"Музыкально-эстетическое развитие детей в школе и дома. Опыт педагога - музыканта."

Елена Михайловна Богачёва

Статья раскрывает совместные направления деятельности педагога-музыканта и родителей по эстетическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx36.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыка является единственным искусством, проникающим в сердце так глубоко, что может изображать даже переживание мыслей. Музыка, непосредственно воздействует на человека, уже в первые годы жизни, занимает значительное место в общекультурном развитии.

Многие писатели, композиторы, музыковеды, неоднократно подчёркивали, необходимость систематичной работы по эстетическому воспитанию. Оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми.

Здесь особенно важна роль педагога – музыканта, который закладывает в учебный процесс основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая, художественная деятельность, учащихся получает дальнейшие развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора по интересам продолжается углублённое формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, духовное обогащение их личности, организация свободного времени, восприятия влияния средств массовой информации.

Деятельность педагога - музыканта по эстетическому воспитанию призвана включать родителей, хотя на практике этим мало кто занимается.

Если педагог - музыкант в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как совместные концерты учащихся и родителей, лекции, семинарские занятия, встречи с артистами, певцами, композиторами, музыкально- педагогическое самообразование и домашние концерты, совместные посещения театров, филармонии, то можно предположить, что эстетическое воспитание детей будет более эффективным. Сотрудничество школы и семьи- это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает, всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержаниям и организацией воспитания детей в семье.

     Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.

Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернади в 1844 г. отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепиано. Домашнее музицирование, начинавшееся для поступления в школу и параллельно продолжавшиеся со школьными занятиями, сыграло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX и начала XX веков.

         В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту.

Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всем своём многообразии буквально каждому. Безусловно, детская музыкальная школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит грамотным любящий           своё дело педагог. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Но привить, к детям любовь к музыке, сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследований Ю.У.Фохт-Бабушкина. Учитывая, что семья способна оказать значительную помощь школе в воспитании увлечённости музыкой, вопрос о художественном музыкальном просвещении, в том числе самих родителей обозначен в принятых «Основах Государственной культурной политики в России.»

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты? Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы, как ведущего социального института, в котором работают профессиональные кадры, владеющие необходимой методикой, способной использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними. Основными формами работы с семьёй являются, групповые и индивидуальные занятия, которые могут проводиться и дома и в школе. Здесь могут быть и консультации. Однако они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном порядке вызывать родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью родителей. Лучше пригласить в письменной форме. Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Для беседы-консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или в школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым создать минимум комфорта.

Разговаривать с родителями вежливо и уважительно.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей. Готовясь к собранию, желательно точно обозначить проблемы, прокоментировать результаты зачётов, экзаменов, конкурсов, обозначить как должно быть подготовлено домашнее задание, поговорить о режиме домашних занятий, уточнить расписание уроков. Обязательно найти хорошие слова и похвалить ответственных и старательных учеников. Высказать благодарность родителям за совместные усилия и творчество. Так же важно заранее продумать оформление актового зала, музыкальное сопровождение (в виде концерта учащихся).

В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток (краткие выводы по обсуждаемым темам. А так же дать право высказаться родителям.

Можно с уверенностью сказать, что музыкальная педагогика придаёт желанию заниматься музыкой огромное значение. Его наличие - это залог, подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

Накопленный опыт педагогов в области музыкально-эстетического развития подрастающего поколения показывает, что на его эффективность большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по-разному преломляются в каждом из них. Там, где действие совпадает с действиями семьи, эффект оказывается наибольший.

Список литературы

  1. Ирхен И.И Образование в области культуры и искусств в условиях реформируемой России: состояние и тенденции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010.
  2. Ремизов В.А Культура и цивилизация: конформизм и нонконформизм в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015.
  3. Садовская В.С Родительские инвестиции в образование детей: опыт исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015.
  4. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений россиян.