Влияние костно-мышечного аппарата детей на вокальную интонацию.

Калюжная Марина Григорьевна

Психофизиологические вокальные возможности обучающиеся 6,5-7 лет. Направления и способы вокальной работы с детьми этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kalyuzhnoy_m.g.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Калюжная Марина Григорьевна

Преподаватель отделения

«Музыкальный фольклор»

Ленинградская область

Ломоносовский район

МКОУДО «Лопухинская детская школа искусств»

Педагогический стаж 5 лет

Методическая разработка

«Влияние костно-мышечного аппарата детей

на вокальную интонацию»

Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом, нужно исходить из объективно существующих законов физиологических изменений костно-мышечного аппарата обучающихся.

Голос у человека с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условнорефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос. Механизм звукообразования - чрезвычайно сложный процесс. Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками.

Детские голосовые складки короткие по сравнению со складками взрослых –  отсюда особое звучание детских голосов.         Отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются:

- диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

- неравномерность и скачкообразность в процессе развития;

- наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;

- неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.

Размер гортани (в мм) в зависимости от возраста

Показатель

Детский возраст

Пубертатный период

Длина голосовых складок

6 – 8

12 – 15

Голосовая щель: ширина в покое

3

5

Голосовая щель: максимальная ширина

6

12

Лопухинская ДШИ на отделение «Музыкальный фольклор» в первый класс принимает детей в возрасте 6.5 - 7 лет.

Основным предметом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор» является предмет - Фольклорный ансамбль.

Диапазон голоса девочек и мальчиков в этом возрасте примерно одинаков и приблизительно равен октаве в интервале РЕ1 – РЕ2. Наиболее естественное и легкое звучание в диапазоне от ФА1 до ДО2.  Гортань и голосовые складки в этом возрасте слабы и еще окончательно не сформированы. Из-за неравномерного развития костно-мышечного аппарата, голос детей этого возраста не имеет еще той силы, которая появится постепенно в последствии с физическим развитием.

Основное требование художественного вокального исполнения - правильный красивый певческий звук и чистая интонация.

Опыт показывает - не все обучающиеся: 6,5-7 лет, в силу неравномерного развития костно-мышечного аппарата, умеют  интонационно чисто воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым складкам, мышцам рта, дыхательным мышцам.

В народном пении изначально используются натуральные тоны, на которых держится спокойная речь человека.

Учитывая возрастные изменения костно-мышечного аппарата в этом возрасте, для развития чистоты интонации

применяю:

- упражнения для распевки-разминки (как у спортсменов, подготовка к дальнейшим нагрузкам);

- произведения, удобные по тесситуре отвечающие диапазону голоса обучающихся и физических данных этого периода.

использую:

- малые жанры фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши (для рациональной организации двигательной активности).

Как один из способов для развития интонации, размещаю детей на уроке следующим образом: они должны сидеть ближе к хорошо интонирующим детям и к музыкальному инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение преподавателя и пение правильно интонирующих детей, сидящих сзади. Таким образом постепенно добиваясь единой манеры звучания.

Так же для формирования чистой интонации.во время занятий по предмету  Фольклорный ансамбль, предлагаю обучающимся прослушать песни в хорошем вокальном и инструментальном исполнении, используя многообразный ресурс народного песенного творчества. Отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение в пении обучающихся.

Чтобы добиться необходимых результатов, в образовательном процессе, провожу беседы с родителями. О развитии костно-мышечного аппарата и его значении в области вокальной интонации в данном возрасте.

Приглашаю специалистов по работе с детьми в области развития костно-мышечного аппарата.

Рекомендации родителям:

- поддерживать контакт с преподавателем;

- проявлять свой личный интерес к ежедневным занятиям ребенка;

- максимально бережно относиться к развитию детского голоса;

- выполнять несложные упражнения для развития костно-мышечного аппарата, соответствующие данному возрасту(рекомендации специалистов).

Буду рада, если мой опыт кому-то поможет в работе.

Желаю творческих успехов!