Влияние костно-мышечного аппарата детей на вокальную интонацию.
Психофизиологические вокальные возможности обучающиеся 6,5-7 лет. Направления и способы вокальной работы с детьми этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kalyuzhnoy_m.g.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Калюжная Марина Григорьевна
Преподаватель отделения
«Музыкальный фольклор»
Ленинградская область
Ломоносовский район
МКОУДО «Лопухинская детская школа искусств»
Педагогический стаж 5 лет
Методическая разработка
«Влияние костно-мышечного аппарата детей
на вокальную интонацию»
Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом, нужно исходить из объективно существующих законов физиологических изменений костно-мышечного аппарата обучающихся.
Голос у человека с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условнорефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос. Механизм звукообразования - чрезвычайно сложный процесс. Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками.
Детские голосовые складки короткие по сравнению со складками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов. Отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются:
- диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
- неравномерность и скачкообразность в процессе развития;
- наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;
- неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.
Размер гортани (в мм) в зависимости от возраста
Показатель | Детский возраст | Пубертатный период |
Длина голосовых складок | 6 – 8 | 12 – 15 |
Голосовая щель: ширина в покое | 3 | 5 |
Голосовая щель: максимальная ширина | 6 | 12 |
Лопухинская ДШИ на отделение «Музыкальный фольклор» в первый класс принимает детей в возрасте 6.5 - 7 лет.
Основным предметом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор» является предмет - Фольклорный ансамбль.
Диапазон голоса девочек и мальчиков в этом возрасте примерно одинаков и приблизительно равен октаве в интервале РЕ1 – РЕ2. Наиболее естественное и легкое звучание в диапазоне от ФА1 до ДО2. Гортань и голосовые складки в этом возрасте слабы и еще окончательно не сформированы. Из-за неравномерного развития костно-мышечного аппарата, голос детей этого возраста не имеет еще той силы, которая появится постепенно в последствии с физическим развитием.
Основное требование художественного вокального исполнения - правильный красивый певческий звук и чистая интонация.
Опыт показывает - не все обучающиеся: 6,5-7 лет, в силу неравномерного развития костно-мышечного аппарата, умеют интонационно чисто воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым складкам, мышцам рта, дыхательным мышцам.
В народном пении изначально используются натуральные тоны, на которых держится спокойная речь человека.
Учитывая возрастные изменения костно-мышечного аппарата в этом возрасте, для развития чистоты интонации
применяю:
- упражнения для распевки-разминки (как у спортсменов, подготовка к дальнейшим нагрузкам);
- произведения, удобные по тесситуре отвечающие диапазону голоса обучающихся и физических данных этого периода.
использую:
- малые жанры фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши (для рациональной организации двигательной активности).
Как один из способов для развития интонации, размещаю детей на уроке следующим образом: они должны сидеть ближе к хорошо интонирующим детям и к музыкальному инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение преподавателя и пение правильно интонирующих детей, сидящих сзади. Таким образом постепенно добиваясь единой манеры звучания.
Так же для формирования чистой интонации.во время занятий по предмету Фольклорный ансамбль, предлагаю обучающимся прослушать песни в хорошем вокальном и инструментальном исполнении, используя многообразный ресурс народного песенного творчества. Отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение в пении обучающихся.
Чтобы добиться необходимых результатов, в образовательном процессе, провожу беседы с родителями. О развитии костно-мышечного аппарата и его значении в области вокальной интонации в данном возрасте.
Приглашаю специалистов по работе с детьми в области развития костно-мышечного аппарата.
Рекомендации родителям:
- поддерживать контакт с преподавателем;
- проявлять свой личный интерес к ежедневным занятиям ребенка;
- максимально бережно относиться к развитию детского голоса;
- выполнять несложные упражнения для развития костно-мышечного аппарата, соответствующие данному возрасту(рекомендации специалистов).
Буду рада, если мой опыт кому-то поможет в работе.
Желаю творческих успехов!