Музыка Родного края

Надежда Геннадьевна Крапивенцева

В данном классном часе рассматривается значение Родины в жизни каждого человека; имеет целью формирование и воспитание чувства патриотизма; воспитание любви к месту, где ты родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка Родного края28.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Бурятия – Родина моя"

Класс – 6 класс

Дата проведения:  27  января 2020г

Цели: показать значение Родины в жизни каждого человека; способствовать формированию и воспитанию чувства патриотизма; воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:

Метапредметные:

  • сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя оборудование и приемы, соответствующие требованиям;
  • сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

  • формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формировать гуманистические и ценностные ориентиры (усиление патриотических качеств личности, привитие чувства любви к своей Родине, воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа).

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная
Методы и приемы: мультимедийный (презентация), метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, «мозговой штурм» проектная деятельность.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
  • аудиозапись гимна РФ;
  • аудиозапись песен
  • карточки с перепутанными пословицами;

Ход классного часа

Слово воспитателя:

Здравствуйте ребята!

- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Как будет звучать тема нашего занятия?»

 Лиза К.   Мой край родной! Бурятия родная!

Красивее тебя нет ничего на свете!

Живу в природе я родного края,
Жить будут здесь мои родные дети!
Красивее природы не сыскать,
В тебе хранится полыхающая слава
И ты смогла в земле своей зачать
Прозрачность шумных вод Байкала!
 .

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Бурятия – Родина моя!                                                   Исполнение песни «Бурятия моя.»( видео ролик)

Ребята, а что значит для вас слово «Родина»?

(ответы детей)

Слово учителя: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА»?

На экране слайд со словом «Родина». Дети должны подобрать ассоциации к каждой букве.

Например:

Р - родной

О - отважный

Д - добрый

И - интересный

Н - надёжный

А – активный

 Улан Удэ Это наша столица наша Родина.

 Исполнение песни  «Мой город Улан Удэ ( Видео клип)

Учащиеся разделены на 2 группы.

Ребята, сегодня вы будете работать в группах.

Слово учителя:

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине выражена не только в стихах и рассказах, но и в пословицах и поговорках:

Игра «Собери пословицу».

Сейчас я предлагаю сыграть в игру. Каждая группа получит пословицы о Родине, но пословицы рассыпались. Ваша задача их собрать и объяснить их смысл.

1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.Всякому мила своя сторона.

4.Где родился, там и пригодился.

5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.

6.Кто за Родину горой – тот истинный герой. 

Молодцы, ребята.

Нашу республику по праву можно назвать самой удивительной. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

2. Этап построения проекта и решения проблемы.

«Мозговой штурм».

  1. Из каких цветов состоит флаг Бурятии? (синий, белый, жёлтый)
  2. Назовите традиционное жилище бурят. (юрта)
  3. Какой танец исполняет выигравший в национальной бурятской борьбе? (танец орла)
  4. Какой из крупнейших в России музеев под открытым небом находится на территории Бурятии?(Этнографический музей народов Забайкалья).
  5. Какой крупнейший буддийский центр России находится в Бурятии? (Иволгинский дацан)
  6. Какие народные праздники бурят вы знаете? (Сагаалган и Сурхарбан.)
  7. Что за праздник Сагаалган? (Встреча Нового года по лунному календарю).
  8. Когда отмечается праздник Сагаалган? (зимой)

Ребята а как вы думаете можно ли выразить любовь к Родине в звуках?

Ответ детей

У каждого народа свой колорит звучание и конечно свои национальные инструменты

Посмотрите, как называется этот инструмент? (показ хура)

С древних времен наиболее распространенным и практике народного музицирования является струнный смычковый инструмент хур. Игра на струнных смычковых инструментах соответствует восточному идеалу музицирования, в основе которого лежит вокальное одноголосие, высокоразвитое искусство импровизации. При игре хур держат вертикально, опирая его на колени. В прежние времена хур был двухструнным, чаще квинтовой настройки, его четырехугольной формы корпус делался из кожи или дерева. На современном хуре четыре струны, корпус изготавливается из дерева. Это традиционный инструмент певца-сказителя. Но встречались и различные наигрыши на хуре, в том числе и инструментальные пьесы изобразительного характера, включавшиеся в улигерное повествование. В оркестре бурятских народных инструментов хур является ведущим инструментом. Разновидностью хура является хучир, отличающийся формой корпуса-резонатора и, как следствие, тембром, который имеет серебристый оттенок.

Видео (игра на хуре)

Чанза (шанза) - трехструнный щипковый инструмент, имеющий своеобразный, дребезжащий тембр. В Бурятию пришел из Монголии. Одна струна - мелодическая, жильная, остальные - бурдонирующие, стальные. Оригинален внешний вид чанзы - длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом - резонатором, обтянутым кожей. Чанза также была подвергнута реконструкции - добавлена четвертая струна, разработано несколько разновидностей инструмента.

Видео (чанза)

Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий гусли. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов, как Востока, так и Запада. Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах.

Игра на инструменте Бадмаевой А

Ребята а как вы думаете как появилась музыка? Кто ее создал?

Конечно народ. Песни передавались из поколения в поколения :колыбельные песни, трудовые. До 20 годов была народная музыка. После  20 годов в Бурятии стали открываться муз. школы, муз курсы профессиональный муз техникум. В 24 году был создан муз гос. духовой оркестр и впервые в Бурятии была исполнена бурятская музыка в основе было 10 народных песен. В 30 годы уже было 100 коллективов худ. самодеятельности. В 1939 году появился 1 оркестр бурятских народных инструментов ( 80 музыкантов. В 1940 ГОДУ  БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ПЕРВАЯ БУРЯТСКАЯ ОПЕРА ЭНХЭ БУЛАТ БАТОР

В1942 ГОДУНА БАЗЕ ОРКЕСТРА БУР.НАР. ИНСТРУМЕНТОВ БЫЛ СОЗДАН АНСАМБЛЬ ПНСНИ И ТАНЦА Байкал

Видео (танец «Байкал»)

Появлялись бурятские певцы, танцоры, музыканты и, конечно, нужен был муз репертуар требовалась музыка произведения кто же для этого нам нужен. (Композитор) На протяжение этих лет воспитывались композиторы В Ленинградской, Свердловской консерваториях обучались молодые  люди, Молодые композиторы стали изучать нар песни, сказания и сочинять музыку. Так возник союз композиторов Бурятии.

Бау Ямпилов до сих пор в репертуаре его произведение» Красавица Ангара» написано им 1959 г

Дандар Аюшеев музыкальный гуманитарный лицей носит имя он написал много симфонических произведений.

 Жигжит Батуев Балет «Во имя любви» в 1958 году

Виктор Усович пишет в разных жанрах .он так же написал музыку к детским сказкам Репка Принцесса на Горошине Он много лет был руководителем бурятской гос филармонии, 7 лет назад нашей школе он подарил песню на слова Исугея Сындуеева  «Куст и трио Крылья и Андрей Мурашев» исполняли эту песню Давайте послушаем его Песню «Куст»

А кто же написал гимн Бурятии?(Анатолий Андреев)

Анато́лий Андре́евич Андре́ев (1941—2004) — бурятский композитор и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1983), заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Автор музыки гимна Республики Бурятия

Родился в 1941 году в Улан-Удэ. В 1963 году окончил Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где учился у ведущих бурятских композиторов Д. Д. Аюшеева, Ж. А. Батуева и Б. Б. Ямпилова

Анатолий Андреев, вместе с поэтом Дамбой Жалсараевым, написал «Песню о родной земле», более известная в народе как «Таёжная, озёрная, степная».

В 1994 году был объявлен конкурс на создание государственного гимна Республики Бурятия. Среди прочих произведений была выдвинута и «Песня о родной земле». Специальная комиссия признала это сочинение лучшим из представленных работ[2]. Гимн принят Законом Республики Бурятия «О Государственном гимне Республики Бурятия» от 20 апреля 1995 года