Сценарий музыкальной гостиной «Мистер Джаз»

Зенченкова Виола Георгиевна
 познакомить учащихся начальных классов с понятием «джаз»;  дать представление детям о характерных чертах джазовой музыки;  развивать образное мышление и обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;  дать возможность учащимся инструментального отделения проявить свои творческие и исполнительские возможности;  воспитывать интерес и любовь к музыке;  способствовать созданию у учащихся хорошего настроения и положительных эмоций.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Международный педагогический конкурс «Арт-сценарий»

Сценарий музыкальной гостиной

«Мистер Джаз»

Зенченкова Виола Георгиевна

преподаватель

муниципального образовательного учреждения

 дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

г. Железногорск

Курская область

Пояснительная записка

Целевая аудитория:  учащиеся 1-3 классов ДШИ и ДМШ

Место проведения мероприятия: концертный зал

Цель мероприятия: кратко познакомить учащихся с историей возникновенияджаза; совместить это мероприятие с проведением класс-концерта на инструментальном отделении.

Задачи:

  • познакомить учащихся начальных классов с понятием «джаз»;
  • дать представление детям о характерных чертах джазовой музыки;
  • развивать образное мышление и обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  • дать возможность учащимся инструментального отделения проявить свои творческие и исполнительские возможности;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке;
  • способствовать созданию  у учащихся хорошего настроения и положительных эмоций.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация; звукозаписи джазовой музыки.

Зал (кабинет) тематически оформлен. Подготовлено оборудование для просмотра презентации.

Слайд 2.

В зале звучит джазовая музыка.Приглашенные дети и взрослые занимают места.

Ведущая:        Несет волнами радость саксофон

В ответ на вызов дерзкого рояля.

Труба с гитарой вторят в унисон,

Даря прохладу летнего мистраля.

И вдруг вступает голос с хрипотцой,

И чувственностью обжигает кожу.

Начальных нот напев, как бы с ленцой,

Перерастает в страстный звук..., до дрожи…

Эти слова, ребята, посвящены джазу, пожалуй, самой необычной музыке. А еще джаз называют музыкой необыкновенной, потрясающей, несравнимой. А что мы знаем о джазе? Попробуем сегодня, хотя бы, немного разобраться в этом. И главными помощниками в этом путешествии будете вы сами, ребята, потому что вы будете исполнять музыку, очень схожую с джазом…

Слайд 3.

Звучит музыкально-ритмическая композиция «Регтайм» муз.С. Джоплина. По окончании музыкального произведения в зал входит Мистер Джаз.

Мистер Джаз:        Приветствую вас всех, мои друзья!

Прошу садится, не стесняясь!

Зовут меня все Мистер Джаз!

Сегодня в королевстве я – хозяин!

Ведущая:Какое у Вас необычное имя, Мистер Джаз! Расскажите,пожалуйста,что оно значит.

Мистер Джаз: С удовольствием! Началась моя история далеко в Америке.Когда-то очень давно на больших кораблях привезли в Америку африканских негров-невольников.Оторванные от родины и разлученные с близкими,изнемогавшие от непосильного труда,черные невольники находили утешение в музыке.Негры удивительно музыкальны.В редкие часы отдыха,негры пели и аккомпанировали себе,хлопая в ладоши,ударяя по пустым ящикам,жестянкам и всему,что находилось под рукой.В начале, это была настоящая негритянская музыка, та,которую они привезли с собой из Африки.Но шли годы и негритянские музыканты стали забывать музыку своих предков. Они стали исполнять музыку белых,но на свой лад – ритмично и свободно.Появились негритянские оркестры.Но бедные негритянские музыканты не знали нот,они пели и играли по слуху.Так же по слуху и сочиняли музыку.Так появилась новая оркестровая музыка – ДЖАЗ. Особенность джаза – импровизация.Импровизировать – это значит играть и одновременно сочинять без предварительной подготовки,тут же исполнять сочиненное.

Ведущая:А теперь давайте послушаем замечательную джазовую музыку.

Звучит пьеса «Мечты за фортепиано» Г. Геумана в исполнении учащейся школы.

Спасибо Вам, Мистер Джаз, за интересный рассказ. Джаз в переводе с французского слова «жазе» – означает «трещать», но возможно и слово африканского происхождения –«волновать». Джазовая музыка такая веселая,ритмичная и зажигательная,что мы сейчас попробуем ее исполнить.

Мистер Джаз:Что ж,давайте сыграем вместе.У меня есть для вас замечательные джазовые инструменты.(Зрителям раздают различные шумовые инструменты,показывают приемы игры на них).Давайте импровизировать,т.е. сразу сочинять новый ритм и исполнять его.

Слайд 4 «Джазовый оркестр».

Звучит джазовая музыка и зрители играют.

Ведущая:Вот у нас получился настоящий джазовый оркестр!

Мистер Джаз: Вначале джаз исполняли на фортепиано,а затем джаз стал звучать в оркестрах.

Ведущая:   Ребята, а кто из вас знает инструменты джазового оркестра?

        Дети называют известные им инструменты, ведущий дополняет их ответы.

Слайд 5 «Инструменты джазистов».

Ведущая: Верно, это труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные: барабаны, тарелки.Также хорошо вписывается в джазовый оркестр и скрипка.

Ведущая: Мистер Джаз, а давайте еще поимпровизируем!

Мистер Джаз:С удовольствием! У меня есть карточки с инструментами джазового оркестра….Я буду показывать инструменты,а вы будете поднятием карточки сигнализировать, является ли этот инструмент джазовым.

Проводится музыкально-дидактическая игра.

Ведущая: Ребята, сейчас вы закроете глаза и послушаете одну мелодию.Что вы представляете под эту музыку?

Звучит песня «Take the atrain» оркестровая версия Дюка Эллингтона.

Ведущая: Да это похоже на поезд!Барабан воспроизводит звучание стука колес о рельсы,а труба имитирует свисток.В этой песне новый поезд курсирует до Гарлема, района Нью-Йорка, известного как место поселения афроамериканцев и тесно связанного с джазом.

Ведущая: Ритмы джаза особенно хороши для передачи движения поезда или автомобиля.И сейчас мы послушаем пьесу О.Питерсона «Старый автомобиль» в исполнении дуэта учащихся.

        Дуэт учащихся исполняет пьесу.

Ведущая: Мистер Джаз,а что такое блюз?

Слайд 6 «Блюз».

Мистер Джаз: «Блюз» в переводе означает «тоска».Свои заунывные песни-плачи пели рабы-невольники,которых везли в Америку и продавали в рабство.В этих песнях и тоска по Родине,прощание с родными местами иблизкими людьми.

Ведущая:И сейчас мы послушаем, как звучит блюз.

Звучит пьеса «Блюз» М. Шмитца в исполнении учащейся школы.

Мистер Джаз:При исполнении джаза творческая энергия проявляется в концентрированном виде, что особенно ощутимо в регтаймах, что в переводе означает «рваное время». Регтайм получил сенсационный успех и распространился в XX веке. Он стал «золотой классикой» джаза. Королем регтаймов заслуженно считается композитор и исполнитель Скотт Джоплин.

Слайд 7 «Регтайм».

Ведущая:Рэгтайм  известен как стиль игры на фортепиано, которое трактовалось как ударный инструмент. Пианист переносил на фортепиано приемы игры на банджо, подчеркивая и утрируя их. Левая рука пианиста держит устойчивый ритм, а мелодия в правой руке то лихо подскакивает, то озорно подпрыгивает, то шаловливо переступает.

Звучит пьеса М. Шмитца«Микки-Маус»в исполнении учащейся школы.

Мистер Джаз:Разновидностью регтайма можно считать танец «буги-вуги», который  пришел с юга Соединенных Штатов Америки. Его законы – неизменный рисунок в левой руке, обычно с акцентами на первой и четвертой долях, а в правой руке – импровизация мелодии при непрерывной смене ритмического рисунка.

Слайд 8 «Танец».

Звучит пьеса М.Шмитца «Оранжевые буги» в исполненииучащейся школы.

Ведущая:Но джазовая музыка бывает не только инструментальной,но и вокальной. Сейчас вы услышите «Сомертайм» из оперы «Порги и Бесс»
Джорджа Гершвина.

Звучит «Hello, Dolly»  в исполнении Луи Армстронга(видеофрагмент).

Слайд 9.

Вокальный ансамбль исполняет произведение Я.Дубравина «Джаз».

Ведущая: Джаз был и есть очень яркое явление, благодаря грамзаписи он стал популярен не только в Америке, но и во всём мире. Ведь джаз является могучим стимулом жизни. Я надеюсь, что и наши ученики заинтересуются джазом. Играйте, записывайте и слушайте эту музыку! До новых встреч в концертном зале!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им . И.Я. Яковлева» Центр АРТ-образования Международный педагогический конкурс «Арт-сценарий» Музыкальная гостиная «Мистер Джаз» Зенченкова В.Г., преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования “ Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве ” г. Железногорск Курская область