КОНФЕРЕНЦИЯ «Современные композиторы – детям и юношеству»

Пачганова Татьяна Владимировна

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Художественные образы в «Цикл фортепианных пьес

«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» и «Детский альбом» В. В. Коровицына

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx33.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ ПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Современные композиторы – детям и юношеству»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Художественные образы в «Цикл фортепианных пьес

«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» и «Детский альбом» В. В. Коровицына

        

2019 год

        «Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека»

                                                                                                                  А. Блок

        Сегодня в России живут и работают очень интересные композиторы, пишущие для детей.  Яркими представителями отечественной школы композиции считают В. Коровицына, Ю. Весняка, Ю. Савалова, Ю. Савельева, И. Парфенова.  Почему музыка этих композиторов так нравится детям?.. Потому что в их сочинениях перед нами раскрывается мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. И как знать, может быть, спустя непродолжительное время их творения будут причислены к классическим.

        Музыка, написанная Владимиром Вилениновичем Коровицыным, отличается многообразием жанров и форм, образов и тем, творческих находок. Его произведениям свойственна особая мелодичность, тонкая гармонизация, близкие нашему времени интонации. Музыкальный язык композитора на редкость демократичен, доступен и малышам, и подросткам.

        В. Коровицын родился в 1955 году в Великом Новгороде. Он окончил Новгородское музыкальное училище по классу баяна, с отличием -  Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова; стал лауреатом Международных конкурсов; является членом Союза композиторов России. Владимир Велининович в настоящее время живет в родном городе.         Его творчество изобилует музыкой различных жанров: это и произведения для хора, и для камерного и симфонического оркестров, и романсы, и песни, и духовная музыка. Изюминка сочинений В. Коровицына – мелодическое начало и благородный, родственный традиционному, гармонический язык.

        Владимир Коровицын – автор девяти сборников: «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Детский альбом», «Радуйся Солнцу», «Исполнение желаний», «Романтические миниатюры», «Предчувствие красоты», «Самый прекрасный в мире принц», «Диалоги». Программность пьес композитора будит детскую фантазию, тем самым побуждает детей представлять разнообразные образы. Его произведения отличаются богатыми красками музыкальной палитры, романтичностью созданных им музыкальных характеров.

        Произведения композитора очень нравятся слушателям разных возрастов (и дошкольникам, и школьникам), они занимают достойное место в ряду замечательных образцов музыкального искусства, посвященных детям, поэтому эти пьесы можно очень активно использовать в разделе «Слушание музыки» как в детском саду, так и в школе.

        

        Познакомимся с некоторыми из них.

        Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» включает в себя 24 пьесы, из них 10 танцев: «Полонез», Лендлер», «Вальс», «Полька», «Чардаш», «Домареданс», «Тарантелла», «Болеро»; пьесы песенного склада: «Норвежская песня», «Баркарола», «Песня трубадура», «Песня без слов»; пьесы-образы: «Русалочка», «Ветряные мельницы», «Карусельные лошадки», «Антикварная шкатулка».

        Каждая пьеса предваряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создает необходимое для исполнителя настроение.

        Словакия. «Сельский наигрыш» -- пьеса рисует картину деревенской идиллии. После трудового дня в Словацких Татрах в деревушке слышен наигрыш гармониста. Простая незатейливая мелодия крайних частей в ре миноре контрастирует сpesante средней части, здесь гармонист будто раздувает меха своей гармоники во всю мощь.

        Румыния. «Румынский танец» -- чаще всего это коллективная пляска. Нередко танец сопровождался пением. Для румынской музыки типичны натуральные лады, пентатоника, импровизационный склад с богатой орнаментикой; любимейший инструмент румын —скрипка. Все это присутствует в «Румынском танце» В.Коровицына – так чутко подметил композитор черты национальной румынской музыки, что сложно отличить авторскую музыку от народной. Танец написан в форме рондо, где рефреном является период из двух восьмитактовых предложений.

        Норвегия. «Норвежская песня» с простой незатейливой мелодией, написана в 3-х частной форме с взволнованной, более подвижной средней частью. В первой части мелодия одноголосна, с вкраплениями подголосков.

        Швеция. «Домареданс» - шведский танец, аналог польки. Профессиональная шведская музыка развивалась под влиянием западно-европейской музыкальной культуры, главным образом немецкой, однако в начале 20 века приобрела черты национальной самобытности. Шведская полька – метроритм 2/4, 4/4, темп умеренно быстрый. Самой характерной чертой ее является шаг с подскоком. Пьеса трехчастная. Крайние части – собственно полька, с присущими для нее подскоками и притопами, средняя часть – скорее таинственное шествие, напоминающее о сказочных персонажах Скандинавии. Ее можно назвать «шествием веселых троллей».

        Дания. «Русалочка» - написана в 3-х частной форме с характерными для романтической пьесы чертами.

Широкая по диапазону напевная мелодия изобилует широкими интервальными интонациями. Начальный мотив открывается октавным затактом и завершается нисходящей секстой. Такая тема по-настоящему вокальна. Сочинения для голоса - любимый жанр В. Коровицына, о чем свидетельствует преобладание в его творчестве необыкновенно красивых вокальных сочинений. Красота русских песен оставила отпечаток в его творчестве, поэтому в этой фортепианной пьесе, как и во многих других, больше русской песенности, чем европейской.

        Фактура сопровождения очень похожа на фактуру левой руки в пьесе «На Лазурном берегу». В обеих пьесах присутствует образ воды: восходящее движение восьмых при удержанном басе (два такта), как и мелодия в следующих тактах, спускается вниз короткими мотивами-волнами. И снова подъем восьмых в партии левой руки и снова падения. Это изобразительный момент движения волны.

Это очень интересная работа над художественным образом произведения, который можно трактовать каждый раз немного по-другому, черпая новые идеи в таких сочинениях, как сказка Х. Андерсена «Русалочка», одноименные оперы А. Даргомыжского, А. Дворжака.

        Италия. «Баркарола» и «Тарантелла» -- национально-колористические музыкальные краски, связанные с творческим переосмыслением итальянского фольклора, мастерски сочетаются в этих пьесах с удобной пианистической фактурой.

        «Баркарола» - путешествие по Италии, прогулка на гондоле по каналам Венеции (провести параллель с Санкт-Петербургом, который называют у нас Северной Венецией). «Баркарола» -- это, прежде всего, песня.

Главная тема уже в самом начале выступает на широком мелодическом дыхании каждой из четырех фраз. В исполнении мелодической линии надо добиваться ровного ведения к вершине каждой фразы на длинной ноте и плавного «вытекания» триоли шестнадцатых из нее. В первых двух фразах мелодия излагается одноголосно, в третьей и четвертой фразах – с подголоском на выдержанных нотах. Кульминация первой части приходится на третью фразу, где фактура обогащается еще одним голосом. И естественно, в четвертой фразе происходит постепенный спад.

Мелодическая линия разнообразна в интервальном соотношении: здесь и хроматические ходы по полутонам, и увеличенные секунды, и скачки на септимы, напряжение приходится на кульминационный интервал – большую септиму. Партия левой руки – арпеджио. Гармония изобилует модуляциями из основной тональности (фа мажор) через доминанту - в соль минор, заканчивается на доминанте соль минора. Средняя часть – взволнованная, как порывы ветра, набежавшие на водную гладь. Она является кульминацией всей пьесы и заканчивается на доминантсептаккорде к основной тональности. Третья часть – повтор первой, имеет небольшую коду на теме второй части с постепенным умиротворение к концу.

         «Тарантелла» -- танец солнечной Италии, живой и страстный, с характерным размером 6/8, ритмическая фигура четверть-восьмая, стаккатное изложение, скачки, темп —Presto придают пьесе неистовый характер. Основная тональность – фа мажор, пьеса трехчастная.

Первая часть состоит из двух предложений, во втором предложении – кульминация на верхней ноте с задержанием на доминантсептаккорде ре минора, который не разрешается в тонику. Завершается он нисходящим ходом, приводящим в основную тональность. Сложность в исполнении первой части и по аналогии с третьей состоит в выдерживании ритмического рисунка правой руки с чередованием в ней стаккатных четвертей и коротких лиг с восьмой на четверть, при этом в левой руке нужно соблюдать устойчивый ритм восьмых на первой и четвертой доле. Средняя часть даёт короткую «передышку», Psub.; 4-х-голосное изложение, напевное проведение темы: движение как бы останавливается на повторе одной и той же ноты, к концу второй части замедление и фермата - движение замерло. И вновь третья часть возвращает к образу первой части, но уже с характерно длительным развёртыванием мелодии с большим расширением и кадансовым дополнением в конце.

        Бельгия. «Карусельные лошадки» - пьеса написана в форме рондо (рефрен –тема марша идет в верхнем голосе, в 2-х эпизодах – в нижнем), в темпе быстрого марша.

Начало пьесы – это короткое вступление (карусель приходит в действие). Рефрен (тема в верхнем голосе) звучит как веселый марш (лошадки идут по кругу на манеже цирка), а два эпизода (тема в нижнем голосе) - как духовой оркестр с ударными инструментами. Рефрен повторяется трижды. Это тематическое изложение имитирует движение по кругу – возвращение, повторение, подчеркивая связь с названием пьесы - «Карусельные лошадки».

        Франция. «Прогулка по Парижу». Уже само название пьесы и авторский комментарий, предваряющий нотный текст, и трёхдольный метр способны правильно настроить на образ произведения юного слушателя.

Нежный, плавный характер мелодии требует зрителя умения тонко слышать. Незатейливо-простая мелодическая линия темы растворена в мерном чередовании интервалов, движущихся восьмыми - сексты, квинты, кварты, терции, - но по начальным звукам каждого такта легко запоминается. Эта мелодия так и слышится в исполнении аккордеона. В этой простоте заключаются и беззаботность, и свобода, и известный всем французский шансон. Под эту мелодию хочется танцевать, ее хочется напевать, но обязательно по-французски.

        Франция. «На Лазурном берегу» - лирическая пьеса, контрастирующая с танцевальными жанрами этого цикла. Она написана в ля миноре, в 3-х частной форме.

Первая тема - спускающиеся двутактовые мотивы с повторяющимися, как бы «плачущими» секундовыми интонациям в диапазоне одной октавы. Она неоднократно появляется на протяжении всей пьесы. Поначалу эти реплики звучат ласково-застенчиво, затем динамически развиваются на creshendo и воспроизводятся во втором предложении на октаву выше, удвоенные секстами. Средний эпизод удивляет появлением эмоционально яркой темы, изложенной аккордовой фактурой на динамических контрастах–«p», «pp», «F», «FF».

Достаточно большая по объему средняя часть изобилует тональными изменениями, модуляциями, как игра красок на полотнах живописцев–импрессионистов. Динамические детали, приводя чувства в смятение, приближают к бурной кульминации.

В репризе вновь звучит основная тема, уже умиротворённо, как воспоминание. Прощаясь, она растворяется в последних звуках «рр». Сопровождение темы - это остинатное, убаюкивающее движение восьмых в левой руке. Оно имитирует движение воды, дыхание волнующегося или спокойного моря, нежного ветра.

        У автора есть переложение этой пьесы для флейты и фортепиано. Эта транскрипция называется «Старый порт» (Марсель). Фортепианная партия остается почти неизменной. При этом тема дублируется звучанием флейты, что только усиливает красоту этой музыки.

Эта пьеса сложна своей полифоничностью: она выдвигает труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетание в единое целое. Значение отдельных голосов различно. Конечно же главенствует мелодия.

        Испания. «Болеро» – испанский народный танец, известный с конца 18 века. Исполнение его всегда сопровождается ударами кастаньет. Характерный для болеро ритм ¾, темп движения умеренный.

Пьеса состоит из 5-ти разделов, первый и пятый –это одна и та же тема, в спокойном прогулочном темпе. Можно сказать, что это театральное представление. Второй эпизод, где мелодия исполняется терциями, изобилует триолями и напоминает женский образ: легкий, кокетливый, порхающий. Третий эпизод – мужской, здесь напряжение музыки достигается остинатным движением басов и приводит к кульминации. Четвертый эпизод - это парный танец, и он больше похож на вальс. Каждая часть эпизод, завершается остановками на аккорде.

Ритмические особенности «Болеро»–пунктирный рисунок и триольные украшения мелодии, синкопы.

Мелодия характерна для испанского танца, песенная и очень темпераментная, с подчеркнутым синкопированным ритмом, который имитирует испанский инструмент - кастаньеты. В этом проявляется особенность и специфичность этого танца, он сразу становится узнаваем.

        Фортепианный цикл «Прогулки по Европе» обогащает юных слушателей яркими образами городов, стран, достопримечательностей, будит фантазию и желание путешествовать, познавать мир, природу, искусство в их взаимосвязях.

В.В. Коровицын «Детский альбом»

        Почему эта музыка так нравится детям?.. Потому что в пьесах композитора раскрывается мир детства – особый мир, близкий детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность: «Дюймовочка», «Гавот Чебурашки и Буратино», «Бал в замке принца», «Кот Василий», «Мужичок с гармошкой», «Куклы сеньора Карабаса» и другие. Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

        Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам, и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его.

        

        Сборник «Детский альбом» содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: «Русская тетрадь», «Джазовая коллекция», «Обаяние ушедших эпох». Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

        

        «Вальс Золушки» - мечтательная, простая мелодия в оживлённом темпе.  

                               «Хрустальные башмачки»

                               Верещит в углу сверчок,
                              Дверь закрыта на крючок.
                              Я разглядываю книжку
                              Про хрустальный башмачок.
                              Во дворце весёлый бал,
                              Башмачок с ноги упал.
                              Очень Золушке обидно
                              Покидать высокий зал.
                              Но она домой ушла,
                              Платье пышное сняла
                              И опять в тряпьё оделась, 
                              И работать начала...
                              Стало тихо и темно,
                              Лунный луч упал в окно.
                              Слышу голос мамин милый:
                             "Спать тебе пора давно!"
                              Замолчал в углу сверчок.
                              Повернусь-ка на бочок -
                               Догляжу во сне я сказку
                               Про хрустальный башмачок.

        Полька «Деревянные башмаки» - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

         

        Пьеса «Дюймовочка» - в подвижном темпе. Лёгкая и изящная музыка на штрих стаккато передает портрет сказочной героини.

 

                                           «Дюймовочка» 

                                  Крошечная девочка,

                       Я сошла с цветка.

                       Жизнь казалась дивною

                       В алых лепестках.

                       Только душу нежную

                       Заперли во тьму.

                       Звери злые, жадные,

                       Вам она к чему?

                       Мне б на небо синее

                       Хоть разок взглянуть,

                       Попрощаться с солнышком

                       И навек уснуть.

                       Слышу: в небе звонкая

                       Песенка твоя,

                       Ласточка, родимая,

                       Ты нашла меня.

        В «Детский альбом» также вошли пьесы «Жуткий детектив», «Весёлый марш», «Страшилка», «Королевская охота».

Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь» продолжают альбом:

  1. «Емеля на печке едет»
  2. «Прогулка»
  3. «Вечер»
  4. «Мужичок с гармошкой
  5. «Девичий хоровод»
  6. «Пир на весь мир»

Все произведения этого цикла выдержаны в духе народной музыки.

Четыре пьесы из цикла «Джазовая коллекция» включают в себя произведения: «Кот Василий», «Кэк уок», «Хорошее настроение», «Уличный фокусник» и «Два клоуна».

Сейчас мы с вами прослушаем эти пьесы.

   «Кэк уок» - пуктирный, синкопированный ритм придаёт этому негритянскуму танцу задорный, зажигательный характер.

            «Хорошее настроение» - само название говорит за себя. Непринуждённая мелодия, в которой слышны современные гармонии.

                                          «Солнечный зайчик»

                                     Солнечный зайчик
                                    Запрыгнул в окно,
                                    Солнечный зайчик 
                                    Сказал:
- «О-го-го!»

                                   Я тут же проснулась,
                                   Ему улыбнулась,
                                   Слегка потянулась...
                                   На сердце легко!

         «Уличный фокусник» - ярко выраженное джазовое настроение с синкопированным, капризным ритмом.

                                       

                                          «Уличный фокусник»

                                     Прервав стихи - нельзя иначе -
                                    В окно свисаю головой:
                                    Китаец, фокусник бродячий,
                                    Собрал толпу на мостовой.

                                   Летит в зенит волшебный шарик,
                                   Сверкнув эмалью на лету,
                                   Но меж ребят китаец шарит, -
                                   И шар у мальчика во рту.

                                   Малыш сияет - рад проделке, -
                                   А над толпой, в сиянье дня -
                                  Танцуют медные тарелки,
                                   Краями тонкими звеня...

                                   Сеанс окончен. Без фуражки
                                   Обходит окна чудодей, -
                                   И градом сыплются бумажки,
                                  Дань благодарности людей.

                                   Ушел, согнув хребет устало
                                   (Не шутки фокусы в жару!)
                                   И за четырнадцать кварталов
                                   Увел с собою детвору.

        

        «Первая проталинка» - нежная, мелодически простая мелодия   слышна в этом произведении: как будто первые, нежные лучи весеннего солнца ласкают нашу землю.

                                     

                                 «Утренние стихи» 

 

Как это приятно —
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,

И снова узнать,
Что повсюду — весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!

         «Мама» -  ласковая, нежная музыка, в звуках которой слышны  материнская любовь и материнское  беспокойство. 3-х дольный размер, темповые изменения помогают донести до слушателя это настроение.

От чистого сердца, простыми словами
Давайте друзья потолкуем о маме.
Мы любим ее как хорошего друга
За то, что у нас нею все сообща,
За то, что когда нам становится туго
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становится строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою,
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое,
И просто за то, что она моя мама,
Мы крепко и нежно любим ее!

Четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох» - это:

  1. «Ричеркар»
  2. «Бурре»
  3. «Благородный вальс»
  4. «Галлоп»

        Хочется отметить одно из самых ярких и выразительных произведений «Детского альбома» - «Вечный огонь».

        «Вечный огонь» - скорбно, выразительно и в тоже время певуче звучит это произведение. Ярко передано настроение: боль за погибших и гордость за победу!

«Вечный огонь» на ветру встрепенулся – 
Память о тех, кто с войны не вернулся.
Люди приходят к нему поклониться
И о погибших в боях помолиться.

Летом, зимою, в дождик и снег
Мы у огня вспоминаем о тех,
Кто жизни сложил в самой страшной войне,
Чтоб жили мы мирно в свободной стране.

Вечная память в наших сердцах.
Память о братьях, сынах и отцах!
Память о тех, кто за мир на земле
Остался навечно на этой войне.

        Есть в сборнике и  фортепианный ансамбль - «Куклы Сеньора Карабаса» (фортепианный дуэт: Пачганова Т. В., Носырева Н. Ю.).

        Завершает «Детский альбом» - «Серенада» (в этом произведении слышно лирическое настроение и размеренный ритм, которые подчеркивают характер и настроение).