Методический анализ трудностей и недостатков в исполнении учащимися фортепианных произведений В.А.Моцарта

Шарова Елена Юрьевна
Исполнение фортепианных произведений В.Моцарта необычайно трудно как для начинающего пианиста, так и для опытного музыканта.Исполнительские трудности объясняют стилевые черты. Отличительными особенностями фортепианного стиля В.А.Моцарта являются сочетание вокальной выразительности интонационного строя и инструментальной чистоты письма, необыкновенной ясности и конкретики содержания,изобилия мелизмов,богатства и отточенности формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.analiz_trudnostey_i_nedostatkov_ispolnenii_uch-sya.docx26.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический анализ трудностей и недостатков в исполнении учащимися фортепианных произведений В.А.Моцарта.

      Художественное совершенство музыки В.А.Моцарта вот уже более двухсот лет продолжает изумлять и восхищать практически каждого музыканта. Но исполнение его фортепианных сочинений необычайно трудно как для начинающего пианиста, так и для опытного мастера. Исполнительские трудности объясняют стилевые черты. Отличительными особенностями фортепианного стиля Моцарта являются сочетание вокальной выразительности интонационного строя и инструментальной чистоты письма, необыкновенной ясности и конкретики содержания,  изобилия мелодического богатства и отточенности формы. Образы достигают  почти театральной конкретности. Фортепианная музыка Моцарта очень тесно связана с его исполнительством. Он создавал ее как композитор-исполнитель, преимущественно для себя, а пианистом Моцарт был лучшим для своего времени. Он соединял cantabile и острую отточенность пальцев. В его исполнительской манере проявлялось и блестящее дарование импровизатора. Певучее, льющееся звучание мелодий под пальцами автора было связано с характером моцартовского тематизма, его пластичностью, завершенностью. Фактура его фортепианных сочинений прозрачна, изящна, с тонкой орнаментикой, не утяжеляющей мелодическую линию, а искусно вплетенной в нее. Отдельные приемы изложения как будто найдены за клавиром, привычными движениями пальцев. Пассажи не утяжеляют фактуру, а представляют собой продолжение мелодической линии. Педаль используется достаточно редко, только, чтобы подчеркнуть некоторые моменты, чтобы смягчить сухость звучания.

        Фортепианные сонаты составляют важную часть обучения пианиста. При работе над сонатами возникают серьезные задачи. Одна из них - гармоническое единство элементов, сочетание лирической мягкости, певучести с ритмической активностью. Очень часто ученики при игре теряют один из этих моментов: играют певуче,  но ритмически вяло, и, наоборот, виртуозно, ритмически твердо, но без лирического обаяния. Увлечение быстрыми темпами в ущерб выразительности, статичная игра - еще одна распространенная ошибка учащихся (такая игра рождает ассоциацию  с «просмотром газетных текстов» вместо «чтения интересной художественной литературы» В.В.Пясецкий). Подобная игра, к сожалению, иногда напоминает забег на дистанцию: в первом такте старт, в последнем – финиш. Умение слышать в деталях музыкальную ткань, дослушивать звук до конца, додерживать пальцем каждую ноту мелодии в ее продолжении, ощущать свободное живое дыхание исполняемой музыки, вот средства, которые помогают преодолевать этот недостаток. Кроме того, много полезной информации по этому вопросу ученики могут найти в письмах композитора,  невыносившего чрезмерно быстрой игры,  искажающей качество звучания, нарушающей художественный смысл произведения. А.Г.Рубинштейн сказал однажды: «Знаете ли вы, почему фортепианная игра так трудна? Потому, что она  таит в себе опасность стать либо аффектированной, либо манерной; если же удается счастливо миновать обе эти западни, тогда перед ней возникает новая угроза-оказаться сухой! Истина лежит между этими тремя бедами!» Но преодолеть эти беды и добраться до истины не так то просто. Чрезвычайно важно воспитывать в себе ответственность за точность исполнения не только авторского текста, но и всех авторских ремарок, штрихов, динамических указаний. Приблизительность исполнения учащимися деталей нотного текста, особенно пауз, выдвигает перед ними важнейшую задачу тщательного изучения авторского текста и редакторских трактовок. «Нотный текст, - по словам Н.В.Богдановой, - это шифр, который необходимо разгадать, и если мы это делаем не точно или не полностью, то смысл получается другой».  Но, точное следование авторским указаниям, скрупулезное выполнение всех деталей нотного текста не станет заветным и универсальным ключом, открывающим  все двери, если исполнитель пуст изнутри. Задачи работы над собой, развитие подлинной музыкальности, мышления, индивидуальных особенностей своего дарования  необходимо ставить и выполнять с первых шагов обучения. Не так уж редко встречается  формальное выполнение учениками штрихов и динамических указаний. Это говорит о недопонимании, недопрочувствовании произведения, характеристик тем и образов, неглубокого проникновения в задуманные композитором средства выразительности. Музыкальное произведение для исполнителя должно стать своим, должно быть понято «изнутри»

       Средства выразительности действуют в комплексе, но на первом плане у Моцарта конечно же находится выразительная мелодия, преобладает мелодическое начало («Важнее всегда мелодия в правой руке» В.В.Пясецкий). Если ухо ученика не улавливает интонационной выразительности многочисленных тем и мелодических оборотов, если ученику не хватает чуткости к микроинтонациям правой руки, то на первый план в его исполнении выходят второстепенные элементы и очень часто сопровождение  партии левой руки. В любой классической фактуре от исполнителя требуется разделение сознания на необходимость вести несколько линий одновременно. У Моцарта требуется графическая ясность разных голосов, «оркестровая» выверенность по вертикали, дифференцирование в темброво-динамическом отношении звучания мелодии и сопровождения. В каждой сонате, и не редко, встречаются моменты двухголосия в партиях рук, и не редко, к сожалению,  ученики сводят два голоса в одной руке к одному. Лирическая насыщенность исполнения, очаровательность мелодического языка моцартовских фортепианных произведений во многом зависят от правильной фразировки, правильного прочтения строения мотивов. Очень часто ученикам не хватает ощущения живого дыхания музыки, не хватает осмысленных цезур, доведения развивающейся темы до ее смысловой вершины и деликатных окончаний фраз или мотивов.

       Артикуляционная работа в сонатах Моцарта, пожалуй, самая трудоемкая для учеников. По словам В.И.Ермакова, - «Музыка - это безбрежное море штрихов, но когда я слышу штрих, а не мелодическую линию, то это плохо» Использование штрихов в произведениях Моцарта должно быть для начала  правильно определено (в чем помогают хорошие редакции сонат, например А.Б.Гольденвейзера) и деликатно использовано («Музыка - это не полигон для испытания штрихов; исполнять деликатно, не наступая ногой на характер музыки» В.И.Ермаков). Частая и распространенная ошибка в игре учеников - укороченное стаккато. Четверти стаккато должны играться менее коротко, чем стаккато восьмые. В Andante  или Adagio стаккато вообще не должно быть острым.

       Моцарт довольно скупо выписывал динамику, ограничиваясь «p» и «f», динамические переходы почти не указывал, поэтому перед исполнителем встает очень не простая задача продуманного динамического плана. Примером тщательно выписанной автором динамики и его точных указаний может служить пьеса Рондо a moll (К.511). Очень часто в исполнении учеников границы «f» оказываются бескрайними, «p» же иногда и вовсе не приходится слышать; ускользают от них и основные закономерности моцартовской динамики, а именно: противопоставление «p» и «f» как «свет» и «тень»; смена контрастов является типичной  для Моцарта, ее не нужно сглаживать; sf использовать в значении акцент, сила которого зависит от общей динамики конкретного момента; «f» обозначает не просто громко, а высшую степень душевного накала («Форте – это мощно, объемно, глубоко и т.п., но не просто громко; необходимо омузыкалить форте, сделать его благородным»- В.В.Пясецкий) Моцартовская звучность должна всегда  оставаться благородной, прозрачной, красивой!

      Педализация в произведениях Моцарта не является решающим средством выразительности, хотя и необходима. Тонкая педализация, редкое использование педали для того, чтобы окрашивать те или другие моменты, либо же для того, чтобы подчеркнуть ритмическую выразительность оборота и, конечно же, чуткость в качестве педализации, все эти моменты требуют серьезного воспитания слуха учащихся. Редакторская педаль – это всего лишь ориентир, потому что художественную педализацию как  творческий акт невозможно записать в нотном тексте.

       Заканчивая статью, не могу не вспомнить  стихи  И.Горина:

       «Моцарт! Сын солнца, неуемный садовник, приглашает нас снова в свой сад. Сад цветущий, вечнозеленый, веселящий, влекущий, пьянящий. Где цветут круглый год анемоны, где резвятся стрекозы и ящерицы, а вокруг виноград.

Незабудки и шафраны, тут фиалки, там гвоздики! Но скажите мне, где ж тюльпаны!? Розы где, где лилий лики?

Сад сияет, сверкает, смеется, дождь пройдет – точно манна прольется! Точно манна…но как странно: Где же  рыцари тюльпаны? Лилии где – девы?  Где же розы – королевы, хризантемы, где вы!?

Вдруг, веселием наскучив, среди бела дня в ясном небе тучи, тучи, полные огня. И внезапно расцветают на глазах у вас: розы! лилии! тюльпаны! хризантемы! – странно, странно: все не в добрый час.

Но не бойтесь: дождь прольется – сад встряхнется, встрепенется, словно радужная птица, не жалея краски, засверкает, заискрится!... Анютиными глазками.

Моцарт, Моцарт, Сад под солнцем, неуемный, беззаботный солнцелов – кудесник! Как цветы, чудны твои песни: в пылу цветения вдруг умереть готовы».