Артикуляция как важнейшее средство в исполнении фортепианных произведений

Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).

Артикуляция относится к важнейшим выразительным средствам в музыке. Нередко говорят также  о речевой артикуляции, которая включает не только ясное произнесение слов, но возможность выделить те или иные слова, фразы выражения, создать определенные акценты. Артикуляция в речи может отражать манеру, характер, и даже дыхание говорящего, спокойное, неторопливое – или прерывистое, задыхающееся.

В музыке под артикуляцией подразумеваютcя штрихи – legato (связно), non legato (не связно), staccato (отрывисто), а также различные виды подчеркивания звука, акценты. В этом области штрихи сливаются с динамикой и другими выразительными средствами музыки, например, строением фразы. Legato – слитное, связное исполнение, когда звуки как бы «наплывают друг на друга». Такой штрих предполагает кантилену, может применяться при исполнении колыбельных, напевных мелодий, а иногда - и для музыкальных тем печального, элегического характера.

В старинной музыке, при исполнении на органе и клавесине, возможности для использования динамических оттенков были весьма ограниченными, и артикуляция имела решающую роль в произнесении того или иного мотива. Например, именно с помощью артикуляции можно было выделить «мотив вздоха» (представляющий собой цепь нисходящих секунд, исполняемых легато по две ноты, первая из которых «сильная», а вторая «слабая»). Такого рода тематизм встречается не только в старинной музыке, но и в творчестве классиков XIX века - Бетховена, Чайковского.

Большую роль играет артикуляция при исполнении полифонической музыки. Здесь на начальном этапе обучения могут применяются также такие приемы, как глубокое, певучее portamento (таким штрихом часто исполняется партия левой руки, воплощающая «мотив шага» в сочинениях старинных авторов, начиная от несложных менуэтов И.С. Баха). Исполнение таких пьес обычно требует сочетания плотного non legato или portamento (этот прием имитирует смычковое non legato виолончелей или контрабасов) в левой руке. Мелодия правой руки обычно исполняется певучим  legato.

Исполнительским прием staccato чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки, это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе Майкапара воплощена игровая атмосфера в детском саду, шалости, шутки и даже игра в «догонялки» (для этого композитор использует музыкальную имитацию, повторяя один мотив в разных голосах). Очень острое стаккато может обозначаться знаком-треугольником, поставленным над  каждой нотой. В фортепианной педагогике staccato используется, как средство активизации пальцев при работе над артикуляцией.

Ярким примером, в котором используется такой прием, может служить хорошо знакомая многим начинающим ученикам музыкальных школ пьеса Майкапара «Маленький командир».

Исполнительским «секретам» в области артикуляции посвящена целая книга, написанная выдающимся советским органистом Исайей Браудо.

В современной музыке XX-XXI века область артикуляция звуков на фортепиано может стремиться к имитации более сложных оркестровых и тембровых эффектов. Например, некоторые современные композиторы применяют игру щипком на струнах рояля или используют так называемое «препарированное фортепиано». Активно сочинял для «препарированного фортепиано» американский композитор Джон Кейдж, который также был автором парадоксального сочинения «4 минуты 33 секунды», представляющего собой огромную паузу. Но, такие эксперименты скорее будут относиться к области тембра, к поиску новых оттенков в звучании привычных слуху тембров, в том числе фортепианного - а не только к области артикуляции.  

Источники:

http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-2734

https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/muzykalnye-vyrazitelnye-sredstva-artikulyaciya-urok-13-samouchitelya-fortepiano

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Артикуляция как важнейшее средство в исполнении фортепианных произведений

Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).

Артикуляция относится к важнейшим выразительным средствам в музыке. Нередко говорят также  о речевой артикуляции, которая включает не только ясное произнесение слов, но возможность выделить те или иные слова, фразы выражения, создать определенные акценты. Артикуляция в речи может отражать манеру, характер, и даже дыхание говорящего, спокойное, неторопливое – или прерывистое, задыхающееся.

В музыке под артикуляцией подразумеваютcя штрихи – legato (связно), non legato (не связно), staccato (отрывисто), а также различные виды подчеркивания звука, акценты. В этом области штрихи сливаются с динамикой и другими выразительными средствами музыки, например, строением фразы. Legato – слитное, связное исполнение, когда звуки как бы «наплывают друг на друга». Такой штрих предполагает кантилену, может применяться при исполнении колыбельных, напевных мелодий, а иногда - и для музыкальных тем печального, элегического характера.

В старинной музыке, при исполнении на органе и клавесине, возможности для использования динамических оттенков были весьма ограниченными, и артикуляция имела решающую роль в произнесении того или иного мотива. Например, именно с помощью артикуляции можно было выделить «мотив вздоха» (представляющий собой цепь нисходящих секунд, исполняемых легато по две ноты, первая из которых «сильная», а вторая «слабая»). Такого рода тематизм встречается не только в старинной музыке, но и в творчестве классиков XIX века - Бетховена, Чайковского.

Большую роль играет артикуляция при исполнении полифонической музыки. Здесь на начальном этапе обучения могут применяются также такие приемы, как глубокое, певучее portamento (таким штрихом часто исполняется партия левой руки, воплощающая «мотив шага» в сочинениях старинных авторов, начиная от несложных менуэтов И.С. Баха). Исполнение таких пьес обычно требует сочетания плотного non legato или portamento (этот прием имитирует смычковое non legato виолончелей или контрабасов) в левой руке. Мелодия правой руки обычно исполняется певучим  legato.

Исполнительским прием staccato чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки, это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе Майкапара воплощена игровая атмосфера в детском саду, шалости, шутки и даже игра в «догонялки» (для этого композитор использует музыкальную имитацию, повторяя один мотив в разных голосах). Очень острое стаккато может обозначаться знаком-треугольником, поставленным над  каждой нотой. В фортепианной педагогике staccato используется, как средство активизации пальцев при работе над артикуляцией.

Ярким примером, в котором используется такой прием, может служить хорошо знакомая многим начинающим ученикам музыкальных школ пьеса Майкапара «Маленький командир».

Исполнительским «секретам» в области артикуляции посвящена целая книга, написанная выдающимся советским органистом Исайей Браудо.

В современной музыке XX-XXI века область артикуляция звуков на фортепиано может стремиться к имитации более сложных оркестровых и тембровых эффектов. Например, некоторые современные композиторы применяют игру щипком на струнах рояля или используют так называемое «препарированное фортепиано». Активно сочинял для «препарированного фортепиано» американский композитор Джон Кейдж, который также был автором парадоксального сочинения «4 минуты 33 секунды», представляющего собой огромную паузу. Но, такие эксперименты скорее будут относиться к области тембра, к поиску новых оттенков в звучании привычных слуху тембров, в том числе фортепианного - а не только к области артикуляции.  

Источники:

http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-2734

https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/muzykalnye-vyrazitelnye-sredstva-artikulyaciya-urok-13-samouchitelya-fortepiano