О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Панчешная Ирина Александровна

Данная статья описывает некоторые современные вокальные методики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pancheshnaya_i.a.docx21.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

И.А. Панчешная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  Детский Дом культуры г.о. Тольятти

Очень многие в наше время хотят научиться петь. Учиться вокалу хотят все и всегда, вне зависимости от возраста и рода деятельности. Ни для кого не секрет, что педагог по вокалу – очень востребованная профессия. На каждого ученика найдется свой педагог. На сегодняшний день существует много различных методик обучения вокалу.

Методика – это целостная система, в идеале приводящая к ожидаемому результату – умению петь свободно, так утверждают авторы, но на самом деле существует ряд различных проблем, связанных с обучением по этим методикам. Рассмотрим основные из них.

К большинству методик прилагается аудио-пособие, которое должно послужить примером для обучения. Но, к сожалению, многие аудио-примеры не всегда соответствуют предлагаемой методике, например, на мой взгляд, аудио-приложение к методике Сета Риггса.

Сет Риггс - великий педагог, разработавший методику «пения в речевой позиции».  Методика Сета Риггса помогла стать знаменитыми таким людям как Майкл Джексон, Хулио Иглесиас, Джанет Джексон, Мадонна, список имен можно продолжать и продолжать, автор этой книги работал над сотнями актеров и певцов всех музыкальных направлений.

«И секрет заключается в приеме, который называют «пением в речевой позиции», - пишет далее Сет Риггс. Что же такое речевая позиция? Имеется в виду позиция всей голосовой системы нашего организма, в тот момент, когда мы говорим. И она, по Риггсу, должна быть такой же, когда мы поем. Но тут следует иметь в виду, что во время речи гласные произносятся широко, плоско.

А как при пении? Можно сказать, что в ярко выраженной «речевой позиции» поют китайцы, японцы, корейцы. Но, конечно же, не мировую классику, а свои национальные песни. И голос у них звучит при этом плоско. Но если нам, европейцам, петь так же широко и плоско, тогда, совершенно очевидно, будет страдать красота певческого голоса. Сет Риггс далее подчеркивает, что суть приема «пения в речевой позиции» в том, что гортань находится в таком же положении, как и во время речи.

В своих аудио-упражнениях он демонстрирует только академических певцов, которые берут крайние высокие ноты, при этом четко слышится головной резонатор, и совсем не ясно, причем тут речевая позиция. Хотя основная задача – развитие «связанного голоса», т.е. микста - этими упражнениями достигается. Микст (от лат. mixtus — смешанный) — регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

В конце своей книги Сет Риггс отвечает на вопросы. И, конечно, часто лукавит. Певцам он, действительно, помогает.  Но его методика — не панацея.

«Действительно ли петь так просто?» — спрашивают Риггса.

«Да!»,  — утверждает Риггс.

Действительно  «да, просто». Если петь плохо. А для отличного пения одной методики Риггса недостаточно. 

Вопрос: «Что вы можете сказать о дыхании?»

Ответ Р.С.: «Важность дыхания во время пения довольно длительное время слишком преувеличивалась. Правильное дыхание является побочным продуктом правильной техники пения. Не следует специально заниматься дыханием».

Вопрос правильного дыхания — первоочередной при постановке голоса! Начинающий певец должен выполнять специальные упражнения на управление дыханием, и только потом этот процесс частично автоматизируется мозгом. Но избавиться от необходимости контролировать дыхание, особенно, при исполнении высоких нот, — не получится. 

Вопрос. «Мой педагог говорит, что во время пения мне следует утрировать артикуляцию. Якобы это сделает звук более чистым».

Ответ Р.С.: «Если вы поддерживаете звукоизвлечение в речевой позиции, вам нет необходимости утрировать вашу артикуляцию».

Нужно учиться самостоятельно определять качество своего исполнения, записывая и прослушивая звучание своего голоса.

Риггс занимается методикой второго плана. Ему нужны певцы с голосами, когда-то уже прошедшие обучение. Он успокаивает их, что петь громко не надо, перенапрягаться не надо, будем петь очень просто. 

Слабость же методики Сета Риггса состоит в том, что она построена на отдельных приемах — как правильных, так и ошибочных. И одна из серьезных ошибок в том, что не различаются типы певческих голосов.

В некоторых методиках слабо прослеживается линия от простого к сложному, между упражнениями нет связи. Это находит отражение, с моей точки зрения, в методике Ариадны Карягиной.

Карягина А. В. - певица, вокальный педагог, фонопед - является педагогом эстрадного и джазового пения Эстрадного Отделения СПб Музыкального училища им. М. П. Мусоргского с 1988 года, а также является автором методики постановки, развития и коррекции певческого голоса «Возвращение к голосу». 

  В методике А.В. Карягиной не прослеживается четкая логика между упражнениями, в которых сначала сделан акцент на накачивание диафрагмы, затем следуют дикционные упражнения, и сразу «внезапной модуляцией» - полная импровизация ученика. Замечу, что в обучении не каждого вокалиста это возможно.

Хочется также отметить пособие Олега Степурко «Скэт-импровизация». Это книга уникальная в своем роде. Единственное в России пособие, адаптированное и переведенное для полноценных занятий импровизацией с эстрадно - джазовыми вокалистами. В его основе вокальная школа певицы и педагога «Джонни Митчелл». Эту авторскую методику не найти в музыкально-джазовых колледжах, библиотеках, магазинах США, т.к. это является своего – рода «ноухау» педагога - автора, и не подлежит к распространению и коммерческому использованию. Существовала лишь одна копия этой методики на старой кассете, привезенной в 90-х годах одной ученицей из Америки в Россию. Кассета - носитель давно устаревший, к тому же она была специально испещрена различными шумами и браками.

Олег Михайлович проделал огромную работу, чтобы расшифровать более 500 испорченных записей. Более того он разобрал и адаптировал «невнятную» английскую артикуляцию, скэтовые фразы.

В конечном итоге его работа состоит из книги, которая включает в себя: различные лекции, методики, нотные примеры, статьи, разборы, анализ песен и т.д.

Это большой шаг и вклад не только в методику «джазового вокала» и в «основы вокальной импровизации», но и в преподавание с помощью современных технологий, что на сегодняшний день становится особенно актуальным и востребованным в музыкально-педагогической деятельности.

Самая распространенная проблема методик обучения вокалу на сегодняшний день – это очень большое количество неэффективных, но очень популярных, особенно в интернете, учебных пособий («самоучители», «экспресс-курсы», пособие «Как стать звездой» и т.д.). Большинство из них выпускается исключительно с коммерческой целью, с целью пиара автора, а этим данные методики наносят большой вред начинающим вокалистам, которые им слепо доверяют.

Нотные примеры здесь подобраны спонтанно, бессистемно, нет опоры на классику эстрады, тем более нет взгляда опытного, профессионального педагога на основные вокальные проблемы. Распевки в данных пособиях могут отсутствовать вообще. Так, например, отсутствуют распевки и в учебных пособиях Дмитриева Л.Б., Морозова В. и других известных отечественных авторов, изучающих тайны вокальной речи. Остается надеяться только на опыт ведущего нас педагога и на творческие встречи, мастер-классы и круглые столы, которые проводятся на современных вокальных конкурсах и фестивалях.

При работе с учащимися, я использую элементы из всех трех вышеперечисленных методик, а также   образцы - распевки педагога Елены Захаровой (джазовая певица, педагог, руководитель Арт-студия Театра эстрады г. Екатеринбург), Ларисы Семиной (Доцент, ведущий педагог по вокалу кафедры МИЭ г. Владимир, Заслуженный работник культуры РФ.), вокально-джазовые упражнения для голоса В.Ровнера. В работе с детьми использую распевки педагога и композитора Льва Хайтовича (например, распевки – стандарты, распевки – хиты).

Начинать обучение вокалу нужно с постановки дыхания и  распевки, весь учебный материал должен отбираться по возрастным и индивидуальным данным, от простого к более сложному, для этого необходимы занятия с педагогом, который выстроит последовательность развития в обучении.

Задачи, поставленные перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными навыками. Распевка – это основа постановки голоса, фундамент исполнительского мастерства, самое уязвимое место в вокальной педагогике. Именно поэтому я считаю актуальным исследование ее методологических основ и перспективность ее изучения в методике обучения вокалу.

Литература

1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. – 368 с.

2. Карягина А.В. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих / А.В. Карягина. – М.: Планета музыки, 1987. – 48 с.

3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. –  М.,: Просвещение, 1987. – 95 с.

4. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. –  Л.,: Наука, 1987. – 204 с.

5. Риггс С. Как стать звездой / С. Риггс. –  М., 2000. – 102 с.

6. Степурко О. Скэт-импровизация / О. Степурко. –  М.,: Камертон, 2006. – 78 с.

7. Ховард Э. Вокал для всех: Техника пения / Э. Ховард, Х. Остин. – М.,: Хобби - Центр, 2007. – 64 с.