"Сохранение музыкально-педагогических традиций. Сотрудничество преподавателей и распространение опыта педагогов-музыкантов."

Елена Михайловна Богачёва

Всестороннее развитие детей - основная задача преподавателей фортепианного отделения. Цель - индивидуальный подход к ученикам, как возможность их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_n.a._bogachyova_e.m.docx37.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.  

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано

БОГАЧЁВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано

        Одной из центральных задач современной педагогики является поиск средств и приемов музыкально-слухового и творческого развития начинающих музыкантов и ее органичное проникновение в различные процессы обучения.  Все больше подтверждается важнейшее положение о первостепенной необходимости развития музыкально-слуховых способностей как основы для дальнейшего воспитания исполнительских навыков. На помощь педагогам-практикам и исследователям, занимающимся разработкой методических основ воспитания и обучения юных музыкантов, приходят данные современной педагогики и психологии.

Педагог в значительной мере формирует личность ребенка, воспитывает его характер, развивает его культуру и художественный вкус, содействует пробуждению у него активного интереса к музыке и, наконец, формирует его как музыканта-исполнителя, подготавливая в художественном и техническом отношении к практической музыкальной деятельности. Разумеется, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, мы, педагоги, отдающие свою жизнь и силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом и  делиться своими находками.

С первых дней существования «Десногорская детская музыкальная школа» является хранителем классических ценностей. 2015 год стал знаковым, так как нашей школе было присвоено имя великого композитора, нашего земляка Михаила Ивановича Глинки.

Большое значение имеют встречи в стенах нашей школы с такими исполнителями, как:

  • Московский струнный квартет «Элегия», в рамках уникальной программы «Новое передвижничество», комплексно реализующей идею художественного просветительства на территории России;
  • Ведущая солистка Московской государственной академической филармонии,  Заслуженная артистка России, лауреат Премии Президента Российской Федерации, лауреат международных конкурсов Екатерина Мечетина (фортепиано);
  • «Концертный оркестр духовых инструментов города Вологда «Классик-модерн бэнд», художественный руководитель Заслуженный артист России Виктор Кочнев;
  • Член Союза московских композиторов РФ, лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц (фортепиано);
  • Лауреат международных конкурсов, солистка Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, приглашенная солистка Большого театра России Дарья Давыдова (сопрано) при поддержке Территории культуры Росатома и Министерства культуры РФ;
  • Лауреат Международных конкурсов, преподаватель Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского Лена Семенова (скрипка)в рамках общероссийского проекта «Новое передвижничество» ФЦП «Культура России» (2012-2018 гг.) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

В рамках общероссийского проекта «Новое передвижничество» ФЦП «Культура России» (2012-2019 гг.) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, на сцене нашей школы выступали:

  • Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солистка Национального Академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, доцент Московского Государственного института музыки им.А.Г. Шнитке Кристина Шарабидзе (домра);
  • Лауреат премии президента РФ, лауреат международных конкурсов, доцент Академии имени Маймонида «РГУ им. А.Н. Косыгина» Ровшан Мамедкулиев (гитара);
  • Лауреат международных конкурсов, солист Московской Государственной академической филармонии, преподаватель Московского Государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена Алексей Кудряшов (фортепиано).

В 2017-2019 годах были проведены мастер-классы:

  • Лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского Лены Семеновой;
  • Лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, солистки Национального Академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, доцента Московского Государственного института музыки им.А.Г. Шнитке Кристины Шарабидзе;
  • Лауреата международных конкурсов, солистки Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, приглашенной солистки Большого театра России Дарьи Давыдовой;
  • Лауреата премии президента РФ, лауреата международных конкурсов, доцента Академии имени Маймонида «РГУ им. А.Н. Косыгина» Ровшана Мамедкулиева (гитара);
  • Лауреата международных конкурсов, солиста Московской Государственной академической филармонии, преподавателя Московского Государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена Алексея Кудряшова.

Подобные встречи, с одной стороны, способствуют развитию ресурсного потенциала детской музыкальной школы, с другой – стимулируют профессиональный рост педагогов и учеников.

Несомненно, что в каждой детской музыкальной школе сложились свои педагогические традиции. Интересную форму работы – коллективную - преподаватели фортепианного отделения предложили для проведения на педагогическом совете школы:

  • открытый урок на тему: «Особенности работы над клавирными произведениями И.С.Баха» (Е.М.Богачёва, В.Н.Драгун, Н.А.Иванова, А.В.Новикова, Н.В.Сватова, Т.Г.Шутеева).
  • методическое сообщение  на тему: «Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству» (Е.М.Богачёва, Н.А.Иванова, А.В.Новикова).

Педагоги фортепианного отделения с удовольствием делятся своим опытом с коллегами на заседаниях зонального методического объединения. Так, в январе 2017 года преподаватели «Десногорской ДМШ имени М.И.Глинки» провели педагогический семинар на тему «Изучение полифонии в ДМШ». На семинар были приглашены преподаватели фортепианного отделения «Рославльской ДМШ имени М.И.Глинки».

На отделении стало доброй традицией участие преподавателей в конференциях различного уровня. Так преподаватель Наталья Александровна Иванова  в мае 2015 года участвовала в работе областного семинара-практикума  с сообщением на тему «Патриотическое воспитание обучающихся – центральное место в воспитательной системе «Десногорская детская музыкальная школа имени М.И.Глинки»».

В мае 2016 года преподаватели Елена Михайловна Богачёва,  Анна Валериевна Новикова и Наталья Александровна Иванова принимали участие в педагогических чтениях  в рамках I открытого городского фестиваля искусств имени М.И.Глинки  «Под сенью дружных муз…».  

В ноябре 2016 года  Елена Михайловна Богачёва и Наталья Александровна Иванова  принимали участие в работе областной научно-практической конференции «Детская школа искусств: традиции и новации», посвященной      25-летнему юбилею детской школы искусств ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств». По окончании был издан электронный сборник научных статей конференции.

В декабре 2016 года Елена Михайловна Богачёва,  Анна Валериевна Новикова и Наталья Александровна Иванова  принимали участие в педагогических чтениях  в рамках V Всероссийского конкурса «Музыка – душа моя!» обучающихся ДМШ и ДШИ имени М.И.Глинки.

В 2017 году, после  состоявшейся в сентябре 2016 года Юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования», был издан сборник материалов по итогам конференции. В сборнике «Артосфера: перспективы развития и инновации» представлены работы:

«Педагогические традиции обучения детей в фортепианном классе (из опыта работы)» (Н.А.Иванова, Е.М.Богачёва);

«Специфика педагогической деятельности в ДМШ» (Н.А.Иванова).

В декабре 2018 года Елена Михайловна Богачёва и Наталья Александровна Иванова  принимали участие в работе научно-практической конференции, посвященной 60-летию Смоленского областного музыкального училища имени М.И.Глинки по теме: «Традиции, перспективы преподавания музыкально-теоретических и специальных дисциплин», с докладом «Опыт, традиции и перспективы обучения и творческого развития обучающихся».

В сентябре 2019 года Наталья Александровна Иванова и Елена Михайловна Богачёва  принимали участие и опубликовали статьи в сборнике «Актуальные проблемы музыкального образования» I Международной методико-педагогической конференции среди преподавателей ДМШ, ДШИ и иных образовательных учреждений:

«Опыт, традиции обучения в классе фортепиано. Проблемы и задачи  современной педагогики» (Н.А.Иванова, Е.М.Богачёва);

«Значение мотивации к достижению успеха в творческой деятельности преподавателей ДМШ И ДШИ» (Н.А.Иванова).

В 2016 преподаватели Н.А.Иванова и Е.М.Богачёва опубликовали в газете «Авось-ка» статьи на темы:

«Всестороннее развитие детей – основная задача преподавателей фортепианного отделения»;

«Цель преподавателей фортепианного отделения - индивидуальный подход к ученикам как возможность их самореализации».

В современных условиях возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулирования активного заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью фортепиано, исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и современных пластов фортепианной литературы, развивать художественный вкус и эрудицию во всем разнообразии жанров и стилей музыки. Г.Нейгауз справедливо писал, что «чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая».

Доминирующая позиция преподавателей фортепианного отделения концентрируется вокруг максимально возможных концертных выступлений обучающихся, ибо, как показывает опыт выдающихся музыкантов, творческий подъем, напряжение физических сил, концертный опыт невозможно наработать занятиями в классе. Известно, артистизм присущ исполнителю от природы, но исполнительскую волю можно и нужно воспитывать и закалять. Главное, что должен осознать юный музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но прежде всего, радость от общения с музыкой и публикой, которая дает творческое вдохновение и профессиональный рост.

Учебная работа на отделении проводится в соответствии с Перспективным планом. При этом мы стараемся «искусственно не ускорять развитие ребенка по придуманному нами графику»; считаем, что «важнее создать условия для его свободного целостного развития» [6, с.3].Сохранение  индивидуального подхода к ученику – этот принцип, сформулированный и примененный на практике в начале прошлого века итальянским педагогом Марией Монтессори, нам кажется очень важным. Мы стараемся найти именно ту самую важную для ученика дорогу, по которой идти ему одновременно интересно, познавательно и легко.

В течение учебного года обучающиеся сдают технические зачеты в соответствии с требованиями по классам обучения. Требования к зачетам включают в себя: исполнение этюдов, гамм, аккордов, арпеджио, упражнений Ш.Ганона, чтение нот с листа, знание музыкальных терминов. Проведение академических концертов и переводных экзаменов на отделении является доброй традицией. Особый подход у преподавателей фортепианного отделения  к выпускникам: начиная с октября, они показывают свою выпускную программу, начиная с одного произведения и прибавляя каждый месяц по одному произведению. В последующие месяцы работаем над техническим и художественным  исполнением каждого произведения, стараясь довести до совершенства.

 «Зачет по развитию творческих навыков у обучающихся» или «Творческое музицирование» - так называется зачет, который был разработан нашими преподавателями и широко применяется в нашей практике. Требования к зачету:

1.Собственное сочинение. Сочинение исполняют по желанию, некоторые обучающиеся сочиняют музыку на стихи и с удовольствием поют. Если у ребенка есть желание представить сочинение на зачете, особенно у начинающих, но у него не все получается, то помогают преподаватели. Объясняют простейшие аккорды T-S-D в тональности; здесь просматривается межпредметная связь с теоретическими предметами.

2.Чтение нот с листа. Материал для чтения с листа даем на 1-2 класса ниже в зависимости от способностей каждого ученика и время 5-7 минут.

3.Подбор по слуху и транспонирование – проходит в двух вариантах:

  • каждый преподаватель на уроках готовит определенную песенку («Василек», «Гуси», «Едет паровоз» и более сложные для обучающихся старших классов) и учит ребенка подбирать от всех белых клавиш. На зачете предлагаем сыграть подготовленную мелодию от трех любых клавиш и постараться определить, в какой  тональности звучит песенка.
  • На зачете преподаватель дает любую попевку из пяти и более нот и просит обучающихся ее повторить от определенных клавиш с определением тональности.

4.Самостоятельный разбор произведения. Во время зачета преподаватель дает любое произведение (I период) по классу и просит ученика в течение 20 минут сделать самостоятельный грамотный разбор произведения и исполнить его.

Задачи и цели данного зачета формируют творческое развитие и музыкальные способности детей, а также позволяют:

  • Свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации, иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно его расширять
  • Подбирать по слуху понравившуюся мелодию.
  • Музицировать (импровизировать и сочинять) в разных жанрах.
  • Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус.
  • Расширять эмоционально-чувственное восприятие и развивать образное мышление.
  • Общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции.

Мы считаем, что это важный вид творчества. Суть детского музицирования не в выполнении сложных задач. Ребенок развивает творческие навыки, решая простые проблемы. Благодаря музицированию дети получают возможность для самовыражения. Обучение игре на инструменте не должно ограничиваться только лишь разучиванием пьес «по программе», гамм, этюдов и упражнений. Видный музыкальный деятель Болеслав Леопольдович Яворский писал, что «…одной из главных задач при воспитании ребенка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности» [11, с.68].

Целью нашей педагогической деятельности  является реализация заложенных в каждом ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. Здесь уместно вспомнить слова великого английского ученого, создателя учения о закономерностях исторического развития живой природы Чарльза Дарвина: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь вновь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайне мере раз в неделю; быть может, путем постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья…»

Список использованной литературы

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  2. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» М.: Советский композитор, 1992.
  3. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. – Тамбов: ТГМПИ, 2002.
  4. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей, М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  5. Кабалевский Д.Д. «Воспитание ума и сердца», М.: Просвещение, 1981.
  6. Мадорский Л., Зак А. «Музыкальное воспитание ребенка», М., АЙРИС ПРЕСС, 2011.
  7. Матвеева Л. В. Современные подходы к изучению проблем музыкального образования ребенка в семье // Искусство и образование, 2008. – № 10.
  8. Овсянкина Г. А. Современное музыкальное воспитание: некоторые эстетические и психологические проблемы // Педагогика культуры, 2008. – №2.
  9. «Ребенок за роялем» под ред. Я.Достал, М.: Музыка, 1981.
  10. Сухомлинский В.А. «О воспитании», М.: Политиздат, 1975.
  11. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», М.: Наука, 1985.
  12. Флейман В.Д. «Музыкальная память: процесс и развитие», Смоленск, 2012.
  13. ФлейманВ.Д. «Некоторые аспекты развития исполнительских навыков студентов фортепианного факультета в структуре высшего музыкального образования», Смоленск, 2009.