Лекция из цикла «Юбилейные даты» посвящена австро-немецким композиторам

Кузнецова Елена Викторовна

Внеклассное мероприятие из Цикла "Юбилейные даты посвящено сразу нескольким композиторам различных эпох, проживавших на австрийской и немецкой земле и прославивших культуру  этих стран своим творчеством.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К презентации

Сегодня наш концерт-лекцию мы решили посвятить 3-м австрийским и немецким композиторам, юбилейные даты которых приходятся на 2019 и 2020 годы.Слайд

В ноябре этого года исполнится 300 лет со дня рождения    Иоганна Георга Леопольда Моцарта (14 ноября 1719- 28 мая1787Зальцбург) — австрийского скрипача и композитора.Зальцбург Слайд Отец и учитель В. А. Моцарта, оказал значительное влияние на творческое формирование выдающегося композитора.

Автор методического труда о скрипичной игре (Аугсбург1756), который долго считался лучшим руководством для изучения игры на скрипке, выдержал не менее десяти изданий и был переведен на французский и голландский языки.

В 1747 году женился на Анне Марии Пертль, которая родила ему семерых детей, из которых только двое остались живы: Мария Анна Вальбурга Игнатия и Вольфганг Амадей. Жена признавала авторитет мужа. Слайд

Для детей Леопольд был идеалом, маленький Вольфганг в детстве говорил: «После Бога только папа». Леопольд играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, писал музыку, был прирожденным педагогом. Среди произведений Моцарта были мессы, кантаты, оратории, инструментальная музыка, много пьес для клавесина и органа, симфонии и пр. Ему также приписывается авторство «Симфонии игрушек».

Историки считают, что «это не симфония, не произведение для детей и сочинено оно не Йозефом Гайдном». Происхождение этого произведения связывается с  немецким городом, центром производства игрушек, само сочинение предназначено для рекламных целей. Считают также, что музыка «Детской симфонии» однозначно принадлежит Леопольду Моцарту, а аранжировка некоему его ученику. Моцарт-отец направил игрушечных дел мастеров к своему ученику и разрешил ему переработать отдельные части своей «Детской симфонии». Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.Слушаем               слайд

Леопольд Моцарт

Петрова Аня 1 кл Бурре d-moll (Корякина Л.И.)

Румянцева Настя 2 кл Полонез C-dur  (Корякина Л.И.)

Бородина Даша 3 кл Бурре e-moll  (Корякина Л.И.)

Слайд

В.А. Моцарт

Терёхина Дарья 1 кл

Концерт № 8 для ф-но с оркестром C-dur, Iч (Конкина Л.Н., конц-р Нагорнова Л.А.)

СлайдВ феврале исполнилось  210 лет со дня рождения немецкого композитораФеликса Мендельсона Бартольди.

Он  родился 3 февраля 1809 года в Гамбургев семье с давними культурными традициями. Слайд

Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. Слайд

Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни.Слайд

По мнению отца Авраама, именно старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыкальном плане. Однако, в то время немыслимым считалось, чтобы женщина делала музыкальную карьеру. Фанни осталась талантливым, но непрофессиональным композитором.

С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения.Слайд

  • В 1811 г. семья переехала в Берлин, где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов — Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер. Слайд

  • В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» — произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. Музыка к спектаклю была так хороша, что ее слушали вне комедии.

Слайд

Впервые "Свадебный марш" Мендельсона прозвучал в 1843 г. на свадебной церемонии принца Тезея и принцессы Ипполиты. Правда, и принц, и принцесса были не настоящие. Они были героями комедии У. Шекспира "Сон в летнюю ночь". Мендельсон создал музыку по заказу прусского короля ФридригаВельгельмаIV. Спектакль с успехом был поставлен в Потсдаме, по всей Германии, в Италии и на родине Шекспира Великобритании. Слайд

С момента написания У. Шекспиром «Сна в летнюю ночь» прошло более 400 лет, но эта пьеса-притча звучит удивительно современно.

Как-то на гастролях в Лондоне на концерте маэстро побывали британские монархи, в том числе совсем юная принцесса Виктория. Слайд

Девочку особенно восхитил "Свадебный марш". Принцесса вспомнила о нем через много лет, когда Мендельсона уже не было в живых.

Настоящую популярность марш обрёл после того, как прозвучал на свадьбе принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха 25 января 1858 года.К своему бракосочетанию принцесса очень тщательно выбирала музыку: к алтарю невеста шла под Торжественный хор из оперы "Лоэнгрин" Вагнера, а по окончании церемонии зазвучали праздничные звуки "Свадебного марша" Мендельсона. СлайдСлушаем марш

В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор».Слайд

11 мая 1829 года в Певческой Академии Берлина прошло первое со времен кончины Баха представление «Страстей по Матфею», под управлением Мендельсона. Впечатление, которое вызвало произведение, было таким мощным, что Академия приняла решение о ежегодном включении его в репертуар. Именно после этого выступления возрождается баховскоедвижение XIX века, а Мендельсон получает мировое признание.Слайд

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм.

Концерт для скрипки с оркестром   ми   минор

В 1832 году  Мендельсон пишет первую тетрадь «Песен без слов».

Им было создано восемь тетрадей пьес. Самую первую из них композитор начал писать еще в 20 лет, в начале своего творческого пути, вдохновившись поездкой по Италии и Швейцарии. СлайдПоследнюю же он завершил всего за два года до своей смерти. Таким образом, две последние тетради были опубликованы уже после смерти Мендельсона.Произведения стали любимы пианистами разных странСлайд

Гаврилова Вика    Ф. Мендельсон Песня без слов E-dur  (Нагорнова Л.А.)

  • В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе.  Слайд

Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. Слайд В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию. Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы.Слайд

В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах.

  • Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет. Слайд

          Ровесником Мендельсона был Шуман Роберт Александер (1810—1856– ещё один немецкий композитор.Слайд

Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. СлайдЗанятия музыкой начал с семи лет.СлайдПервые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Слайд

В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Фридрихом Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого стал особенно интенсивно писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.Дом Шумана Слайд

В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации  на тему Abegg» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндлеров» (1837 г.; вторая редакция, под названием «Давидсбюндлеры», появилась в 1851 г.). А 1838 год принёс сразу несколько шедевров: «Детские сцены», «Крейслериану», «Новелетты».

Орехов Алексей Фантастический танец из сборника «Листки из альбома»  (Шилова Т.Л.)

В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке.СлайдЭтот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» - свадебный подарок Кларе. В счастливой семье родилось 8 детей.СлайдНебольшое произведение, сочинённое ко дню рождения старшей дочери, положило начало «Альбому для юношества», завершённому в сентябре 1848 года. Первоначально он был назван «Рождественским альбомом для детей», а во втором издании – «Альбом для юношества» и вышел с приложением знаменитых «Жизненных правил для музыкантов».Слайд

«Альбом для юношества»

 Черемисина Ксения «Смелый наездник» (Каштан Е.В.)

Малушенко София Р. Шуман  «Первая утрата» (Седых Г.И.)

Бубнов Костя  Р. Шуман «Дед Мороз» (Мисюрёва Н.В.)

Добрянская Дарья «Воспоминание» из «Альбома» (Конкина Л.Н)

Обращался Шуман и к симфонической музыке. Он - автор четырёх симфоний (1841, 1846, 1850, 1851 гг.). Для солистов, хора и оркестра были созданы оратория «Рай и Пери» (1843 г.), опера «Геновева» (1848 г.), «Реквием по Миньоне» (1849 г.; Миньона — персонаж романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»), и др.Слайд

Епихин Иван, Бурлаков Роман

Венецианская песня соч. 25 (Корякина Л.И.)

Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице.

Скончался 29 июля 1856 г. в Энденихе   близ  Бонна.

Парфёнов Даниил,   Гусев Максим Р. Шуман  - К. Дебюсси  

(обработка для 2-х ф-но) Этюд в форме канона №3