Методическое сообщение на тему: «Воздействие музыки на развитие воображения и творческого мышления учащегося» 2018

Бохонько Марина Викторовна
Данное сообщение объясняет природу происхиждения воображения человека и пути воздействия музыки на воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств г. Анива»

Методическое сообщение

на тему: «Воздействие музыки на развитие

воображения и творческого мышления учащегося»

Выполнила:

Преподаватель ОКФ

Бохонько М.В.

г. Анива

16 октября 2019г.

Содержание

1.Значение развития творческого воображения в развитии личности.

2.Понятие воображения, его основные виды и процессы.

3.Воображение в возрастной психологии и педагогике

4.Воображение как фактор системы музыкального восприятия.  

5.Вывод.

6.Список используемой литературы.

               

"Воображение - важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все".

А. Эйнштейн

1.Значение развития творческого воображения в развитии личности.

             В этом смысле все решительно, что окружает нас, что сделано рукой человека, весь мир культуры - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
          Всякая творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к роду творческого поведения. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее.

           На деле воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительных сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

"Музыка - высшая форма человеческого познания» О.Шпенгауэр (немецкий философ публицист.1880-1936гг.)

           Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе его познания развиваться.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного.

              Обладание таким ключом — это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно - формирование эстетического вкуса.
Мир многообразен и неограничен и главное здесь - найти свое я.

             Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, исполнителями активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, и исполняющими произведения Отечественных и Западных композиторов.  

             В детях необходимо воспитать своё суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения и вкуса.

2.Понятие воображения, его основные виды и процессы.

               Воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. Процесс воображения неразрывно связан с ощущением, восприятием, памятью и мышлением.  Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

              Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний для мышления.

             Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить конечный результат. Опережающее отражение действительности, в процессах фантазии, происходит в виде ярких представлений в конкретном образе, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования понятиями, позволяющими обобщённо и опосредованно познавать мир. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, а возможность новой комбинации понятий в основе мышления. Это важнейшая сторона нашей жизни.

             Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится!

            Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

            Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.


           

3.Воображение в возрастной психологии и педагогике.

            Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме.  

            Обладая богатым воображением человек, может жить в разное время и эпоху. Это необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной и творческой деятельности.

Воображение может быть:

- активным (человек по собственному желание может вызвать у себя соответствующие образы;

- пассивное воображение (образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека);

- репродуктивное воображение (воспроизводит реальность в том виде как она есть, хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, напоминает больше память, чем творчество.

             Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, которые по-новому конструируют с помощью цвета, света, прибегая к точечному изображению в музыке-пунктуация, в геометрических фигурах(кубизм).

           Деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. Большое значение играют зрительные образы.

          На уроках фортепиано необходимы иллюстрации, наглядности, стиля. Эпохи, направления в музыке. Толчком для развития воображения становится игра и воображаемые обстоятельства. Необходимо использовать чтение стихов, рисование, лепку, инсценирование песен, дуэт с другими музыкальными инструментами.

4.Воображение как фактор системы музыкального восприятия.

Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, явления природы. Она может веселить и печалить, под нее можно танцевать и маршировать, разыгрывать сценки.   Свою задачу, как преподавателя, в этом случае, я вижу, в развитии в учащихся понимание языка музыки, как способа познания гармонии мира.
               Основная идея произведения выявляется при помощи верного истолкования вложенных в него символов.  Как только в голове учащегося складывается знаковая система как музыка, и сами знаки обретают для него художественно-выразительное значение. Под "знаковой системой" в данном случае следует понимать систему образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире на фоне того или иного произведения. И здесь моя задача сводится к упорядочиванию этой системы. Необходимо беседовать с учеником. О чем рассказывает пьеса? Сравнить некоторые пьесы, найти отличия или сходство.

              Через музыку учащиеся осознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа своих переживаний и в процессе обсуждения выражают свою мировоззренческую позицию.
            Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

а) слушания музыки на занятиях и самостоятельном прослушивании,
б) творческой деятельности исполнительства, познавательной деятельности,
г) общественно полезной деятельности, выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства.


           В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают закономерности музыкального языка. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительной деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить способности детей.


           Программа в Школе Искусств предполагает разноуровневое обучение, урок музыки и внеурочную деятельность (специальный курс и самостоятельную деятельность).  

            В вопросе познания духа наука и культура должны идти параллельными путями. Нам нужно новое видение мира, и такая система образования, воспитания, при котором духовное наследие прошлого будет столь же значительно и важно, как и достижение науки и техники.

Психологические исследования последних лет отмечают, что у учащихся всех возрастных уровней отсутствует устойчивый интерес к процессу обучения в целом. Показатель эстетической воспитанности низок.
           По словам писателя Белинского, "Искусство — это мышление образами".  Это определение включает два ключевых понятия "мышление" и "образ".  

             

5. Вывод.

Используя богатство эмоциональных состояний учащегося можно успешно развивать его воображение. И наоборот. Целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребёнка культуру чувств.

 Воображение связано с интересами. Интерес можно определить, как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определённую деятельность, имеющую особое значение для развития личности.

Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от полученного результата.  

Список используемой литературы:

1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. -М., 1999.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.1997.

3.Выготский Л.С. Психология искусства. -М.,1968.

4.Гессен С.И. Основы педагогики-М..1995.

5.Зимина А.Н. основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Изд. Владос, М.,2000.

6. Коротаева Е.В. Связь музыки и живописи в развитии художественно образного мышления школьников. Искусство в школе. -М., 1999.