Проектная деятельность на уроках музыки

Соболева Нина Георговна

В статье описана проектная деятельность учителя музыки Соболевой Нины Георговны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva._proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki.docx361.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление учителя музыки

гимназии № 505 Красносельского района

Соболевой Нины Георговны

«Проектная деятельность на уроках музыки»

В 2020 году мы отметили 59 годовщину полета первого космонавта Юрия Гагарина в космос. И в апреле впервые в гимназии № 505 проводили районный конкурс «Созвездие проектов». Для участия в конкурсе приглашались обучающиеся образовательных организаций Санкт-Петербурга (команды по 3-5 человек, 5-7 классы).

На конкурс принимались работы, выполненные на уроках или занятиях внеурочной деятельностью. Мне, как учителю музыки, было интересно поучаствовать в конкурсе и вполне логично, что темой проекта стала «Музыка и космос». В проекте приняли участие ученицы 6б класса.

        Идеей для создания нашего проекта послужил тот факт, что ещё

в 1977-м году в космос были отправлены 2 космических аппарата «Вояджер-1» и «Вояджер-2), на видном месте которых находился футляр с золоченым диском, на котором записана разнообразная информация о Земле. Едва ли не две трети диска составляют музыка и звуки Земли. На диске были записаны:

– Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт №2, Аллегро.

– Иоганн Себастьян Бах. Партита №3 ми мажор BWV 1006, Гавот в форме рондо.

– Иоганн Себастьян Бах. Хорошо-темперированный клавир, том 2, Прелюдия и Фуга до мажора.

– Вольфганг Амадей Моцарт. «Волшебная флейта», Ария Царицы ночи.

– Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, часть 1.

– Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет №13, ор.130, Каватина.

– Игорь Стравинский. «Весна священная», Великая священная пляска. Классическая музыка Индии, Явы, Японии.

– Произведение для семиструнной гитары, сочиненное 2500 лет назад – Китай.

– Народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, Азербайджана, Грузии, Соломоновых островов.

– Ритуальное пение из Новой Гвинеи, восходящее к временам каменного века.

– 50 голосов и звуков Земли. Звуки, издаваемые птицами, насекомыми, лягушками, собаками, львами, шимпанзе, волками. Звуки шагов, удары молотка, звук пилы, удары топора о дерево. Звуки машины, сирены, реактивного самолета, запуска ракеты, плачущего ребенка, которого успокаивает мать, регулярное щелканье пульсара.

На диске записано также приветствия на 55 языках земли.

И эта информация, которую можно было прочитать по следующей ссылке

http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_082_083.shtml

Этот материал вдохновил нас на идею создать свой «золотой диск» с записью музыкальных произведений для инопланетян. И по сути дела это и стало нашей целью.

Задачами проекта мы определили:

1.Изучить информацию о космических аппаратах «Вояджер-2» и «Вояджер-1 с посланием от имени жителей нашей планеты внеземным цивилизациям.

2.Познакомиться со списком музыкальных произведений, представленных на диске.

3.Послушать музыкальные произведения, представленные на диске.

4.Провести анкетирование в 5-7 классах, среди учителей и родителей. Выявить вкусовые предпочтения анкетируемых.

5. Создать свой «золотой» диск, учитывая вкусовые предпочтения проектной команды, одноклассников, учеников 5-7 классов, родителей, учителей.

6. Сравнить список произведений на диске гимназии № 505 со списком музыкальных произведений на диске космических аппаратов «Вояджер-2» и «Вояджер-1.

Гипотезу проекта ты определили так:

 Плэйлист «золотого диска» для инопланетян классической музыки на 50% совпадет с музыкальными произведениями, которые выберут проектная команда, одноклассники, ученики 5-7 классов, родители, учителя.

Этапы проекта совпали с задачами проекта.

1. Мы изучили всю информацию, связанную с космическими кораблями «Вояджер1» и «Вояджер2».

2. На уроках музыки было проведено анкетирование в 5а,5б, 6а,6б, 7в классах, участницы проекта провели опрос у родителей, бабушек и дедушек, я, как учитель музыки, провела опрос у учителей гимназии№ 505.

Выводы, к которым мы пришли.

1. Несмотря на единую программу по музыке, в классах в первую тройку вошли разные произведения.

В 5а классе был проведен опрос среди 24 учеников.

1. Л.Бетховен

Л.Бетховен Соната для фортепиано N 14 («Лунная»)

(выбрали 10 учеников).

10

2.С.В.Рахманинов

Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» (9).

9

3. С.С.Прокофьев

Кантата «Александр Невский» (8).

8

В 5б классе был проведен опрос среди 24 учеников.

1.Прокофьев

Кантата «Александр Невский» (19).

19

2.Э.Григ

«Пер Гюнт», «В пещере горного короля» (18).

18

3.Чюрленис

Симфоническая поэма «В море» (9).

9

В 6а классе был проведен опрос среди 19 учеников.

1.Г.В.Свиридов

Музыкальные иллюстрации к повести

«Метель» А.С.Пушкина (13).

13

2. А. Вивальди

«Времена года» (7).

7

3. В.А.Моцарт

«Реквием» (5).

5

В 6б классе был проведен опрос среди19 учеников.

1.Л.Бетховен 

Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (11).

11

2.В.А.Моцарт

«Реквием» (8).

8

3.М.И.Глинка

Романс «Я помню чудное мгновенье» (8).

8

В 7в классе был проведен опрос среди 17 учеников.

1. Ж. Бизе, опера «Кармен» (6).

2. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (5).

3. А.П.Бородин, опера «Князь Игорь» (5).

Результаты опроса среди 11 учителей.        

1. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (6).

2. Л.Бетховен Симфония № 5 (3).

3. В.А.Моцарт Симфония № 40 (3).

Результаты опроса среди родителей (5).

1. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (2).

2. А. Вивальди «Времена года» (2).

3. В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (2).

Интересно, что есть произведение, которое встречается почти во всех классах, у учителей и родителей. Это Соната для фортепиано N 14 («Лунная») Л.Бетховена.

В итоге у нас получился свой «золотой диск», составленный в нашей гимназии, на котором были представлены все западноевропейские композиторы, которые были и на «золотом диске», отправленном
на космических аппаратах (И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен). Правда,
не совпали произведения. На первое место, вместо И.С.Баха вышел Л.Бетховен. Кроме этого вошел в наш диск композитор, музыку которого ребята полюбили ещё в начальной школе (Э.Григ). Изменился состав русских композиторов. В наш диск вместо И.Ф.Стравинского вошли С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, П.И.Чайковский.

Итак, мы представляем свой «золотой диск»:

1.Л.Бетховен Соната для фортепиано N 14 («Лунная»).

2. Э. Григ. Две сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»,

 «В пещере горного короля».

3.С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!».

4.Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации

к повести А.С.Пушкина «Метель».

5. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор, BWV 565.

6. В.А.Моцарт. «Реквием» ре минор.

7.  П.И.Чайковский  балет «Щелкунчик»

Наша гипотеза частично нашла подтверждение. Представляя наш проект в гимназии, девочки, кроме диска, подготовили послание инопланетянам на пяти языках (русском, французском, английском, финском и корейском).

 И завершить рассказ о проекте хотелось бы словами мамы участницы проекта: «Классика – это то, что вечно. Эти произведения я выбрала потому, что они «уносят» меня также далеко в моих мыслях, как и неизведанные глубины холодного космоса, заставляют задуматься о вечном»