План профориентационной работы

Нарышева Татьяна Георгиевна

План

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proforientatsii.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План профориентационной работы

Содержание:

  1. Особенности профессиональной ориентации обучающихся
  2. Основные направления профориентационной работы в ДШИ
  3. Цель и задачи
  4. Содержание  плана
  5. Критерии и показатели эффективности
  6. Заключение

Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.

Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.

Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективам ДШИ необходимо:

помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;

научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;

сформировать положительное отношение к своему труду.

Основными направлениями профориентационной работы в ДШИ являются:

  • профессиональная информация;
  • профессиональное воспитание;
  • профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

Федеральным законом №145 – Ф3 предусмотрена реализация в ДШИ Дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможному продолжению образования в средних и высших учебных заведениях».

Такое выявление наиболее перспективных учащихся, их ранняя профессионализация, должна происходить уже в младших классах ДШИ, что даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу ДШИ привело к частичной утрате традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего учебного заведения с ДШИ. Восстановление таких связей, индивидуальная селекционная работа, начиная с младших классов, с привлечением кураторов из музыкального училища, не сразу, постепенно обязательно приведёт к увеличению профессиональноориентированных выпускников музыкальных школ.

Цель профориентационной работы:

  • Создание условий эффективного обучения и развития одарённых детей для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.

Задачи:

  • Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации
  • Оказание ученику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии
  • Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников

Для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективу ДШИ необходимо:

  • помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
  • сформировать положительное отношение к своему труду.

В Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты преподавателей и студентов музыкального училища в школе, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, видеопрезентации отделений, родительские собрания учащихся старших классов с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.

Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии.

Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:

информационная работа в школе,

работа с педагогами,

работа с родителями,

работа с учениками.

Информационная работа в школе

В ДШИ, на видном месте необходимо оформить стенды, которые будут акцентировать внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности или профессии.

Например, стенд «В помощь выпускнику», где ярко, наглядно будет рассказано о достижениях учащихся и преподавателей школы, интересные факты биографий музыкантов, конкурсных выступлений, дальнейшей судьбе выпускников школы, выбравших музыку своей профессией. Разместить адрес сайта музыкального училища, на котором учащиеся школы имели бы возможность познакомиться с работой отделений, успехами студентов на конкурсах, информацией о концертах; может быть телефон постоянного консультанта по профориентации и планированию будущей карьеры, к которому могли бы обратиться с вопросами учащиеся и родители.

Работа с родителями

Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое.

На наш взгляд необходимо:

организовать для родителей цикл лекций по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища;

проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися;

организовать для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.

Работа с учащимися

  • рассказ об обучении в музыкальном училище,
  • проведение классных часов по данному направлению,
  • осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся,
  • проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта.

Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  • систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости.
  • оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в ДШИ

К основным результативным критериям и показателям эффетивности профориентационной работы в ДШИ относятся:

Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии ученик не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации является ясное представление им требований профессии к человеку, потребности общества к данному специалисту.

Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности профессии в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая активность ученика по получению необходимой информации о будущей профессии, пробы своих сил в конкретной области деятельности.

Уверенность ученика в социальной значимости труда, сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.

Степень самопознания школьника. Обоснованность выбора профессии будет зависить от того, насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества.

Наличие у ученика обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.