ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Озерова Елена Николаевна

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_tvorchestva_chaykovskogo.docx29.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Озерова Елена Николаевна

МБОУ ДО «Моршанская детская школа искусств»,

преподаватель

 Имя Чайковского, светлый дух

                                                                           его творчества будут сближать и

объединять тысячи самых разных

                                                                   людей со всех концов света.

  Эмиль Гилельс.

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Одновременно Чайковский чутко воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. [6]

Творческое наследие Петра Ильича Чайковского стало неотъемлемой частью мирового искусства ещё при жизни композитора, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров и сейчас продолжает расти.

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Выступая на торжественном гала-концерте XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обращаясь   к участникам конкурса и гостям, Президент РФ Владимир Путин отметил, что творчество этого великого, всемирно любимого композитора объединяет народы всех стран, утверждает грандиозную созидательную силу искусства и неразрывную связь российской и мировой культуры [4].

«Феномен Чайковского удивителен,-  отметил художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра РФ, народный артист СССР Владимир Федосеев на встрече с митрополитом Волоколамским Илларионом. - Произведения Чайковского — бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. Некоторые страны воспринимают его как национального композитора. Например, Япония без Чайковского не принимает ни одной программы. Я часто стараюсь вставить в концертную программу и Рахманинова, и Бетховена, но Чайковский в ней должен быть обязательно. Его музыка у них звучит с утра до ночи. И так в любой стране. Чайковский проникает музыкой во все сердца». [7]

В наши дни Чайковский – самый любимый русский композитор в Америке. Многие американцы даже считают Петра Ильича своим композитором. Чайковский, единственный из иностранных композиторов, был приглашен участвовать в грандиозном музыкальном фестивале по случаю открытия в Нью-Йорке Карнеги-холла (1891 г.) — крупнейшего концертного зала Америки на 2 тысячи человек. Прием был радушным и искренним. Концерты прошли с грандиозным успехом. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик». [8]

Одним из свидетельств необычайной популярности и славы Чайковского за пределами России стало присвоение ему в 1893 году почетного звания доктора Кембриджского университета в Англии без защиты диссертации. Годом раньше Чайковский был избран членом-корреспондентом Парижской Академии изящных искусств. [5]

        Творческое наследие великого русского композитора было в центре внимания известного музыковеда - исследователя и публициста Б.В. Асафьева. Его работы привлекают обилием интереснейших мыслей, тончайших наблюдений над музыкой Чайковского, постановкой многих важных проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

 «Нет области в русской музыке, где бы Чайковский не создал памятного, широко известного произведения, и всюду он, оставаясь самим собой, понятен всем, оттого что он правдиво и просто говорит о человеческом сердце, о радости полноты выраженного чувства и о скорби от сознания, что насилие ставит предел полноте проявления творческих сил; оттого, что вся музыкальная речь его основывается не на надуманных сочетаниях звуков, а на интонациях, воспринятых им в жизни, в окружающей действительности, от тех людей, которые среди угнетения верили в несомненное осуществление человеческого счастья на земле.» [1, с.28] «В ней везде - от нежнейшей, ласковой колыбельной песни матери до поэтической мечты о «лебедином озере» и до раскрытия трагической участи человека в Шестой симфонии – звучит глубоко песенное, задушевное высказывание сердца, простого человеческого сердца, призывающего к общению» [1, с.38]

П.И. Чайковский прожил короткую жизнь – 53 года, из них творческой деятельности посвятил двадцать с небольшим лет. За это время композитор создал огромное количество высокохудожественных произведений: 10 опер, 3 балета, 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, церковные сочинения («Литургия», «Всенощное бдение» и другие), свыше 100 романсов, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.  

Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.

В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».

В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа. В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни. [9]

«Детский альбом» П.И. Чайковского стал первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе. В «Детском альбоме» Чайковскому удалось создать произведение, отличающееся не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезное для воспитания учащихся. Он включает 24 легкие пьесы для фортепиано. Каждая из них - маленькая, неповторимая по своему многообразию, живая детская сценка, а все пьесы, взятые вместе, составляют интересный рассказ или, вернее, целую книжечку. «…В этой книжке - лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки», - так писал о «Детском альбоме» Б.В. Асафьев.

Дети всего мира с удовольствием играют пьесы Чайковского и каждый находит в них то, что отвечает его вкусам. «Детский альбом» - одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка сочинений Чайковского и, одновременно, одно из наиболее глубоких. Почему эта музыка востребована и сейчас, в третьем тысячелетии? На первый взгляд изменилось все: игрушки, которыми играют дети, игры, танцы, внешний вид, но неизменной осталась наша душа, мир чувств и духовные ценности: радость и печаль, любовь и разлука…Мы чувствуем так же, как и много-много лет назад.

К огромному сожалению, все реже в Детских школах искусств, расположенных в удалении от центральных регионов, звучат произведения П.И. Чайковского. Зачастую, преподаватели вынуждены делать переложения для фортепианного ансамбля, чтобы познакомить обучающихся с его произведениями.

Отчасти, провести подготовительную работу в этом направлении помогают пьесы из «Детского альбома» современного композитора И. Парфенова – большого поклонника творчества Чайковского. В стилистическом колорите 19 века написаны пьесы И. Парфенова «Осенняя гроза», «Портрет» «Мелодия», «Пришла задумчивая осень» и др. из «Детского альбома». Некоторая стилизация музыки Чайковского внесена умышленно. В них есть элементы мечтательности, размышления и пейзажной лирики. Важная роль отводится мелодии, готовя обучающихся к певучему звуку, рубато. «Детский альбом» Парфенова – это ступенька для подготовки к исполнению пьес из «Детского альбома» П. Чайковского.

Другой альбом Парфенова «Домик в Клину», состоящий из 14 фортепьянных пьес, каждой из которой предпослан эпиграф, содержащий выдержки из писем П.И. Чайковского братьям Анатолию и Модесту, которые им были адресованы в разное время года, и помогают раскрыть содержание пьесы, углубить музыкальный образ произведений. Работа над такими пьесами помогает подготовить ученика к будущему знакомству с пьесами П.И. Чайковского.

Действительно, музыка Чайковского отличается нежной сердечностью и задушевностью тона. И это не простая искренность, а скорее — доверчивая откровенность. Недаром он называл свою музыку исповедью души, «на которой многое накипело, и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков».

Воздействие наследия Чайковского сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Творческие принципы Чайковского развивались в произведениях многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века - на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа.

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века - вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение наши композиторы- современники.        

Великое наследие П.И. Чайковского является залогом будущности его музыки. Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Ее играют и поют, слушают и изучают. Она звучит всюду – в прославленных театрах и концертных залах, школах и университетах культуры. Она передается из поколения в поколение и составляет неотъемлемую часть мировой культуры. [3, с.189]

 «Музыка Чайковского не умирает и не старится. Она свято чтится людьми не как музейная редкость, не как документальное доказательство великого прошлого передовой русской культуры, но как живое явление современности. Вместе с музыкой Глинки, вместе с поэзией Пушкина и Некрасова, прозой Толстого и Тургенева, вместе с живописью Репина и Левитана, вместе с творчеством многих других великих художников нашего народа она составляет неотъемлемую часть российской культуры, потому что в ней правдиво, искренне и просто, мудро и проникновенно, честно и страстно, с пленительной красотой и потрясающей силой великий русский композитор нарисовал широчайшую картину современной ему жизни, неувядаемые идеалы справедливости, вызывающую преклонение героическую борьбу за их достижение».[2,c.13]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное. - Л.: Музыка,1972.

2.Должанский А.Н.  Симфоническая музыка Чайковского. -Л.: Музыка,1981.

3.Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка,1983.

Интернет-ресурсы

4. Газета «Музыкальное обозрение»: Владимир Путин посетил закрытие конкурса Чайковского– [Электронный ресурс]- http://muzobozrenie.ru/vladimir-putin-privetstvoval-uchastnikov-i-gostej-gala-kontserta-laureatov-konkursa-chajkovskogo/

5. История музыкальной культуры – [Электронный ресурс]- http://5fan.ru/wievjob.php?id=13990

6. История музыки. Творчество Чайковского – [Электронный ресурс]- http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-tvorchestvo.html

7. Митрополит Иларион: произведения Чайковского – бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. – [Электронный ресурс]- https://mospat.ru/ru/2015/02/02/news115006/

8. Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение – [Электронный ресурс]- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552189

9. Творчество П.И. Чайковского (лекция) – [Электронный ресурс]- http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=307