«Некоторые психологические и педагогические вопросы в работе преподавателя ДМШ»

«Некоторые психологические и педагогические вопросы в работе преподавателя ДМШ»

 

 

План:

 

  1. Вводная часть.

Речь преподавателей в обучении и воспитании учащихся ДМШ.

  1. Основная часть.
  1. Задачи музыкальной педагогики.
  2. Музыкальное воспитание, как одна их центральных составляющих эстетического воспитания.
  3. Музыкальное воспитание, как средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики обучающихся.
  1. Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nekotorye_psihologicheskie_ped._voprosy.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

«Районная школа искусств»

«Некоторые психологические и педагогические вопросы в работе преподавателя ДМШ»

Доклад к педагогическому совету

Преподаватель О.А. Слободскова

п.г.т. Октябрьское

«Некоторые психологические и педагогические вопросы в работе преподавателя ДМШ»

План:

  1. Вводная часть.

Речь преподавателей в обучении и воспитании учащихся ДМШ.

  1. Основная часть.
  1. Задачи музыкальной педагогики.
  2. Музыкальное воспитание, как одна их центральных составляющих эстетического воспитания.
  3. Музыкальное воспитание, как средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики обучающихся.
  1. Заключение.

Музыкальные школы накопили богатый опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять формы и методы, технологические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Проблема развития творческого потенциала ученика, воспитание человека-творца стоит очень остро в нашем обществе. Главной задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника, но и формирование развивающейся личности в развивающемся мире.

Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно высока. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», утверждал Асафьев.

Многие ученые и педагоги-музыканты признают важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным.

Музыкальная школа должна выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение с листа. Но развитие и образование, ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть собственной деятельностью. Это средство одновременно результат образования.

Задачи, поставленные перед современной педагогикой требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами-музыкантами.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Он играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции.  

Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила традиции русской исполнительской культуры. Однако нужно внести в них свои коррективы. Методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требования современности. Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связана с творческой инициативой.  Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью.

Творческая деятельность зависит от педагогической направленности его личности, от его профессиональных знаний. Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика», - говорил А. Шнабель, австрийский пианист и педагог. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Задача педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития музыканта.

Понятие «педагогика» включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие. Учебный процесс в ДМШ должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащегося любви к музыке и расширению его общемузыкального кругозора.  

В. Сухомлинский писал: «ТО что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему прошлому, уродливому». При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему удается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащенную радость в результате преодоления каких – либо трудностей. Неразрывная связь всех педагогических понятий является основной функцией музыкальной школы.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека. Истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути совершенствования. Как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет свою полноту ответственности за духовную жизнь детей.

«Настоящее, прочувствованное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыки, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащегося, его чувства и мысли», говорил Д. Б. Кабалевский.

Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили». Методика, прежде всего, стремится раскрыть общие закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя музыки. Ее основной задачей является пробуждения творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирования системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики.

Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков; возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащихся. Современная методика предусматривает связь учебного материала музыкальной школы с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирования их духовной культуры. Преподавателям предоставляются широчайшие возможности применять свои знания, опыт и педагогическое умение для всестороннего развития учащегося.  

Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Важно в процессе обучения воспитать у ученика дисциплину труда и организованности, необходимые волевые качества. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действия, а поэтому цель должна быть осознанна и ясна.

Отдаленная цель – научить играть – не может быть стимулом для ребенка, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами необходимо проходить и легкие пьески, которыми ученик легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучать преодолевать трудности. В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерности психики ребенка. Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности: наблюдение, беседа, эксперимент.

Известно, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие, и если педагог разбирается в психологических особенностях, типах нервной системы, то ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей. Деятельность преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом. Учащиеся от поколения к поколению меняются, и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы соответствующих методов и форм преподавания. Так и сам педагог, и его работа изменится на протяжении жизни. Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог, прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и доброжелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

Важно наладить психологический контакт с учащимся, не делая скоропостижных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и тому подобное. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимся и педагогом. В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учеником и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача так организовать обучение, чтобы учащийся усваивал содержание, успешно и гармонично развивался.

Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач. Одна из важных и трудных особенностей художественной, в частности музыкальной педагогики - это выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Педагог должен научить ребенка не только играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею, сочетать в своей работе воспитание и обучение.

Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает плоды лишь спустя некоторое время. Естественно, что содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться понимание того, к чему готовить ученика: предвидением, хотя бы в общих чертах, характера его будущей деятельности, а так же целей и задач, которые будут стоять перед учеником к моменту окончания музыкальной школы.

Список литературы:

  1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика. Л., 1964