Подбор по слуху в классе гитары ДШИ

Кратко изложено на что нужно обратить внимание, когда занимаешься с учащимися подбору по  слуху

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Тема МО «Обучение подбору по слуху в классе гитары ДШИ»

                                                                                                           Родионова О.В.

     Подбор музыки по слуху является одной из важных составляющих процесса занятия музыкой. Музыкант, который владеет этим навыком, будет широко востребован в любой творческой среде, ему будет проще общаться с другими музыкантами и исследовать глубины музыкального мира. Но чаще всего этому виду музыкальной деятельности не уделяется или уделяется крайне мало внимания и времени в учебном процессе подготовки музыканта, оставляя образование учащегося неполным. Многие ассоциируют навык подбора по слуху с неким «даром», который свойственен лишь единицам. Но проблема заключается в другом. Чаще всего сами педагоги упускают эту важную составляющую музыкального образования, а в образовательных программах музыкальных учебных заведений данный предмет не предусмотрен. Навык подбора музыки по слуху крайне необходим каждому музыканту и тому, кто хочет слушать музыку грамотно. Он поможет раскрыть и развивать множество необходимых профессиональных качеств музыканта: музыкальное мышление, мобильность, слух, а также способность к импровизации. Весь процесс обучения музыке станет более интересным и увлекательным. Ведь монотонная работа с нотами отнимает много времени и сил, а работа по слуху проходит куда интереснее и оживленнее. Исходя из этого, в педагогический процесс музыкального образования следует привнести подбор музыки по слуху, разработав необходимое методическое обеспечение. Это сделает процесс обучения более плодотворным, полноценным и интересным.

     Проблемой подбора музыки на слух занималось большое количество исследователей и педагогов-музыкантов. Вместе с тем, работ педагогов-гитаристов по данной теме практически нет. В пособиях по обучению игре на гитаре (П.Агафошина, Э.Пухоля, Э.Шарнассе) лишь кратко упоминается, что этим видом музыкальной деятельности нужно заниматься с учащимися.

     Изучая научно-педагогическую литературу, преподаватель может установить для себя, что:

1. Обучение подбору по слуху способствует формированию у детей интереса и любви к музыке, что является важной задачей музыкальной педагогики. Каждый ученик требует индивидуального подхода и выбора методов обучения подбору по слуху.

2. Подбор по слуху практически неосуществим без слухового представления, этот навык требует от ученика постоянного слухового самоконтроля и активной работы музыкального слуха.

     К основным принципам творческого музицирования и развития музыкального слуха относятся: принцип триединства, который может быть выражен следующей формулой: знать + слышать + подбирать по слуху; принцип соотношения цели и средств; контакта; дифференцированного подхода; доступности и др.

3. Должны быть сформулированы основные требования к произведениям для подбора по слуху; они должны быть простыми, знакомыми ученику; с повторяющимися элементами; с постоянно возрастающей сложностью.

4. Для формирования умений и навыков подбора по слуху рекомендуется использовать пропевание мелодии, показ рукой, метод соотнесения мелодии с функциональной гармонией, подбор от разных нот.

5. Помимо индивидуальных занятий, рекомендуется проводить занятия с двумя учениками, так как это внесет в процесс обучения соревновательную атмосферу.

6. Начинать формирование навыка подбора по слуху можно еще неорганизованными руками, не следует требовать певучего звука, начинать подбирать лучше всего от первой струны.

7. В обучении навыку подбора по слуху на гитаре выделяются три стадии:

- ученик на первой струне подбирает на слух простейшие мелодии, построенные на двух-четырех ступенях;

- далее подбираются более сложные и широкие по диапазону мелодии;

- подбирается аккомпанемент.

8. Подбор по слуху требует достаточно большого количества времени и внимания, им следует заниматься на протяжении всего процесса музыкального обучения.

     На начальном этапе формирования навыка подбора по слуху с учащимися можно использовать такие упражнения:

1. Ученик поет мелодию и показывает рукой направление движения мелодии: вниз, вверх, через лад, через струну, большой скачок.

2. Педагог исполняет на инструменте ровно и в медленном темпе несложные мелодии, а ученик показывает рукой направление движения мелодии: вверх, вниз, через лад, через струну и т.д.

     Таким образом, можно сформировать у учащихся умение быстро сосредотачиваться. Прогресса можно добиться только с помощью постоянных упражнений, чтобы у ученика формировалось чувство мелодии. С каждым разом  учащиеся подбирают  музыку по слуху быстрее, грамотнее и осознаннее. Занятия с такими учениками носят более творческий характер, а дети  относятся к процессу обучения музыке с большим интересом и активностью. Это позволяет сделать вывод об эффективности проведенной деятельности. Учащийся должен глубоко понимать, что игра по слуху необходима ему для совершенствования профессионального мастерства. В методике урока, при составлении классных и домашних заданий педагог должен стремиться к тому, чтобы учащийся ощущал практическую значимость получаемых результатов. В музыкальной школе следует живо интересоваться, как и где учащийся практически претворяет получаемые навыки. Педагогу надо иметь в виду, что если учащийся раз-другой не справляется с подбором, он может потерять веру в свои силы, вследствие чего интерес к этой важной музыкальной форме музицирования угаснет. Педагогу необходимо быть абсолютно уверенным в том, что учащийся справляется с подбором самостоятельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется провести определённую подготовительную работу, которая заключается в выявлении ясности и прочности музыкально-слухового представления задаваемого материала. Малый звуковой диапазон, чёткий, повторяющийся ритмический рисунок, ясность мелодических оборотов - таковы основные признаки выбора песенного музыкального материала для младших учащихся. Практика показывает, что когда ритмический рисунок мелодии уложился в сознании учащегося, то и другие элементы музыкальной речи (включая и звуковысотные соотношения) исполняются значительно успешнее. Именно с ритмической фигурации следует начинать запоминание предназначенной для подбора по слуху музыки.

Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху.

     Подбор по слуху различается по видам деятельности - одно дело, когда подбирается мелодия, другое - аккомпанемент. В первом случае в основе подбора лежат мелодические музыкально-слуховые представления, во втором - гармонические. Развитие гармонического слуха осуществляется значительно интенсивнее и целенаправленнее, когда гитарист систематически и планомерно занимается подбором по слуху аккомпанемента к мелодиям.

     Аккомпанемент - партия инструмента, сопровождающая сольную (вокальную или инструментальную) партию. Сольная партия (в данном случае мелодия песни) обычно исполняется голосом, а аккомпанемент (он подбирается по слуху) - на гитаре. Являясь гармонической и ритмической опорой, аккомпанемент углубляет художественное содержание мелодии, высвечивает ее характер и музыкальные образы.

Подготовительная работа к подбору аккомпанемента.

Если главным контролером мелодических представлений является пение или подбор одноголосных мелодий на инструменте, то основой проверки гармонических представлений гитариста служит выявление умения воспроизводить многоголосную музыку. Таким образом, под развитым гармоническим слухом применительно к исполнительству на гитаре логично понимать умение подбирать по слуху многоголосие и, разумеется, аккомпанемент. В процессе подбора аккомпанемента у исполнителя формируются и развиваются соответствующие слухо-двигательные представления. Прежде чем предложить учащемуся мелодии для подбора аккомпанемента (пусть простейшие!), с ним полезно провести определенную подготовительную работу. Ее цель - на основе слушания простейших звуковых сочетаний приобщить юного музыканта к умению разбираться в том, что звучит благозвучно («хорошо»), а что неблагозвучно (« плохо»). Важную роль в подготовительной работе к освоению аккордовых (затем и неаккордовых) звуков лада играют соответствующие упражнения. В работе над упражнениями (в дальнейшем и над художественным материалом) рекомендуется придерживаться следующего порядка:

- играть мелодию на инструменте и активно вслушиваться в особенности ее звучания;

- продолжая петь мелодию, пытаться подобрать к ней аккомпанемент - басы и аккорды, добиваясь общего благозвучия;

- добившись положительного результата, записать над звуками мелодии подобранный аккомпанемент.

- проверить правильность выбора гармонии аккомпанемента, то есть совпадение по вертикали звукового состава аккорда и приходящихся на него звуков (одного или нескольких) мелодии.

     Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что:

 1. Навык подбора по слуху является сложным навыком – это двигательный сенсорно-мыслительный навык. Он представляет собой систему сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, что позволяет использовать его в целенаправленной музыкальной деятельности.

2. Процесс формирования навыка подбора по слуху включает ряд фаз: установочную, аналитическую, синтезирующую, операционно-стабилизирующую.

3. Для формирования навыка подбора по слуху обычно применяется метод «проб и ошибок». Но этого можно избежать, если разработать планомерную последовательность действий.

4. Ученики, благодаря правильно организованному учебному процессу, грамотно подобранным методам и учебному материалу, начанают подбирать на слух точнее, быстрее, грамотнее и осознанно.

     Педагогические наблюдения показывают положительное влияние процесса обучения подбору по слуху на результаты обучения по другим дисциплинам: улучшается успеваемость детей по специальности, теории музыки и сольфеджио.