Возрастные особенности детей в начальной, средней и старшей групп студий эстрадного вокала

Саркисова Анна Аркадьевна

Работа с детским вокальным коллективом в процессе обучения эстрадному пению при изменении в психике и физиологии юного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_detey_v_nachalnoy.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей в начальной, средней и старшей групп студий эстрадного вокала

Методическая разработка

Составил:

Педагог высшей категории эстрадного вокала

Саркисова Анна Аркадьевна

Санкт – Петербург

2018год

Возрастные особенности детей в начальной, средней и старшей групп студий эстрадного вокала

Работа с детским вокальным коллективом существенно отличается от работы с коллективом взрослых. Специфика работы с детьми связана, прежде всего, с тем фактом, что детский организм постоянно растет, что означает динамику стремительных изменений в психике и физиологии юного человека. Многолетняя практика показывает, что в этот период становления организма петь не только не вредно, но и полезно, если речь идет о правильном пении. Правильное пение возможно при соблюдении определенных принципов. Они связаны с правильно примененным развитием голосовых связок, а также укреплением дыхательного, артикуляционного аппарата. В этом ряду происходят навыки ощущения работы диафрагмы, укрепляет легкие, развивает правильную координацию слуха и голоса, улучшает детскую речь, укрепляя при этом здоровье детей.

В процессе обучения эстрадному пению развивается не только детский голос, но и решаются воспитательные задачи, которые связаны с формированием личности ребенка. Г.П. Стулова подчеркивает, что процесс обучения детей пению – это далеко не только приобретение определенных хоровых или вокальных навыков[1]. В качестве звучания детских голосов, подчеркивает Г.П. Стулова, «отражается, как в зеркале, методическая направленность вокальной работы педагога»[2].

Для того, чтобы четко выстроить методологию развития детского эстрадного голоса, нам необходимо опираться на академические опытные данные, которые предлагает нам Г.П Стулова. Говоря о качестве звучания детского голоса, автор выделяет его основные физические характеристики:

тембральную, к ней относятся: обертоновый состав звука, что отражается в насыщенности его спектра; плавность регистровых переходов; звонкость и «полетность» голоса, что связано с резонированием звука и оценивается как близкая вокальная позиция; степень свободы или напряженности его звучания, округлости и выравненности гласных; качество певческого вибрато;

интонационную: точность, или чистота, интонирования; ширина звукового диапазона, его высотное расположение

динамическую: ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях; разнообразие нюансировки в процессе исполнения.

Тембры детских голосов соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается лишь в ширине диапазона, который в детском хоре несколько меньше, и в характере звучания - детские голоса звучат светлее, чем женские.

Рабочим диапазоном детского голоса является певческая зона от «ля» малой октавы до «ре» второй октавы:

сопрано детское – от «до» первой до «соль» второй октавы;

альт детский – от «ля» малой до «ре» второй октавы.

У детей специфичный голосовой аппарат, что связано с короткими и тонкими голосовыми связками, малой ёмкостью лёгких. Тембру детского голоса свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, особенно у мальчиков, при отсутствии тембральной насыщенности.

Условно детские голоса в студии эстрадного вокала можно разделить на три группы:

  • младшая группа - от самого младшего возраста до 10-11 лет. Голосу детей, относящихся к данной группе характерно фальцетное звукообразованию и относительно небольшой диапазон: «до» первой октавы - «до» второй октавы, или «ре» первой - «ре» второй октавы. Также данная группа характеризуется небольшой силой звука - р-mf. В этой группе нет существенных отичий между мальчиками и девочками. На таком начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
  • средняя группа – 11-12 до 13-14 лет. Для голоса детей средней группы характерна предрасположенность на грудное звучание. Расширяется диапазон: «до» первой октавы - «ми», «фа» второй октавы и аблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.
  • старшая группа – 14-16 лет. В большинстве своем голоса детей уже сформированы, причем в этих голосах уже смешиваются элементы детского и взрослого голоса. Существенно расширяется диапазон до 1,5 - 2 октав. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания, при этом мальчики подвержены мутации и поют в этом возрасте редко. У девочек заканчивается формироваться голос.

Следует отметить, что полный диапазон каждого детского голоса может расшириться:

сопрано до «ля», «си» второй октавы.

альты до «соль» малой октавы

Руководителю эстрадной вокальной студии необходимо иметь правильно представление о зоне примарного звучания, так как это поможет определить удобный звуковой участок для пения, избежав переходных звуков. Это неизбежно отразится и на выборе доступного репертуара, который наилучшим образом способствует развитию детского голоса. Примарными называют певческие звуки, которые звучат наиболее естественно при сравнении с другими тонами голоса. При пении в примарной зоне наиболее естественно работает голосовой аппарат и осуществляется правильная координация между слухом и голосом. У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания «фа»1 - «ля»1. Поэтому развитие детского эстрадного голоса целесообразно начинать с распевания в рамках этих тонов.

Работа с детским вокальным коллективом существенно отличается от работы с коллективом взрослых. Специфика работы с детьми связана, прежде всего, с тем фактом, что детский организм постоянно и изменяется. Академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного пения заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.

        


[1] Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с

[2] Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с