Мотивация обучения детей музыке

Шамигулова Алтынай Салимовна

Мотивация обучения детей музыке, является важной задачей. Ее решают, как преподаватели, так и родители учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шамигулова Алтынай Салимовна

педагог дополнительного образования;

ГБОУ СОШ №376 Московского района г. Санкт-Петербург

Публикация по теме:

«Мотивация обучения детей музыке»

2020 г.

Введение

Мотивация обучения детей музыке, является важной задачей. Ее решают, как преподаватели, так и родители учащихся.

Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности.

Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на музыкальных инструментах, снижении общего интереса родителей к обучению детей музыке. Что это за причины, которые приводят к снижению мотивации среди детей?

В настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению, повышения их уровня мотивации.
        Для того,  чтобы решить эту проблему, преподавателям искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкой, совершенствоваться и осваивать различные формам и методы обучения.
        Как правило, дети, рождённые в XXI веке ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.
        Применение современных образовательных технологий на уроках музыки способствуют формированию мотивации (интереса) к учебной деятельности.  

Начальный период обучения.

Все начинается с начального периода, который является важным вводным этапом в обучении юного музыканта, позволяет заглянуть в мир музыкального искусства, увидеть цель, к которой они захотят стремиться.

        В настоящее время проблема начального обучения на музыкальном инструменте стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели.
        
Раньше средний возраст начинающего составлял 9-11 лет. Сегодня ситуация изменилась. Основная  возрастная категория детей, желающих обучаться игре на музыкальном инструменте, это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры  рассчитаны в основном для детей 9-11 лет, и предполагают обучение  игры на аккордеоне и баяне сразу по нотам. Но такие методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их физиологические особенности предполагают усвоение любого познавательного материала в условиях игровой деятельности. Это дает возможность искать и внедрять новые формы обучения, то есть использовать в своей работе инновации. И поэтому, в отличие от ранее предлагаемых методик мы начнем с упражнений в игровой форме.

Сначала выполняем упражнения без инструмента, потом с инструментом.

 С первых уроков ребёнок держит инструмент, но не общается напрямую с нотами. Практикуем на начальном этапе обучение ребёнка с рук. Наша преподавательская задача - постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой, к обучению музыке. А лучшая мотивация - когда у ребёнка получается сразу.

Цель такой методики заключается в том, чтобы методы и формы ведения урока были направлены на раскрепощение ребёнка, придание ему веры в свои возможности. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития, приобретённых знаний. То есть применяется технология индивидуального подхода.  

Коллективное музицирование.

С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Наш педагогический опыт показывает, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям.

    Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в мир музыки и не даёт им скучать на уроке.

    Cоздавая ансамбль, нужно учитывать совместимость характеров   учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их   технической подготовки владения инструментом.

     Кроме игры в дуэте и трио на музыкальных инструментах, мы практикуем игру с использованием шумовых инструментов. Занятия ансамблем приносят детям большую радость совместного творчества, развивают у них  целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. Что способствует повышению мотивации.

Исполнительская практика

Исполнительская активность чрезвычайно важна для развития ребенка и важно использовать ее уже с начального этапа.

    Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения  зрителям и получать одобрение публики.

     Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Ежегодно на нашем отделении обязательно каждый ученик регулярно выступает на   родительских  собраниях перед учащимися и родителями.

    Так же наши учащиеся привлекаются к участию в различных концертах. На таких концертах могут  выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещё одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.

Роль музыкальных конкурсов

 Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель - то для её достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником.

Роль семьи в музыкальном воспитании

Организация учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса основана на взаимодействии педагога-музыканта с родителями ученика. Основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья. Она является источником передачи ребёнку не только социально-исторического опыта, но и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Поэтому возникает необходимость и важность общения педагога с родителями в целях направленного и эффективного воспитательного воздействия.

Музыкальная педагогика выделяет несколько направлений для установления тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком и семьёй:

1. Помощь родителей в организации и выполнении домашнего задания. Задача педагога – пояснить им систему выполнения домашнего задания.

2. Приобщение ребёнка к концертной деятельности: посещение театров, концертных залов. По возможности семье ребёнка необходимо посещать все мероприятия, организуемые в классе специального инструмента.

3. Присутствие членов семьи на текущем или открытом уроке, где контролируется результативность и эффективность подготовки ребёнка.

4. Организация домашних концертов, семейных праздников, которые способствуют сближению и укреплению контактов между всеми участниками музыкально-эстетического воспитания.

5. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей.

Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители обязательно должны стать единомышленниками педагога. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребёнка. Наибольший эффект достигается там, где действия педагога полностью совпадают с действиями семьи.

Приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплочённости. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьёзно относятся к своим занятиям и увлечениям. Именно союз педагога и родителей является самым действенным помощником в деле воспитания юного музыканта.

    Использование ИКТ технологий

     Ни для кого не секрет, что Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учащимися активно используются цифровые и электронные ресурсы (аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет). Данная работа организуется и контролируется нами как педагогами (даём ссылки на конкретные, изученные сайты). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности.

    Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, можно давать  такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением. Просматривая фрагменты выступлений профессиональных исполнителей, учащиеся учатся сценической культуре.

    Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература,  интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся. Например, практиковать проведение мероприятий (отчетные концерты, конкурс и многое другое) с использованием мультимедийной техники: подбираем видеоряд, соответствующий характеру музыки, подбираем живописные полотна к музыкальным произведениям, взятые из Интернета, используем чтение стихов с музыкальным сопровождением

 

Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу.  И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить, что:

·        Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся, умение находить в музыкальном искусстве средство гармонизации своего внутреннего мира.

·        Использование современных образовательных технологий  создаёт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию.

·        Уделяется особое внимание:

        - Игровым технологиям на начальном этапе обучения

        - Коллективному (ансамблевому) музицированию

        - Участию в конкурсах и концертах

        - Использованию ИКТ

        - Роль семьи в музыкальном воспитании учащихся

   Как распорядиться временем нашего ученика, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, решать учителям.