Аннотация на произведение "Осень" М.П. Речкунова

Смирнова Алла Викторовна

Анализ хорового произведения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация на произведение:

“Осень”

муз. М.П. Речкунова, сл. А.А. Фета

Выполнила сдудентка III курса ГАПОУ “Клинцовского индустриально-педагогического колледжа”:

Махонина Виктория

Преподаватель:

Смирнова Алла Викторовна 

Историко – стилистический анализ произведения

Произведение «Осень" написал композитор Михаил Петрович Речкунов на стихи Афанасия Афанасьевича Фета.

Творческий портрет композитора и его основные произведения

Речкунов Михаил Петрович (1870 – 1921гг.) – русский композитор, хоровой дирижер, педагог, основными произведениями в его творчестве являлись хоровые миниатюры и романсы. В1889г.  композитор создал хор из 40 человек, с которым успешно гастролировал по России. В репертуаре коллектива были такие произведения как Реквием Керубини, русские народные песни, произведения самого автора, хоровые миниатюры, песнопения духовного содержания. В 1906 г. хор участвовал в цикле 5 исторических концертов, организованных М.Долиной, которые были посвящены русской хоровой музыке за последние 150 лет, и проходили Петербурге.

Среди сочинений М.П.Речкунова выделяются:

Хоры a capella и хоровые миниатюры «Осень», «Острою секирой», «Сосны молчаливые», «Весна», «Грусть», «Парус».

Монументальный хор «Лес» на слова А.Кольцова, написанный в 1916 году.

Романсы: "Варяг" 27-го января 1904 года. ("Пока не дрогнули сердца") на слова В.Лугаковского. - издан в мае 1904 г.; «Серенада», баллада «Беглый» имногие другие.

Так же известны его около 30 духовных сочинений: из цикла Божественной Литургии («Единородный Сыне», «Херувимская песнь», ектении, «Приидите поклонимся и Трисвятое», «Первый Антифон»); из цикла Всенощного Бдения («Свете Тихий», «Хвалите Имя Господне», Богородице дево», «Великое славословие»); «Вся тварь изменяшеся страхом» - стихира Великой пятницы; «Триодь постная», многолетия и др.

Его произведения проникнуты мотивами народных песен, простотой и задушевностью мелодии.

Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста

Афанасий Афанасьевич Фет родился в поселке Новоселки в 1820 году, учился в немецкой школе, потом поступил в пансион профессора Пагодина для того, чтобы подготовиться к московскому университету. В 1844 году он окончил факультет философии. В 1845 году Фет уезжает из Москвы и идет на службу в южные войска, но не оставляет свое увлечение и продолжает писать стихи. Спустя 8 лет, во время Крымской войны он оказывается в рядах войск, которые располагались вблизи Петербурга. Он часто ездил в северную столицу, благодаря чему сблизился с Некрасовым и Тургеневым. В 1850 году впервые публикуются его стихи, в журнале «Современник». Благодаря литературе он начинает зарабатывать не малые деньги, что позволило ему путешествовать по Европе. В 1870 году Фет приступает к написанию нового сборника стихов с новыми силами и вдохновением. Своему сборнику он дал название «Вечерние огни». В 1888 году Фет добивается звания придворного камергера. Этот знаменательный день в жизни поэта сыграл большую роль, ведь он осуществил свою давнюю мечту и вернул себе дворянский титул. Последние годы жизни замечательного поэта были мучительны. Он практически ослеп, его мучили постоянные приступы удушья. Фет скончался в  1892 году 21 ноября.

В стихотворениях А. А. Фета реальный мир наделен особыми чертами. Все его работы переполнены чувствами, он не просто писал, а воспевал окружающую красоту любви и природы. В этом и есть основные особенности творчества Фета. Его любовная лирика — это возвышенно идеальные, чистые стихотворения, которые были написаны в основном в преклонном возрасте. Особенностью же пейзажной лирики является то, что писатель наделяет пейзажи человеческими свойствами, где роза улыбается, молятся звезды, грезит пруд, а березы ждут. При этом автор часто использует непривычные для нас образы птиц.

Жанр произведения

Произведение «Осень» написано в жанре хоровая миниатюра, предназначенная для исполнения четырехголосным смешанным хором a cappella.

Содержание произведения

Хоровое произведение «Осень» М. Речкунова написано на стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали» (1854)

«ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ...»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.


Прочитав стихотворение можно понять, что поэт изображает здесь позднюю осень, увядающую природу. Но в представлении композитора, осень – это не только спокойное и размеренное время года, но порой взволнованное (довольно ярко представлено в кульминации сменой темпа, динамики и акцентов), непостоянное (передается это ритмом: пунктирный ритм, долгие длительности). Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения. Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы, изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения.

Нельзя не окунуться в глубину и чистоту еще одного произведения Танеева, написанного на слова этого же автора.

Отметим, что если сравнить с текстом хорового произведения, то мы увидим, что М. Речкунов оставил только первые две строфы. М. Речкунову было интересно именно описательное содержание стихотворения. (7)


Музыкально – теоретический анализ произведения

Форма произведения

Произведение «Осень" написано в сквозной строфической форме. Сквозная строфическая форма отличается слабо детализированным подходом к тексту, поскольку в пределах раздела музыка сохраняет единый образ, обобщающий характер строфы в целом.

В произведении 3 строфы. Первая  строфа – 10 тактов. В ней описывается о том, что пропали ласточки. Вторая строфа описывается природное явление ночь. Третья строфа - 10 тактов, завершающая, описывается, что с природой происходит.

Характеристика мелодии

Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности.  Основная тема мелодии у Сопрано I. Во 2 строфе мелодия переходит от сопрано к тенору.

Мелодическая линия первых двух тактов первого эпизода звучит как «крик души» об уходящем лете, несбывшихся мечтах, что подчеркивается нисходящим скачком на ч.4 и яркой динамикой. Смена настроения несет собой изменение в проведении мелодической линии. Она переходит в средний регистр, звучит затаенно, тихо, переходит в партию басов с поступенным нисходящим движением, передает образ ночного осеннего ветра.

Во второй строфе мелодия не контрастирует с первой, а как бы продолжает её. Повествование проводит партия сопрано, но после двух тактов второй строфы, мелодию подхватывает партия теноров.

Используемый композитором только что рассмотренный прием попеременного вступления голосов без сопровождения очень выразительно подчеркивает содержание произведения, органично дополняет образ осенней природы новыми красками.

С 15 такта начинается третья строфа, кульминационный эпизод, в котором участвуют все партии голосов. Перед слушателями возникает картина стремительного листопада, подхваченного и закрученного ветром. Сам ветер предстает не добрым, холодным, неприятным. Мелодия звучит в высоком регистре взволнованно, ярко, с использованием альтерированных звуков, подчеркнутых акцентами. Окончание подчёркивается снимаемой ферматой.

Ладотональный план

     Основная тональность произведения  f-moll гармонический.

Третья строфа начинается в тональности Des-dur и происходит отклонение в параллельную ей тональность b-moll.

Гармония

Гармонический язык в произведении очень яркий, разнообразный и сложный. Окраска мелодии различными гармоническими оборотами подчеркивает смену настроения и характера произведения.

Первая строфа: первый мотив основан на тонической гармонии.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный11.jpg

 В дальнейшем развитии мелодия окрашивается аккордами второй ступени, и фраза заканчивается на доминанте. 

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121.jpg

Звучание мелодии в октавный унисон показывает принадлежность к тонической гармонии с последующим переходом в шестую и вторую ступень, которое придает звучанию мягкость и незавершенность.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный111.jpg

Первая строфа заканчивается автентическим кадансовым оборотом, который подчеркивает напряженность звучания.

Третья строфа является кульминационной. Композитор использует более насыщенную гармонию, кратковременные отклонения в другие тональности подчеркивают напряженность звучания.

В конце произведения звучит полный кадансовый оборот в основной тональности.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный11112.jpg

        

Метроритм

Размер произведения – четыре четверти.

Ритмический рисунок хорового произведения очень разнообразный. Большую роль играют смысловые паузы, которые отделяют мотивы, слова и даже слоги. В результате хоровые снятия и вступления происходят на различные доли такта.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный111123.jpg

Основная ритмическая длительность – четверть.  C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный1111234.jpg

В произведении в конце строф часто встречаются выдержанные звуки.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\11111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg

В произведении встречается несовпадение ритмического рисунка между партиями.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg

Разделяет 1 строфу от 2 строфы фермата на паузе. C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный11112345.jpg

В конце произведения есть снимаемая фермата для придания завершенности звучания.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\111111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg


Фактура произведения

Фактура произведения гомофонно-гармоническая в 1 и 3 строфе с элементами подголосочной полифонии.  

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный111123456.jpg

Вторая строфа изложена монодически. Основная тема проходит в сопрано и переходит к тенору.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный1111234567.jpg

Данное произведение исполняется без сопровождения a’capellа, что дает возможность исполнять его более чувственно и воздействовать на слушателя всеми красками придающие объемность, широту и возвышенность звучания.


Вокально - хоровой анализ

Произведение «Осень» предназначено для исполнения смешанным полным четырехголосным хором (С. А. Т. Б.). Совместное звучание мужских и женских голосов наиболее точно передает его образ. Характерно разделение в хоровой партии альтов и басов (divisi).

Диапазон партии сопрано 1: аs1 – ges2

Диапазон партии альта: as1 – c2

Диапазон партии тенора: с – ges1

Диапазон партии баса: C – es1

Диапазон всего хора: C - ges2

Тесситура средняя, удобная, так как высота партий соответствует свободному звучанию голоса.

Ансамбль

Ансамбль естественный.

Звуковедение

Звуковедение в произведении мягкое Legato.

Звуковедение в произведении различное, благодаря разнообразной динамике. При тихой динамике звуковедение мягкое, legato, при громкой – насыщенное, при акцентах – tenuto.

Дыхание

Дыхание в произведении цепное, а в конце фраз – общехоровое.

Большое значение имеет соблюдение в тексте цезур. В связи с этим необходимо тщательно работать над дыханием с каждой партией по отдельности.

Характер звука

Характер звука в произведении прикрытый, светлый, мягкий. В кульминационных моментах сочный, мощный.


Вокально – хоровые трудности

Интонационные трудности

  1.  Исполнение a capella.

Необходимо сохранить первоначальную тональность. Для этого нужно петь в высокой позиции, на опоре, на хорошем певческом дыхании.

  1.  Горизонтальное движение мелодии.

Нужно пропеть с каждой партией сольфеджио с тенденцией к повышению.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ёёё.jpg

  1. Точное интонационное вступление партии после пауз.

 Нужно петь с остановкой на первом аккорде после пауз.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ёё.jpg

  1. Хроматические движения мелодии.

Необходимо пропеть с партией сольфеджио и вне ритма.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ёёёёё.jpg

  1. Выдержанные звуки.

 Необходимо петь с тенденцией к повышению, использование с гармонической поддержкой.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ёёё.jpg

  1. Октавные унисоны.

Для того чтобы добиться чистого интонирования нужно выстраивать неточный звук, интонировать с каждой партией сольфеджио вне ритма.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ё.jpg

  1. Отклонения в тональности Des-dur и b-moll. 

Для точного перехода из одной тональности в другую нужно выучить моменты перехода отдельно с гармонической поддержкой.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\11111111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg

Метроритмические трудности

  1. Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\11111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg

  1. Использование пауз. Необходимо прохлопать ритмический рисунок.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111121ёё.jpg

  1. Несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями.

C:\Users\Komp\Desktop\Аннотация\1111111111111111111111111111111111111111111111111111.jpg

Для ритмического ансамбля полезны следующие приёмы работы:

•        прохлопывание ритмического рисунка

•        проговаривание теста песни со всем хором

•        проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами

•        проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого)

•        проговаривание текста песни или интонирование, строго исполняя дирижёрские указания, варьирующего трактовку исполнения

•        чёткость и активность дирижёрского жеста

Дикционные трудности

В основе формирования дикционного и орфоэпического  ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.

С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных. Например: «Ла-ста-чки-пра-па-ли».

Певческая транскрипция текста

Ла-ста-чки-пра-па-лиV

а-фчи-ра-за-ре-йV

Фсё-гра-чи-ле-та-лиV

да-ка-ксе-тьми-лька-лиV

Во-на-тто-йга-ро-йV

све-че-ра-фсё-спи-цаV

На-два-ре-те-мно-те-мноV

Ли-стсу-хо-йва-ли-ца-но-чью-ве-те-рзли-ца-и-сту-чи-тва-кноV

И-сту-чи-тV  и-сту-чи-тва-кноV

В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:

1) Перед глухими согласными звонкие «оглушаются»: всё – фсё, вчера – фчи-ра

2) Сочетание «тся» и «ться» в конце слов произносится, как «ца»: “спится – спи-ца, злится – зли-ца”

3) Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно: пра-па-ли, фче-ра, га-ро-й.

Еще одним из важных элементов хоровой дикции является соблюдение положений логики при вокальном исполнении литературного текста. Начиная работу над дикцией, хормейстеру необходимо осуществить литературный анализ, определить логические цезуры, безударные слова. Неправильно поставленное ударение иногда изменяет содержание текста.

Ансамблевые трудности

Все средства музыкальной выразительности способствуют раскрытию основного образа произведения. В этом отношении ритм является одним из основных моментов, способствующих более яркому развитию музыки на протяжении всего произведения. При работе над ритмическим ансамблем необходимо обратить внимание на четкий дирижерский жест.


Исполнительский анализ

В данном произведении композитор показывает осень, как что-то непостоянное и в то же время вечное. Темп, динамика, характер произношения текста, звуковедения - это те средства музыкальной выразительности, которые очень хорошо помогают отразить художественный образ произведения. Они красиво и четко вырисовывают осенний образ.

Осень – спокойное и умиротворенное время года, что удачно отобразил М. Речкунов при помощи темпа (Andante – медленно). Агогические изменения, а именно ritenuto, придает произведению затаенность, успокоение и замирание, усиливающееся за счет ферматы над паузами и в конце над последним аккордом.

Но в представлении композитора, осень – это не только спокойное и размеренное время года, но порой взволнованное (довольно ярко представлено в кульминации сменой темпа, динамики и акцентов), непостоянное (передается это ритмом: пунктирный ритм, долгие длительности).

В последней фразе раздвоение альтов и басов, замедление, а на последнем аккорде фермата и dim. Все это создает еще более объемное звучание, и сам звук как будто растворяется, точно время останавливается и замирает в преддверии чего-то нового и чудесного.

Произведение необходимо исполнять так, чтобы донести до слушателей идейно-художественное содержание произведения. Для этого нужно хорошо знать слова текста, войти в образ, уделять внимание трудным для интонирования фразам, следить за  звукообразованием слов, внимательно смотреть на дирижера.

Произведение «Осень» предполагает большую работу исполнительского плана, требует эмоциональной отзывчивости дирижера. Оно может исполняться как профессиональным, так и хорошо подготовленным самодеятельным хором.


Список литературы

  1. Безбородова, Л.А. Дирижирование/Л.А. Безбородова. – М.: Флинта, 2011. – 215с.
  2. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Л. Живов. — М.: Музыка, 1987. — 95с.
  3.  Краснощеков, В. Вопросы хороведения/ В. Краснощеков.- М.: Музыка, 1969. – 300с.
  4. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте/ Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1985. – 256с.
  5. Чесноков, П.Г. Хор и управление им/ П.Г. Чесноков. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 240с.
  6.  https://vstx.org/theory/analysis/11-2/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фет,_Афанасий_Афанасьевич
  8. http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitori/m_-rechkynov/#composers=5224!page=1!str=