ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Пачганова Татьяна Владимировна

 «Применение концертмейстерских компетенций студентами на практике в детском саду и школе через приобретение профессиональных навыков концертмейстерского мастерства на дисциплинах «Вокальный класс» и «Хоровое дирижирование и управление хором»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx18.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ ПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ПЦК «Музыкальные дисциплины»

 «Применение концертмейстерских компетенций студентами на практике в детском саду и школе через приобретение профессиональных навыков концертмейстерского мастерства на дисциплинах «Вокальный класс» и «Хоровое дирижирование и управление хором»

Подготовила

концертмейстер высшей категории

Пачганова Т. В.

2019 год

Актуальность темы обусловлена социальной потребностью в профессиональной подготовке выпускника, владеющего концертмейстерскими навыками.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» выпускники колледжа получают квалификацию «Учитель музыки. Музыкальный руководитель».

В требованиях к результатам освоения программы специалистов среднего звена отмечается, что учитель музыки и музыкальный руководитель должен обладать общими компетенциями и профессиональными компетенциями соответствующих видов деятельности.

Работа концертмейстера тесно связана со специальностью «Учитель музыки» и «Музыкальный руководитель», они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, потому что учителя и музыкальные руководители должны обладать теми же знаниями и навыками в работе в музыкально-образовательной деятельности, что и концертмейстер.

Приобретение профессиональных компетенций, а именно, концертмейстерских, что является основополагающим в работе будущего специалиста (учитывая возраст детей, он должен уметь: исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового, инструментального жанров; управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом; аккомпанировать детскому составу исполнителей, аранжировать, читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху), происходит на большинстве дисциплин (теоретических и исполнительских), но и я, как концертмейстер и руководитель практики в детском саду и общеобразовательной школе, передаю свой опыт работы нашим студентам.

На практике, (особенно в школе), студенты учатся применять знания, применяемые в работе с вокалистами, полученные на дисциплине «Аккомпанемент».

Как и с вокалистами, при работе с детьми в вокально-хоровой работе, учитель-практикант должен обращать внимание в начале на раскрытие содержания, с выявления художественного образа и стиля произведения и, исходя из этого, должен найти характер звучания, краску, нюансы и темп произведения. Технические приемы должны быть определены и точно зафиксированы на как можно более ранней стадии: это убережет от вредной практики переучивания.

Так же основными моментами в работе являются обращение внимания на: ритм, динамику, дыхание, фразировку и литературный текст; знание фортепианной партии, обращая внимание на роль вступления, заключения и проигрыша между куплетами.

Не менее простой деятельностью является работа студента-практиканта на занятиях с хором (на практике в школе это – вокально-хоровая студия детей младшего школьного возраста).

Работа учителя (концертмейстера) с хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Он должен овладеть навыками общения с хоровым коллективом, уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Учитель распевает участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. От профессионализма учителя (аккомпаниатора) зависит правильность выбора упражнений для распевания хора; он обязан знать основы дирижерской техники и уметь руководить хором «по руке».

На занятиях хора будущему педагогу (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показывать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. Как и в работе с вокалистами, через показ на инструменте, аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано учитель должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, целостный художественный образ; взять нужный темп, верно распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, учитель, как и концертмейстер на хоре, обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, взятие дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Учитель должен учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, диапазон партий, особенности дыхания, интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень развития слуховых и певческих данных детей, их музыкального мышления, художественного воображения и др.

Музыкальные образы, которые слышит педагог внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест учителя может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений педагога во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Как и участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления, так и работа учителя музыки требует от него умение играть от 2-х строчных и более партитур. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на произведение он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания, предвидеть движение музыкального материала.

Чаще всего перед тем, как выйти к хору с новым произведением, педагог (концертмейстер) знакомится с ним во внеурочное время. Для предварительного ознакомления с хоровым произведением есть своя методика. Здесь сначала рекомендуется сыграть вокальные партии в совмещенном виде на фортепиано, а также ознакомиться с каждой партией отдельно путем интонирования ее голосом со словами. Это необходимо для того, чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения. Естественно, что выиграть буквально все реальные звуки совмещенной партитуры при этом не представляется возможным, поэтому создается собственный рабочий вариант аранжировки.

Овладение концертмейстерским искусством в процессе подготовки будущего учителя музыки формирует общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые профессиональные компетенции.

При прохождении практики в школе (учитывая тему выступления), хочется обратить внимание на некоторые вопросы (сложности).

1. Что касается подачи теоретического материала на уроках, с этим пунктом вопросов не возникает. Используя ИКТ, будущие учителя отлично готовятся, используя как работу с учебниками, дополнительной литературой, так и подачу материала через презентации;

 Вокально-хоровая работа:

2. Школьники мало поют на уроках музыки!

3. Учителя музыки школ выбирают песни «на свой вкус», в основном используя «минусовки», игнорируя работу с фортепиано; выбирают репертуар, не всегда подходящий детям по степени сложности (высокая тесситура, сложный ритм, не поддерживающий мелодию песен аккомпанемент). Это дает «-» на практике и для наших студентов (-приобретение практического опыта).

4. Слабое владение игрой на инструменте студентов-практикантов и методикой вокально-хоровой работы. (По ходу практики я даю советы). Но хочется обратить внимание педагогов музыкального отделения на этот вопрос. Рекомендация: больше времени и внимания обращать на педагогический репертуар в классах «Вокальный класс», «Дирижирование и управление хором» и «Методик» (по дошкольному и школьному музыкальному образованию).

ВЫВОД: Овладение в полном объеме базовыми профессиональными (концертмейстерскими) компетенциями, включающими весь набор знаний, умений и навыков, приобретенными студентами в процессе обучения, поможет выпускникам музыкального отделения уверенно чувствовать себя в профессиональной сфере, а также даст положительный психологический заряд для полноценного раскрытия собственного интеллектуального и творческого потенциала.