Методическое сообщение "Работа в классе клавишного синтезатора. Гармонизация мелодии".

Андрюшин Андрей Геннадьевич

Использование цифрового инструментария в музыкально-образовательном процессе есть проявление информационной революции. В какой бы сфере человеческой деятельности ни применялся компьютер, результат всегда один – резкое повышение её производительности при одновременном улучшении качества продукции. Секрет тут прост – компьютер берёт на себя всю рутинную, черновую работу, высвобождая творческие силы человека и тем самым способствуя прорыву в его деятельности. И музыка в этом плане не является исключением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Работа в классе клавишного синтезатора.

Гармонизация мелодии»

Методическое сообщение

преподавателя МБУДО «ДШИ»

г. Усинска Республики Коми

Андрюшина Андрея Геннадьевича

Введение

Использование цифрового инструментария в музыкально-образовательном процессе есть проявление информационной революции. В какой бы сфере человеческой деятельности ни применялся компьютер, результат всегда один – резкое повышение её производительности при одновременном улучшении качества продукции. Секрет тут прост – компьютер берёт на себя всю рутинную, черновую работу, высвобождая творческие силы человека и тем самым способствуя прорыву в его деятельности. И музыка в этом плане не является исключением.

         Современные синтезаторы являются цифровыми инструментами, по сути – специализированными музыкальными компьютерами. И эта компьютерная специфика их во многом предопределяет особенности музыкально-творческой деятельности на их основе.

Музыкант, севший впервые за синтезатор сталкивается с тем, что помимо игры на клавиатуре управление исполнительскими параметрами осуществляется с помощью вынесенных на панель инструмента различных кнопок, рычагов и колёсиков. Так частично регулируется динамика, артикуляция. А если используется автоаккомпанемент, то также – темп. С панели инструмента – в реальном времени осуществляется управление многими другими параметрами, выходящими за рамки исполнительской составляющей электронного звучания. Таким образом, игра на клавишном синтезаторе становится мало похожей на фортепианную игру. Она, по сути, превращается в универсальную деятельность по управлению разнообразными звуковыми данными этого инструмента.

Гармонизация мелодии

При обращении к автоаккомпанементу синтезатора приходится сталкиваться с проблемой гармонизации. Знания и практические навыки по гармонии нужны не только для гармонизации мелодии, но и для импровизации, которую можно рассматривать как антипод первой.

          Ученик должен освоить достаточно солидную номенклатуру аккордов – трезвучий и септаккордов, построенных на всех ступенях лада, и ориентироваться в системе их взаимосвязей. Притом на уровне не простого ознакомления, а практического овладения – каждый из этих аккордов в процессе музицирования нужно уметь быстро найти на клавиатуре.

           Для извлечения аккордов на современном синтезаторе предусмотрено несколько режимов. Для начинающих наиболее оптимален режим упрощённого взятия аккордов (CasioChord или SingleFinger) Этот способ предполагает взятие не всех клавиш, соответствующих аккордовым звукам, а лишь басовой клавиши и ещё нескольких других, которые условно, программными методами увязаны с теми или иными звучаниями. Таким образом, при пользовании в этом режиме аккордами автоаккомпанемента  не обязательно осваивать их интервальную структуру, что составляет значительную трудность для младших учеников, и они могут включаться в многоголосное музицирование буквально на первых уроках.

           Данный режим позволяет извлекать только 4 вида аккордов: мажорное и минорное трезвучия, малый минорный и малый мажорный септаккорды.

           Этого достаточно для озвучивания несложных произведений детского репертуара, но для продвижения в музицировании на синтезаторе нужно осваивать интервальную структуру аккордов и режим их обычного взятия на клавиатуре (Fingered). С его помощью доступным становится извлечение 13 и более видов аккорда.

           На большинстве синтезаторов данный способ взятия аккордов позволяет извлекать их лишь в основном виде. Обращения становятся доступными с помощью третьего режима – взятие аккордов по всей клавиатуре (FullRangeChord или FullKeyboard). Как следует из названия, автоаккомпанемент инициируется при взятии аккорда в любой части клавиатуры, а не только в её нижнем, предназначенном для аккомпанирующих голосов регистре, что также ведёт к обогащению звучания.

            Значение основных понятий гармонии и различных режимов извлечения аккордов при игре с автоаккомпанементом помогает решать конкретные задачи по гармонизации мелодии. По уровню сложности их можно ранжировать на три основных типа.

           Самый простой из них связан с исполнением нотного текста с цифрованным обозначением аккордов сопровождения. В этом случае в задачи исполнителя входит лишь расшифровка и исполнение на синтезаторе указанной цифровки. В этом случае в задачи исполнителя входит лишь расшифровка и исполнение на синтезаторе указанной цифровки. Чтобы осуществить первую операцию ученик должен выучить принятую в джазовой и популярной музыке систему цифровых обозначений аккордов, которая отличается от применяемой на уроках сольфеджио.

           Выполнение второй операции требует различных игровых навыков в зависимости от использования того или иного режима взятия аккордов. Но  во всех случаях следует  стремиться к плавному голосоведению в аккордовых последовательностях.

            Использование автоаккомпанемента синтезатора при обращении к нотному тексту с развёрнутым изложением сопровождающей партии усложняет задачу по гармонизации мелодии. В этом случае нужно не только найти и извлечь на клавиатуре инструмента те или иные аккорды, но сперва – определить их.

           Наиболее сложной задача по гармонизации мелодии становится в случае её одноголосного изложения. В гармонизации изложенной без аккомпанемента мелодии зачастую многое приходится домысливать, и формируемый продукт отличается поливариантностью.

           Кроме того недостаточно получить непротиворечивое сочетание мелодических и аккордовых тонов. Целью гармонизации является подбор наилучших в художественном плане вариантов аккомпанирующих аккордов.

Это определяется жанром оригинала, стилистической направленностью и уровнем авторизованности аранжировки.

           Так, если при гармонизации мелодии, относящейся к произведениям академических жанров, нужно стремится к максимальной аутентичности, то мелодия, относящаяся к массовым жанрам, допускает вариативность гармонизации, хотя и не в столь широких пределах. Народная же мелодия допускает множество её самых разнообразных гармонических толкований: ведь она продукт устного народного творчества, характерной чертой которого является вариативность изложения мысли. Кроме того, она в большинстве случаев изначально существует в одноголосном виде. Соответственно эту мелодию можно гармонизовать, например, в манере венских классиков или русских «кучкистов», в лубочном, эстрадном или джазовом стиле.

Вывод: Как видим, стоящие перед учащимся задачи по гармонизации мелодии зачастую приобретают творческий характер, и от качества их решения, определяемого конкретным подходом к первоисточнику, стилистической целостностью и логичностью, во многом зависит художественный уровень электронной аранжировки.