Изучение образовательных запросов учащихся фортепианного класса детской школы искусств и их родителей

Ставицкая Юлия Юрьевна

Статья содержит исследование образовательных запросов учащихся фортепианного класса ДШИ и их родителей. Основой исследования служит материал анонимной анкеты, составленной автором- педагогом специального фортепиано и фортепианного ансамбля детской школы искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Изучение образовательных запросов учащихся фортепианного класса детской школы искусств и их родителей

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.

К сожалению, это происходит не всегда, так как связи между семьей и педагогом не так прочны, как хотелось бы. И если родители, а также бабушки и дедушки самых маленьких учеников ещё участвуют в образовательном процессе, регулярно посещая занятия у педагога и основные мероприятия, то в более старших классах многие родители самоустраняются от решения вопросов музыкального развития ребенка, перестают интересоваться его успехами, контролировать выполнение домашних заданий.

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации   личности.

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. Программа рассчитана на много лет напряженной творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель музыкального и духовного, нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и для культурного просвещения его родителей. Уже на начальном этапе очень важно сформировать не только у детей, но и у их родителей установку на успех ребёнка, которая может стать существенным фактором в развитии детского интереса к музыке.

Для занятий музыкой определяющим мотивом является отношение к музыке как к таковой, желание познать ее язык. Тогда в процессе обучения удовлетворяется познавательная потребность ребенка. Деятельность становится значима сама по себе, что, собственно, и говорит о наличии внутреннего мотива. Но зачастую обучение в музыкальной школе направлено не на освоение языка музыки, а на освоение инструмента. Такая позиция является основной причиной того, что подавляющее число выпускников так и не приобщаются к музыке за время обучения.

Важную роль в вопросе мотивации играет контакт ученика и педагога. Для начинающего ученика отношение к учителю нередко ассоциируется с предметом его преподавания. Восторженное отношение к педагогу не оставит ученика равнодушным в его отношении к музыке, и наоборот, отсутствие контакта, антипатия к педагогу могут быть перенесены на отношение к музыке, инструменту.

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Поскольку в формировании мотивационно–целевой сферы музыкально одарённых учащихся мнение родителей и их оценка музыкальной деятельности играют немаловажную роль, представляется необходимым изучение мотивации обучения родителями детей, получающих музыкальное образование.

По мнению большинства родителей, систематические занятия музыкальным искусством воспитывают у ребёнка такие личностные качества как ответственность, трудолюбие, усидчивость, умение планировать и организовывать свою деятельность, способствуют личностно-творческой самореализации ребенка, что ведет к дальнейшему успешному самоопределению во всех сферах жизнедеятельности.

Распространенным в музыкальной педагогике мнением является то, что формирование мотивации к музыкальной деятельности у ребенка в решающей степени зависит от семьи. Особую роль играет активное занятие музыкой кем-либо из членов семьи. Отсутствие благоприятных условий дома, а позднее и в школе, часто воспитывает у ребенка равнодушие к музыке.

Большинство учеников в наше время мало занимаются, ленятся, у них отсутствует инициатива. Причины этого широко распространенного явления различны, но важность и значимость такого фактора, как мотивация занятий музыкой, трудно переоценить. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно привести ребенка в школу, однако без пробуждения интереса к учению освоения знаний не произойдет, будет лишь видимость учебной деятельности. Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик постоянно ощущал «компенсацию» за свою тяжелую работу. Такой «компенсацией» будет удовлетворение определенных потребностей, что является одновременно и результатом деятельности ребенка, и стимулом к дальнейшей работе.

Независимо от того, какие у учащегося способности, важным фактором, повышающим мотивацию, является достижение результата в работе. С первых же дней пребывания ребёнка в музыкальной школе надо постараться поддерживать общую атмосферу успешного сотрудничества школы, детей и родителей, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения ребёнком положительного результата в учёбе.

Значимость активного участия родителей в воспитании юного музыканта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья. Однако многолетняя работа, проведённое анкетирование и опросы родителей учащихся показывают, что совсем небольшой процент родителей готов вкладывать свои усилия в музыкальное образование детей. На первое место выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены вопросом, пригодится ли их ребёнку музыка, если в будущем он изберёт другую профессию.

Важной формой осуществления контакта педагога с родителями является работа посредством анкетирования. Педагог и родители оказывают друг другу помощь, направленную на воспитание обучающихся в школе искусств. Основная задача в работе с родителями – сделать семью союзником в воспитании обучающихся. Данная анкета была предложена родителям учащихся фортепианного класса детской школы искусств с целью выяснения образовательных запросов, выявления недостатков в работе педагогов и администрации, и достижения эффективности процесса обучения.

Анкета для родителей

(анонимно)

Всего проанализировано 24 анкеты

  1. Какую цель Вы преследовали, отдавая Вашего ребенка на обучение музыке (выбрать один из вариантов):
  1. общее развитие                           4 чел. – 16.6 %
  2. общее музыкальное развитие   18 чел. – 75 %
  3. профессиональное музыкальное образование. 2 чел.– 8, 3 %

     Т.о большая часть родителей и учащихся – 75 % - преследовали

     целью общее музыкальное развитие и лишь 8, 3 % опрошенных

     стремились к профессии музыканта.

  1. Изменились ли Ваши цели в процессе обучения (выбрать один из вариантов):
  1. да, в пользу профессионального образования + 2 чел. (усложнение) - 8,3 %
  2. да, в пользу общего развития (от общего муз развития) -2 чел. (облегчение) – 8,3 %
  3. а не бросить ли нам вообще 1 чел. – 4,1 %
  4. не изменились 19 чел.– 79%

В результате у большинства -79% - цели не изменились, упростились у 8,3 %, у такого же числа опрошенных – 8,3 % - усложнились, 1 человек готов бросить обучение.

  1. Как Вы контролируете обучение (выбрать несколько вариантов):
  1. постоянно слежу за результатами 15 чел. – 62,5 %
  2. созваниваюсь с преподавателями, посещаю уроки 12 чел. – 50%
  3. еженедельно читаю записи в дневнике 11 чел. – 46 %
  4. я очень занят на работе 1 чел. – 4 %
  5. считаю, что у ребенка должна быть своя мера ответственности. 8 чел. – 33,3 %

Согласно опросу, большинство – 62, 5 % - постоянно следит за результатами, примерно поровну – 50% и 46% опрошенных читают записи в дневнике и контактируют с преподавателями, 33,3 % требуют от ребенка личной меры ответственности, 1 человек самоустранился.

  1. Распределите предметы учебного цикла по степени значимости для Вас и Вашего ребенка (проставьте порядковые номера; один и тот же номер можно использовать для равноценных предметов):
  1. место - Специальность 24 чел.

     1   место –  Сольфеджио 7 чел.

  1. место – Сольфеджио 15 чел.
  2. место – Сольфеджио 1 чел.
  3. место – Сольфеджио 1 чел.

     1   место - Музыкальная литература (слушание музыки) 1 чел.

  1. место - Музыкальная литература (слушание музыки) 4 чел.
  2. место - Музыкальная литература (слушание музыки) 8 чел.

4   место - Музыкальная литература (слушание музыки) 5 чел.

5   место - Музыкальная литература (слушание музыки) 3 чел.

  1. место – Хор 1 чел.

2   место – Хор 1 чел.

     3   место – Хор 7 чел.

  1. место – Хор 6 чел.
  2. место – Хор 5 чел.

6   место– Хор 1 чел.

  1. место - Ансамбль (при наличии) – 2 чел.
  2. место - Ансамбль 6 чел.
  3. место - Ансамбль 8 чел.

4   место - Ансамбль 2 чел.

  1. место - Концертмейстерский класс (при наличии у 3 чел.) – 1 чел.
  2. место – Конц. класс – 1 чел.
  3. место – Конц. класс – 2 чел.

Т.о. все родители и учащиеся считают специальность приоритетным предметом, далее по значимости следуют сольфеджио, ансамбль, музыкальная литература, хор и концертмейстерский класс.

  1. Насколько Вы заинтересованы в дополнительных уроках и на каких условиях (выбрать):
  1. Бесплатно 18 чел. – 75%
  2. На хозрасчетной основе в рамках школьного обучения 6 чел. – 25%
  3. На условиях частной практики с репетитором 1 чел. – 4%

Большинство родителей -75% - за бесплатную форму обучения, четверть опрошенных за хозрасчетное обучение в школе и лишь 1 человек хотел бы заниматься у частного репетитора.

  1. Сколько минут или часов в неделю занимает у Вашего ребенка подготовка к каждому предмету:

    Специальность

                                14 час. – 1 чел. - 2 ч./д.  - 4%

                                8 час. – 3 чел. – более 1 ч./д. – 12,5 %

                                6-7 час. – 7 чел. - менее 1 ч./д. – 29,1%

                                4-5 час. – 4 чел. – более 05 ч./д. – 16,6%

  1. час. – 5 чел.  – менее 0,5 ч./д. – 20,8%

                          2 час. – 4 чел. – менее 20 мин./д. – 16,6%

Согласно этому разделу, учащиеся уделяют домашней подготовке по специальности крайне мало времени: большинство – 29, 1 % - занимаются менее 1 часа в день, 20,8 % - менее 0,5 часа в день, более 0,5 часа в день – 16,6 %, более 1 часа в день – 12, 5 % и лишь 4 % опрошенных уделяют домашним занятиям 2 часа в день.

     Сольфеджио    

                                4 час. – 1 чел. – более 0,5 ч./д. – 4%

                                2 час. – 4 чел. – менее 20 мин./д. – 16,6%

                                1-1,5 час – 14 чел. – 13 мин./д. – около 60%

                                «По-разному» - 1 чел.

     Подготовка к урокам сольфеджио занимает у большинства – 60 % -

     1час – полтора в неделю, у 16, 6 % - 2 часа в неделю и лишь 4%

     занимаются сольфеджио 4 часа в неделю или 0,5 часа в день.

     Музыкальная литература (слушание музыки)

                                  0 час. – 7 чел.– 29,1%

  1. мин. – 5 чел.– 20,8%
  1. час – 9 чел.– 37,5%

                        2   час. – 1 чел. - 4%

                        3 час. – 1 чел. - 4%

                        «По-разному» - 1 чел.

     Большинство опрошенных – 29,1 % к урокам музыкальной

     литературы не готовятся вообще, 20,8 % - тратят 10-30 минут в

     неделю, 37, 5 % учащихся - 1 час, и 4% - 2-3 часа в неделю.

     Хор  

                                  0 час. – 17 чел. – 29%

                                 10-30 мин. – 3 чел. – 12,5%

                                 1 час. – 4 чел. – 16,6%

    Большинство – 29 % - не готовятся к урокам хора, 10-30 мин.  в

    неделю занимаются 12,5 % опрошенных, 16,6 % - 1 час.

    Ансамбль (при наличии у 19 чел.)                                              

                                 6 -7 час. - 2 чел. – около 1 час/д. – 10,5%

                                 3-4 час. – 4 чел. – около 0,5 час/д. – 21%

                                 2 час. – 5 чел. – около 20 мин/д. – 26,3%

                                 1 час. – 8 чел. – около 10 мин/д. – 42%

     Подготовка к урокам ансамбля у большинства – 42 % -  отнимает 1

     час в неделю, 26,3% учащихся занимается 2 часа в неделю, 21%

     тратит на подготовку 3-4 часа в неделю и лишь 10,5 % - около часа в

     день.

     Концертмейстерский класс (при наличии у 3 чел.)

                                 3 час/нед. – 2 чел.– 66%

                                 1 час/нед. - 1 чел. – 33%

      Подготовка к урокам аккомпанемента у большинства - 66 % -

      занимает 3 часа в неделю, у 33% - 1 час.

  1. Насколько Вы и Ваш ребенок довольны качеством преподавания каждого предмета, доступностью подачи материала (оцените в баллах по 5-ти балльной шкале):

Специальность – 5 б. – 23 чел. – 95,8%

                           -  4 б. – 1 чел. – 4,1%

Большинство - 95,8 % - учащихся и родителей довольны преподаванием специальности и лишь 1 человек считает преподавание хорошим, но не отличным.

     Сольфеджио – 5 б. – 21 чел. – 87,5%

                           -  4 б.– 2 чел. – 8,3%

                           - Не могу составить мнение – 1 чел. – 4,1%

     Отличным считают преподавание сольфеджио 87,5 % респондентов,

     хорошим – 8,3 %, 1 чел. не составил мнение.

     Музыкальная литература (слушание музыки) – Не посещают – 2 чел.

                              - 5 б. – 18 чел. – 81,8%

                              - 4 б. – 2 чел. – 9%

                              - Не могу ответить – 2 чел. - 8,3%

     Качество преподавания музыкальной литературы на «отлично»

     оценили 81,8% опрошенных, 9% считают его хорошим, 2 человека

     затруднились с ответом.

     Хор                  – не посещают – 3 чел.

                              - 5 б. - 15 чел. – 62,5%

                              - 4 б. – 2 чел. – 8,3%

                              - 3 б. – 1 чел. – 4,1%

                              - 2 б. – 1 чел. – 4,1%

                              - Не могу ответить – 2 чел.

      Большинство – 62,5 % - респондентов считают преподавание хора

      отличным, 8,3 % - хорошим, удовлетворительным – 4,1 % и плохим

      4,1 %, 2 человека затруднились ответить.

      Ансамбль (при наличии у 19 чел.)

                              - 5 б.– 15 чел. из 19 – 78,9%

                              - 4 б. – 4 чел. из 19 – 21%

      Уроки ансамбля большинство – 78,9% - оценили на «отлично», 21% -

       «хорошо».

      Концертмейстерский класс (при наличии у 3 чел.)

                              -5 б. – 3 чел. -100%

     

  1. Насколько Вы и Ваш ребенок заинтересованы в концертной деятельности (выбрать один из вариантов):
  1. считаю обязательной и полезной 19 чел. – 79,1%
  2. при наличии свободного времени 4 чел. – 16,6%
  3. мой ребенок и так очень занят в школе 1 чел. – 4,1%

Большинство опрошенных – 79,1 % - заинтересованы в концертной деятельности, 16,6% готовы заниматься при наличии свободного времени, один человек не заинтересован.

  1. Считаете ли Вы классные отчетные концерты обязательной формой работы с детьми (выбрать один из вариантов):
  1. да, конечно, это интересно и полезно 18 чел. – 75%
  2. при наличии свободного времени 5 чел. – 20,8%
  3. достаточно того, что ребенок выступает на учебных академических концертах 1 чел. – 4,1%

 Большинство – 75% - считают классные концерты обязательными,

 20,8% - при наличии свободного времени, 1 человек считает  

 лишними.

  1. На каких концертных площадках Вы хотели бы увидеть

     выступления Ваших детей:

в залах школы 11 чел. – 45,8%

в социальных объектах (библиотеки, детские сады, дома инвалидов и престарелых и пр.) 3 чел. – 12,5%

в концертных залах города 10 чел. – 41,6%

Примерно равное число респондентов – 45,8% и 41,6% - хотели бы видеть своих детей на школьной сцене и на городских площадках, 12,5% - в социальных объектах.

  1. Насколько Вы заинтересованы в концертных площадках с арендной платой:

заинтересован, ведь это знаковые места нашего города 8 чел. – 33,3%

я буду рад видеть своего ребенка на престижной сцене 3 чел. – 12,5%

если арендная плата невелика 3 чел. - 12,5%

предпочитаю бесплатные мероприятия 10 чел. – 41,6%

Большая часть опрошенных -  41,6% - предпочитают бесплатные мероприятия, в то же время 33,3% готовы оплачивать аренду залов, будут рады видеть своего ребенка на престижной сцене 12,5 % родителей и столько же предпочитают залы с невысокой арендной платой.

  1. Насколько Вы заинтересованы в участии Вашего ребенка в профессиональных музыкальных конкурсах (выбрать):

          да, если педагог считает это возможным 18 чел. – 75%

          я не хочу перегружать ребенка 6 чел. – 25%

          Большая часть респондентов заинтересованы в участии в

          конкурсах по рекомендации педагога, 25% - не хочет перегружать

          ребенка.

  1. Готовы ли Вы оплачивать участие вашего ребенка в коммерческих конкурсах (выбрать):

нет, только в бесплатных 10 чел. – 41,6%

да, конкурсы стимулируют музыкальное развитие 14 чел. – 58,3%

58,3% опрошенных готовы оплачивать участие в коммерческих конкурсах, 41, 6% - только в бесплатных.

  1. В свободной форме напишите свое мнение о комфортности пребывания Вашего ребенка в школе, пожелания об улучшении процесса обучения, претензии к администрации или отдельным преподавателям.

Все хорошо, претензий нет – 13 чел. - 54,1%

Не ответили – 7 чел. – 29,1%

Рекомендация администрации более терпимо относиться к присутствию родителей на уроках -1 чел. – 4,1%

Слишком велика погоня за результатом в ущерб удовольствию от учебы -1 чел. – 4,1%

Ребенок равнодушен к пребыванию в любой школе - 1чел. -4,1%

Проводить концерты не только в классе специальности, но и в классе ансамбля -1 чел. 4,1%.

Большинство – 54,1% - родителей и учащихся довольны пребыванием в школе, 29,1% воздержались от ответа, по 1 чел. рекомендуют не препятствовать присутствию родителей на уроках, не гнаться за результатами в ущерб удовольствию от учебы, проводить концерты в классе ансамбля, 1 ребенок, по мнению родителя, вообще равнодушен к процессу обучения.

Подводя итоги анкетирования, главным образом следует отметить, что в целом родители и дети довольны обучением в данной школе искусств, но в большинстве не ставят задачу дальнейшего профессионального образования, предпочитая общее музыкальное развитие, следствием чего является недостаточное количество времени, которое уделяется на домашнюю подготовку.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли участника педагогического процесса. Только при единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного развития юного музыканта, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

Приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям. Данные выводы подтверждает известный возрастной психолог Г.С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки»

Литература:

Кулаева О. В. «Воспитание юного музыканта. Стратегия взаимодействия с родителями обучающихся детской школы искусств»

Мясникова А.Н. «Мотивация учебной деятельности учащихся детских школ искусств»

Абрамова Г.С. Возрастная психология