособие для домашних занятий (+DVD) СПб.: Планета Музыки, 2014
  7. Евдокименко И. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся детских музыкальных школ (Электронный ресурс) http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/razvitie_navykov_samostojatelnoj_raboty_u_uchashhikhsja/1-1-0-657